Эпоха, лишённая Содержания

                «Глупость – вещь культивируемая! А Культура - умирающая»

                *
                «Искусство сугубо элитарно!»

                (Аксиомы)

                *

                «В конечном счете мы читаем не pади самого чтения, но чтобы познавать.
                Отсюда потpебность в сжатости, спpессованности, плотности пpоизведений,
                котоpые пpиводят человеческую ситуацию во всем ее pазнообpазии к возможно более резкому фокусу;
                дpугими словами, потpебность в кpатчайшем пути»
                «Чтобы pазвить хоpоший вкус в литеpатуpе, надо читать поэзию.
                Дело в том, что, будучи высшей фоpмой человеческой pечи, поэзия не только самый сжатый,
                но и наиболее конденсиpованный способ пеpедачи человеческого опыта»

                (Иосиф Бродский (1940-1996) – «Как читать книгу», 1988)


***

А… я чего-то всё о… Культуре зачем-то говорю.
Сам с собою, впрочем.
Как и всегда.
О том, что это за фраза такая – «Человек Культурный»!?

Было бы лицемерием сказать, что присутствует сожаление или «озабоченность и беспокойство» по поводу «низкого культурного уровня» в обществе.
Есть нейтральный факт.
Есть немая констатация.

Попробуем её сформулировать:

Не просто отдельно взятые персоналии, но огромнейшие «пласты Культуры», целые «Эпохи», представленные художниками – поэтами, музыкантами,
писателями… - мало того, что абсолютно неизвестны, но и недоступны.
То есть всё, что имеет какое-либо значимое Содержание (Contenido, Inhalt, Content...)  - остаётся для миллиардов людей (!) (имеется ввиду сменяющие друг
друга поколения так называемого «простого, «нормального» быдла) просто недоступным, совершенно ненужным и даже каким-то «непонятно для чего существующим».

Вначале давайте честно спросим себя, взрослых, вроде бы как «образованных» (то есть дипломированных практически поголовно) людей –
кого из нижеперечисленных представителей Культуры Языка и обладателей действительно «Смыслов» мы читали, или хотя бы… с фамилией знакомы:

( читая, ставьте галочки против имён, которые не просто «слышали краем уха», а из чьих произведений помните и понимаете хотя бы… одну строфу наизусть! )


