Папина лопата

Мне в жизни приходилось иметь дело с психически больными. Как-то поздно вечером я работал в лаборатории. В комнату зашла лаборантка, сказав, что оставила на работе что-то, что ей сегодня очень будет нужно. У этой девушки произошло страшное несчастье. Несколько дней назад на её глазах автомобиль сбил сына и он скончался до приезда скорой помощи. Я очень удивился её спокойному тону. Все эти дни она на работе не появлялась. Она со мной довольно долго говорила о всякой всячине. Я её молча слушал. Так прошло часа два. Я продолжал удивляться её необычно спокойной манере разговора, но делал вид, что мне очень интересно то, о чём она говорила. Потом вдруг она поднялась, подошли к ящику, где лежали её вещи, порылась в нём и спросила меня:
- Сюда никто не заходил?
Я спросил, кого она имеет в виду. Она мне сказала:
- Понимаете, вчера я захожу дома в туалет и вижу рядом с бачком висит верёвочка. Это они мне намекают, чтобы я повесилась. Я эту верёвочку отвязала и в ящике спрятала. А теперь её нет. Значит они заходили и сюда.

У меня по коже прошли мурашки. Я-то знал, что её все эти дни на работе не было. Незаметно я перевёл разговор на другую тему. Потом сказал, что сейчас вернусь, из соседней комнаты позвонил знакомому врачу. Лаборантку забрали. С горя она сошла с ума. Но я два часа разговаривал с психически тяжело больным человеком, совершенно об этом не ведая.

Ко мне по вечерам периодически захаживал сосед Витя - худой с бегающим взглядом пьющий пролетарий со стройки. Жена его - крупноплечезадая тётка - лупила Витю за всё, включая запах алкоголя изо рта, поэтому Витя, во-первых, надеялся на то, что я угощу его перед сном стопкой водки (на большее он не рассчитывал), а, во-вторых, на то, что он досидит у меня до того времени, когда его жена заснёт.

Однажды, когда Витя зашёл ко мне, кто-то позвонил и сказал, что меня в подъезде ждёт человек, который привёз посылку из Москвы. За пять минут, понадобившихся мне, чтобы съездить на лифте туда и обратно, Витя умудрился разыскать в шкафу непочатую бутылку водки, выпить её из горла и комфортно расположиться в моём кресле, блаженно прикрыв глаза. На мои попытки отправить его домой он отвечал пространными монологами на самые разные темы. "И вот - говорил Витя - опять он появился и тянется к папиной лопате. Ну сколько же можно было говорить человеку: "Не трогай папину лопату, не трогай папину лопату!" Уж как мне это тогда надоело, я тебе, Леонид, объяснить не могу. Зарядил я ружьё, значит, и саданул ему в лоб. Аж брызги во все стороны полетели".

Проспал у меня Витя на кухне до утра. Утром я налил ему маленькую лечебную рюмочку и сказал: "Витя, это правда, что ты убил человека за то, что он без спроса взял папину лопату? Так ты же уголовный преступник, и я обязан заявить об этом в милицию". Витя слегка наморщил лоб, размышляя, откуда я мог узнать такую интимную подробность про лопату. А потом сказал: "Эт было очень давно, срок давности давно прошёл. Можешь закладывать меня. Труп я так надёжно спрятал, что никогда никто не найдёт. А про тебя я скажу, что ты - псих и всё это выдумал".

Вечером ко мне постучалась жена Вити:
- Леонид, как вам не стыдно?! Зачем вы спаиваете моего мужа? Ведь он алкоголик, вы же знаете!
Я объяснил ей, что произошло. Что её муж за пять минут моего отсутствия успел обыскать мою кухню. Я сказал, что мне просто неудобно выгонять человека, если ему хочется со мной поговорить. Витина жена разоткровенничалась, стала жаловаться мне на то, что у неё руки опустились, ничего она не способна сделать с пристрастием своего мужа к спиртному, что он проявляет невероятную смекалку, чтобы найти способ напиться. Ещё хорошо, что он её боится, а то давно бы замёрз где-нибудь под забором.

Весь день я находился под впечатлением "папиной лопаты". Мне никак не могло придти в голову, что нормальный человек способен на подобный причинно-следственный компот. Я спросил у витиной жены, не обращалась ли она к психиатру. Может это пристрастие к алкоголю связано с какими отклонениями от нормы? Услышав это, она громко захохотала:
- Это я ненормальная, что вышла за него замуж! Он до противности нормален! Вы не представляете, насколько он нормален!

Это "до противности нормален" я запомнил на всю жизнь. В молодости я с большим интересом читал учебники психиатрии. Множество примеров хорошо помню до сих пор. Но до этих случаев я как-то очень чётко представлял себе резкую грань перехода от психической нормы к психической патологии. "Папина лопата" и верёвочка на туалетном бачке сделали меня глубоко задумчивым на тему этой резкой грани. 


Рецензии