1. Подступы к медитации

Это поучение Будды ("Поучение о семи повозках") содержит всё, что необходимо  для духовной жизни и кроме медитации.
Медитация не может проводиться как самостоятельная акция. Если нам кажется, что на ряду с нашими другими многими делами мы можем немножко медитировать, у нас ничего не получится, как с медитацией так и в остальной повседневной жизни, конечно, если мы хотим духовно расти. Медитация только тогда может принести результаты, если она включается в процесс очищения сердца и духа. Если мы хотим достичь медитативного покоя и благоразумия, нам нужно познакомиться с учением, принять его направление и его практиковать. Медитация - не хобби. Её цель - серьёзное изменение нашей внутренней сущности. Это чётко ощутимое изменение касается ядра нашей сущности, однажды оно может привести к полной свободе и познанию абсолютной истины.
Слово сутта дословно значит нить, на которой нанизаны жемчужины слов Будды. В вольном переводе сутта - поучение Будды или его, достигших прсветления последователей.  При чём здесь семь повозок, станет ясно из дальнейшего.
В большинстве сутт Будда начинал с актуальной ситуации и объяснял последовательный процесс развития, который заканчивается освобождением. Как далеко каждый на этом пути продвинется, зависит только от нас самих. Это особенность учения Будды. Он показывает нам путь, но мы сами должны им пойти, никто не может это сделать за нас.
Мы можем сравнить поучение Будды с картой, на которой обозначены дороги, горы, реки и долины. Начальный и конечный пункты точно указаны, нам пояснено, каким путём продвигаться, чтобы не подвергаться опасностям и наиболее быстро достичь цели. Однако, если мы этой картой будем только восхищаться, не пускаясь в путь, мы никуда не продвинемся. Англичане это называют "armchair traveling". С Дхамма-картой также - нам нужно пуститься в дорогу и с сердечной благодарностью принять указания, как по ней следовать.
Чтобы спланировать путь, нам необходимо знать, где мы на карте в данный момент находимся. Иначе и лучшая карта нам ничего не даст. С медитацией так же: здесь мы можем констатировать, где мы находимся в данный момент в смысле нашей концентрации и внутреннего очищения. Путь самопознание может привести нас однажды к такому очищению, что мы сможем жить на этом свете без каких-либо проблем. Будда сказал, что он учит только одному: пути из всякого страдания. Если мы ищем этот путь, мы прежде всего должны понять нашу внутренную жизнь, потому что все беды начинаются там.
Важнейшей составляющей интенсивной медитации является благородное молчание, которое позволяет нам посмотреть в нашу глубину. Добровольное молчание помогает нам понять, как устроен наш внутренний мир.
Поучение начинается вопросом Будды к его монахам. Он спрашивает, знают ли они такого монаха, который достиг бы совершенства в 10 качествах. Позже он перечисляет эти качества, при чём медитация  в этом перечне занимает лишь седьмое место. Первые шесть поддерживают медитацию и подводят к ней; они создают необходимый фундамент. Это не значит, что начинать медитировать следует только тогда, когда мы развили в себе эти качества, напротив, медитация помогает в их развитии.
Первым свойством Будда называет способность ограничиться малым числом желаний. Каждый, кто уже медитировал, по собственному опыту знает, как досадно и мешает, когда сидишь на медитационной подушке и желаешь, чтобы время поскорее прошло, чтобы не было так жарко или холодно, ноги бы не болели, мухи бы не мешали, сосед бы не кашлял и наконец настало бы время трапезы. И эти в принципе незначительные желания - препятствия. Потому что каждое желание приносит с собой дукку. Дукка часто переводится как страдание, но точнее было бы перевести это слово как чувство недовольства, неполноценности. Оно включает в себя всё, что содержит в себе негатив.
Причина, почему возникают страдания, заботы, расстройства, заключается в нашем поиске удовлетворения. У нас есть желания, которые часто остаются неисполненными, или после их исполнения появляются новые. Либо мы хотим что-то получить, что обещает приятные чувства, либо от чего-то  избавиться, что вызывает неприятные чувства.
