Ступени-2

      На вторую ступень жизни своей я запрыгнула легко-ведь
ребенок еще,но прожила 2-3 года нового десятилетия трудно
и тревожно.Гибель отчима,ставшего почти отцом, напугала меня
страшно.Не трудностями быта,не жгучей тоской мамы,которая
передавалась мне ,впиталась в меня на годы,а необыкновенным
страхом за маму. Ведь ,оказывается,будучи здоровым и веселым,
как отец,можно исчезнуть в один миг. А если мама? Всю свою
любовь к ней,жалость,боязнь,страх за нее я воплотила в опеку
над ней,как над малым дитем,помощь,покорность во всем,полное
послушание.Практически,на несколько лет,от меня куда-то ушло
детство.
      Липкая тоска окутывала меня по вечерам в холодном
старом бараке,где нам дали комнату по приезду в Серов.В комнату
рядом все время стучали пьяные мужики к женщине легкого
поведения,что проживала там,их тяжелые шаги пугали нас с
мамой еще и тем,что мы думали-это шаги человека из больницы.
Брат мой Сережа,заболев еще на родине дизентерией,усугубившейся
в дороге-переполненном общем вагоне поезда,долго лечился в
больнице.Гарантий на его выздоровление маме не давали,а ,
наоборот,готовили к худшему при каждом посещении.Помню,как
мама после беседы с врачом бессильно опускалась на скамейку
в больничном дворе,не слышала меня,не поднималась,когда я
тянула ее за руку. Однажды,наблюдавшая эту сцену нянечка,
подошла к ней и грубовато сказала:"ты,мать,о старшей-то
подумай,смотри,как девка-то дрожит"-и кивнула на меня.Как ни
странно,эти слова ее привели маму в чувство.Она притянула меня
к себе,гладила по голове,неистово целовала.Мы зашли в ближний
магазин и она купила мне куклу. Она вспомнила,что я тоже еще
ребенок и не могу ,не должна жить в этой серой тоске!
       Но все равно она не изживалась долго.В первые недели мы
жили даже без дров.Октябрь на Урале-месяц холодный.Мама работала
в начальной школе,там же училась я в третьем классе.Рядом со
школой строился дом.После уроков,второй смены,в темноте,мы
завернули на эту стройку.Какие-то деревяшки мама вложила мне
в руки,какие-то себе подмышку,мы уже почти выщли с территории,как
вдруг звук свистка,пронзительный,громкий остановил нас.Мы застыли,
как вкопанные,мне показалось даже,что сейчас нас отправят прямо
в тюрьму. Я чувствовала,что мы совершаем что-то недозволенное.
Подбежала сторож-полная женщина в фуфайке,схватила маму за руку,
осветила нас фонариком и вдруг удивленно проговорила:"Л.П.-это вы?"
А только накануне мама проводила родительское собрание  в своем
классе,и сторожем оказалась мать одного из ее учеников.Мама не
двигалась с места,она как застыла,впала в свое привычное оцепенение.
Та же развила бурную деятельность-набрала тоже каких-то деревяшек,
проводила нас до нашего страшного барака,сама затопила печь,
поставила чайник на плиту,сбегала на стройку еще раз,принесла
снова охапку  дров,и сама же организовала чай.Все это происходило
в тишине,мама лежала на кровати,отвернувшись к стене.
  Простая женщина поняла сложность ситуации,как могла,поддержала
нас,на следующий вечер во дворе ее стараниями появилась машина дров,
за которую с нас не взяли деньги.Наехавшие племянники их живо
кололи и складывали в поленицу. С женщиной этой мама была дружна
всю жизнь.Этот пример сострадания и добра я тоже несу через все
ступени своей жизни.
    Но жизнь постепенно налаживается.Из-за туч ведь когда-то и
выглядывает солнце.Главное-брат мой остался жив,хотя не совсем
здоров(хронич.дизентерия в те годы-нередкое явление).Для таких
детей существовали специализированные детские сады,куда и приняли
Сережу.Улучшились наши жилищные условия-мы получили комнату в
благоустроенной з-х комнатной квартире.И хотя в ней проживало
десять человек,из которых четверо-дети,нам казалась счастьем
горячая вода,ванная,паровое отопление.И хотя ей было далеко до
квартиры,что мы оставили на родине(квартиры начальника!),после
жуткого барака она казалась дворцом! Хронически не хватало денег.
Мама,немного оправившись от жизненных потрясений,правда,все еще
не прежняя-худая,грустная,с часто набегающими на глаза слезами,
уже смогла работать еще и в вечерней школе.Мне пришлось  готовить,
оставаться с больным братишкой дома,когда он болел,проверять
тетради маминого 3-го класса,в то время ,когда она преподавала
свою любимую географию в вечерней школе. Я подчеркивала ошибки,а
она уже ночью выставляла оценки. Читая с 4-х лет,учась отлично,
мне было нетрудно это делать,а ей приходилось идти на это-надо
было выживать! Выжили,несмотря на все трудности в нашей семье,
несмотря на шум,гам,драки,ссоры соседей и их несчастья.
       Соседи наши заслуживают подробного воспоминания о себе.
Рядом с нашей комнатой жило семейство,состоящее из родителей и
двух девочек -5 лет и 6 месяцев.Спокойный ,добрый обычно отец
семейства,который работал на стройке,превращался два раза в месяц
(в дни аванса и получки) в неуправляемого человека.Придя домой
пьяным,он затевал ссору с женой- тихой и кроткой.Ссора эта всегда
проходила по одному сценарию-пошумев,покидав чего-то хозяин засыпал,
его семейщики и мы,соседи,укладывались быстренько спать ,радостные
и счастливые,но среди ночи страшные крики,а потом стук в нашу дверь
будил всех домочадцев.Его жена Валя с грудной на руках и за руку
держа старшую,ломилась в нашу дверь с криками и воплями.Они,с плачем
и визгом детей,особенно среди ночной тишины превращались в ужасную
симфонию кошмара,вспоминаемую мной и поныне.Мама впускала  их
в нашу комнату,отец ломился в нее какое-то непродолжительное время,
но потом его храп давал нам "добро" на дальнейший сон.Уступив гостям
кровать,мы с мамой досыпали уже на полу,бросив какие-то старые пальто.
Изредка,если ночной гастролер не унимался,моя мама сидела с ним на
кухне и вела беседы,которые действовали на него отрезвляюще.
      Наутро,она снова работала -днем в начальной школе,а вечером в
школе рабочей молодежи.Две недели был относительный покой,и все
повторялось снова.М ы уже со страхом ждали новой зарплаты. Не зная
такой жизни до этого ранее,трудно было нашей семье привыкнуть к
этому,но человек ко всему привыкает.







 


Рецензии
Нина, читала со слезами на глазах, хотя у меня тоже не сахар было детство в большой многодетной семье.
Какая у тебя мама было терпеливая и стойкая женщина.
Всё передалось тебе.
Спасибо. Светлая ей память...

Татьяна Пороскова   22.06.2017 16:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Танюша! Да, у многих из нас было трудное детство.

Нина Клинова   23.06.2017 06:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.