Филимоновское чудо

Невольно поглядываю на "стенку", где за стеклом стоят "Любота" (танцующая парочка), "барынька с курочкой", "всадник", "конь", "куриная семейка", "мышка с мышатами", "солдат с гармошкой", "солдат с курицей", "солдат на поросенке", "барашек"  - все с авторскими клеймами. Чувствую, им совсем не тесно и вполне уютно рядом с сувенирами из Швеции, Финляндии, Монголии, Тайланда, Сингапура, Индии, Алжира, Украины и различных городов России...

Достаю фигурки, выстраиваю. У каждой - свои особенности…

Например, мышка… Такая форма игрушки - самая удобная для игрушки-свистульки, что выверено поколениями мастеров промысла. Пластическая идея проста и гениальна одновременно и очень характерна для народной, истинно крестьянской игрушки, в которой всегда ценилась простота приемов лепки. Десять разных животных вылеплены по единому принципу: тулово фигурок — столбик, верхняя часть — голова определенного животного, а хвостик является свистком. Такая гениальная простота лепки достигалась "коллективным разумом" всех мастеров, ее осваивали, передавая из поколения в поколение, сохраняя древние традиции. Старейшая мастерица промысла Валентина Николаевна Масленникова делает такие игрушки уже на протяжении нескольких десятилетий.

Или барынька… Самая древняя и традиционная женская фигурка в филимоновской пластике. Но даже эта старинная барыня является игрушкой-свистулькой. Барыня в юбке-колоколе, яркой кофточке, в оригинальной и неповторимой филимоновсой шляпке, с курочкой-свистком подмышкой. Юбка барыни украшена яркими узорами в разных сочетаниях. Курочка-свисток подмышкой "оживляет" фигурку, благодаря чему эта барыня имеет задорный веселый характер. Нарядно одетая барыня будто приглашает нас на праздник, где озорная курочка обещает развлечь нас веселым свистом. Вытянутые пропорции фигурки, плавные, "текучие" линии, изящный стиль лепки - все это отличительные особенности филимоновской глиняной пластики, прекрасно воплощенные замечательными мастерами в этой традиционной игрушке…
 
А в мае прошлого года я побывал в поселке Одоев Тульской области. В музее филимоновской игрушки. Прекрасные воспоминания! При нем также есть мастерская и кружок для школьников. В Туле продаются эти игрушки из одоевской мастерской.

Сейчас передо мной снятая с полки книга 1978 года "Черная роза" автора Анатолия Рогова, где есть глава "Петухи бабушки Анны" - про филимоновских мастериц... А в моей памяти - фильмы про филимоновскую игрушку: из серии "История одной вещи" и на канале "Культура" - из серии "Сказки из глины и дерева".

Еще вспомнилась повесть "Филимоновский корень", написанная в 70-е годы прошлого века и изданная в 1977 году в книге "Тульские истории" тульским (потом московским, а потом - и вовсе эммигратским) писателем Владимиром Лазаревым. Сюжет - художник (молодой и неженатый) перебирается жить из города в одоевскую деревню Филимоново, знакомится с мастерицами и мастерством, пытается пробивать в инстанциях его официальный статус... Но там есть и такая идея - он вначале пытается как бы "модернизировать" филимоновскую игрушку, но потом понимает, что это невозможно - теряются ее неповторимые самобытность и калорит.

Замечательно, что потомственные династии филимоновских Мастеров сохраняют через века (а этому промыслу около 600 лет) в своих произведениях эти чудесные качества.

Июль 2012 г.


Рецензии
А чем Вам, уважаемый Дмитрий Анатольевич, не по сердцу "модернизация" игрушки? Ведь по сути-то филимоновская игрушка сродни скоморошеству и шутовству, нет? И если нарядная барыня у тебя в руках вдруг пищит - это было и вправду смешно и актуально. А вот ежели у красноармейца, когда ты ему дуешь в пятку, начинает пищать пулемёт - такой смех и до ГУЛАГа довести легко может. То ли дело теперь! Лепишь, к примеру... ну, любого политика или же певца, на выбор - и свищи себе на здоровье! Резюме: любая вещь, даже игрушка - прагматична, функциональна, и предназначена для обучения навыкам выживания (кукла - для будущих мам, сабелька - для будущих воинов, свистулька же - для взрослых дураков, чтобы совсем уж не спятить). Такое вот раблезианство. ;-) В противном случае это не игрушка, а музейный экспонат, или же украшение в "стенке". Так что: пущай себе лепят, "модернизируют - нанотехнируют", а там жизнь, глядишь, и наладится! Успехов!

