Левая электричка

(Маленькая ироническая история развития малого предпринимательства)

   Меня интересует, к кому-нибудь приходила в голову идея, нет, даже мысль,  пустить по железной дороге  нигде неучтённую «левую электричку»? Со всеми вытекающими обстоятельствами.  Думаете невозможно?  Это вопрос. Утверждать не собираюсь, но скоро будут. Мне так кажется.  Предпосылки  давно имеются.
   Раньше, вспомните, никогда такого не было. Это я про очень давние времена, левых концертов артистов,  тоже не было, и под фонограмму не пели. Не умели, скорее стыдно было. Сейчас этим никого не удивишь.  Первая ласточка «Ласковый май» прорвала «социалистический забор нравственности» … и понеслась «Русская Тройка». Так это тридцать лет тому вспять, не такая уж древняя старина.  А всё  западное стремление, как можно быстрей и любой (высокой) ценой,  заработать  левые деньги, деньги, деньги …
     Но всё же пример «первой майской ласковой ласточке»  подала наша кинофикация задолго до неё. У всех на глазах, все мы это знали,  были левые киносеансы, в основном, в сельской местности. Были и в городах, но значительно реже. А раз кино – это прямой финансовый поток, шёл почти в государственный карман, то и государственные контролирующие органы смотрели на это сквозь пальцы, либо не замечали. И причина весомая – народ не возражал, шире приобщался к киноискусству.  Когда руководители государственных  киноустановок  и их «хозяева» начинали  уже «перегибать», т.е. нагло нарушать  закон  о массовых мероприятиях их ласково  об этом информировали.  Напоминали, что мол, все массовые мероприятия: должны заканчиваться не позднее 24 часов, и если оно длиться значительно более двух часов, необходим перерыв, антракт, остановка и т.д. 
  Кинофикация, вернее её руководители  попадали в некие «ножницы». С одной стороны, всякие там ограничения и запреты, а с другой строгий приказ выполнять государственный финансовый план.  Как же так? - спрашивала одна сторона.  Крутитесь, вертитесь, был ответ другой стороной. А Россия, знаете,  богата на самородки и Кулибиных. 
 Следует добавить и пояснить, что такое  фильмокопия кинофильма.   Плёнку кинофильма  копировали на тысячи, а то и больше, копий на кинокопировальных фабриках. Копия фильма - это не единый кусок  плёнки, как некоторым может показаться, а несколько частей, в зависимости от продолжительности фильма.  Кусочек (часть) копии в среднем по 10 минут показа на экран.  В хороших кинотеатрах их  демонстрируют (в строгой очерёдности, если не путают) без перерыва незаметно для зрителя, переключая один аппарат на другой. Этот технический момент необходим для полного понимания чуть ниже.  Этого недостаточно,  надо ещё кое-что пояснить вам. Работники кино давно смекнули.  Теперь  коротко, для справки.  У каждого кинотеатра свой месячный финансовый план.  Организация «кинопрокат» расписывала на месяц вперёд каждому кинотеатру (своеобразный договор, план) по одной копии одного названия фильма на несколько дней, в зависимости от популярности и значимости и категории кинотеатра. Своим спец транспортом привозила и увозила  копии.  Количество киносеансов и время их начала уже устанавливал самостоятельно администратор кинотеатра.  Напоследок главное. Был  «железный занавес», во всём и в области кинофикации.  Был жёсткий контроль над  всей кино индустрией, т.е. цензура.  Нашего зрителя редко баловали зарубежными шедеврами киноискусства западного капиталистического мира. Была разнарядка свыше, отдела культуры при министерстве кинофикации. Старшее поколение знает. О нас заботились, щадили и оберегали нашу нравственность и мораль.  Всего пять фильмов в месяц стран кап.запада. Десять - стран восточной демократии. Не больше десяти – развивающихся стран Азии, Африки, и юж.Америки. Отечественные – без всяких ограничений.
Поэтому, когда на экраны выходил фильм западного капиталистического производства (резаный, перерезанный и вырезанный цензурой) был настоящий бум.  Два-три дня демонстрации любого голливудского фильма давал месячную финансовую выручку,  отсюда и премиальные тем, кто потрудился.
Народ валом валил на диковинный продукт западного производства.  Надо отдать должное, были и мировые с «Оскаром», «Золотым  львом», «Пальмовой ветвью» и прочими  наградами  различных кинофестивалей шедеврами.
 Вот и вновь проснулось российское «чутьё» остапо бендеровских предпринимателей и ловкачей, руководителей киноустановок. Как сделать так, чтобы и волки  были  сыты и народу хорошо?
Дальше привожу достоверные факты из работы только некоторых ленинградских кинотеатров. От государственных кинотеатров не отставали и другие профсоюзные киноустановки дворцы и дома культуры.  Как было сказано выше, на каждую установку привозилась одна копия фильма. Это кто-то предусмотрел заранее, ибо за каких-то несколько лет в Ленинграде  было построено пятнадцать широкоформатных кинотеатров на 1200 зрителей каждый к шестому Московскому международному кинофестивалю. Ленинская политика – кино в массы. Извините. Начну с Дома Культуры им Капранова, что на Московском проспекте.
       «Капраша» тоже получила копию фестивального фильма. Так как она имела три кинозала (Большой – 1800 мест, малый -  400 и летний зал – 800)
