Крещатик. Аптеки и их владельцы в ХIХ начале ХХ ве

КРЕЩАТИК. АПТЕКИ И ИХ ВЛАДЕЛЬЦЫ
 
По имеющимся данным, в Киеве первая аптека открылась в 1709 году на Печерске. Руководил ею провизор И.В. Чкалов. В то время государство контролировало работу аптек и давало им привилегии по сравнению с другими торговыми предприятиями. Так, фармацевтов освобождали от военной службы, именовали почетными гражданами. Кроме того, никто не имел права открыть аптеку в городе или районе без согласия того, кто сделал это первым. 
        В аптеках оказывали не только медицинскую помощь, но до середины XIX  века, они были и химическими лабораториями.
Одновременно  с частными аптеками создавались и государственные. В феврале  1715 года, с разрешения императора Петра Первого в Киеве открылась государственная аптека, а также аптечный магазин, который обеспечивал медикаментами военные части, госпиталя, а позже и чиновников Киевской губернской канцелярии и гражданское население. Заведовали магазином провизор Бирмен, а затем Иван Вендель.

         По  тогдашним правилам, в каждой аптеке должна была быть лаборатория, и квалифицированный руководитель, который также должен был заниматься подготовкой учеников. Впрочем, нередко эти правила нарушались. Некоторые  аптеки открывали лица, не разбиравшиеся в фармацевтике, но нанимали опытных провизоров.
        Кроме того, изготовление  лекарств было продолжительным и недешевым процессом, что, конечно, отражалось на цене микстур и пилюль, а потому у аптек было немного клиентов — большинство занимались самолечением.  Поэтому в тогдашних аптеках, изготовливали не только медикаменты, готовили полезные травяные чаи  и минеральные воды, растворяя набор солей в дистиллированной воде, но и готовили и продавали «сопутствующие» товары - начиная от чернил, уксуса,  листочков с пудрой, мыла, зубного порошка, гребешков и средств для ухода за усами ,  крема для обуви   и , заканчивая винами, ликерами и очень качественной водкой «Аква-Вита» («Вода жизни»).

Во второй половине ХIХ века, в Киеве было всего 14  аптек.

На  углу Крещатика 4 и Трехсвятительской , в доме  который принадлежал торговавшему часами купцу 2 –й гильдии Целестину Верле, держал свою аптеку провизор ВОЛЬК РОЗЕНФЕЛЬД, а в другом доме  Ц. Верле на  Крещатике 54 ( теперь № 48) размещалась аптека, владельцами которой были АДРИАН ФИЛИППОВИЧ, граф ФЕЛИКС СОНГАЙЛО и ВИТОЛЬД ГОРБАЧЕВСКИЙ, хотя на ее вывеске крупными буквами была указана лишь первая из этих фамилий.

Размещалось на Крещатике и несколько складов аптечных товаров, где киевляне могли приобрести лекарства и другие медицинские принадлежности.

        Один из них, принадлежавший технологу МОИСЕЮ-АРОНУ ВИЗЕНТАЛЮ находился  в 1890-е годы на Крещатике 6 , в усадьбе, принадлежавшей наследникам купца Кейля, другой аптечный склад - ГОФШТЕЙНА - на Крещатике 44.

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НЕЕЗЕ

        В 1863 году, одним из первых в Киеве, на Крещатике 45 основал аптечный склад- и торговлю аптекарскими товарами- адъюнкт-профессор на кафедре фармакологии Киевского Университета Св. Владимира, а также управляющий университетской аптекой - НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НЕЕЗЕ (1818-1889)
           В 1854 году поселился в Киеве. В его доме на нижнем этаже помещался магазин, а наверху была квартира семьи с двумя стеклянными галереями.
          Н. Н. Неезе в 1841 году окончил Дерптский университет со званием провизора.         
          Активно участвовал в работе Киевского общества врачей, а также был одним из учередителей Киевского фармацевтического общества.
          В 1862 году, в военно-медицинском департаменте Петербурга издал учебник «Фармация для фармацевтов и врачей», который в течение многих лет был для студентов и практикующих фармацевтов настольной книгой.
          К ,сожалению, не удалось найти фото Н.Н.Неезе, но по описанию его внучки, он был среднего роста, плотного сложения, лысый с бакенбардами. Ходил ровной походкой с палкой. Словом, типичный ученый.
         По воспоминаниям современников,это был высокообразованный и многосторонний человек: прекрасно знал как древние, так и новые языки, очень любил музыку, пел в певческом кружке, участвовал в любительских спектаклях и читал стихи. Подчас был насмешлив, но при этом очень добродушный, удивительно скромный, добросовестный и доверчивый, о людях судил по себе. Этим нередко пользовались некоторые коллеги, часто обманывая его.               
            Когда в Лютеранской церкви отпевали Н. Н. Неезе, пастор Фридрих-Вильгельм Вазем отметил: « все знали этого скромного профессора за конторкой склада на Крещатике, всегда приветливо смотрящего сквозь очки».


