Задачи литературы в современном социуме

Каковы  задачи литературы в современном мире?
Могут ли произведения литературы изменить мир и социум к лучшему?
Может ли сама по себе литература выполнять роль «учебника жизни»?
Нам интересно задать себе эти вопросы?

Несомненно, опыт литераторов помогает человеку не только понять своё место в социуме, не только выверить, правильно построить свой жизненный путь, но помогает и в повседневности, в решении многих социальных проблем и конфликтов. Практически все проблемы и конфликты так или иначе описаны, разобраны в классической литературе, и наша задача – воспринять опыт писателей, осмыслить его и уметь оперировать житейскими выводами на практике. Действительно, обращаясь к литературе, мы сбережём немало личного времени, учась на примерах литературных героев поведению в жизненных ситуациях, постигая людские характеры и судьбы.

Изучая литературу, мы познаём жизнь.

Но литература являет собой также и феномен самовыражения. Писатель творчески выражает себя, свой внутренний мир, «отзеркаливает» в своих героях свои личностные и социальные проблемы. Всем известна крылатая фраза Флобера, автора романа «Мадам Бовари»: «Мадам Бовари – это я». Л.Н. Толстой говорил, что литература позволяет «найти самого себя».  Действительно, литература учит каждого читателя пониманию его собственного характера: одобряя или отвергая поступки героев, человек познаёт самого себя, выказывает и выверяет свой характер  вслед за писателем, психологически выстраивает свои личностные основы.

Кроме того, литература является отражением эпохи, выявляет социальные проблемы не только личностные, не только народные, но и общечеловеческие, глобальные. Литература в числе первых отвечает на вызовы времени, она озвучивает, осмысливает всё, происходящее в сердце человека, всё, происходящее в стране и в мире.  Опыт литераторов бесценен: мы можем с помощью литературы почувствовать себя современником любой эпохи, мы можем объемно и объективно увидеть современный мир.

Но литература – это и работа со словом, понимание сути того, как слово может влиять на жизнь человека и общества.

Многие русские писатели справедливо считали, что слово может регулировать жизнь общества, менять развитие общества, служить благим целям. Н.В. Гоголь предлагал каждому «проездиться по России», разумеется, не в качестве туриста, а с целью узнать социальную картину общества, и своей публицистикой, своими произведениями показывал пример деятельного отношения к социальным вопросам. А.П. Чехов предпринял сложную и опасную поездку на Сахалин, и затем с помощью публицистических произведений способствовал улучшению жизни людей этого края. Врач и писатель А.А. Богданов прямо указывал на возможности изменения общества посредством слова.

Однако слово позволит регулировать, изменять не только жизнь общества, но и отдельную, собственную жизнь человека. Ведь суть слова – энергия. В злых, бранных словах  заключена энергия недобрая, в  словах ласковых, позитивных, одобряющих – энергия светлая, созидающая.  Да само значение слова «Слово» происходит от «Славить». В появлении слов плохих, несущих разруху умам и душам, виноваты мы сами. Вероятно, на заре человечества бранных, дурных, глупых слов не было вовсе. Предназначение слова – иное. Об энергийной сущности слова говорил во многих своих трудах мыслитель Павел Флоренский. Слово, по существу, это дело. Слово – это уже действие, столь же явное и результативное, как действие физическое. Русские пословицы о словах говорят нам о том же: раны от слов зарастают дольше; словом можно убить, а можно воодушевить; словом города строят. Прекрасные строки о слове сложил поэт Николай Гумилев:

…Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог.
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что  слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества
И как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.

Ко всем тем формам энергии, что перечисляются в школьных учебниках физики, видимо, следовало бы добавить ещё одну – словесную.

Творение литературы создаёт вокруг себя «силовое поле», и в слове заключены неисчерпаемые запасы энергии.

Мы должны чётко представлять себе социальную роль литературы.

 «Литература – это разговор с людьми. Иначе в ней нет никакого смысла», – сказал писатель Юрий Нагибин.