      Здесь не требуется  много ума чтобы, прокрутить одну копию три раза в разных залах,  кинотеатр «Москва» ещё легче, три зала, тем более  с одной общей аппаратной.  Мало того, «Капраша» пошла дальше.  Техническое решение этого вопроса просто поражает  своей слаженностью во всём - полёт мысли.
Многие знают, в двух больших трамвайных остановках от «Капранова» другая профсоюзная киноустановка от объединения «Электросила» «ДК им Ильича», в простонародии «Ильичёвка».  Так вот в «Капраше» в 14:00  начинается  заграничный сногсшибательный фильм (без киножурнала). В  14:20 закачивается уже вторая часть фильма. ИХ не перематывая, суют в мешок и курьер (всё бегом) несётся  вниз по винтовой лестнице  с 3-х этажной высоты, бегом через фойе, контроль, через проезжаю часть Московского проспекта на  трамвайную остановку, если не подошёл автобус.  Автобус и хороший вариант и плохой. Хороший – быстрее едет, но он почти всегда «битковой» и посадка всегда с риском, что пассажиры его пропустят свободно на посадку. Плохой вариант – это остановка (на второй) значительно дальше от «Ильичёвки».  Дважды бегом пересекать  проезжие  части, где много транспорта.  Далее, стремглав, расталкивая вечно мешающихся  пешеходов и кинозрителей в фойе,  потом  по очень крутой винтовой лестнице на 3-й  этаж в киноаппаратную, в перемоточную, там его уже  вовсю ждут.  Хватают мешок и очень аккуратно, чтобы не  распустить на пол 300 метровые рулоны пленки. Сначала 1-ю часть и на ручной «моталке» перемотать  рулон на начало. На автоматической моталке слишком медленно. Перемотанную 1-ую часть фильма заряжают в кинопроектор.  В это время  перерыв  после демонстрации киножурнала, поэтому особой спешке нет. Сеанс начинается.  С этого момента и начинается отлаженная до всех мелочей, операция под названием «Переноска». На всё курьеру полчаса. На беготню, ожидание транспорта, езду и прочие неожиданности, которых не должно быть. В том же темпе обратно ….  порожняком в  «Капрашу» и теперь только на трамвае, автобусная остановка очень далеко от ДК.   
   В это время в «Капраше» демонстрируется уже  8-ая часть фильма. Курьер хватает уже подготовленные  3,4,5,6,7  части.  Причём в обязательном порядке,  3-я часть перемотана и кладётся  в мешок сверху остальных, дорогА каждая секунда.  Рулоны все без  коробок для облегчения, что значительно увеличивает шанс каждому рулону  «распустится». Дальше, снова с сумасшедшей скоростью вниз на трамвайную остановку  в «Ильичёвку».   Там уже ждут, не дождутся 3-й  части.  И так  с 14 часов до 12 ночи без единой нигде задержки.  В 19 часов курьера подменяет его отец и в 20 часов продолжают уже вдвоём, «навстречу» друг другу.
     Сложная схема, не правда ли? Придумать одно, а осуществить сложнее. Рассчитать всё до минуты. Зато, какой результат, сколько народу дополнительно кино посмотрели, какой хотели, и государству какая сразу прибыль (?), и организаторы в накладе не оказались и дали другим заработать (!).  Но это ещё ерунда по сравнению, что придумали в  «Прибое» и «Балтике».
     Догадались, то же самое, только на два порядка сложнее. Там работали самоучки, а здесь настоящие профессионалы. Описать?    
    Достаточно  сказать, что  на Васильевском острове всего два государственных кинотеатра, остальные,  четыре дома культуры: Балтийского завода, табачной фабрики, завода электроники им Козицкого и обойной фабрики. Упустил самый большой в Ленинграде Дворец Культуры им. Кирова,  не считая полусотни мелких клубов  в общагах и закрытых учреждениях. Сложность заключается в расстоянии между  двумя кинотеатрами, шесть больших по расстоянию  трамвайных остановок,  автобусного сообщения нет, и троллейбусного. Да и ходьбы до остановок трамвая бегом  пять минут. То есть простому человеку  можно даже не пытаться всё рассчитать. Не получится. Главная причина крайне плохое трамвайное сообщение, из четырёх маршрутов годился только один номер «5». Соответственно и интенсивность движения транспорта не годилась и не поддавалась  никаким расчетам.   Всё подсчитали, отказались, даже от услуг  таксомотора. Покупался весь рабочий день таксиста.  Ну, очень дорого, ожидание дороже езды. Ещё отказались по причине,  таксисты решили сами дополнительно  подхалтурить  (своё не упустят), сажали попутчиков за отдельную плату и отклонялись от точного маршрута. Поняли, не годится.  Выручил киномеханик – мотоциклист. Оборачивался туда-сюда за 15 минут. Это мировой рекорд по Ленинграду. Правда, один раз чуть мотоцикл не угнали, он успел догнать и задержать угонщика.  Главное 3.4.5. части привёз точно в срок. Народный зритель  был всем доволен.
   Да, были времена!!! Но сейчас по круче – где-то левые электрички  и теплоходы(по Неве) уже ходят, и тоже тонкий расчёт «операций» требуется.  Киномеханикам не потянуть такое. Цеплять и отцеплять на остановках вагоны,  незаметно для пассажиров. Много в России Кулибыных, Остапов  Бендеров ещё больше. Но про это, как-нибудь потом.


Рецензии
Вспомнил , Игорь, как я тоже бегал из Капрашки в Ильичевку. Но премии платили! Такие были времена!

Виктор Кутуркин   21.02.2018 00:35     Заявить о нарушении
ВИТЯ, ПРИВЕТ! Как нибудь созвонимся, расскажу. Ну, очень интересная история.

Орлов Игорь Борисович   21.02.2018 13:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.