Дмитрий Криушов   01.06.2013 19:14     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, уважаемый тёзка!
Благодарю за отзыв.
Да не все они стоят в "стенке" ;) Я ребетёнку презентовал две филимоновские игрушки от потомственных мастериц, он их уже успел расколошматить ;) Так что пусть играют и свистят :))) Но не "взрослые дураки", а дети ;) А не счет "модернизации"... У филимоновской игрушки есть свои ТРАДИЦИИ - определенный сюжет (барыня, солдат, животные и т. д.), вытянутые формы, упрощенное изобращение лица или морды, определенное сочетание цветовых линий в раскраске и др. Именно это отличает филимоновскую игрушку от прочих традиционных русских глиняных игрушек. И если мы начнем лепить глиняные игрушки "а ля рус" в виде политиков или артистов, то они ни в коем случае не могут именоваться филимоновскими, да и дети, играя в них, не будут приобщаться к исконно русским традициям. Именно поэтому недалеко от Филимоново действует детская школа по обучению лепке филимоновской игрушки, что способствут психологическому формированию детишек (уравновешенности, старательности и др.), развитию у них ручек (так называемой мелкой моторики), знакомит их с историческими корнями народного промысла. В этом смысл! Разве это плохо? Агрессивности и другого негатива в нашей жизни и так хватает с избытком... Детям это не к чему!
Всего доброго!
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   01.06.2013 19:44   Заявить о нарушении
Да нет, же, Дмитрий, я немного о другом! Разумеется, я отлично понимаю, что значат традиции и в чём их ценность. Даже, можно сказать, драго-ценность. Ага: вечная, как дракон (надо же: лет тридцать назад подобная ассоциация никому и в голову не приходила). Но: вот Вы говорите, что традиции сей 600 лет, так? Допустим, что на протяжении всех этих лет барыни и на самом деле чуток схожими, и оттого ребятёнку данная игрушка и была актуальна: он эту барыню как-то в карете видел, и пищала она похоже. Теперь же данная ассоциация для ребёнка совершенно чужда: по ТВ он видит совершенно других барынь. А свиней и вовсе лишь на картинках. Да и те отчего-то не пятнистые. Нет, я отнюдь не ратую, чтобы филимоновская игрушка напрочь "модернизировалась", напротив! Но: допустим, та же матрёшка при общем сохранении принципа и формы приспособилась? Да. И потому - обрела вторую жизнь.
И то, что Ваши потомки расколотили две игрушки - неудивительно. Они их НЕ воспринимают. Менталитет другой. Увы, но должно трансформироваться всё. Частично - консервироваться, на любителя и знатока, так сказать, остальное же - выполнять свою прямую функцию: забавлять. И пусть лучше наши дети и внку хвастаются друг перед другом не Барби и трансформерами, а подобными игрушками! Вот...

Дмитрий Криушов   01.06.2013 20:59   Заявить о нарушении
Дмитрий, то, что видят наши дети по современному ТВ, зачастую не есть хорошо. К тому же им свою историю полезно знать про тех же самых "барынь". К тому же спокойная тематика игрушек она и детишек спокойными воспитывает. А современность наша в отличие от прошлого, к сожалению, совсем не спокойная, так чего ее в игрушках-то отражать. Наши предки не дураки были и знали, чем деток потешить. Ведь в ДОБРЫХ детских народных русских сказках, что мы читаем детям и сейчас, остались и те же самые свинки, и лисички, и медведи, что и в традиционных филимоновских игрушках. Если читать им эти сказки - все это им знакомо. А раскололись игрушки не потому, что неинтересны детям, а от того, что хрупкие - вот в этом их, кстати, практический недостаток.
Современные матрешки "а ля рус" в виде политиков и шоу-звезд, по моему мнению, форменное издевательство над традиционной русской матрешкой, да, по большому счету, к собственно старой ДОБРОЙ матрешке и вообще отношения никакого не имеет. Детишек надо воспитывать добрыми и умненькими в смысле знания своей истории. Так я считаю...
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   01.06.2013 21:19   Заявить о нарушении
Криушеву. Есть такое природное явление - вечная мерзлота. Ее нельзя трогать. НО наши неугомонные современники все-таки потрогали. Что имеем? Катаклизмы в виде жары и наводнений. Хорошо ли жить на крыше своего дома? Так вот - народная игрушка - мировое явление. Корень у нее один - из колыбели культуры человечества - из Египта. Филимоновская игрушка ничем из этого явления не выделяется. Разве что ее модернизировали слишком много, а по решению Тульского Союза художников в СССР вообще из 48 видов разрешили мастерам лепить лишь 16. Да и то - изуродованных. Что такое народная игрушка? Это не игрушка, а дошедшие до нас образцы древних богов. Их сохранил сам народ. Государство никогда не поддерживало народную культуру в этом смысле, а сейчас и вовсе в законе о промыслах поставлено условие - модернизировать. То есть, делать сувенирную продукцию. Только это оплачивается мастерам. Настоящее народное декоративно-прикладное искусство в загоне полном. Причина? Так хочет Православная церковь и власть, которая с ней заодно. Они очень боятся древних русских богов. И скоро мы их вообще не увидим. А вы - про японские матрешки. Да японцы очень тщательно охраняют свое народное искусство и использовали его как бренд национального успеха в прогрессе, который полностью был достигнут на американские деньги. Но японцы выбрали такую тактику. И все у них тип-топ. В отличие от нас. Кстати, филимоновская игрушка теперь - чисто сувенирный промысел, народного, древнего, там ничего не осталось. Потому и любит его власть.

Татьяна Щербакова   08.10.2013 12:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.