« Литература – не развлечение, не времяпровождение, не источник сведений и не наставление, не подбор красивых эпитетов. Это разговор сердца с сердцем», –  говорил он же.

Роль литературы в современном мире возрастает многократно.

Пусть никого не вводят в заблуждение опустевшие залы библиотек: да, еще три десятилетия назад в любую минуту, зайдя в бибиотеку, мы заставали очередь к библиотекарям, выдающим книги; в читальных залах, бывало, не находилось свободного места. Сейчас книжная индустрия развита настолько, что желающий может купить нужную для работы или важную для чтения книгу; добавьте к этому доступность книг на дисках, легкость доступа к ресурсам библиотек через Интернет, доступность чтения книг на планшетниках – электронных носителях информации, куда можно загрузить, скачать из Интернета внушительное количество книг в электронном виде…

И сами библиотеки в современной ситуации начинают играть роль не только «поставщика» информации, но и все более берут на себя роль социального института, призванного объединять и обучать людей. Появляются при библиотеках литературные кафе, литературные гостиные, литературные и театральные кружки, детские комнаты с книгами и игрушками, даже студии, где подростки под наблюдением педагогов совместно готовят уроки. Современные библиотеки выступают организаторами фестивалей, форумов, конференций, литературных чтений – все более играя роль социокультурных площадок города или поселения. Современные библиотеки вполне могли бы заниматься полноценной издательской деятельностью, и мы полагаем, что тандем «библиотека-издательство» был бы достаточно оправдан.
Литература всегда будет востребована социумом, покуда она позволяет увидеть множество людских характеров и ситуаций, понять их – это потребуется в жизни каждому, это пригодится и в деятельности социально-культурного работника.

Значимость литературы как предмета для социально-культурного работника очень высока. С помощью литературы как искусства за короткое время мы приобретаем драгоценный жизненный опыт, безболезненно для себя проигрываем множество жизненных ситуаций, учась на них тому, как вести себя в реальной жизни.

С помощью литературы социальный работник, специалист сферы культурно-досуговой деятельности может узнать массу сюжетов, характеров героев. Из литературных произведений можно вынести целый «багаж» моделей поведения в различных жизненных ситуациях, не тратя время на разбор подобных ситуаций в реальной жизни. Литература обогащает жизненный опыт человека. Не случайно литературные сюжеты ложатся в основу театральных спектаклей и кинофильмов: во многих сюжетах есть важные жизненные уроки, есть целительная мораль. Литература влияет на общество и в большой мере оказывает влияние на поступки человека, формирует его характер.

Способна ли литература влиять на общество?

Да, и это представляется нам очевидным.

Несомненно, в курсе изучения литературы как предмета следует обращать внимание на современную литературу – литературное творчество современных писателей, текущий литературный процесс.

Именно она отвечает на самые насущные вызовы времени. Современную литературу следует изучать, несмотря на то, что множество произведений «на потребу дня» появляется, печатается и исчезает с литературного горизонта. Остаются самые достойные – как правило, те произведения, где писатели дают ответы на сложные и запутанные житейские ситуации. Таковы, например, произведения Юрия Полякова: «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», «Козлёнок в молоке». Проблематика этих произведений волнует каждого: это вечные дилеммы любви или равнодушия, дружбы или предательства, приспособленчества или честного выбора. К этим темам обращался ещё Шекспир… Но в каждом веке, в каждом десятилетии эти темы требуют внимания вновь и вновь, только в нынешнее время они окрашены в современные тона, с актуальной атрибутикой, со своими ответами на вызовы времени и социума.

Опыт литераторов бесценен: мы можем с помощью литературы почувствовать себя современником любой эпохи, мы можем объемно и объективно увидеть современный мир.

Нам представляется важным рассмотреть вопрос о задачах литературы не в художественном и не в литературоведческом аспектах ( такие попытки были предприняты В.Г. Белинским, А.Н. Толстым, И.А. Ильным); нам представляется необходимым рассмотреть здесь вопрос о задачах литературы  с точки зрения культурологии..

