Соколы, почему так плохо летаете? 1

НА ФОТО: Серийный истребитель 3-го рейха Bf-109, известный нам  по аббревиатуре Me-109 по фамилии конструктора Вильгельма Мессершмитта, на современном параде антикварной авиатехники. Сразу же бросаются в глаза: цельнометаллический корпус (моноплан), зализанность форм (минимум плоскостей), что ослабляло сопротивления воздуха, и придавало машине отличные аэродинамические свойства. Последнее усиливалось герметической закупоркой всех швов и щелей с помощью резиновых прокладок (бандажей). Увы, советские "прославленные" авиаконструкторы вроде А.Туполева все эти характеристики знали, но наотрез отказывались их применять в своих разработках. Посему серийный советский истребитель И-16 продолжал летать с двигателем воздушного охлаждения в виде восьмилучевой звезды, что снижало его скорость до 440 км/ч против 550-ти у "мессера"...


«22 июня 1941 года, в час тридцать минут утра, штаффелькапитан 5/JG54 Хюберт Мютерих с кружкой дымящегося кофе в одной руке и с сигаретой - в другой подошел к "мессершмитту" своего заместителя Йоахима Ванделя. "Hе грусти, "Гном", - сказал он задумавшемуся товарищу. - Охота будет веселой!"
                (В.Дымич. Весёлая охота на Востоке.)


   Кстати, что это мы всё о танках и танковых сражениях? Из книги в книгу, из статьи в статью кочует миф: большая часть советской авиации была уничтожено в предрассветные часы 22 июня 1941 года прямо на аэродромах. И никаких комментариев. Ни… сколько всего было самолётов всех типов в ВВС РККА, ни… какой подготовкой (налёт по часам) обладал лётный состав авиаполков и авиадивизий, ни… как действовала в первые часы гитлеровской агрессии служба наблюдения и оповещения  (ВНОС), а также зенитные батареи? Простейший взгляд на проблему с «колокольни» первоисточников показывает: начальник генштаба вермахта Франц Гальдер, мягко говоря, не разделяет оптимизма ряда советских да и российских публицистов. По его данным в первые часы на взлётно-посадочных полосах были уничтожено 800 самолётов. А всего на 22 июня 1941 года в СССР насчитывалось 20 000 боевых самолётов, из которых 11 5000 были истребителями. Кроме того, по данным Центрального архива Министерства обороны Великой России «уничтоженная» советская авиация совершила за три месяца с начала войны… 250 000 самолётовылетов. Не хило, правда? К тому же 2112 вылетов совершили лётчики дальнебомбардировочной авиации (ДБА), которая бомбила дороги с германской техникой и мосты. На аэродромы дальней авиации, расположенные в недосягаемых для люфтваффе аэродромах в районах Новгорода, Смоленска, Курска, Киева и Запорожья, не было совершено ни одного налёта. Но вместе с тем неприятно поражает анализ самолётовылетов по отдельным частям и соединениям. Так, учитывая общее число бомбардировщиков ДБА (1 100, включая устаревшие ТБ-3), к 10 июля все девять дивизий совершили всего… один вылет в 11 дней. Количество, как говорится, покрыло качество! То есть, общий налёт армады советских «соколов» и был записан в отчётность наркомата ВВС.

    По соотношению сил: люфтваффе и ВВС РККА. Только на Южном фронте к началу войны числилось 966 самолётов. Из них 798 исправных по состоянию на 1 июня 1941 года. Одних истребителей И-16 было 148 единиц, а новейших МиГ-3 – 198. 4-й авиакорпус люфтваффе насчитывал всего 61 истребитель «Мессершмитт». 44 исправных истребителя прикрывали в составе авиагруппы III /JG-52 объекты на территории Румынии. А всего люфтваффе на восточном фронте к 22 июня исчислялась «круглой» цифрой – 2510 самолётов. Всего самолётов было побольше: 2600. С румынскими и венгерскими ВВС их набиралось до 4000. (Причём в это «круглое» число входят как боевые, так и учебные самолеты, лишённые вооружения. Кроме того – монопланы и бипланы, что использовались как разведчики и самолёты связи. Например, германскиё «физелер-шторх», имевший, как и По-2 один двигатель воздушного охлаждения.) Можно спорить о количественном соотношении (1 к 4) ВВС РККА и стран оси.  Но как тогда объяснить такое соотношение: 1-й, 2-й, 4-й Воздушный флот люфтваффе и некоторые части 5-го Воздушного флота (Норвегии), румынская, финская, венгерская авиация против советской авиации пяти военных округов (Лен ВО, Приб ОВО, Зап ОВО, КОВО, Од ВО), авиация Балтийского, Черноморского и Северного флотов.  Кроме этого, соединения дальней авиации (1-й ДБАК в районе Новгорода, 3-Й ДБАК в районе Смоленска, 2-й ДБАК в районе Курска, 4-й ДБАК в районе Запорожья и Отдельная 18-я ДБАД в районе Киева). Всего на 22 июня 1941 года на границе с рейхом ВВС РККА насчитывали до 8 000 самолётов.
 
