Рядом с Пушкиным. Утоли мои печали, Натали

  Каждый мужчина: и простой смертный, и царь, и Гений – идет на любую глупость и крайность ради обладания Красотой. За призрачность этого счастья он готов расплачиваться не только собственной жизнью, но и жизнью других.
И ничего не меняется за тысячелетия… Красоту могут звать Еленой, Клеопатрой, Маргаритой, а могут Натальей. Натальей Гончаровой.

1829 год. Россия. Москва. Шестнадцатилетняя девушка божественной красоты входит в танцевальный зал Иогеля и вносит в суету сборища юных ощущение тревожно-прекрасной нереальности.
Именно там ее встретил купающийся в лучах славы после возвращения из ссылки Поэт. Обомлел, восхитился, влюбился и… сделал предложение…

Он – неблагонадежный еретик и смутьян, вечно безденежный, чьи черты напоминают «хитрое и сообразительное животное», обитающее в Африке. Правда, уже по-настоящему знаменит, , да еще и обласкан самим Государем, его стихи и поэмы твердят наизусть по всей России.
Она – слишком молода, бесприданница, провинциалка. Правда, прелестна необыкновенно.
«Высокая, стройная, как пальма. Роскошное белоснежное декольте, невозможно тонкая талия, стройная шея, изваянная головка, как лилия на стебле. Лицо совершенного овала цвета бледной слоновой кости. Тонкие черты классического совершенства, брови, как черный бархат, длинные ресницы, такие же темные, как волосы, собранные в прическу подобно прекрасной камее с завитками у висков. Во взгляде какая-то неопределенность из-за легкой близорукости, и прозрачные, меняющие свой цвет – зеленые, серые или ореховые – глаза, напоминающие ягоды крыжовника. Это легкое несовершенство только подчеркивает очарование лица. Она вся - грация, гармония, возвышенная симфония линий и форм».

Почему же окруженная роем влюбленных поклонников, юная Красота согласилась на этот брак и приняла, наконец, постоянно-беспокойные настойчивые предложения Пушкина, который не мог предложить ни богатства, ни титула? Из-за желания вырваться из-под удушливо-жесткой опеки матери? Из-за тщеславия? А может быть, влюбилась и терпеливо ломала сопротивление родных?

Ответа нет. Но почти через два года сладилось. Предупреждающая о несчастии свадьба с погасшей свечой, упавшим кольцом, ошибкой шафера, наконец, состоялась, и в письме к другу Поэт пишет: «Я женат и счастлив; одно желание мое, чтобы ничего в моей жизни не изменилось…»

А вскоре дарит вечности бессмертные строки:
«Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец».

Теперь Поэт обладает Красотой. Как гармонично соединение Красоты с Добром и Истиной. А для Поэта еще и с внутренней свободой – обязательным условием полноценного творчества. Только Жизнь никогда не дает так много одному, даже Гению…

Сначала: прочь из Москвы, от назойливости и упреков тещи. Но не в деревню, где можно в любви и согласии Поэту творить, а Красоте рожать детей и вести дом.
Поселились в Царском Селе, рядом с лицеем в надежде на покойную семейную жизнь. Но Красота была замечена царскими величествами, и ей предписано было блистать при Дворе. Поэтому постоянным местом жительства четы Пушкиных становится напыщенный Петербург.

Для того чтобы Натали «работала ножками на придворных балах», муж получил чин камер-юнкера, более подходящий юнцам, и присутствие «сочинителя» Пушкина с супругой на дворцовых церемониях стало обязательным. Красота этому была несказанно рада, Поэт оскорбился и не скрывал бесполезного раздражения.
Разве придворный может быть свободным Поэтом?

Но он пытался. Царь стал его личным цензором, позволил работать в архивах, платил ему жалованье, а Поэт общается с ним на равных.
А главное, у него и Пугачев – вполне симпатичный злодей, и царь Додон вместе с попом – толоконным лбом – идиоты, и Медный Всадник – деспот. Кому можно подобное в царской России? А его печатали.
Правда, цензура попа заменила купцом, из «Золотого петушка» вычеркнули мораль: «сказка – ложь, да в ней намек…», а «Медного всадника» напечатали только в посмертном собрании сочинений Пушкина...

Красота требует достойного обрамления. Умопомрачительные наряды Натали стоили безумных денег.
Добропорядочный муж должен достойно содержать свою семью (у них родилось четверо детей), престарелых обнищавших родителей и не имеющих достаточно средств сестру и брата.
Сестры жены – тоже бесприданницы-провинциалки – нуждались в его покровительстве, когда приехали в Петербург, поэтому поселились в его доме. Количество пушкинской прислуги в это время насчитывало двадцать человек.