Так как литература сама по себе не что иное, как часть культуры, то очевидно, что наши знания о функциях и задачах культуры в обществе вполне применимы к литературе; выводы о задачах культуры будут говорить о задачах литературы в частности.
Итак, выделим следующие основные задачи литературы в обществе:

1. Познавательная (гносеологическая) функция литературы.

2. Информативная (трансляционная) функция

3. Коммуникативная функция

4. Регулятивная (нормативная) функция

5. Ценностная ( аксиологическая) функция

6. Знаковая (семиотическая,  сигнификативная) функция

7. Деятельностная ( праксиологическая) функция

8. Рекреативная (целительная) функция

9. Компенсаторно-развлекательная функция 

10. Адаптационная функция

11. Человекотворческая (гуманистическая) функция




Постараемся кратко представить некоторые функции.

***************

Познавательная (гносеологическая) функция литературы заключается в том, что литература даёт представление о народе, о регионе, о стране, а также о времени –  о периоде, о годах событий, об эпохе. Литература осмысливает конкретно взятые пространство и время целокупно с менталитетом народа или менталитетом определенного социума; тем самым литература способствует тому, что люди осознают собственные потребности, выверяют свои интересы.

       Так, например, «Белая Гвардия» Михаила Булгакова и «Как закаклялась сталь» Николая Островского с разных точек зрения показывают нам послереволюционную Россию; мы никогда не поймём сердцем всех противоречий грандиозной эпохи в истории Отчизны, изучая историю только по строкам учебников и исключив вклад литературы.

       Напротив: встречая  произведение литературы, где  познавательная функция не выполняется, мы должны посмотреть: поставлены ли автором какие-либо иные задачи? Может быть, это произведение выдающегося стилиста, где знаковые задачи довлеют над содержанием ( попробуйте оценить с точки зрения познавательности некоторые стихотворения Велимира Хлебникова, сильного математика, подходящего к литературным опытам зачастую как к художественным и математическим экспериментам!) Или это произведение гуманистической направленности как, например, «Приключения майора Звягина» Михаила Веллера – замечательная книга для молодежи, способная воодушевлять и воспитывать, - но слишком  смело было бы рекомендовать её в качестве познавательной!

**************

Информативная (трансляционная) функция проявляется в том, что литература передаёт опыт и знания предшествующих поколений. Здесь мы процитируем слова, сказанные профессором, доктором философских наук Л.З. Немировской относительно трансляционной функции культуры. Мы полагаем, что выдержка из учебного пособия Л.З. Немировской «Культурология» удачно  иллюстрирует также информативную функцию литературы: «Информативная функция позволяет людям осуществлять обмен знаниями, навыками. Хорошо сказал по этому поводу Бернард Шоу: «Если у вас  яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то у каждого остаётся по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее, и мы передаём их  друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно – обладателем двух идей».

Таким образом, становится понятно, что информативная функция литературы «работает» с «социальной генетической наследственностью» человечества; наиболее насыщены ею древние предания, легенды, былины, сказания… В самом деле, ничего «познавательного» для нас в сказах о Змее-Горыныче или о Бабе-Яге нет, настолько ничтожна вероятность для человека разумного встречи с ними. Одновременно сказы эти несут в себе колоссальную «генетическую социальную» нагрузку, работают на механизм социальной идентификации.

Снова приведем два примера: назовем произведение литературы, где информационная функция проявляет себя мощно, и назовем такое произведение, где именно она чрезвычайно слаба. В качестве первого примера можно привести многие драмы А.Н. Островского. Так, в широко известных  «Грозе», «Бесприданнице», так же, как и в сказке драматурга «Снегурочка», представлены архетипические модели поведения; эти произведения играют роль «учебников жизни» - так же, как большинство произведений древнерусской литературы -  тем, что подспудно, самим развитием сюжета,  дают нам важную информацию о социуме и возможном воплощении  судьбы в нём. Не случайно драма «Гроза» в различные моменты общественного развития прочитывается читателями с выводами, сделанными «с точностью до наоборот».