Желания, которые возникают в повседневной жизни, кажется, делают её интересной. В действительности же они отнимают сердечный покой. С трудом можно повстречать на этом свете человека, который бы ощущал внутренний покой, потому что у большинства  есть неисполненные желания. Если это не личные желания, то желание, например, чтобы наше окружение по крайней мере было бы другим. Наше окружение, однако, является отражением нашего внутреннего мира. Оно указывает нам на наши сильные и слабые стороны, творцами которых являемся мы сами. Будда не сказал, что он ищет монаха, не имеющего никаких  желаний, но имеющего мало желаний. С этим связано второе свойство, которое Будда ожидает от монаха: удовлетворённость. Удовлетворения мы достигнем, если перестанем постоянно желать иметь больше, больше значить или уметь. Это не значит, что мы должны стать самодостаточными, но что мы должны научиться акцептировать ситуации и людей такими, каковы они есть, и прежде всего принимать себя таков -ым (-ой) как есть. Если мы не в мире с собой, мы не будем в мире с другими. Сами к себе мы ближе всего и поэтому там и нужно сделать первый шаг.
И так, удовлетворённость касается не только материального уровня, но всего, что связано с жизнью. Акцептировать - это больше чем толерировать и означает принимать всё как равноценное. Вещи таковы, каковы они есть, и лишь если мы примем мир вокруг нас, других и нас самих, мы сможем начать исследовать бытиё на более высоком уровне. Если мы продолжим высказывать недовольство, мы не сможем полностью отдасться ситуации, человеку, чувству, потому что нам будет казаться, что всё нуждается в улучшении. Только приняв действительность как таковую, у нас появится возможность научиться её правильно понимать.
Следущим условием Будда называет уединение, жизнь не в гуще событий. Когда мы только начинаем медитировать, мы ещё сильно зависим от внешниего влияния, поэтому для начала возможность уединения в тихом месте крайне важна. Если мы хотим медитировать, мы сначала должны успокоить свой дух. Если слишком многие впечатления воздействуют на наши органы чувств, будет очень трудно на них не реагировать.
Следущее желанное условие: сторониться широкого общества. Будда часто советовал, с какими людьми мы должны стараться поддерживать контакт. Нам нужно постараться бывать не с сумасбродными людьми, а с мудрыми, что он называл большим благом. Благородных друзей он считал важнейшим  оздоровляющим элементом в наших трудностях. Хороший друг - это личность, более продвинутая на пути самосовершенствования, которая может и нам показать этот путь. Мы должны общаться с такими людьми, которым мы действительно можем довериться, которые рядом с нами не только тогда, когда у нас всё благополучно, в которых мы чувствуем глубокую правдивость и тесную взаимосвязь. Если же мы ведём компанейскую жизнь, мы сталкиваемся с многими различными людьми, к которым вынуждены как-то приспосабливаться. Это вредит духовному развитию, потому что к кому мы тогда приспосабливаемся? Только к миру их привычек, их развлечений и их иллюзорному взгляду на важное в мире. Если мы уже знаем, что в таком мире мы не найдём окончательного счастья, тогда приспособленческие манёвры не принесут нам надолго удовлетворения. Большое озарение на пути самосовершенствования  - часто это переживание ситуаций, в которых имеют значение наши внутренние переживания, а внешний мир  мы признаём лишь как их отражение.
Энергия является следущим, названным Буддой, желанным условием. Энергия является и одним из семи факторов, ведущих к озарению. Её противоположности: инертность и небрежность. Без энергии мы не в состоянии медитировать или воспринимать учение. Оба действа предъявляют требование к духу, которому он не может соответствовать, если он устал и готов отключиться, заснуть.
Будда сравнивал людей, слушающих поучения, с кувшинами. У одного кувшина, например, дырявое дно; наливаемая в него вода моментально вытекает. Такие люди слушают в пол-уха и сразу же забывают услышанное. Бывают кувшины с трещинами, из них вода постепенно просачивается. В этом случае люди слушают, но скоро забывают прослушанное. Кроме того встречаются кувшины, уже наполненные водой до верху, поэтому в них не удаётся налить свежую воду. Здесь Будда имел в виду людей, настолько полных собственными мнениями, что они уже не в состоянии воспринимать что-то новое. Случаются и пустые кувшины без дыр и трещин. Я надеюсь, что все присутствующие подобны им.