   Другой легендой является то, что якобы большинство наших лётчиков на 22 июня 1941 года были недоучки. Их де «штамповали» на скоростных трёхмесячных курсах по директиве главнокомандующего ВВС РККА Павла Рычагова, генерала в 30 лет, известного своим лозунгом: «Не будем фигурять!» Суворов-Резун в «День М» уделяет этой теме немало внимания. Он описывает прибывавшее накануне войны в казармы военно-воздушных округов пополнение, что по выражению одного из командующих ВО, «квёлое какое-то». Все, прибывшие в 41-м лётчики закончили военно-воздушные училища по «путёвке» ВЛКСМ. (По Владимиру Богдановичу это делалось чуть ли не в принудительном порядке. За уклонение, то бишь за желание стать танкистом или артиллеристом, понятное дело – лагерь или  расстрел! А как же всеобщая любовь к авиации и лётчикам в СССР?  Тоже надумано?..) Все выпускники – в звании сержантов ВВС. Им не положены отдельные квартиры, полагающийся по штату паёк и красивое обмундирование.  Если помнят старики -  щегольская выходная форма с небесно- голубыми петлицами и шевронами с эмблемой серебристых лопастей, хромовые сапоги, кожаные пальто и парадные тёмно-синие кителя с галстуками.

   «Приходится констатировать, что в деле подготовки лётных экипажей погоня за невероятным «количеством» (так в тексте! – АВТОРЫ)  явно возобладала над требованиями «качества». И хотя самолётный парк учебных заведений советских ВВС теоретически позволял обучать одновременно до 50 тысяч (!)   курсантов, подготовка высококлассных специалистов в таких объёмах невозможна. Нигде и никогда. Постановление СНК № 2265 в концентрированном виде выражало идею создания массовой «воздушной пехоты», которая «затмит небо» над головой противника не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле этих слов», - пишет исследователь проблемы Марк Солонин («На мирно спящих аэродромах… 22 июня 1941 года», гл. 21 «Самолёты и люди», раздел «Истребители»).

   Но тут же, абзацем ниже, уважаемый исследователь перечёркивает написанное им ранее:

   «Одно постановление неизбежно потребовало принятия следующего (Постановление № 368-167 с/с от 22 февраля 1941 года), которым вводилась «скорострельная» система подготовки военных лётчиков. Впрочем, даже этот, крайне авантюристический документ предусматривал всё-таки не пресловутые «10 часов по коробочке», а 13 месяцев обучения (9 в условиях военного времени) и 50-54 часа учебного налёта до отправки лётчика в строевую часть. Годовой учебный налёт в строевых частях был установлен  в 160 часов, из них – 20 – на учения, совместные с наземными войсками… Для нашего расследования самым важным в Постановлении № 368 является дата его принятия – февраль 1941 г. простейший расчёт времени по месяцам показывает, что таких «лётчиков быстрого приготовления»  в июне 1941 года в строевых частях советских ВВС просто не могло быть…»

   Далее уважаемый авторы и эксперт  (Солонин  учился «целых пять лет» в Куйбышевском авиационном институте имени академика С.П. Королёва) приводит другие ошеломляющие данные. Руководящий состав ВВС западных округов (командиры полков, эскадрилий, звеньев) были офицеры из авиационных частей Ленинградского округа. Все прошли бои в Испании, на озере Хасан, реке Халхин-Гол, в Карелии. Многие были награждены орденом Красного Знамени, орденом Ленина, а кое-кто (штурман полка майор Г.И. Габуния) двумя орденами Красного Знамени. Последний из орденоносцев, равно как и большинство – из 202-го формирующегося бомбардировочного авиаполка (БАП).

   Вот так недоучки! Или их переучили за "самую короткую ночь"?..

