Тесть продолжение

                Глава 4
В этой главе я решил устроить его на работу, он уже большой и ему пора работать.

    Возможно, старшая дочь Мира, знает, она ещё жива ей 84 года. Она должна помнить, чем занимался её отец в предвоенные годы. Но вот беда, сёстры не общаются по неизвестным для меня причинам. А я бывал у неё в гостях  дважды. Но это было давно. И конечно я об этом тогда не спрашивал.

   Мне думается, что такой человек как Стефан не мог сидеть на шее у матери. Поэтому я уверен в том, что он начал трудовую деятельность, гораздо раньше, чем у него записано в расчётной книжке. А не тогда, когда достиг такого возраста, когда его могли принять на работу, на нефтяных промыслах, где они и проживали.

  Сохранилась расчётная книжка от 1923 года, где записано, что деньги ему платили за работу ключником 8 разряда. А ему в то время было всего 19 лет. Это и есть начало официальной  трудовой деятельности.

  Один период жизни мы отработали и поняли, что значительную часть, а именно: годы революции, гражданской войны, и начало тридцатых мы не сможем восстановить достаточно точно, как было на самом деле. Придётся строить версии.

 Рассуждая на эту тему, я спросил у своей жены, у его младшей дочери:
- А почему отец не воевал?
И она ответила:
- Его одиннадцать раз призывал военкомат, и каждый раз отзывал назад как ценного специалиста. У него была бронь, как специалиста, который был нужнее в тылу, чем на фронте.

   Значит, в возрасте тридцати семи лет он достиг в своей трудовой деятельности, таких результатов, что руководство сочло, не взирая на его национальность, возможным не призывать на войну, а использовать его знания и опыт, на добыче нефти.

   Но война пока не наступила. Стефан, по рассказу его дочери, женился. На свадьбе она не была по известным причинам, и рассказать о том периоде, тоже ни чего не могла.
 Но у меня есть, что сказать, об отношении её отца к женитьбе вообще.
    Я уже был в гражданском браке с его дочерью. Она была на сносях, мы ожидали появления ребёнка, а в ЗАГС не хотела идти жена. Об этой, не стандартной ситуации знал её отец. И видимо, поэтому он приехал к нам погостить, а может быть к старшему брату, которого давно не видел. Но выбрав момент, он спросил у меня:
- Каково будет ребёнку, если он останется без роду и племени?
И проблема была решена положительно.

  Не трудно догадаться, что свадьба Стефана, состоялась в 1927 году, а старшая дочь Мира родилась в 1928 году в г. Грозном. Всего  24 года моему тестю, а он уже думает о втором ребёнке и через два года у них родился сын.
 
   По этому поводу я выдвинул такую версию. Стефан понимает, что ему нужно порвать с друзьями и улицей, поэтому рождение второго ребёнка, есть весомый аргумент, отказать друзьям и взяться за ум. Да и мать, наверное, приложила свою руку. Но моя жена возражает против этой версии. Она говорит, что папа очень сильно любил маму и поэтому и женился по любви и шестерых детей делал по любви. Как получаются дети, мы все знаем. Так что спорить не будем.
Пусть живут обе версии.

  А в 1930 году родился сын Владислав. Чем в это время занимается Стефан, моя жена не знает, я тем более. Придётся спрашивать у старших, пока они живы. Но я думаю, что Стефан работает на промыслах и работает хорошо.

   Прошло два года. В Чечне восстание. Подавили. Проведена частичная депортация народа. Что чувствуют поляки, которых депортировали из Польши в Чечню, сложно представить. А точнее сказать, не сложно представить.

    Наверное, трагизм положения депортированных в Чечню, заключается в том, что людей, насильно, лишили Родины, и это было самое страшное наказание. А теперь депортировали чеченский народ. И где могло быть хуже, чем в то время в Чечне?
 
   Остаётся прожить пять лет и тогда у Стефана начнётся новая жизнь и новый отсчёт времени. А пока мы не знаем чем он занимается в этот период, отправим   его на учёбу.  Да, он парень гордый, вряд ли согласится в таком возрасте сесть за парту. Но он же умный, и понимает, что без грамоты ему не выжить.

   Я думаю, когда в Грозном проходила акция ликвидации неграмотности, то Стефан попал в её жернова. А может быть, и нет, т.к. всегда говорил, что ни часа не сидел за партой как ученик. Но в результате мы знаем, и я лично, в том числе, что он умел писать и читать.
  Я  получал от него письма. Это были тексты без знаков препинания, без начала и конца, но читались так, как будто были написаны по всем правилам грамматики.  Можно предположить, что азы грамоты он перенимал от друзей и таким образом самообучался.

