Крещатик. Фонтаны в ХIХ - начале ХХ века

КРЕЩАТИК. ФОНТАНЫ  в ХIХ - начале ХХ века

  Обычно, под словом «фонтан» подразумевают струи, взмывающейся вверх и падающей воды, фактически же фонтан является важной составной частью украшения площади, парка или сквера, а также местом, возле которого  приятно погулять или посидеть с друзьями.

        В 1843 году,на трех, входящих в состав Крещатика площадях: Театральной, Крещатицкой и Бессарабской - установили первые фонтаны, питавшиеся водами, отведенными от ключей близлежащих гор. Эти фонтаны не столько были призваны украшать площади, сколько служить чисто практическим потребностям: жители города могли брать из их бассейнов воду, как для своих нужд, так и для того, чтобы поить скот и, прежде всего, лошадей.
         К каждому фонтану был приставлен смотритель, взимавший плату по копейке за шесть ведер воды, а за животных – по копейке с головы. Впрочем, черпать воду кружкой для питья можно было бесплатно.

ФОНТАНЫ "ИВАН","УРОД" И "МОРЯК"

        Небольшой, с гранитной чашей на высокой фигурной ножке, фонтан на Театральной площади, был назван "Иван". в честь киевского губернатора  Ивана Ивановича Фундуклея, который не только был инициатором его создания, но и не пожалел значительных денег на его установку.

        Фонтан на Крещатицкой площади был установлен по распоряжению Киевского генерал – губернатора Дмитрия Гавриловича Бибикова, неким господином Третьяковым. Точнее, не фонтан, а восьмиугольный бассейн, вода в который подавалась, естественным образом, благодаря перепаду высот. Однако, в результате технических ошибок, не было обеспечено необходимое давление, поэтому над ним едва подымались слабенькие струйки воды, за что, острые на язык киевляне, сразу же дали ему прозвище «Урод». Более того, вода в нём и по вкусу была негодна к употреблению, так что фонтан использовали  лишь как поилку для скота да во время пожаров.
 
        Фонтан посреди Бессарабской площади, был почему-то назван «Моряк», но и в нём вода тоже едва струилась. Больше того, годами фонтан вовсе не работал, а в его бассейне для стока воды постоянно плавали «следы кораблекрушений»: старые калоши, тряпки, щепки и прочий мусор.

НОВЫЙ ФОНТАН "ИВАН"

В 1871 году, в связи с прокладкой водопровода, киевские власти приняли решение об установке новых фонтанов на Царской (Европейской) и  Крещатицкой площадях. Фонтаны  должны были украсить площади и использоваться, как для собственных нужд горожан, так и чтобы поить лошадей.

Проект фонтанов был поручен архитектору Александру Шилле. По чертежам, подготовленным  А.Я.Шилле, фонтаны должны были представлять собой мощные чугунные колонны, увенчанные шатрами, расположенными по центру круглых бассейнов с высоким бордюром. Их восьмигранные цоколи украшать львиные головы и человеческие маски, изо ртов которых изливалась вода, а в художественном оформлении стволов использовался растительный орнамент. Сами чаши, венчавшая ствол, были стилизованы в виде цветка.
 
Через год, в 1872 году, на Царской (Европейской) площади, был установлен новый фонтан, который, как и прежний, назвали «Иван». Кстати, стоимость его, включая установку, окраску и устройство бетонного бассейна, составила 6 тысяч рублей.

         В 1891-м  году, вокруг фонтана разбили красивую клумбу, но через год, после открытия первого трамвайного маршрута, рядом с фонтаном поместили деревянный павильон станции Городской железной дороги, то есть трамвая,  который, практически, загородил фонтан, а потому,решено было его убрать. Как писала 24 июня 1897 года киевская газета: "фонтан потерял прежнее значение и занимает проезжую часть площади и без того тесной ввиду оживленного движения, существующего здесь.»
 
       Однако, разработка архитектора Александра Шилле не пропала даром. В  1899-1901 годы, по тому же проекту на  киевском машиностроительном заводе Алексея Федоровича Термена изготовили шесть новых фонтанов, которые установили: в сквере у Золотых ворот, в Царском (теперь Городском) саду, в Мариинском парке (с тыльной стороны Мариинского дворца), на площадях Софийской (быв. Б.Хмельницкого),  Шулявской (ныне  Льва Толстого), и, наконец, в сквере на Николаевской площади, перед зданием театра «Товарищество драматических артистов» Николая Соловцова (ныне Национальный драматический им. Ивана Франко.)

       Городская легенда повествует о происхождении одной из деталей чугунного орнамента— искаженной злостью физиономии вокруг верхней части фонтана. В литейном цеху завода, производившего фонтаны, работал в должности главного мастера некий человек скандального и дурного нрава. Он постоянно придирался к подчиненным, за что получил прозвище Фараон. Рабочие долго терпели грубияна, но когда Фараон уехал по делам в другой город, литейщики внесли поправку в уже готовую форму. Так, вместо античного маскарона на нём стала "красоваться" злобная гримаса их обидчика в момент особо эмоционального высказывания. Теперь лицо, изо рта которого вместо ругани льется фонтанная струя, служит киевлянам напоминанием: ругаться некрасиво!
       На сегоднешний день, в Киеве из шести терменовских фонтанов, сохранились четыре.
 
        А вот Крещатицкой площади и вовсе не повезло!  Городские  власти вскоре дали команду «отставить», потому что на этом месте они решили выстроить здание Городской Думы. И, вместо фонтана, установили простую водоразборную колонку. Лишь  в 1909 году, при устройстве сквера позади Думы, соорудили небольшой чугунный фонтан.
 
        Любопытно, что этот фонтан был установлен сверх обязательств водопроводного общества, на городские средства. Так что из его бассейна горожане не должны были брать воду для своих нужд, как делали из всех других фонтанов. Подход к нему был отгорожен красивой клумбой.


Рецензии