АПТЕКАРИ ГУСТАВ И АЛЬБЕРТ ЗЕЙДЕЛЬ

  Нередко, владельцами киевских аптек становились иностранцы. Однако иностранцу, чтобы открыть аптеку, кроме стартового капитала, обязательно необходимо было иметь диплом о высшем образовании, который должно было подтвердить Аптечное управление.  Кроме того, чтобы получить звание аптекаря, после окончания университета необходимо было пройти стажировку в аптеке, указанной медицинским департаментом. И только через три года ученик-стажер, мог подать прошение об аттестации на звание аптекаря, провизора, гейзеля и, после сдачи экзамена, получить право работать в аптеке. В случае неудачи — опять обучение в течение года и повторный экзамен.

Среди тех, кто сумел предолеть все барьеры, был австриец ГУСТАВ ВИЛЬГЕЛЬМОВИЧ ЗЕЙДЕЛЬ, который в 1888 году открыл аптеку в собственном доме на Крещатике 17.  Позднее  эта аптека перешла к его брату , магистру фармацевтии, руководителю местного фармацевтического общества - АЛЬБЕРТУ ВИЛЬГЕЛЬМОВИЧУ ЗЕЙДЕЛЮ(?-1915). Здесь  предлагались  не только свежие минеральные воды с отечественных и зарубежных курортов , но и портвейн и «чистые виноградные вина» из Франции, Португалии, Венгрии, Греции, Италии.
Кстати,  А.В. Зейдель владел и мыловаренным заводом на Лукяновке, продукция которого, указывалось в рекламе, изготовливалась без примесей, а каждый кусок мыла был снабжен именным штемпелем. Такая защита была совсем не лишней , учитывая, что на рынке нередко появлялись подделки .
 
         Более того, в те годы, почти, как сегодня, поялялось немало жуликов и проходимцев, которые  предлагали всевозможные целебные средства и, непременно, от всех болезней и сразу. Так, например, некая контора «Радикалъ» продавала одноименную мазь, которая лечила, судя по рекламе, от ревматизма, простудной ломоты, сыпи, чесотки, экземы, лишая, золотухи, геморроя и даже справлялась с застарелыми накожными ранами. Фирма обращала особое внимание на наличие банок мази разной величины, и бесплатно высылала брошюру с полным описанием способа употребления и копии благодарственных писем.

           В 1910-е годы владельцем аптеки на Крещатике 17 был  провизор, дворянин ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ ГЕРАЩЕНЕВСКИЙ. Он  же являлся казначеем Киевского аптечного общества «ЮРОТАТ»

РОМАН РОМАНОВИЧ (ФРИДРИХ КАРЛ) КЁЛЕР (1838- 1907)

       В 1911 году,  на Крещатике 6 открыла Киевское отделение Московская фирма «Роман Кёлер и К°», которая работала в Киеве с 1882 года.
Роман Кёлер начинал работать провизором в Москве, в аптеке Карла Ивановича Феррейна. В  1862 году он открыл в Москве собственный торговый дом для продажи аптекарских товаров и основал первую в России фабрику для производства лекарственных средств: капель, настоек, мазей, порошков, экстрактов, пластырей, перевязочных средства и других фармацевтических препаратов, а также водочных и конфетных специй и эссенций. Увлекшись идеями земской медицины, разработал  проект сельской лечебницы с амбулаторией, хирургическим кабинетом и аптекой. Эта продукция пользовалась большим спросом, так как  была дешевле аналогичной продукции, которую выписывали из-за границы или изготавливали кустарным способом в местных аптеках .
Особую известность Роману Келеру принесли, разработанные им небольшие аптечки различного назначения: карманные, дорожные, домашние, сельские, каретные . Кроме  медицинских средств , в них были и предметы парфюмерии. За эти аптечки на Московской политехнической выставке 1872 года он был удостоен золотой медали и почетного диплома, а также удостоилась особого внимания посетившего выставку императора Александра II. Кроме того, продукция предприятия Кёлера не раз удостаивалась высших наград: на Сибирско-Уральской художественно-промышленной выставке 1887 года; Казанской научно-промышленной выставке 1890 года;  Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго.
В  1893 году купец первой гильдии Роман Кёлер основывает Фабрично-торговое товарищество «Р.Кёлер и К°» с основным капиталом в 1 миллион 250 тысяч рублей. Товариществу принадлежало множество фабрик по изготовлению химических, медицинских и фармацевтических препаратов, искусственных ароматических веществ, фотографических пластинок, кислот, эфиров, туалетного, медицинского и простого мыла , а также стекольный завод аптекарской, кондитерской и парфюмерной посуды. Продукция Товарищества продавалась не только в России, но и в Бухаре, Хиве, Персии и Китае.
Кроме того, Роман Келлер неоднократно выступал со статьями, посвященными развитию в России аптечного дела,  в которых указывал на необходимость аптечной реформы, упрощения процесса получения права вольной торговли для общественных аптек, поскольку она давала возможность не только получения прибыли, содержания персонала, но и использования полученных средств для бесплатного отпуска лекарств неимущему населению.