  Заканчивается период в жизни моего тестя, про который мне мало чего удалось узнать. Может быть, жена дополнит ещё, если встретится с двоюродной сестрой, которой за 80 лет. Она то, должна знать на много больше чем остальные.

  А в Грозном политические процессы не утихают. Так же как и не смолкает стрельба. Я не могу точно сказать, какой именно был год, возможно 1937. Тесть был на работе, на промыслах, на буровой. Туда приехал двоюродный брат жены и сказал ему:
- Беги Стефан, беги немедленно, ты занесён в список на ликвидацию.

  И он рванул, да так, что не оставил после себя ни каких следов… Не мешкая, он прямо с буровой примчался на санях, запряжённых лошадьми, домой, погрузил жену с двумя детьми, а третьим ребёнком она была беременна, и скрылся в неизвестном направлении.


                Глава 5
Я не уверен, что так было на самом деле.

Но я хорошо помню, как перемещался народ по железной дороге в отсутствии поездов, которых вообще было мало в то время.
На санях ехали не долго, на ближайшей станции Стефану удалось посадить семью в поезд без билета, благодаря физической силе и обаянию, которое он не пожалел и истратил всё без остатка на кондукторшу.   Возможно, это был тот момент, который спас Стефана от гибели, а семью от невероятных лишений.
Раздаётся гудок паровоза,  дежурный поднимает жезл и поезд увозит его в неизвестность. А через два дня поезд остановится всего на  несколько коротких минут, где-то в лесах Подмосковья, где их ни кто не ждал.  Ни его жена, ни он, в этих краях ни когда не бывали, но здесь жили родственники жены, их предстояло ещё найти, и объяснить им, почему Стефан везёт сюда семью.
   А пока, поезд приближается к месту остановки, из своего купе появляется проводница, идёт по вагону, находит семейство Маковских и сообщает,- станция Михнево. Поезд стоит пять минут. А это значит, пора поднять по тревоге семью. Хотя они и знали, что придётся ночью вставать, но просыпаться всё равно не хочется.

  Поезд прибыл по расписанию, семья высадилась на перрон. На улице мороз, кружит метель. Одинокий фонарь освещает привокзальную площадь. Поезд, простояв положенное время и прихватив новых пассажиров, исчезает в ночи. А у Стефана всё начинается сначала.
 Размышлять некогда, мороз даёт о себе знать и заставляет действовать.

   Так, что через несколько минут дети и жена уже находятся  в здании вокзала. Пока дети будут изучать новое помещение, а их мать с тревогой приглядывать за пожитками, в центре которых она восседает, Стефан решил выйти на улицу провести рекогносцировку.
 Но поскольку было ещё темно, то кроме нескольких строений притаившихся в темноте, разглядеть, ни чего не удалось, а поговорить тоже не с кем было, пришлось вернуться.  Стефан решил до рассвета вздремнуть, но прежде сделал детям замечание и они послушно примостились рядом с матерью. Стефан прикрыл глаза,  со стороны можно было подумать, что он безмятежно спит.

   А  на самом деле в его мозгу такие шли процессы, что череп с трудом сдерживал внутреннее давление. Всё нужно было начинать сначала. Но, главное, он не знал, по какому поводу его зачислили в тот список. И не попадёт ли он здесь, в такой же. И куда потом бежать? Предутреннее время сморило Стефана, и он заснул сидя, положив голову на узел с барахлом.
  В таком положении он пролежал час, полтора, а ему показалось, что только закрыл глаза. В зале стало светло и шумно. Значит, наступило утро. Тревога за судьбу семьи не позволяла ему безмятежно спать, и поэтому Стефан стряхнул остатки сна, чтобы покончить с неопределённостью. Предстояло найти родственников и переправить туда жену и детей.
   
  Если бы, я, как автор этой повести, точно знал к кому привёз свою семью мой тесть, то я наверное, уже и закончил бы это сочинение. Но по тем косвенным сведениям, я не могу точно определить к кому они приехали. И поэтому хочу ещё раз попытать свою жену и уточнить некоторые детали. А она нагло спит, и ей наплевать, что меня одолевают сомнения.
               
  Ну, кажется, моя жена проснулась, а чего бы ей не проснуться, уже полдень. Я задал ей несколько вопросов, она готовит ответ, а я продолжаю писать повесть о своём тесте.  Не плохо бы иметь трудовую книжку тестя, подумал я, там же всё есть для писателя. Я знал, что у нашего сына, теперь хранятся награды его деда, а где остальные документы я как-то не интересовался, и этому нет объяснения.