   А что же наш пресловутый враг? Эти рыцари люфтваффе, овеянные славой в боях над  Францией и Британией, воспетые кинохроникой «Ди Дойче Вольхеншау», любимцы белокурых фройлен и замужних фрау? Поди, все – насупленные, «сурьёзные» дяди, с подбитыми сединой затылками?  Как в советских кинофильмах – «Небесный тихоход»? Да нет, куда там! С 1 сентября 1939 года по 22 июня 1941 года потери лётного состава люфтваффе составили 18 533 человека. Из них 13 505 убитыми и пропавшими без вести и 4998 ранеными. 22 июня 1941 года  лётные составы германских эскадрилий пополнялись едва обученными юнцами из «гитлерюгенд», что набирали наспех, чтобы восполнить фантастические потери. Кроме того, в первый же день войны шесть «мессеров» из состава истребительной группы II (Sch) /LG-2 разбились при взлёте с аэродрома в Сувалках. В строевых частях в авариях и катастрофах  погибло 1609 и было ранено 485 человек лётного состава.

   «Да, 109-й «мессер» имел известную привычку опрокидываться на взлёте  (а как же «качество» на заводах Мессершмитта?  - АВТОРЫ), но разбить шесть машин из 36 имеющихся за один день…» - вопрошает сам Марк Солонин, не ставя при этом жирный знак вопроса.
Кстати, всё познаётся в сравнении. Лётная подготовка курсантов люфтваффе   («Школа А/В»)  включала 100-150 лётных часов. Причём около 5 часов приходилось на полёты с инструктором, а около 25 часов приходились на самостоятельную отработку простых виражей и посадки на три точки. Но не на боевых самолётах – нет!  Эти учебно-треннировочные полёты проходили на лётных бипланах «Фокке-Вульф», «Клемм» или «Бюкер», напоминающие констукцией наши легендарные «кукурузники» По-2 (У-2). Биплан «Фокке-Вульф» даже поставлялся в СССР и был задействован для учебных полётах в Липецкой авиашколе.
После первого этапа «фендрих» получал на грудь знак «крылья» (овальный металлический значок с изображением орла, что носился над карманом на левой стороне всеми чинами люфтваффе, включая рейхсмаршала). Начинался второй этап, где будущему молодому офицеру надо было выбирать «специализацию». А именно: истребитель, бомбардировщик или, возможно, разведчик или наблюдатель.

   Курс подготовки германского бомбардировщиков и разведчиков в «Школе С» длился 3-6 месяцев. Он включал в себя 60 лётных часов. После выпуска лётчик попадал на шестинедельные курсы, где получал ещё 50-60 дополнительных часов налёта. Как на боевых, так и устаревших, учебных самолётах. После этого курсанта переводили в специализированную школу , где обучался до трёх месяцев. В основном ночным и маршрутным полётам, что, надо отдать должное, проводились в любую погоду. Итак, до назначения в боевую часть будущий офицер имел от 18 месяцев до двух лет обучениях и около 250 часов налёта.

   Будущий пилот пикирующего бомбардировщика «Ju-87», о котором речь пойдёт далее, учился в специализированной школе в течении четырёх месяцев. Курсант совершал 15 вылетов с инструктором , а затем начинал «пикировать на цель» самостоятельно. Посколько нагрузка при этом была очень высокая, в день ему разрешалось пикировать не более 15 раз. Вход в «пике» происходил с высоты 1600 метров, а сброс бомб и выход – с 900 метров. Основной задачей преподавателей было обеспечение точности бомбометания, для чего пикировщик и создавался. Тактическим вопросам и штурманскому делу уделялось второстепенное внимание.
Наблюдатель в люфтваффе играл роль командира экипажа. Поэтому он должен был стать самым опытным лётчиком. Посудите сами, в случае повреждения самолёта-бомбардировщика, он должен был взять на себя функции любого выбывшего по ранению или смерти лётчика. По окончанию «Школы С» он имел до 150 часов налёта. После этого его дополнительно отправляли в школу наблюдателей на 9-12 месяцев. Там его обучали помимо штурманского дела и ночных полётов всем остальным премудростям. А именно: радиомастерству, стрельбе и прицельному бомбометанию. Кстати, с 1942 года качество подготовки лётных наблюдателей люфтваффе стало заметно ухудшаться. К концу войны продолжительность всего курса составило всего 4-6 месяцев.

   Будущие истребители после получения лётного удостоверения и «крыльев» попадали в трёхмесячную школу. Там они сперва летали на учебных самолётах, а затем пересаживались на боевые  Bf-109  (Ме-109) или двухмоторные Ме-110 (истребитель-бомбардировщик). Общий налёт на машине одной из двух типов мог составить 50 часов. К моменту  назначения в часть пилот-истребитель «налётывал» до 200 часов.