И он бесконечно закладывает и перезакладывает имения и имущество, одалживается у друзей и даже у царя, пишет на продажу… Но как пишет! В это время создаются «Медный всадник», «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Памятник»... А в последний год жизни Пушкин начинает издавать журнал «Современник».

Надеясь уехать в деревню, чтобы поправить дела, подает в отставку. Царь не отпустил: то ли из-за нежелания расставаться с Красотой, то ли из-за боязни потерять контроль над Поэтом.
И он теперь лишь мечтает о свободе, а в последние месяцы перед гибелью уже не может ради творчества отстраниться от клубка бытовых проблем.

За обладание Красотой отдано самое главное – возможность свободно жить и творить.

К концу жизни долги Пушкина составили 92 500 руб. по частным счетам и 43 333 рубля долга казне. Суммы по тем временам огромные.
Хотя, возможно, он справился бы со всеми неурядицами, если бы не самый страшный удар, который вольно или невольно (какая теперь разница) нанесла ему Красота…

Поэт гордился Красотой. «Он испытывал все мелкие ощущения, все возбуждение, какие чувствует муж, желающий, чтобы его жена имела успех в свете». Ревновал, конечно, но, сам далеко не образец нравственности, бесконечно верил в ее добродетель и всегда был на страже ее чести.
Сплетни назвали его соперником сначала царя, потом Дантеса. Перед первым он был бессилен, второго решил уничтожить…

А Красота кокетничала, флиртовала, не скрывала интереса к белокурому гвардейцу, давала бесконечные поводы для мерзких слухов. Может быть, она просто влюбилась в беззаботного красавчика-француза, любителя высоких покровителей и замужних дам, и не могла остановиться ни после того, как ее мужу был анонимно пожалован диплом рогоносца, ни после нелепого брака Дантеса с ее собственной сестрой, заключенного с целью избежать скандала?
Или надеялась на снисхождение света и считала возможным вести себя, как ей хочется?
А Поэт, уже не управляя ситуацией, становился смешон и неприятен своей желчной яростью даже друзьям. Враги же, не прощая слабости, обливали грязью и забавлялись его бессилием.
Сила Гения потерпела поражение перед гнусностью обыденности.

Провоцируя на вызов Дантеса и его приемного отца (любовника?) - дипломата Геккерена, Пушкин все еще надеялся на справедливое мщение. И отомстил. Ценой собственной жизни.

Горек и трагичен преждевременный уход Гения, хотя нам не дано понять, чем была для него смерть? Расплатой за кратковременное обладание Красотой?
А может быть, освобождением от ужаса двусмысленного существования обманутого мужа?

Умиравший Поэт, храня честь Красоты и думая о ее будущем, постоянно твердил о ее невиновности…

                ***

Царь заплатил все его долги, обеспечил пожизненно жену, детей и родителей.
Дантес был выслан из России. Правда, высший свет в большинстве своем его оправдывал. Он прожил долгую жизнь и достиг высокого положения.
Геккерен также вынужден был покинуть Петербург и в течение пяти лет ждал следующего назначения.

Красота почти два года провела в деревне. Вернувшись, не без удовольствия снова заняла место придворной красавицы, по-прежнему пользуясь неизменным повышенным вниманием царя. Потом удачно вышла замуж за генерала Ланского.

И никто из нас, пожалуй, кроме российских историков первой половины позапрошлого века, не знал бы даже ее имени, если бы она не была избранницей Поэта.
Она прожила на свете 51 год, и всего 6 лет - вместе с Пушкиным. Ее могила на старом кладбище Александро-Невской Лавры всегда в идеальном порядке. На надгробии – свежие цветы, а на памятнике надпись: Наталья Николаевна Ланская.

Но для нас она навсегда - Пушкина. И у меня после первого, еще студенческого посещения Дома на Мойке на книжной полке много лет стоят рядом две репродукции в скромных рамочках рамочках: Поэта – с великолепного портрета Кипренского и Его Мадонны – с воздушной акварели Брюллова.

      


Рецензии
Людмила, прочитала с интересом статью. Вроде бы все известные факты, но Вам удалось все легко, изящно и мудро свести воедино. Загадок в этой истории много, и каждый трактует известные факты по-своему. Думаю, что мы должны последовать завещанию самого А.Пушкина и не осуждать Натали, а восхищаться ею, как он сам восхищался своей музой и женой.
С уважением и пожеланием вдохновения и всех благ

Дарина Сибирцева   08.08.2022 06:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Дарина.
И за созвучие особенно. Последние дни перечитываю "Капитанскую дочку".
Хорошего дня и удач во всем.

Людмила Лунина   10.08.2022 07:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.