Дедушка Мазай и зайцы. Размышления

Начну с поэтического рассказа Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои,- ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
"То - то!- сказал я,- не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка.
Взял и его - тягота невелика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха -
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном -
Сильно дрожала... Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
"Глянь - ко: что делает старый Мазай!"
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и "с богом!" сказал...
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: "У - х!
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь - бух!
И ляжешь... Ууу - х!.."
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось -
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал - и домой приволок,
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул - и дали стречка!
Я проводил их все тем же советом:
"Не попадайтесь зимой!"
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая. - линяет косой..."".

В раннем детстве, в букваре, я увидел картинку, наверно, к произведению Николая Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Маленький островок, половодье. И на островке – зайцы, много, гурьбой, прижавшись друг к другу. Голодные и холодные. И испуганные. К островку подплывает лодка, с дедом Мазаем за веслами. Не знаю, есть ли такая картинка в современном букваре, может быть, и нет. Времена другие. Наверно, мама рассказала  мне тогда о беде зайцев. Или прочитала сопровождающий картинку текст, может быть отрывок из произведения Николая Некрасова.

Я горько и безутешно плачу, мне жалко зайцев, вешняя вода заливает островок. «Не плачь!», - успокаивает меня мама. - «Дедушка Мазай спасет зайцев».

Вот ведь, остались в памяти мои детские переживания, И детские слезы.

Вспомнить мне об этом эпизоде, из моей детской жизни, позволил вот этот отрывочек из рассказа Владимира Солоухина «Камешки на ладони».

«…Все мы знали деда Мазая и то, как он спасал зайцев, застигнутых половодьем. Но вот женщина, в своих воспоминаниях рассказывает, как охотился ее муж. Была осень, предшествующая ледоставу. По реке шла шуга – ледяное крошево, готовое вот-вот превратиться в броню. На маленьком островке спасались застигнутые ледоставом зайцы. Охотник, о котором вспоминает женщина, сумел добраться в лодке до островка, и прикладом ружья набил столько зайцев, что лодка осела под тяжестью тушек. Женщина рассказывает об охотничьем подвиге своего мужа с завидным благодушием. Способность испытать охотничье удовлетворение от убийства попавших в естественную западню зверьков ее нисколько не удивила.

Женщина эта Н. К. Крупская, а дело происходило в Шушенском; читайте ее «Воспоминания», изданные в Москве, в Госиздате в 1932 – 1934 годах…».

Произведение Владимира Солоухина напечатано  - Журнал «Наш современник», № 6, 1990 год.

А вот эту информацию я нашел в интернете, в поиске «Дед Мазай и зайцы».

"Будучи страстным охотником, Владимир Ильич разнообразил свое меню подстреленными им тетерками, утками, а также зайцами, которых порядка 20 штук однажды в весеннее половодье наглушил веслом".

Не знаю, конечно, не охотник я. Но, наверно, окажись я на том островке обязательно вспомнил бы ту картинку из букваря.


Рецензии
Интересно,назидательно, с большим подтекстом. Понравилось. Спасибо.

Нана Белл   04.08.2012 13:45     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая очаровательная Нана Белл! Думаю, простит меня Ильич!

Феликс Россохин   04.08.2012 17:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.