Примером же, где информационная задача ставилась писателем меньше всего, может послужить повесть А.П. Чехова «Дама с собачкой». Информационная составляющая сюжета сводится здесь всего лишь к банальному сообщению о курортном романе. Очевидно, главную нагрузку здесь несут две другие функции – а именно ценностная и человекотворческая, иначе никакие поколения не стали бы перечитывать как  поэму о любви такой незатейливый житейский сюжет – перечитывать вновь и вновь.


***************

Коммуникативная функция литературы состоит не только в том, что посредством литературных произведений мы можем «общаться» с людьми других стран, с людьми других профессий, с людьми другого круга жизни и даже с людьми иных эпох – читая их дневники, мемуары, рассказы, эссе… Не только в том, что мы, читая, видим и «обсуждаем» с писателем общие проблемы, обращаясь к своему собственному опыту. Коммуникативная функция литературы способствует духовному росту личности, самосовершенствованию человека, адаптации человека в социуме.

Наиболее заметно выполняют коммуникативную функцию произведения, прямо ориентированные на живую и яркую реакцию читателя: произведения публицистического жанра, сатирические произведения. Сразу вспомнятся «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е. Петрова, рассказы М. Зощенко. Часто яркую коммуникативную роль играют и автобиографические произведения, например, «Былое и думы» А. Герцена.

Но бывает и так, что произведение заведомо не ориентировано на коммуникативные реакции читателя и ведет себя как «вещь в себе», тем не менее имея и свое место в литературе, и свой круг читателей. Пожалуй, в качестве примера можно привести «Поэму без героя» А. Ахматовой, где поэтесса сама не стремится к тому, чтобы произведение было  верно понято и легко воспринято каждым читателем. Опять-таки, несоблюдение одной или даже нескольких функций не лишает истинные произведения литературы присущей им ценности: так, наш современник Михаил Веллер призывал в данном случае не искать в золоте жемчужного блеска, а в жемчуге – вкраплений золота; в каждом свои достоинства и своя природа их соотношений.


************

Рекреативная функция литературы связана с восстановлением человеком своих духовных сил ( от лат.recreatio – восстановление; здесь звучит также и значение ре-креативности, вновь-творчества, возвращения к творчеству). Поскольку творчество связано с энергией, с избытком душевных и духовных сил человека, важно заметить, что литература, как один из видов искусства, обладает яркой рекреативной, восстановительной функцией. Поскольку физическое и душевное здоровье также связано с энергией организма, мы можем назвать эту функцию литературы – целительной функцией. Рекреативная функция литературы позволяет читателю восстановить, обновить, привести в норму свой духовный потенциал; целительная функция литературы выполняет в жизни читателя и общества в целом своеобразную профилактику духовного состояния. Она выполняет задачу катарсиса, «очищения души», если говорить о читателе, и задачу оздоровления общества, если говорить о социуме.
Каждый из нас замечал, как хорошо чувствуется после прочтения славной книги стихов, умного и доброго рассказа… Мы будто побывали в гостях, или в тишине природы, - отдохнули душою. А.С. Пушкин полушутя-полусерьезно заявлял, что в минуту уныния лучше всего перечесть «Женитьбу Фигаро», она возвеселит дух так же, как шампанское. Конечно, томик Бомарше не решит проблему читателя, послужившую причиной уныния, но со «здоровым духом в здоровом теле» и проблема решится быстрее.

А поэт, переводчик С.Я. Маршак всерьёз записывал в заметках, сколь много отзывов на переводы сонетов Шекспира присылали ему читатели со словами, что чтение сонетов заметно облегчало течение хронических заболеваний…

Исследования, проведенные специалистом МГУКИ, преподавателем Ю.М. Малышевой касались литературы древнерусской, а именно «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», и выявили, что художественное чтение этих произведений в ряде лечебных учреждений также заметно облегчало состояние пациентов, воодушевляло их к выздоровлению, пробуждало душевные целительные силы.

