15. Палачи

На снимке палач – начальник концлагеря штурмбанфюрер Отто Пауль Радомский

Штурмбанфюрер Пауль Оттто Радомски был садист и убийца. Он сам ежедневно расстреливал людей, и делал это с видимым удовольствием. Как пишут заключенные он “ …имел вид кокаиниста, в пенсне, лицо красное, среднего роста, почти всегда пьяный, голова бритая"...

воспоминания Д. Будника:

По средам и пятницам нас выстраивали на плацу и объявляли, что сейчас будет расстрелян перед строем каждый третий (или пятый). Заключенных окружали фашисты с автоматами, за ними - охрана или полицаи, тоже с автоматами. Если не было происшествия, к которому можно придраться, Антон [Антон Прокупек, чех, комендант Сырецкого лагеря из заключенных] и его помощники придумывали его сами.
Радомский [Пауль фон Радомский, штурмбаннфюрер СС, начальник Сырецкого лагеря. - Авт.] расстреливал собственноручно, оставшихся строили и заставляли с песней «Розпрягайте, хлопці, коней...» (или какой-нибудь другой) маршировать к землянкам...
Помню, попал в лагерь один управдом. Его отправили сюда на 7 суток за то, что в доме не был убран мусор. В очередном «концерте», как назывались у нас эти акции, он оказался то ли третьим, то ли пятым, и его расстреляли.

Именно так были расстреляны 24 февраля 1943 г. трое из попавших в Сырецкий лагерь футболистов киевского «Динамо».

воспоминания Я. Капера:

... Из тех бригад, которые были на выезде, много раз удирали во время работы, как полицаи ни следили. Наказание зависело от настроения штурмбанфюрера Радомского.
Один раз он приказывает выстроить лагерь, и каждого десятого ротенфюрер вытягивает на расстрел... Всех отобранных направляют в центр плаца и приказывают им встать на колени. Полицаи с автоматами стреляют в затылок.
Другой раз Радомский приказывает расстрелять всю бригаду, которая была на выезде, вместе с охраной из полицаев... Так же: одни - на колени, другие - стреляют.

воспоминания З. Трубакова:

Больных забирали в «лазарет». Лазаретом называлась самая худшая, самая грязная землянка. Там стояла нестерпимая вонь. Там никто никогда не убирал. Больше всего было больных дизентерией... В лазарете не было ни врачей, ни санитаров, ни медикаментов. Ежедневно оттуда выносили покойников. Оставшихся больных «лечил» сам Радомский.
Время от времени он появлялся возле лазарета со своими «ассистентами». Это были переводчик Рейн и ротенфюрер [Фриц Ридер, помощник начальника Сырецкого лагеря. МК]. Радомский приказывал выходить во двор. Рейн переводил. Кто еще мог двигаться - шел. Потом Радомский приказывал вынести тех, кто лежал. Больные возвращались в землянку, шатались, падали, выносили товарищей. Когда лазарет пустел и все больные оказывались на указанном месте (бывало, около сотни), Рейн немного выступал вперед и торжественно провозглашал:
- Господа! Чтобы вылечиться от всех болезней, нужно лечь на землю лицом вниз!
Больные ложились. Кто не мог, того ротенфюрер переворачивал ногой. Потом вытирал сапог. Затем все трое перебрасывались шутками, доставали пистолеты. Первым шел Радомский и стрелял в затылок людям, которые лежали на земле. За ним шли Рейн и ротенфюрер, подражая примеру шефа. Процедура длилась несколько минут. Все происходило быстро.

воспоминания Л. Островского:

Надсмотрщики-немцы просто издевательски убивали советских людей. Так, например, находившихся в лагере заставляли лезть на дерево, а других военнопленных принуждали пилить это дерево. Спиленное дерево падало, и находившийся на нем человек убивался, и если он только получал увечье, его немцы добивали.
При попытке к бегству кого-либо из лагеря немцы расстреливали из числа находившихся в лагере 25 человек, отобранных по своему усмотрению.
Трупы замученных, умерших зарывали на территории лагеря в яму, оставшуюся после копки песка для строек (док. № 12).