Робеpт Фpост - Robert Frost (1874-1963)
Томас Хаpди - Thomas Hardy (1840-1928)
Уильям Байтлер Йейтс - William Butler Yeats (1865-1939)
Эмили Дикинсон - Emily Dickinson (1830-1886)
Томас Стернз Элиот - Thomas Stearns Eliot (1888-1965)
Эдгар Ли Мастерс - Edgar Lee Masters (1868-1950)
Уистан Хью Оден - Wystan Hugh Auden (1907-1973)
Маpианна Муp - Marianne Moore (1887-1972)
Аллен Гинзберг - Allen Ginsberg (1926-1997)
Элизабет Бишоп - Elizabeth Bishop (1911-1979)
Эзра Лумис Паунд - Ezra Weston Loomis Pound (1885-1972)
Райнеp Мария Рильке - Rainer Maria Rilke ( полн. имя - Renе Karl Wilhelm Johann Josef Maria Rilke) (1875-1926)
Геоpг Тpакль - Georg Trakl (1887-1914) - 27 лет прожил всего лишь человек (!)
Питеp Хухель - Peter Huchel (1903-1981)
Готфpид Бенн - Gottfried Benn (1886-1956)
Антонио Мачадо - Antonio Machado y Ruiz (1875-1939)
Луис Сеpнуда - Luis Cernuda Bidоn (1902-1963)
Рафаэль Альбеpти - Rafael Alberti Merello (1902-1999)
Хуан Рамон Хименес - Juan Ramоn Jimеnez (1881-1958)
Октавио Пас - Octavio Paz Lozano (1914-1998)
Ян Якоб Слауэрхоф - Jan Jacob Slauerhoff (1898-1936)
Леопольд Стафф - Leopold Staff (1878-1957)
Чеслав Милош - Czeslaw Milosz (1911-2004)
Збигнев Хеpбеpт - Zbigniew Herbert (1924-1998)
Вислава Шимбоpска - Wis;awa Szymborska (born 1923)
Гийом Аполлинеp - Guillaume Apollinaire (наст. имя - Wilhelm Albert Vladimir Apollinaris de Waz-Kostrowitcki) (1880-1918)
Жюль Сюпеpвьель - Jules Supervielle (1884-1960)
Пьеp Ревеpди - Pierre Reverdy (1889-1960)
Блез Сандpаp - Blaise Cendrars (наст. имя - Frederic-Louis Sauser) (1887-1961)
Поль Элюаp - Paul Eluard - Eugеne Еmile Paul Grindel (1895-1952)
Луи Арагон - Louis Aragon (наст. имя - Louis-Marie Andrieux) (1897-1982)
Виктор Сегален - Victor Segalen (1878-1919)
Анpи Мишо - Henri Michaux (1899-1984)
Хайнц Пионтек - Heinz Piontek (1925-2003)
Константинос Кавафис - (Konstantinos Petrou Kavafis) (1863-1933) 
Йоргос Сеферис - (Geоrgios Seferiаdеs) (1900-1971)
Яннис Рицос – (Jannis (Giannis) Ritsos) (1909-1990)
Мартинус Нейхоф - Martinus Nijhoff (1894-1953)
Фернандо Пессоа - Fernando Antоnio Nogueira Pessoa (1888-1935)
Карлос Друммонд де Андраде - Carlos Drummond de Andrade (1902-1987)
Гуннар Экелёф - Bengt Gunnar Ekelоf (1907-1968)
Гаppи Маpтинсон - Harry Edmund Martinson (1904-1978)
Тoмас (Тумас) Транстрёмер - Tomas Transtrоmer (род. 1931)
Джузеппе Унгаpетти -  Giuseppe Ungaretti (1888-1970)
Умберто Саба - Umberto Saba (1883-1957)
Эудженио Монтале - Eugenio Montale (1896-1981)
Сальватоpе Квазимодо - Salvatore Quasimodo (1901-1968)
Сен-Жон Пеpс - Saint-John Perse (1887-1975)
Аpман Сюлли-Пpюдом - Sully-Prudhomme (наст. имя - Rene Francois Armand Prudhomme) (1839-1907)
Эйхендорф, Йозеф Карл Бенедикт барон фон (Айхендорф) -  Joseph Karl Benedikt Freiherr von Eichendorff (1788-1857)
Клеменс Мария Брентано - Brentano, Clemens Maria (1778-1842)
Эдуард Фридрих Мёрике - M;rike, Eduard Friedrich (1804-1875)
Эpик Каpлфельдт - Erik Axel Karlfeldt (1864-1931)
Фpедеpик Мистpаль - Mistral, Frederic (1830-1914)
Циприан Камиль Норвид - Cyprian Kamil Norwid (1821-1883)

Можно добавить ещё несколько десятков, среди которых:

Шеймас Джастин Хини - Seamus Heaney (род. 1939)
Дидерик Йоханнес Опперман - Diederik Johannes Opperman (1914-1985)
Ричард Уилбер - Richard Purdy Wilbur (род. 1921)
Дерек Уолкотт - Derek Walcott (род. 1930)
Константа Ильдефонс Галчинский - Konstanty Ildefons Galczynski (1905-1953)
Вітезслав Незвал - Vitezslav Nezval (1900-1958)
Роберт Лоуэлл - Lowell, Robert (1917-1977)
Йозеф Вайнхебер - Josef Weinheber (1892-1945)
Леон Диеркс - Leon Dierx (1838-1912)
Хорст Ланге - Horst Lange (1904-1971)
Адриан Роланд Холст - Holst Adriaan Roland (1888-1976)
Хальфдан Расмуссен - Halfdan Rasmussen (1915-2002)
Роберт Уильям Сервис - Robert William Service (1874-1958)
Пауль Целан - Paul Celan (наст. имя - Paul Ancel, псевдоним - анаграмма фамилии) (1920-1970)
Эйс Криге - Mattheus Uys Krige (1910-1987)
Хорст Бинек - Horst Bienek (1930-1990)
Эверт Тоб - Evert Taube (1890-1976)
Жан-Никола-Артюр Рембо - Jean-Nicolas-Arthur Rimbaud (1854-1891)
Теодор Крамер - Theodor Kramer (1897-1958)
Поль Валерии - Paul-Ambroise Valery (1871-1945)



Можно продолжать…? 
Или хватит ?

Естественно, русский зрачок сразу же выхватил несколько русских фамилий.
А особо внимательный приметил Рильке, Элиота, Уолкотта и, возможно, Мачадо.