ИОГАНН-СИГИЗМУНД (ИВАН ФЕДОРОВИЧ) ЭЙСМАН  (1794-1862)
 
Иоганн Эйсман родился в Австрии, выучился на аптекаря, а в марте 1818 года принял российское гражданство и приехал в Киев. Тогда же он купил половину дома на Печерске, в начале современной Старонаводницкой улицы. На  первом этаже разместил аптеку, а сам поселился на втором. В эту квартиру спустя два года привел жену Елену-Эмилию, здесь у них родился сын Густав, ставший профессором Киевского университета и городским головой.
В 1847 году Иоганн Эйсман приобрел участок на Крещатике 20/1 (сегодня на этом месте размещается Главпочтамт)  и заказал архитектору НИКОЛАЮ ПЕТРОВИЧУ  САМОНОВУ (1819-1898) составить проект двухэтажного каменного доходного дома с магазинами в первом этаже. По тогдашнему правилу,  проекты каменных строений в империи подлежали утверждению самим царем Николаем Павловичем. В марте 1848 года «Государь Император Высочайше повелеть соизволил представленный при сем фасад переделать, дав ему лучший вид». Переделку (касавшуюся только оформления фасада) выполнили специалисты из Главного управления путей сообщений и публичных зданий, после чего в сентябре того же года царь одобрил проект. До конца 1840-х годов дом, выполненный в позднеклассическом стиле, был уже готов.
К сожалению, ни поселиться в этом доме, ни разместить в нем аптеку, И.Эйсману не позволили. К стати, в связи со строительством на Печерске крепости, аптекарь не раз обращался к властям с просьбой открытия аптеки где-нибудь в центре, но всегда, под смехотворным предлогом, получал отказ. Столь странное отношение столичных чиновников к своей персоне вовсе не охладило желание Эйсмана делать добрые дела.
Аптека Ивана Федоровича, хоть и находилась далеко от оживленного центра города, довольно быстро завоевала известность у киевлян. Бедным  здесь лекарства отпускали бесплатно. Это была не просто благотворительность —аптекарь осознавал социальную ответственность бизнеса, связанного со здоровьем людей.
Каждый год И.Эйсман организовывал сбор различных лекарственных трав на околицах Киева. В 1829 году сдал губернской медицинской управе 1003 пуда (16,4 тонн !!!) растений. И, опять же, старался не ради денег — ему хватало доходов от аптеки. В письме, адресованном в управу, Эйсман объяснил: «Я желаю отдать растения в казну по тем же ценам, что стоили мне при сборе, и даю бесплатно мешки». Хотел, чтобы в случае новой эпидемии город не остался без лекарств
Когда в Киеве вспыхнула эпидемия холеры, Эйсман не стал наживаться на чужой беде. При временной больнице для больных холерой он за свой счет оборудовал аптеку с посудой и всеми принадлежностями. Деньги за лекарства с пациентов не брал. Также бесплатно поставлял лекарства в Печерскую и Подольскую больницы. Всего за время эпидемии аптекарь бесплатно отпустил лекарств на огромную сумму — 2459 руб. 41 коп. (для сравнения: на 72 коп. можно было обеспечить одного человека мясом на весь год).
Когда в 1839 году, в казарме, построенной на соседнем с Эйсманом участке разместился батальон военных кантонистов, а ни своей аптеки, ни медикаментов, как оказалось,  у батальона нет,  Эйсман стал обеспечивать будущих солдат необходимыми лекарствами, и,  разумеется, безвозмездно. А в следующем году выделил им, опять же бесплатно, медикаментов на сумму 9 тыс. рублей ассигнациями. Опекал  он и киевский Институт благородных девиц. За пять лет — с 1840 по май 1845 года — бесплатно предоставил учебному заведению медикаментов на 14 тыс. рублей.
За проявленную сердечность и благотворительность медицинская управа Киева представила Ивана Федоровича к ордену Святой Анны III степени. Однако в Петербурге, как ни странно, ходатайство отклонили.