Из заключения Киевской областной комиссии содействия
Чрезвычайной Государственной комиссии
по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков,
27 ноября 1943 г.:

«... В шести ямах размером 10х3х3 и в одной котловине диаметром 20 м и глубиной 6 м, расположенных внутри [Сырецкого] лагеря, зарыто 650 трупов расстрелянных и умерщвленных другими способами советских граждан и военнопленных...
В процессе раскрытия могил-ям установлено, что в них не производилось нормального погребения трупов, а имело место хаотическое сбрасывание и закапывание трупов мужчин и женщин. Трупы в ямах в большинстве были без одежды, и только на отдельных трупах было рваное нижнее белье и ботинки или только брюки.
...В котловане часть трупов лежала на окровавленных матрацах. Там же на земле валяются грязные повязки и бинты...
При судебно-медицинском исследовании получены данные, свидетельствующие о том, что причиной смерти были огнестрельные ранения головы, раздробление кости черепа и нижней челюсти ударом тупого твердого предмета.
Огнестрельные раны расположены в затылочной области головы и в височной».

Комиссией было вскрыто лишь незначительное количество захоронений.

воспоминания бывшего заключенного З. Трубакова:

По моим подсчетам Радомский собственноручно убил свыше десяти тысяч человек.

показания Н. Ткаченко на допросе в 1945 г.:

«В противотанковом рву, на территории концлагеря и в ямах около концлагеря, которые еще не раскапывались немцами было расстреляно и замучено примерно 40-50 тысяч не в чем неповинных советских граждан (док. № 29).

Одно из таких захоронений было вскрыто во время строительных работ во дворе дома по ул. Грекова 22а. Сейчас на этом месте установлен памятник погибшим футболистам киевского «Динамо».
Впрочем, далеко не все заключенные Сырецкого лагеря расстреливались на его территории».

После освобождения Киева отличающиеся особой жестокостью надсмотрщики из числа заключенных Военным трибуналом за преступления были приговорены к смертной казни через повешение. Приговор приведен в исполнение 17 декабря 1943 г. на территории Сырецкого концлагеря.
Начальник концлагеря штурмбанфюрер Пауль фон Радомский наказания избежал.
Некоторые пишут, что он погиб 14 марта 1945 г. около венгерского города Секешфехервар Штульвайсенбурга. Другие утверждают, что после войны Радомский был привлечен к суду, но умер во время следствия.
И вот, что пишет в своей книге воспоминаний спасшийся из Сырецкого концлагеря Захар Трубаков:
«… Персонал лагеря в спешке бежал в Германию. В их числе был и бандит фон Радомский.
Кое-какие сведения о нем до меня дошли уже в 1992 году. Оказывается, в 1968 году в Дармштадте проходил, так называемый бабьеярский процесс, закончившийся 11-ю смертными приговорами. Через год в Штутгарте снова состоялся суд над нацистскими преступниками. Меня туда вызывали в качестве свидетеля, но это приглашение где-то затерялось из-за нашего переезда на новую квартиру. Так вот в ходе судебного процесса раскрылась палаческая роль эсэсовца Радомского. Об этом мне рассказал Яков Капер, который как свидетель ездил из Киева в Штутгарт и с нетерпением ждал встречи с бывшим начальником Сырецкого концлагеря. Но до суда он не дожил. Радомский где-то скрывался все эти годы и незадолго до начала судебного разбирательства скончался.
Жаль! Я бы его, будь моя воля, положил прямо на асфальте возле дворца правосудия в Штутгарте лицом вниз, хоть ему было больше восьмидесяти, и продемонстрировал собравшимся нынешним мирным немцам, как этот палач хладнокровно расстреливал ни в чем не повинных людей из своего пистолета.
Что же касается таких рьяных помощников Радомского, как Прокопупе, Топайдо, и других эсэсовских офицеров, то об их судьбе подробностей, к сожалению, не знаю...».

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/14/495


Рецензии