История одного музея, города, республики
Меня вели через старую часть города, состоящую из купеческих особняков. Первый этаж такого дома — каменный полуподвал, а надстроенный верх чаще всего деревянный. Наверно местный климат долгое время являлся союзником данных конструкций, отчего здания николаевской эпохи смогли увидеть закат Советской власти.
Исторический музей в те годы находился недалеко от реки Урал в одноэтажном здании. Я не могу сказать, что очень люблю ходить по музеям, реальная жизнь намного интересней однотипных глиняных черепков и примитивных наконечников, но некоторое представление об истории музеи всё же дают.
Если отбросить всевозможные морские окаменелости, кости первобытных туров и оленей, чучела лебедей, фламинго и пеликанов, то интересной экспозицией в музее в 1990 г. являлся макет первой деревянной Гурьевской крепости. Рядом с ней на панораме синяя река была вся утыкана деревянными запрудами-ловушками.
Здесь необходимо пояснить.
Первые поселения на месте современного Гурьева появились в 1615 г. Считается, что некий Гурий основал здесь артель для ловли рыбы. Далее его сын Михаил по приказу царя в 1640 г. построил на реке Яик деревянный городок для защиты от набегов кочевых соседей.
Первый официальный браконьер – рыбопромышленник Михаил Гурьев, получив от царя право поставлять к государеву столу рыбу, ставил возле крепости запруды, перекрывая таким образом реку. Это наносило вред свободному рыболовству.
Осётр и белуга выше по течению подняться не могли. Соответственно яицкие казаки оставались без улова. Подобные действия царского рыболова подливали масла в огонь. Поэтому бунтовавшие против центральной власти яицкие казаки трижды в 1649 г, в 1661 г, в 1667 г. грабили и уничтожали городок. Пострадал и царский рыбопромышленник. Михаил Гурьев разорился и умер в нищете.
Ещё в те годы в музее находились два зала посвящённые Степану Разину и Емельяну Пугачёву. Старинные ядра, пистолеты, сабли, кинжалы, различные тексты, рисунки и портреты грозных атаманов украшали эти две комнатки. Экспонаты не тянули на уровень Эрмитажа и Лувра, но представление о бунтарском прошлом они вполне давали.
Нужно вновь сделать историческую вставку.
В 1667 г. яицкий атаман Касимов захватил Нижний Яицкий городок, а через год здесь побывал Сенька Разин. После подавления восстания из Москвы сюда вновь прислали стрельцов, которые окружили крепость каменной стеной с башнями.
25 января 1774 г. к городку подступил один из отрядов Емельяна Пугачёва, возглавляемый атаманом А.А.Овчинниковым. Гарнизон крепости под предводительством прапорщика И.Мишинина состоял из 55 солдат с семью пушками, плюс полторы сотни яицких казаков. Предприняв штурм крепости, Овчинников её овладел. Здесь ему помогли переметнувшиеся на сторону восставших казаки. Казнив не пожелавших предать присягу прапорщика И.Мишинина и нескольких солдат, Овчинников через четыре дня отправился дальше, поручив здешнему казаку Е.Струняшеву управление крепостью.
Более трёх месяцев городок находился в руках повстанцев. Посетил Нижний Яицкий городок и сам Пугачёв. Но 1 мая карательная экспедиция из Астрахани во главе с подполковником Б.Д.Кандауровым приняла от Струняшева полную капитуляцию.
Екатерина Великая, дабы стереть всякую память об этих событиях, переименовала Верхний и Нижний Яицкие городки в Уральск и Гурьев, и река Яик с тех пор стала Уралом.
Однако А.С.Пушкин, будучи в Уральске, раскопал в архивах данные материалы и написал «Историю пугачёвского бунта», где прообразом места действия героев стал Гурьевский городок.
Где точно стояла крепость, в наше время никто не знает, так как в середине 19-ого века её полностью разобрали.
Далее приезжая в Гурьев летом 1991г я вновь заходил в музей. Экспозиции оставались неизменными – всё чётко, по делу и ничего лишнего.