«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АПТЕКА А. МАРЦИНЧИКА»
 
         В 1866 году, на Крещатике 36, на первом этаже двухэтажного дома открывает собственную аптеку сын киевского врача АДОЛЬФ-ЯКОБ ИВАНОВИЧ МАРЦИНЧИК (1815- 1869).
       К этому шагу, аптекарь шел почти двадцать лет. В начале пути, Адольф Марцинчик   прошел курс наук в Варшавской аптеке  профессора химии, доктора медицины Федора Гейнриха и в 1836 году получил диплом  о присвоении ему степени аптекарского помощника 1-й  ступени. Затем получил университетское образование, в феврале 1847 года арендовал аптеку на Крещатике, затем стажировался на ведущих химических фабриках Вены и Берлина, где постигал все подробности бизнеса, а , кроме того,  познакомился с постановкой фармацевтического бизнеса в аптеках Москвы.
         С первых дней работы аптеки, А.Марцинчик  начал внедрять всевозможные усовершенствования в традиционные методы производства и отпуска лекарств. Причем изготавливались лекарства не только для собственной аптеки, но и для других аптек города,  и вскоре стала лучшим  в Киеве фармацевтическим заведением . 
         Кроме всевозможных лекарственных препаратов, в аптеке Адольфа  Марцинчика торговали косметическим и скипидарным мылом, зубными эликсирами, ароматическими водами, пластырями, кефиром, кислородом, а так же предлагался широкий ассортиментом лечебных вин, большим поклонником так называемой, «французской школы винолечения» , которой он был.
         В, частности, особой популярностью пользовались : «Вино из Пепсин Будо» – полезное при отсутствии аппетита и общеукрепляющее крепкое вино «Сен-Рафаэль», которое рекомендовали пить по стакану после каждой еды . В специально прилагаемой  брошюре указывалось, что  это вино «улучшает нравственное и эмоциональное состояние больных, что способствует их выздоровлению».
Не забывал Адольф Марцинчик и о благотворительности - для «богоугодных заведений» и сиротского приюта товары отпускались со скидками от 25 до 45%.

В 1869 году  А.Марцинчик умер и аптека перешла его сыну, 23-летнему Адольфу-Эдуарду, который начинал у отца аптекарским помощником.

        АДОЛЬФ АДОЛЬФОВИЧ МАРЦИНЧИК (1846 - 1912) после окончания естественного факультета Московского университета, получил звание провизора и мечтал заняться научной работой, но смерть отца изменила его планы, и ему пришлось взять на себя все дела семьи. Преемником он оказался достойным.
         Совершенствуя фармацевтическое производство, Адольф Марцинчик- младший, капитально перестроил аптеку, модернизировал лабораторию: установил новейшие аппараты и машины для изготовления таблеток, спиртовых и эфирных экстрактов , а так же медицинского и косметического мыла. На базе аптеки проводились опыты и анализы, лаборатория готовила лекарства не только для аптек, но и для других заведений города .

        В конце 1871 года, Адольф Марцинчик вместе с братом Целестином и другими, создал общество для торговли фармацевтическими, химическими и другими товарами «Братья Марцинчик», и открыли аптечный склад.
        Через десять лет, объединение   настолько выросло и окрепло, что было преобразовано в «Южно-Русское общество по торговле аптечными товарами» («ЮРОТАТ») , которое имело несколько отделений, как в России, так и за границей, торговавших не только аптечными товарами , минеральной водой, химическими и косметическими изделиями, но и приборами и оборудованием для аптек и хирургическими инструментами и медицинскими принадлежностями для больниц.  Кроме того, склады Общества предлагали приборы и реактивы для сахарных заводов и фотолабораторий.
К 1913 году «ЮРОТАТ» владел шестью собственными магазинами и имел в своем составе собственную производственную лабораторию, которую впоследствии преобразовали в завод (ныне - Киевский завод медпрепаратов).

         Дело расширялось, рос и авторитет Адольфа Адольфовича среди коллег. В 1881 году магистра фармации А.А. Марцинчика избрали председателем Киевского общества.аптекарей и фармацевтов.  Позднее, он состоял почетным членом Московского, Петербургского, Варшавского и Одесского фармацевтических обществ. 
        В 1897 году, продукция аптеки Адольфа Марцинчика получила серебряную медаль Киевской сельскохозяйственной и промышленной выставки.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:

    1.Наталья Володченко, Ольга Швагуляк-Шостак «Золотой век аптекарства»

    2.«Адольф Марцинчик – киевский аптекарь» http://www.arterium.ua/images/content/files/adolf.pdf
    3.Виталий Ковалинский «Аптеки Крещатика»
http://archive.promoboz.com/n6_35/113-115.pdf
    4.«Аптекарь Кёлер»  http://moscow-walks.livejournal.com/1013035.html
    5.М.Н.Барышников «Деловой мир России»
    6. «История развития аптекарского дела в Украине»


Рецензии