   На всякий случай, не надеясь на положительный результат, я спросил у жены: «А ты не знаешь, где трудовая книжка твоего отца»?  Ну, как же не знаю, знаю. Все, документы у нас, там и трудовая, сама видела. Я опешил от такой удачи, меня интересовали многие вопросы, на которые не находил ответа. А оказалось, что ответы лежат в нашей шкатулке. И уже через несколько минут сын подключил сканер, и мы принялись снимать копии, теперь уже почти со столетних документов.
 
  Я долго думал и гадал, куда мог сбежать Стефан, куда мог бы увезти жену с двумя детьми и кажется ещё и беременную. Кто их ждал, кто их мог приютить хотя бы на время. У него не могло быть в то время в этих краях ни друзей ни родственников с его стороны.  Только родня со стороны жены и могла их принять.

  После того, как были сняты копии с документов, у меня появилась возможность их изучать. Да, документы всё подтвердили, о чём я уже успел написать. Всё это время, все годы Стефан жил и работал в Грозном на Новых, а моя жена утверждает, что отец работал на Старых промыслах, а жили они на Новых промыслах, и первая должность у него была «Ключник» 8 разряда. Так записано в расчётной книжке.

  Кроме трудовой книжки, а трудовая книжка, та первая, осталась в Грозном. Убегающим людям трудовые книжки не выдавали. Шутка.  А у меня, сейчас  вторая, выданная в 1939 году. Но сохранилась расчётная уникальная книжка, заполненная ещё в 1923 году. Где до копейки расписано, сколько и за что начислено работнику. Например, если он попадал под программу всеобуча, то это время ему оплачивалось, и обязательно вносилась запись.  Я предполагал, что он попадёт  в лапы всеобуча. Так и случилось, он закончил шесть классов, т. е., начальную школу. И я уверен, что он закончил это дело за один месяц. Не одному же Владимиру Ленину сдавать экзамены экстерном.
 
  Разглядывая старинные фотографии, я мысленно уношусь в то время и представляю, как Стефан, дождавшись утра, каким-то образом умудрился раздобыть пищу, чтобы накормить детей и жену. Забота о семье, о детях, в нём было заложено самой природой, на генетическом уровне. До самой кончины он думал о том, и делал так,  чтобы семья была накормлена. И что он несёт за это ответственность, персональную.

  Наконец наступило утро, станционное здание стало заполняться людьми, у окошка кассы уже выстроилась очередь за билетами. В зале ожидания стало прохладнее. Потеплее прикрыв детей, которых под утро сморил сон, Стефан снова отправился искать извозчика. Он вышел на перрон, Мороз сразу дал о себе знать, хотя с небес красиво падал снег. По перрону прохаживался смотритель или дежурный, с жезлом, очевидно в ожидании поезда.

  Но Стефану нужен был другой вид транспорта, и он спросил у дежурного, как ему увезти своё семейство с вокзала. И дежурный сказал,  нужно обойти  здание, там и будет то место, где можно решить проблему. Оглядевшись, Стефан заметил, что деревня и станция одно целое. Деревенская улица совсем рядом с железной дорогой. И чтобы переправить семью к месту назначения, ни какого транспорта не нужно. Всё можно перенести на руках. И даже жену с детьми. А дети уже бегали самостоятельно и  могли оказывать родителям посильную помощь
 Наконец- то на площади появились люди. Стефан подошёл и стал расспрашивать, как ему лучше найти родственников. Деревенский народ доброжелателен и поэтому ему подробно всё рассказал.

 
  Вернувшись в здание вокзала, Стефан сказал жене, что забирает детей и идёт искать деда с бабкой, а потом вернётся, или сам или ещё с кем-нибудь и заберёт её с пожитками. 
Господи, как это мне пришло в голову вспомнить,- сколько же лет было в ту пору Стефану. 33 должно было быть. Возраст Иисуса Христа. Самый расцвет всех сил.


Рецензии
Ваша фраза о том как писал Ваш тесть, меня поразила похожестью ситуации. Мама писала письмо как одно целое предложение, слова были почти без ошибок, и запятыми она отделяла почти каждую фразу. За плечами была начальная и незаконченная семилетка: началась война, отец ушел на фронт и она устроилась в МТС токарем.
Вам удачи.

Борис Лембик   17.12.2012 21:55     Заявить о нарушении