На одном из макетов, как и прежде, был воссоздан подвиг Бурана Эсембаева.
Родившийся в 1922 г. в Гурьевской области Эсембаев повторил во время ВОВ подвиг А.Матросова - произошло это в 1943 г. в Орловской области, при атаке на пулемётный дзот.
Ещё один зал тогда, как и год назад, рассказывал о жизни уроженца здешних мест казахского акына Курмангэзи (1806-1879 г).
Был и зал посвящённый раскопкам в городке Сарайчик. Это место расположено выше по реке в 50км от Гурьева.
Сарайчик основан Бату-ханом как столица Золотой Орды. Арабский путешественник Ибн-Батута упоминает Сарайчик в своих путевых заметках в 1334 г.
Всё изменилось в 1992 г, когда Гурьев стал Атырау.
Будем говорить честно — казахи фактически не имели никакого отношения к строительству города Гурьев. В 50-х, 60-х, 70-х годах прошлого века их в Гурьеве было очень мало. Основное население составляли русские, как ссыльные, так и потомки казаков, татары, немцы, кавказцы и евреи. Казахи кочевали в степях от Волги до Урала, называя это междуречье Атырау – такое новое название они дали и городу. И всё это притом, что два года назад здесь пышно отмечали 350 лет Гурьеву. Дороги тогда пестрели плакатами – Гурьев 350.
Независимость на казахов свалилась как снег на голову. Ельцин, Кравчук и Шушкевич отсоединили Казахстан. Позже Ельцин вышвырнул республику из рублёвой зоны (до 1993г в Казахстане ходил российский рубль). Вот и пришлось казахам что-то срочно придумывать.
Когда я впервые увидел казахские деньги, и мне стало просто смешно. На купюрах были изображены: восточный мудрец Аль-Фараби (872-950 г), царский офицер Чокан Валиханов, суфийский поэт Ходжа Ахмед Ясави (ум 1166 г), разбивший, перехитривший или просто переживший непонятных джунгаров Аблай хан.
Здесь вообще интересно. Аблай хан попал к этим самым джунгарам в плен, и его российское посольство в 1742 г. оттуда выкупило. Хан признавал над собой вначале маньжурское господство, после, в знак подтверждения верности, рассылал своих детей в качестве аманатов (заложников) в Пекин и в Петербург (благо у него было 350 сыновей). Присягал хан на верность и Емельяну Пугачёву. Впрочем, в зависимости от времени различные исторические персонажи видятся порой также в различных ракурсах.
Но с другой стороны, если нужно найти известных казахов, это легко и просто сделать. Становление казахского народа, нравится кому-то подобное или нет, произошло при Советской власти. Множество казахов стали известными учёными, архитекторами, врачами, актёрами. Один только лауреат Сталинской премии Джамбул Джабаев чего стоит (Ленинградцы мои – дети мои, гордость моя!). А казахи защищавшие Москву?
А русские казаки? Ведь русские поставили город Верный (Алма-Ата), чем и спасли казахов от истребления! Неужели ни один русский не заслужил попадания на новые купюры? Зачем притягивать сюда благополучно прожившего в Багдаде и в Дамаске Аль-Фараби?
Здесь конечно в ход идёт политика. Казахским националистам нужно убедить мир в безоговорочной древности своей нации, в обоснованности проживания на таких больших территориях, а здесь все средства хороши.
В первый год независимости стенды посвящённые героям революции, С.Разину и Е.Пугачёву музейные работники убрали. Сократили и экспозицию Бурана Эсембаева. Вместо этого поставили новенькую казахскую юрту, разложив по залам предметы быта кочевников. Как и ожидалось, расширили экспозицию Махамбета. Был в середине 19-ого века такой неуловимый Джо в гурьевских степях. Однако его поймали и казнили. Советская власть трактовала образ Махамбета как борца с царизмом, теперь он стал борцом за независимость.
Впрочем, ни юрта, ни картины с Мохамбетом, изюминкой музея стать могли. Всем памятны были сбалансированные и не обижающие ни казахов, ни русских прежние залы.