Оригинально сказал поэт В.Н. Сосин о целительных свойствах хорошей поэзии, посвящая одно из стихотворений собрату-поэту:

«Когда бы волею Всевышнего
Я на Руси был главный лекарь,
Стихи Евгения Мартишина
Я б разослал по всем аптекам»

Сам Е.А. Мартишин, писатель и преподаватель, признавался, что часто люди обращались к нему, говоря, что в сложных жизненных ситуациях утешались, читая его стихи, находили после чтения стихов новые силы и новую мотивацию к жизни и работе.

На рекреативную роль литературы указывал писатель М. Веллер в книге «Перпендикуляр»: «Библиотерапия. Хорошее слово. Вполне имеющее право на существование… Литература оказывает на читателя, кроме прочего, также и терапевтическое воздействие…»

Нам осталось только привести здесь пример произведения, где целительная роль не выполняется вовсе.Таким примером может служить стихотворение-поэма Ильи Сельвинского "Портрет Лизы Лютце":

"Такая. Должна. Сидеть. В зоопарке.
(Пусть даже кричат, что тут - выдвиженщина!)
И шесть или восемь часов перепархивать
В клетке с хищной надписью "Женщина".

Строки далеки от гуманистических идеалов...  Но на каждое настоящее произведение искусства найдется свой зритель, свой читатель – именно в том душевном состоянии, которое изменится, динамично и позитивно  среагирует на встречу. И, желая привести пример художественного произведения, не обладающего целительной силой, мы скорее признаем, что это такой пример привести мы не сможем. Мы скорее приведем пример произведения, где целительная задача автором  совершенно не рассматривалась.

Но и это будет трудно: даже  учебник математики структурирует память,     стимулирует разум,  усиливая энергопотенциал человека. 
Так что, строго говоря, мы не можем привести пример произведения истинной литературы, совершенно не выполняющего целительных задач.

Знания о функциях (задачах) литературы в обществе понадобятся специалисту сферы культуры при выборе персоналий и произведений для проведения досуговых мероприятий.

В самом деле, чем руководствоваться в столь сложном и деликатном вопросе? Критерий «нравится - не нравится», разумеется, хорош, но гораздо лучше, когда молодой специалист сможет аргументировано обосновать свои предпочтения.

Если посмотреть на творчество конкретно взятого автора или на конкретные произведения через призму такого критерия: насколько это творчество или произведение отвечает культурологическим задачам литературы, насколько задачи литературы выполняются здесь, - мы получим достаточно обоснованные ответы.

Мы надеемся, что данный подход позволит молодым специалистам приобрести более независимый и более уверенный критический взгляд.

Мы завершим этот краткий обзор словами наших классиков – критика и писателя.

«Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни», – писал В.Г. Белинский.
«Литература непременно должна быть выражением – символом внутренней жизни народа», – то ли требовательно указывал, то ли смиренно мечтал великий критик.

«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет мир и сердце чувством любви к миру, к человеку», – говорил писатель, поэт, видный общественный деятель Максим Горький.

И в этих словах заключено многое, что мы хотели сказать о роли литературы в современном мире и задачах литературы в современном  обществе.

Будем признательны за критику.


Рецензии
Мне нравится ваша позиция, с ней я согласна. Я библиотекарь. Люблю литературу, люблю книгу. Пробегая по страничкам стихи.ру, проза.ру, могу добавить есть очень талантливые перья, но суть, изложенная их пером , порой ужасна и это меня печалит, потому как это наследие уже для моих внуков. Моя позиция - главные два предмета, которые формируют душу ребенка - литература и история. Таких как Распутин, Белов, Астафьев, Федоров, те чье творчество выпала на нашу молодость - практически нет. Поэтому печально я гляжу на наше поколенье" С уважением Натмих
А книги мне хочется купить-Сказание об Андрее Критском", роман в стихах, 2003"Лазори", поэтическая энциклопедия народных промыслов, 2001 и 2004,

Натмих   24.09.2013 01:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.