Ступени

 

    " Ступени"-повесть о моей жизни, в виде описания
 десятка лет, представляемого мной одной ступенью.
Первые четыре ступени, ведут вверх, а далее вниз. Всего
я одолела их шесть. Сколько еще их будет и будет ли?
Пройдите со мной по ним, по ступеням жизни и памяти моей,
если это вас заинтересует.
     Ступень первая - это первые десять лет моей жизни,
по своей значимости и кажущейся длительности - важнее всех
других. Начало бытия - первый свет, звук, новизна ощущений,
эмоций, событий. Мне нравится мой год рождения - середина века,
месяц январь и число 12 - на него я тоже не в обиде по
странной любви к четным числам. С каждым новым годом я
практически сразу тоже взрослела на год. Первый десяток
я проползла, протопала и пробежала, в отличие от следующих,
которые прошла, с большущим интересом.
    Мой город рождения - Мамадыш, что в Татарстане. Он находится
на прекрасной реке Вятке. Еще немного покатит она свои волны
от города моего детства, и исчезнет , впадет в могучую Каму,
в которой смешаются воды  двух моих любимиц.
    Родители мои: мама - учитель начальных классов, а затем
преподаватель географии и биологии. Отец работал на обувной
фабрике. Его я не помню, ибо не встречавшаяся до сих пор с
пьянством, моя мама рассталась с ним , когда я начинала ходить.
Наверно, тогда я недоумевала, куда делась отцовская рука, за
которую я крепко держалась, осталась только мамина - но этого
мне помнить не дано.
     С первых минут пребывания на этом свете нарекли меня
Юлией - мама, многочисленные родственники. "Записать" меня, как
тогда говорили, доверено было отцу. Каково же было удивление
моей мамы, когда она, качая люльку, напевая колыбельную, в которой
имя Юля звучало через слово, взяла бумагу из ЗАГСа, на которой
значилось - Нина. Он несколько раз заговаривал об этом, но не
спорил, не настаивал. А сделал то, что сделал. Свидетелем
маминой реакции, возмущения, удивления, не была. Но меньше она
меня любить не стала, наверно. Очень любила отца, многое прощала.
Ну, а он только с годик и попроизносил имечко мое,очень ему
нравившееся.
     Я росла в большом 2-х этажном деревянном доме, который
снимался моими родственниками у прекрасной хозяйки - Осининой Е.И.
Родственники-это дед и бабуся, и мои тети с семьями. Окруженная
многочисленной родней, старшими двоюродными сестрами и братьями,
бывшая маленькой в единственном числе, я росла в неге, любви и
заботе необыкновенной. Отсутствие отца не замечалось, наверно,
в связи с этим. Помню я себя отчетливо с четырех лет, когда
умерла хозяйка дома, родня моя уже не нашла подобного. Кто-то
снял другое жилье, кто-то строился. Я оказалась в новом -
собственном домике "под горой", как его называют и поныне, с мамой
и ее родителями. Недолго жили с нами то одна, то другая мои тети
с дочерьми, моими двоюродными сестрами.
      Огромный, прекрасный мир окружал меня. Заросли цикория,скалы
рядом с домом, холодный ключик с вкусной-вкусной водой. В зарослях
цикория пряталась,когда звали домой. Ну, еще немного я посмотрю на
цветы его, задрав голову, на белые причудливые облака! Собака
Дружок, любимица всех, кот Рыжий, курочки и петухи, бродившие по
двору, хрюканье поросенка в сарае, необыкновенно"вкусный" запах
стружек, опилок - дом еще достраивался. Бабушкины сказки, мамины
подарки, первые книги - а читать я стала с четырех лет, огурцы на
грядках, которые я искала,тыквы с круглыми боками, завывание ветра
в печной трубе, первые грусть, тревога, невольно передающаяся от
взрослых - бабуся болела. Я помню ее только лежачей после инсульта.
Потом ходившей по голому полу со стулом,держась за спинку и
толкающей его вперед.
      Первая смерть - не стало бабушки. Отведенная из дома к дяде,
лежала я на кровати в темной комнате, сестренки мои уже спали, а я
смотрела на темное со звездами небо и никак не понимала того, что
бабуся моя их уже не видит. Как же это? Нас, детей, привели на минутку,
чтобы попрощаться. Полутемная комната, свечи, голос читающей молитвы,
неестественное лицо бабуси в гробу, произвели на меня удручающее
впечатление. На следующий день было в доме , как всегда, только была
пуста заправленная кровать. Зная, что людей хоронят, закапывая в землю,
я ежилась от холода в своей кровати возле горячей печи, представляя
как холодно ей там, тем более зимой. Вся зима 56-57 годов прошла с
этими ощущениями.
     После смерти бабуси дед "задурил". Это слово я слышала от мамы,
от соседей. Приглядываясь к нему пристально, я этой "дури" не ощущала.
Правда, он стал со мной, с шестилетним ребенком играть в странные
игры. Притворялся мертвым, когда мы были с ним одни, часто при
выключенном свете рассказывал страшные истории. Я замирала, визжала
от испуга, а он успокаивал меня, говоря, что это шутка. Иногда он
плакал навзрыд, повторяя:"Эх,мать". Очень скоро нашел одинокую
старушку, переехал к ней. Мы остались с мамой вдвоем, нас он навещал,
забирал меня из детского сада. Снова стал обычным и ласковым.
Став взрослой, имея массу примеров, знаю, что мужчины, прожившие в ладу
и согласии с женами, после их смерти, не могут быть одни совершенно.
В противном случае превращаются в сварливых и невыносимых стариков.
      В 1957 г. я пошла в первый класс, у мамы появился муж, мой
отчим, известный человек в городе - начальник районного отделения милиции.
Невозможно выразить мою ревность, мою обиду на то, что он отнял у
меня маму. Ведь мы были с ней одно целое, и вдруг, я, отрезанная от
нее, она, уведенная чужим дядей! Слава Богу, мама моя была мудрой
и у человека хватило разума сгладить ситуацию, через год я назвала
его папой. Еще через год родился мой брат Сережа.Но жизнь коварна-
мой отчим погиб в автокатастрофе, находясь при исполнении служебных
обязанностей, мама во второй раз осталась с годовалым ребенком на
руках. А так как все наши родственники проживали уже на Урале,
мы уехали туда же,в город Серов, перед самым учебным годом в 1959г.
А у меня кончилось детство. Об этом моя миниатюра,которая так и
называется-"Когда кончается детство?" Я вступила на вторую ступень
своей жизни.


Рецензии
Мне было интересно на этой ступени жизни.
Сравнивала со своей.Было больше грусти.
Жизнь глазами ребёнка.
Спасибо, Нина!
Характер и отношение к людям закладываются в детстве.

Татьяна Пороскова   19.06.2017 08:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Танюша!

Нина Клинова   19.06.2017 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.