В 1997 г. музейные экспозиции замерли на положении 1992 г. – ничего нового и ничего старого. А вот исторический центр Гурьева новые отцы города просто бросили. Нуждавшиеся в ремонте купеческие особняки резко сдали. Старая часть Гурьева-Атырау выглядела так, словно её бомбили.
Изменения произошли в 2002 г. Нет, старый город по-прежнему умирал, просто музей переехал из исторической части в новое здание на другой берег Урала. Главной экспозицией исторического музея теперь стал «Золотой человек».
Статный воин за стеклом сверкает золотым костюмом. Он царственно сидит. Левая рука повелительно сжимает некий посох – символ власти, правая на коленях придерживает спрятанный в ножны меч. У ног стоит полный стрел колчан. Настоящий царь всех царей! Откуда он здесь взялся?
Летом 1999 г. во время археологических раскопок казахскими археологами были исследованы три могильных кургана. В первом обнаружили – человеческий скелет, остатки кинжала, наконечники стрел. Во втором нашли ровесницу Христа железную саблю, бусы, глиняный кувшин. А в третьем – погребение сарматского вождя, которого и называют теперь «Золотым человеком».
Жёлтые бляшки на его костюме и останки погребённых коней с поразительной точностью датируют 129 г.н.э !?. Считается, что это погребение сарматского вождя, охотника. После один художник-реставратор создал научную реконструкцию «Золотого человека» и передал её в дар музею.
— Мы казахи, потомки сарматов! – уверяют меня школьники, пришедшие в музей.
— Наши предки были воинственными и могучими! Они кочевали от Монголии до Чёрного моря.
Казалось бы – мировая сенсация! Археологи со всего света должны приехать в Гурьев-Атырау. Но учёный мир по понятным причинам отнёсся к данной «находке» скептически.
Я не хочу писать здесь о древних ираноязычных сарматах. Политика и история чаще всего поддерживают друг друга. Исторически обосновать своё правление, уничтожив конкурентов – так действует любая власть. Казахам нет надобности искать остатки Нижней Яицкой крепости. Им незачем вешать табличку на деревянный дом, в котором размещался штаб чапаевской дивизии. Напомню, что Чапаев погиб выше по течению Урала в станице Лбищенск, ныне Чапаево, а вот погубили знаменитого командарма яицкие-гурьевские казаки. После смерти командарма его дивизия освобождала Гурьев. Одна из улиц под названием Боевая названа так, в честь заходившей по ней в город чапаевцев.
С 2002 года я в Гурьеве не был, но не думаю, что там что-то сильно изменилось. Для меня этот город всегда так и останется — Гурьев! Я стараюсь не произносить новое название созвучное с отравой.
Однако, история с гурьвским музеем для меня на этом не закончилась. 2007 г. судьба свела меня с интересным человеком, с Львом Леонидовичем Галкиным.
Не смотря на свои почти 80 лет Лев Леонидович статный и крепкий мужчина. Он археолог, кандидат исторических наук. Каких-то значимых находок Галкин в отличие от Шлимана не сделал. Почти 40 лет Лев Леонидович каждое лето приезжал копать городище Сарайчик, тот самый городок в 50 км выше по реке, основанный Бату-ханом.
Труд археологов ой как тяжёл! Нужно внимательно просеивать грунт, стараясь ничего не пропустить, а температура в степи поднимается летом до +50С. Добавим сюда комаров, плюс проживание в палатках, где нет воды в привычном для городского человека количестве. А перед отъездом, все ямы необходимо вновь закопать, дабы дожди и снега ничего там не разрушили.
Зато находка любой маленькой фетюшки является для всего коллектива археологов событием чрезвычайным, и им не важно, кто нашёл. Коллектив археологов — это единая семья, сообщество людей готовых ради науки к тяжёлой работе, к лишениям.