   Знаменитому германскому асу Эриху Хартману в 1941-м всего 18  лет. На фронт он попал лишь в 1942 году. Кстати, вот что он пишет о своей тактике воздушного боя: «Оцените, имеется ли у противника отбившийся или неопытный пилот. Такого пилота всегда видно в воздухе. Сбейте его. Гораздо полезнее поджечь только одного, чем ввязываться в 20-минутную карусель, ничего не добившись». Так они и воевали, эти «прославленные» асы. Так они и получали свои Железные, Золотые и Бронзовые кресты. Отчитавшись о 352 сбитых на Востоке самолётах, тот же Хартман забывает упомянуть, что большая часть из них – подкарауленные им отбившиеся, отставшие, а также возвращающиеся с боевого задания самолёты. У которых (в последнем случае) был бензин на последнем издыхании, пустые или полупустые ленты пушек и пулемётов, повреждения корпуса, моторов и возможно раненые пилоты.

   Кстати, в Советском «Наставлении по ведению воздушного боя», выпущенном аж (!?!) в 1943 году, написано: «По неоднократным показаниям военнопленных лётчиков (а визуальное наблюдение на что? – АВТОРЫ) тактика ведения  воздушного боя со стороны противника очень часто строится на борьбе с одиночными самолётами. Для этого первые атаки  и последующий бой ведутся с расчётом разбить наш боевой порядок или по крайней мере отколоть один самолёт и против него сосредоточить огонь своих самолётов».


Рецензии
Я так думаю что опять всё дело упирается в опыт. И не опыт полётов, а в реальный - боевой, когда из тебя пытаются сделать дуршлаг, а ты пытаешься от этой чести отвертеться. Такого опыта у русских - не было. Обленились они гоняя японцев, при полном своём превосходстве над их техникой. При столкновении с немцами - там да, случались коллизии. (не станем краснеть от стыда) Даже наши историки признают, что за всю Вторую Мировую Войну мессеры сбивали какие-то отдельные советские самолёты в воздушном бою.
То что какие-то самолёты ломались при посадке и взлёте - это обычное дело. Даже в наши дни случаются всякие нелепости с более современными самолётами.

Антон Болдаков 2   01.09.2012 12:10     Заявить о нарушении
Японские истребители совсем не были такими уж безобидными, как кажется.
Вот ТТХ японского серийного истребителя Mitsubishi A6M Zero:

Макс. скорость: на 4550 м — 533 км/ч
Дальность полёта: 3105 км
Практический потолок: 10 000 м
Скороподъёмность: 942 м/мин
Двигатели: 1 × Nakajima Sakae 12, звездообразный, 709 кВт (950 л.с.)
Стрелково-пушечное вооружение: 2×7,7 мм пулемёта Тип 97 на двигателе
2×20 мм пушки Тип 99 в крыльях
Подвесные вооружения 2×30 кг бомбы под крыльями и 1×60 кг бомба под фюзеляжем.

Для сравнении - характеристики серийного истребителя И-16 (тип 4):

Максимальная скорость на высоте, км/ч / м 362 / 0
(346 / 2 000 - для следующих серий)
Практическая дальность, км 680
Практический потолок, м 7 440
Пушечно-пулемётное вооружение 2× 7,62 мм ШКАС.

В первую очередь прошу обратить внимание на соотношение в скорости,практический потолок и т.д., ибо на следующих типах у И-16 появились "эрэсы" и бомбы на крыльях.

С уважением, Стас.

Станислав Графов   23.12.2012 18:37   Заявить о нарушении
Ваши данные основаны на послевоенном анализе?
С Новым Годом!

Антон Болдаков 2   15.01.2013 14:16   Заявить о нарушении
Извините, что не поздравил вовремя с Новым годом - поздравляю теперь с новым счастьем!
Не понял вопроса о послевоенном периоде. Я беру данные какие они есть: ТТХ обоих истребителей. Сравнение говорит само за себя.
С уважением, на связи, Стас.

Станислав Графов   06.03.2013 13:49   Заявить о нарушении
Просто попалась книга одного американского историка где тот анализирует войну в Тихом Океане - там очень много информации уделено неточностям в описании ТТХ кораблей и самолётов. Очень много неточностей и ошибок.

Антон Болдаков 2   06.03.2013 13:58   Заявить о нарушении
А например - о каких?
Я тоже много сталкиваюсь с неточностями, со своими и с чужими. Каких меньше, не скажу. По поводу И-16: у него действительно была отличная аэродинамика на вертикалях, Но только на них - посмотрите, какой у него тупой и плоский нос.
На связи, Стас.

Станислав Графов   06.03.2013 15:16   Заявить о нарушении
Толщина брони и калибры орудий, мощность моторов. Я уже поминал эту книгу - это "Восходящее солнце над Тихим Океаном". Чисто американское исследовании войны американцев и японцев в Тихом Океане. Русским неизвестна, неинтересна и, говоря строго в неё не верят, говорят, что американцы всё врут, вплоть до войны с Японией и ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

Антон Болдаков 2   06.03.2013 15:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.