Энергия в первую очередь - это духовное свойство, которое, однако, воздействует и на тело. Если дух лишён энергии, то его лишено и тело. Тогда мы чувствуем смертельную усталость, хотя днём ничего не делали, и вечером мы настолько бессильны, будто весь день ворочили камни . Хотя этого и не было, дух постоянно думал, оценивал, осуждал, отклонял, поэтому естественно, что он устал и готов отключиться. Мы можем сэкономить много духовной энергии, если мы её только тогда используем, когда усилие имеет смысл. В повседневности это помогает собранности, а в медитации - прийти к покою. Медитативный покой приносит новую энергию, неодходимую духу, чтобы распознать ясную ни чем незамутнённую правду. Однако медитация и сама требует энергии до того момента, когда мы сможем пережить чувство глубокого покоя, который тогда нас освежает и оживляет. Попытки сконцентрироваться, естественно, требуют большой затраты энергии и утомляют дух. Поэтому чтобы достичь лучшего результата, нам нужно уметь обходиться с энергией. Этому помогает облагораживающее молчание и постоянная попытка не думать дискурсивно, а вместо этого проживать день с вниманием. Мы можем наблюдать за каждым движением тела, за каждым нашим поступком, за каждым чувством, полностью на этом сконцентрировать внимание. И за нашим мышлением мы можем тоже внимательно наблюдать. В тот момент, когда мы наблюдаем, мы не мыслим, что при медитации очень помогает.
Внимание при медитации также играет центральную роль. Но мы не должны его терять и после того, как встаём с медитационной подушки. Если мы будем внимательно наблюдать за всеми нашими движениями, дух не растеряет энергию, не распылится на многие мысли. Таким образом мы даём духу возможность оставаться сконцентрированным вне медитации, поэтому во время медитации ему удастся это ещё лучше. Если же в течение дня дух постоянно думал, планировал, сердился, удивлялся, ему будет непросто от всего отключиться и во время медитации мирно наблюдать за дыханием.
Своё тело мы ощущаем, поэтому оно самый простой объект для наблюдения. Во время медитации наше дыхание - предмет наблюдения, днём же это наши движения и поступки.
Если днём возникнет сильная эмоция, мы концентрируем внимание на ней, и тем самым можем избежать опрометчивого поступка. Если мы со своим наблюдением опаздали, и действие уже в разгаре, наблюдаем его. Таким образом мы учимся стать заинтересованным и объективным наблюдателем. Никто другой не может и приблизительно с таким интересом наблюдать за тем, что с нами происходит.
Если наблюдательность сделалась нашей постоянной спутницей, мы создали наилучшие условия для медитации, и затрата энергии на постоянное мышление, планирование и мечтания отпадёт. Полный энергии дух без труда может повсюду перемещаться, так же как и полное энергией тело без труда может изменить своё положение, тогда как уставшему телу с трудом удаётся во время медитации занять корректную позу.
И так, во время медитации мы наблюдаем за нашим дыханием. Если мимолётная мысль отвлечёт нас от этого наблюдения, мы разрешим ей, как облаку проплыть мимо. Если же мысли удастся серьёзно нами завладеть (так может случиться у людей, медитирующих от случая к случаю), тогда этой мысли нужно "наклеить" этикетку, описывающую её содержание. Это - важное медитативное упражнение, потому что мы одновременно достигнем двух результатов. Во-первых, мы становимся наблюдателями своих мыслей, что приведёт к распаду мысли, и мы вернёмся к объекту медитации. Во-вторых,  мы познакомимся с нашим ходом мыслей, который нас гонит либо в будущее, либо в прошлое, к отклонению чего-либо или к недовольству, или к желанию что-то заполучить и удержать. Мечтания, надежды, скука тоже могут нас отвлечь. И так, нам могут понадобиться такие этикетки, как будущее, прошлое, надежда, планы, желания, недовольство, скука, глупость, мечтание. Первая этикетка, пришедшая в голову, правильная. Не нужно искать лучшую. Во всяком случае, этикетизирование помогает нам лучше себя познать.