Каждый год осенью археологическая экспедиция во главе с Галкиным приходила в исторический музей, принося с собой найденные артефакты. В тот год, когда в музее появился «Золотой человек» работники музея, которых Галкин знал не один десяток лет, отворачивали от него взгляды. Видимо им было просто неудобно.
По природе Лев Леонидович человек необычайно скромный. Однако я спросил его прямо в лоб, высказать своё мнение о «Золотом человеке». Он сначала замялся, но после ответил.
— Максим, вы всё прекрасно сами понимаете.
Мы познакомились в начале мая, и через пару недель Лев Леонидович вновь собирался отправиться в Сарайчик на раскопки.
— Лев Леонидович, ради чего вы это делаете в чужой республике? Ведь городище почти полностью перекопали. Даже если ещё и будут находки вы должны будете сдать казахским властям, а они видите, как теперь трактуют историю! – невольно спросил я.
— Мы это делаем ради науки. В мире большое количество честных археологов и людей интересующихся историей. Мы хотим давать, и люди хотят получать только исторически правдивую информацию.
Наверно, пока не свете есть такие бескорыстные альтруисты, Господь хранит этот грешный мир, прозябающий в исторически подогнанной лжи.
Свидетельство о публикации №212072201205
Ответьте пожалуйста на вопрос:
Что Вы подразумеваете под "Становлением казахского народа" ?
Дина Абилова 12.02.2021 13:24 Заявить о нарушении
Сколько было известных учёных и академиков у казахов до возникновения советской власти и сколько стало потом? Если бы Россия во время гражданской войны развалилась на части, вполне возможно, что Восточный Казахстан Монголия и Китай прибрали к рукам.
Между прочим, казахи на территории Монголии живут, но доминируют во власти монголы. В советское время у всех были равные права, что дало возможность казахам, что называется, встать на ноги.
Ершов Максим Александрович 12.02.2021 15:53 Заявить о нарушении
"Становление казахского народа, нравится кому-то подобное или нет, произошло при Советской власти. Множество казахов стали известными учёными, архитекторами, врачами, актёрами. Один только лауреат Сталинской премии Джамбул Джабаев чего стоит"
Это как человек родился от мамы с папой, а дальше его соседи начинают убеждать, что прабабушка и прадедушка воспитали бы лучше...)))
Ершов Максим Александрович 12.02.2021 16:06 Заявить о нарушении
Что Вы здесь имели ввиду?
Дина Абилова 12.02.2021 16:08 Заявить о нарушении
Ершов Максим Александрович 12.02.2021 16:13 Заявить о нарушении
«Уважаемый учитель!
Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:
— как ученые инженеры строят газовые камеры;
— как квалифицированные врачи отравляют детей;
— как обученные медсёстры убивают младенцев;
— как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин...
Поэтому я не доверяю образованности.
Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов.
Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ».
Я понимаю, что Вы поклонник Советской Власти. Но Когда Вы расхваливаете эту самую власть то не забудьте добавить сколько человек было расстреляно этой самой властью. Смысл был давать образование и потом расстрелять всю интеллигенцию? Всех писателей, поэтов и прочих образованных людей.
Я как потомок тех самых расстрелянных предков не держу зла на Советскую Власть. Но и восхвалять ошибки той системы не стану. Вы недостаточно подкованы в политическом плане и историческом, чтобы об этих вопросах грамотно рассуждать.
На этом думаю стоит прекратить общение с Вами. Всего доброго!
Дина Абилова 12.02.2021 16:21 Заявить о нарушении
Становление казахского народа произошло при Советской власти - это факт, тут ни убавить ни прибавить.
Пусть я недостаточно подкован в политике, но Вам тоже всего доброго желаю!
Ершов Максим Александрович 12.02.2021 16:28 Заявить о нарушении
Дина Абилова 12.02.2021 16:33 Заявить о нарушении
Ладно, удачи Вам!
Ершов Максим Александрович 12.02.2021 16:38 Заявить о нарушении
До свидания! Не пишите, а то я отвечаю на Ваш комментарий из вежливости.
Дина Абилова 12.02.2021 16:44 Заявить о нарушении