Клара Наумовна, Виктор, Галя

Клара или, как ее называл Шайка, Берта, приезжала к нам в Москву почти каждый год. Она приезжала проведать свою маму Екатерину Ефимовну Рубинштейн, заодно она обделывала дела своей фабрики, на которой она работала начальником отдела снабжения. Тетя Клара обычно привозила чемодан продуктов, и первое что она делала, готовила в честь своего приезда праздничный обед. Перед тем, как броситься на кухню, моя мама, тетя Клара, баба Катя, а когда я был маленький то я тоже, с полчаса плакали и обнимались, при этом наша собака выла, как говорила баба Катя, нечеловеческим голосом.
Тетя Клара приезжала всегда внезапно, никому не сообщив, чтобы не напрягать "Семку" и "Идку". По приезде, поплакав и приготовив обед, она тут же начинала ругаться с мамашей, угрожая, что сейчас уедет к себе обратно в Баку.
Вечером приезжал с работы отец и, увидев Клару, кричал:
- Что же ты не сообщила, что приезжаешь! Я бы послал на вокзал машину!
Отец очень хорошо относился к Кларе Наумовне и, совершенно искренне верил, что, если бы ему сообщили, он сделал бы все, чтобы ее встретить, несмотря на свою занятость.
К часам семи приезжал дядя Шура с сыном Наумом и женой Раей. Среди всей этой Одесской братии, мы с Наумом, чувствовали себя не в своей тарелке. Мало того, что они все переходили на идиш, они говорили сразу все вместе и это нисколько им не мешало  прекрасно понимать друг друга, смеяться и плакать.  Наша собака ,обезумев от впечатлений, забивалась под шкаф , видно было, как нервно дергаеться ее левая нога и вяло шевелиться хвост.
Если мой старший брат Юлий был в это время в Москве, то он обязательно приходил, осторожно неся в руках бутылку водки. Развлекал он тетю Клару демонстрацией фотокарточек, сделанных в разных точках нашей огромной страны, где он удостоился быть и выпивать. Братец был наладчик электрических подстанций и ездил с бригадой по всему Союзу. В составе его бригады был один человек, фамилия которого стерлась из памяти, а звали его Соломон Акимыч.
Этот Соломон Акимыч приходил к нам в гости. Приглашая его, мой брат желал продемонстрировать домочадцам, с какими замечательными людьми ему приходиться работать. Соломон Акимыч был маленького роста, лыс и чрезвычайно интилегентен. Первое впечатление, что перед тобой стоит японец, которых в советских картинах  периода войны изображали в карикатурном виде. Он великолепно играл в шахматы, и даже ,будучи сильно под градусом, обыгрывал мастеров спорта. Вторым напарником моего брата был парень по фамилии Волков. Он просил, чтобы его фамилию произносили с ударением на последнем слоге. Получался родительный падеж от слова "волк". Это очень нравилось моему брату. И вся эта троица колесила по стране, изредка наезжая в Москву.
Тетя Клара умирала со смеху, разглядывая Юлькины фотографии. Сюжеты не баловали разнообразием. Гвоздем серии было фото, на котором мой брат катает в детской колясочке совершенно косого Соломона Акимыча, а Волков (ударение на последнем слоге) пытается ему засунуть в рот детскую сосочку. На другой фотографии Волков мочиться на здание отделения милиции. Над его головой видна вывеска, на которой написано: "Министерство внутренних дел СССР, Отделение милиции Солодчинского района ". На третьей фотографии на заборе висит, видимо сушиться, Соломон Акимыч. Видно как с него капает вода. На четвертой мой брат спит на чьей – то могилке на кладбище.
Они так же придумали новый регламент для шахматной игры. Около шахматной доски ставилась бутылка водки и три стаканчика на 40 – 50 грамм каждый. Первый ход делает белыми, скажем мой брат и ему наливали 30 грамм водки, затем делал Волков и получал свою дозу, и так далее. То есть они играли не на время, а на водку и не вдвоем, а сразу втроем, что экономило время и вносило оживляющий момент в древнюю игру. Самым большим достоинством нового регламента, по мнению Волкова, а он играл хуже всех, было то, что никто не проигрывал, а наоборот выигрывала дружба, что способствовало укреплению социалистической морали. Соломон Акимыч, с некоторыми оговорками, тоже был согласен с этим, а мой брат не хотел останавливаться на достигнутом и все время размышлял, чтобы еще сделать для развития шахмат.
В начале шестидесятых годов в Москву приехал учиться в аспирантуре сын тети Клары, мой двоюродный брат, Витя П. Он жил в общежитии аспирантов в Бабушкине и гонял футбол на соседнем стадионе. Тетя Клара, каждый месяц, присылала Вите деньги на прожитье. Она всячески поддерживала своего сына – он получал посылки не только от тети Клары
 но и от своей сестры Гали. Галя сейчас живет в Израиле в Натании. Она бежала из Баку во время армянских погромов.
Тетя Клара была замужем за Петросом П., директором нефтяного завода. Судьба его была трагична. Он по ложному обвинению был арестован. Не выдержав позора, он покончил собой в тюрьме. Это произошло еще до суда. Видя, что его осудят, Петрос П., ушел из жизни, спасая свою честь.
Виктор был симпатичный, молодой парень с золотой фиксой на верхнем  переднем зубе. В Баку это считалось элегантным. Золотая коронка одевалась на сточенный здоровый зуб. Он  был похож на своего отца и неуловимо на бабу Катю. Витя нравился женщинам и, как обычно бывает у таких парней, женился неудачно.
Одно время Витя, когда его выгнали из общежития аспирантов, так как закончилась его учеба, жил у нас. Виктор не хотел уходить из общежития, там у него была отдельная комната, в которой он бескорыстно помогал в учебе хорошеньким аспиранткам. Видимо поэтому у него не было времени на собственную диссертацию, которую он защитил только через несколько лет. Виктор не любил собак и враждовал с нашим псом, обезьяньим пинчером Топкой. У собаки портилось настроение, когда она его видела, чего он к удивлению не замечал. Как то, он по неосторожности положил свою папку на стул, чем собака тут же воспользовалась. Она стащила ее на пол, выпотрошила содержимое и помочилась на бумаги.
- Прямо, как человек! – прокомментировал Шайка, когда ему рассказали о проделке собачки.
Будучи от природы не очень смелым, Витя любил смотреть по телевизору бокс, хоккей, а так же фильмы про войну. У Виктора была феноменальная память. Однажды, году в 61, на турбазе в Устиново, под Москвой, одна девушка дала мне свой телефон, Виктор при этом присутствовал. Через двадцать лет мы как то сидели и вспоминали разные эпизоды из жизни. Витек  и говорит, " А помнишь Татьяну с турбазы?".
- С какой турбазы? – не понял я.
- В Устинове, помнишь, там была такая грудастая Татьяна, она еще тебе телефон свой дала.
Я с трудом вспомнил эту Татьяну.
- Телефон у нее простой, - и называет его, - только сегодня надо добавить четверку впереди. Хочешь проверить?
Я кинулся к телефону. Набрал номер и, … мне ответила Татьяна. Она страшно удивилась моему звонку. И, видимо, от растерянности спросила: " Что ж ты так долго не звонил?". Последовал идиотский ответ:"Да, все как то занят был." Мы с ней посмеялись над вопросом и над ответом. Договорились встретиться. Встретились. Пошли в кафе, Поговорили за жизнь. Она замужем, у нее четверо детей, работает главным бухгалтером. Все в порядке. Сказала, что долго ждала моего звонка. "И вот " -, говорю, - "дождалась! ". Да, прав классик – "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется!". Больше мы с Татьяной не встречались.
Виктор в совершенстве знал турецкий, армянский, английский и немецкий языки. Переводил с итальянского, польского и французского. Его память хранила удивительные и неожиданные вещи. Он знал наизусть таблицу значений синусов и косинусов. Я однажды спросил, зачем это ему нужно, он ответил, что как то в институте делал курсовую работу, и в ней была целая куча вычислений, где как раз использовались эти синусы. Чтоб каждый раз не лазить в таблицу , сказал он, я ее просмотрел(курсив мой). Мне стало страшно.
- А, что, - спрашиваю, - эти синусы, там у тебя в голове… они тебе не мешают?
Витя знал расписание электричек На Савеловской дороге, количество жителей в Гренландии. Витя на спор, называл составы сборной Чехословакии по хоккею на всех первенствах мира. Или наоборот, его спрашивали на каких первенствах в составе  сборной Чехословакии играла тройка – Прыл, Недомански, Черны, и Витя не задумываясь отвечал.
Витя, иногда ходил с Шайкой в парк Сокольники, где собирались в основном спартаковские болельщики. Однажды я видел, как Витя, находясь под охраной нашего дядюшки, выиграл две бутылки армянского коньяку – три звездочки. Витя на спор назвал всех авторов голов в финале чемпионата мира по футболу 72 года. Играли Италия – Бразилия. Никто не мог вспомнить, кто же забил гол в ворота сборной Бразилии, а Витька знал – это был правый край нападения итальянской сборной Бонисеньи.  Коньяк Витя выиграл в 1989 году.
 Виктор умер от рака несколько лет назад. Будучи уже больным, он помогал моему сыну в институтской учебе. У Виктора есть сын Константин, которого он очень любил и посвящал ему много времени. Костя выучился на юриста, живет в Москве. Он не оставил своего больного отца и как мог, помогал ему. Сестра Виктора Галя, как я уже писал живет в Натании. Она никогда не была замужем. Я как то ее спросил, почему?
Она ответила, что не хотела портить другому человеку жизнь. "У меня скверный характер" – уточнила она свою мысль. Она часто ездит в Германию к нашей племяннице Наташе  и была свидетелем тяжелой драмы связанной со смертью моего брата. Но об этом в другой раз.