И в повседневной жизни распознавание и этикетизирование наших мыслей помогает нам. Если мы полны негативности, отрицания, злобы, забот и мы это можем этикетизировать, тогда это показывает нам, как мы сами затягиваем себя в несчастье. Как только мы научимся во время медитации останавливать мысль и переходить к наблюдению за дыханием, мы сможем и в повседневности оставлять отрицательные мысли и заменять их положительными. Если мы в этом будем постоянно тренироваться, наступит время, когда нам не нужно будет больше думать отрицательно, и тем самым притягивать к себе несчастья. А начинается всё с этикетки для мешающей мысли во время медитации и замены её наблюдением за дыханием. Замена на противоположность - важная духовная способность. 
Мешать медитации часто могут неприятные ощущения, посылаемые нашим телом, из-за необычной позы, сидя. Они вызывают соответствующие чувство. Если такое чувство появится, то нашей импульсивной реакцией часто является желание поскорее избавиться от источника неприятного ощущения. Мы хотим сразу же изменить позу, или напротив, у нас возникает желание, доказать себе, что мы можем пересилить боль. Оба поведения неверны. Первое можно этикетизировать, как желание удобства, второе - как отрицательное раздражение. Раздражительность (и её апогей - ненависть) и желание комфорта (его апогей - жадность) - два свойства характера, которые мы все носим в себе.
Поэтому вместо того, чтобы попытаться побоороть неприятное ощущение, лучше попытаться по-другому справиться с этой ситуацией. Посмотрим, что произошло? Органы чувств послали нам сигнал: неудобство. Следствием всех таких сигналов являются наши чувства. За ними идут мысли. Например: "Это ужасно, мне это совершенно не нравится. Почему вообще нужно медитировать в таком положении? Конечно, это плохо для здоровья. Я поменяю позу." Но через некоторое время нам опять что-то будет мешать. Вместо нашей моментальной реакции мы можем понаблюдать за тем, что происходило: контакт органов чувств, возникшее от этого чувство, его регистрация и реакция на всё. Понаблюдав всё это, мы можем вернуться к наблюдению за дыханием. Повторив такую реакцию несколько раз, наш дух может нам сказать:"С меня теперь довольно!" Тогда мы можем осторожно поменять позу и признаться себе, что чувство нас победило. Мы постоянно побеждаемся нашими чувствами. Разница заключается лишь в том, что теперь мы это осознали. И это большая разница!
Человеческий дух желает приятного и отвергает неприятное. На этом строится вся экономика, всё народное хозяйство. Однажды мы сможем справиться с собой, но не сразу, не за один присест. Наши мысли, наши чувства будут нам вставать поперёк дороги. Мы должны научиться мудро с ними обходиться. Фомула такова: распознать, обозначить, отбросить, заменить.      

К технике медитации

Тем, кто уже многие годы каждый день медитирует, не нужно менять свой метод. Тем же, кто нуждается в помощи, ниже приводятся некоторые методы медитации.
Только наблюдать за дыханием вначале часто недостаточно, т.к. дух в принципе не желает концентирироваться. Хотя мы знаем, что концентрация ему полезна, он вначале сопротивляется. Поэтому те, кто любит счёт, могут считать дыхания. Один - при вдохе, один - при выдохе, два - при вдохе, два - при выдохе, и так не больше чем до десяти. Если дух отвлечётся, начинаем сначала, чтобы не задумываться, на каком числе отвлеклись.
Те, кто предпочитает числам слова, может выбрать одно слово, например, покой. На вдохе - "по-", на выдохе - "кой". Или "Любовь". Если дух желает использовать два слова, идём ему навстречу.
Тот, кто ни цифры, ни слова не находит притягательными, может выбрать представление. Например, дыхание - это белое облако, которое мы вдыхаем и выдыхаем (в цыгун советуют представлять тёмное облако, как выдыхаемое, мол мы выдыхаем накопившуюся в нас грязь. Прим. автора перевода). Или дыхание - это сияющая волна, которая в нас втекает при вдохе и вытекает при выдохе.
Если эти три метода не нашли в вас резонанса, можно выбрать ощущения. Например, при вдохе мы ощущаем расширение нашей оболочки, при выдохе - спад.
Цыфры, слова, картины, ощущения - это всё можно использовать как помощь для концентрации. Позже надобность в такой помощи может отпасть, и мы будем просто наблюдать за дыханием, и в конце концов, мы сможем отбросить и этот метод. Метод - не медитация, но он к ней подводит. 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.