Но вопрос был о том, «насколько плотно используется творческое наследие перечисленных выше людей, запечатлённое в текстах»?
Ежедневно или один раз - случайно?
Насколько близко их стихи или проза находятся к вашим рукам, глазам и сознанию (будь то книжные полки, столы или прикроватные тумбочки)?
Как часто берутся эти сборники в библиотеках или покупаются?
Или читаются на сайтах Интернета?

И если честный ответ взрослого человека будет отрицательным, то можно без тени сомнения представить реакцию детей и подростков.
Она будет такой:
«Я не знаю… ни одного автора!».

Поэтому, прежде чем задавать своим детям какие-нибудь вопросы о Культуре или о… Смысле жизни и накоплении опыта в ней, нужно представить хотя бы немного,
что представляет собою база знаний современного молодого человека (подростка от 7 до 20 лет, в среднем).

Можно сразу же смело сказать, что, за редчайшим исключением, она представляет собою… абсолютно чистое пространство, скорее - вакуум.
Или, в самых редких случаях, юное существо вспомнит  какого-нибудь… унылого Пушкина (жутко распиаренного персонажа двухсотлетней давности),
чьи бездарные тоскливые строки ни о чём он добровольно тоже… не читал, но частично помнит что-то о сказках и стишках из школьной хрестоматии.
Ибо заставляли зубрить.

Выводы делайте сами…
Но однозначно то, что «вакуумный» подросток вряд ли захочет добровольно взять в руки книгу какого-либо из вышеперечисленных авторов.
Это не произойдёт ни в 25, ни в 40, ни… в 90 лет.
И, соответственно, никогда не произойдёт и того, что будущий родитель захочет вдруг обогатить своих детей библиотекой – хотя бы классики!

Ибо современному «обычному человеку» ничего серьёзного и содержательного не нужно в принципе!
Его интересует только элементарное витальное существование.

*

Были перечислены только… поэты.
Специально для «русского глаза» можно добавить ещё:

Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938)
Анна Андреевна Ахматова (наст. фам. - Горенко) (1889-1966)
Борис Леонидович Пастеpнак (1890-1960)
Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)
Слуцкий Борис Абрамович (1919-1986)
Николай Алексеевич Клюев (1884-1937)
Самойлов Давид Самойлович (1920-1990)
Велимир Хлебников - (наст. имя - Виктор Владимирович Хлебников) (1885-1922)
Маршак Самуил Яковлевич (1887-1964)
Гандлевский Сергей Маркович (род. 1952)
Винокуров Евгений Михайлович (1925-1993)
Шульпяков Глеб Юрьевич (род. 1971)
Кривулин Виктор Борисович (1944-2001)
Ахмадуллина Белла Ахатовна (1937-2010)
Кибиров Тимур Юрьевич (наст. фам. - Запоев, р. 1955)
Седакова Ольга Александровна (род. 1949)
Болдырев Николай Фёдорович (род. 1947)
Куллэ Виктор Альфредович (род. 1962)
Витковский Евгений Владимирович (род. 1950)
Гершенович Марина Иосифовна (род. 1960)
Кенжеев Бахыт Шкуруллаевич (род. 1950)
Бавильский Дмитрий Владимирович (род. 1969)
Цветков Алексей Петрович (род. 1947)


Бродский, Иосиф Александрович (1940-1996) - это фигура номер один в мире поэзии вообще, не только в русскоязычной литературе.

*

А… ещё есть Прозаики.
Есть Композиторы.
Дирижёры и Инструменталисты.
Режиссёры кино и Драматурги.
Актёры и Певцы
Художники и Скульпторы…

Перечислить?

А заодно философов. И представителей мира Науки.

Страниц… десять можно написать сходу. Не думая. Мелким шрифтом.
Ещё двадцать страниц – чуть вспомнив.

Но!
Это всего лишь мой личный персональный background.
Опыт, принадлежащий только мне.
А…каким способом передать его… ребёнку?
Как?


P. S.
 
Сегодня, благодаря Интернету, у подростков нет никакой зависимости от места проживания для получения знаний – всё есть на собственном столе в неограниченном количестве.
(Уже давно нет нужды ехать в библиотеку и сидеть там часами на скрипящем жёстком стуле, переписывая в тетрадь цитаты,
или ждать важной книги в магазине, или перепечатывать на машинке стихи «опальных» авторов. Сегодня доступно абсолютно всё и все).

Кроме поэзии не существует никакого иного средства для выхода за пределы своего ограниченного сознания.
Это аксиома.

Так было всегда.
Так будет даже через… тысячи лет.

Поэзия – единственный ускоритель!


*

6 февраля 2011

***


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.