Рецензии
Здравствуйте, глубокоуважаемый Наум Лев!

Читаю Вашу Сагу. Она великолепна! Высвеченные и
чётко обозначенные её герои немедленно влюбляют в себя,
даже если они просто промелькнули.

Удивительно Ваше свойство говорить о людях, близких и
таких, как Татьяна... Вы, Наум Лев, истинный человеколюб,
только ещё очень талантливый.

Я очень Вам благодарна и счастлива, что однажды
начала Вас читать. Теперь меня тянет к Вам на страницу,
я заряжаюсь позитивом, тончайшим добрым юмором, любуюсь красотой
языка, неожиданных сюжетных штрихов: на фото показывал с гордостью,
где он бывал и выпивал...

Спасибо Вам великое. Примите мои Вам пожелания самые наилучшие!

Дарья Михаиловна Майская   17.04.2018 21:58     Заявить о нарушении
Добрый День! Спасибо,Дарья Михаиловна, за добрые слова! И мои вам пожелания самые наилучшие!
У Вас просочилась ошибка -"Вы, Наум Глеб...

Наум Лев   17.04.2018 21:24   Заявить о нарушении
Простите великодушно!

Ни единого Глеба ни в близком, ни далёком
моём окружении у меня нет... А исправила я
оплошку, ещё не прочитав Вашего замечания.

С уважением и симпатией к Вам,

Дарья Михаиловна Майская   17.04.2018 22:00   Заявить о нарушении