Кое-что о пире богов, его гостях и служителях

                «Читайте книги,
                некоторые из них специально для этого написаны»
                Михаил Генин.
Моя первая встреча с библиотекой состоялась неожиданно. Одноклассница моего старшего брата,  с важным видом проходя мимо нашего дома, крикнула:
- Люся, хочешь, пойдем со мной в библиотеку?
Я сразу захотела, потому что,  хотя и  не училась ещё -  мне было шесть лет  -   в школе уже была, в магазине тоже, в клубе - много раз, а в  библиотеке – ни разу.
Наша сельская библиотека мне сразу понравилась. Во-первых, столько книг я еще не видела. Во-вторых, тут библиотекарь читала вслух, и все внимательно слушали.  В-третьих, ту интересную книжку про котёнка, которую я тут же присела послушать, можно было взять домой. И мне вписали ее в мой первый читательский формуляр.
Так начались мои уже самостоятельные походы в библиотеку. На  стеллажах  была масса интересного. Помню потрясение от книжки под названием «Палле один на свете» (английская сказка И.Сигсгорта). Вот так проснешься утром – и никто тебя не заставляет умываться, можно свободно пойти на улицу, а там открытые магазины, в которых полно лакомств – и никого! Детская мечта! Много позже,  будучи библиотекарем, я случайно наткнулась на эту книжку. Она была потрёпана временем, без обложки. Тот же год издания – 1957-й. Я открыла первую станицу – и детские воспоминания пронзили  счастьем, нежностью, защемило сердце.
Почему люди читают? Не хватает жизненных впечатлений? От нечего делать? Любят сам процесс, как гоголевский Петрушка, имевший «благородное побуждение к просвещению»? У всех, должно быть,  по-разному. Но тогда в детстве всё было понятно. Книга – это другой мир! Это мечта! Это  открытие! Это захватывающие впечатления! Это герои,  на которых хотелось походить! Это волшебный мир!
 Книга Лагина «Старик Хоттабыч», о которой я мечтала, в библиотеке была. Но, как объяснила библиотекарь Наталья Сергеевна, её уже год держали «задолжники». И я пошла  выручать «Старика Хоттабыча». Помню, что сначала мне не хотели ничего давать, но потом открыли тяжелый кованый сундук, и меня  обдало запахом слежавшейся одежды и ещё чем-то древним. Из сундука показалась книга в целости и сохранности. И вот она в моих руках! С тех пор, какое бы издание «Хоттабыча» не попадало в руки,    вспоминается тот эпизод из детства.
Книжных открытий было много! «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова появился, когда я училась в пятом классе. В библиотеке такой книжки, конечно же,  не было! Ёе привезла мне мама из отпуска. О! Это было что-то невероятное. Я гордилась тем, что принесла в класс сенсацию об этой книжке. Установилась очередь. Читали все. На улице играли в Волшебника Изумрудного города. А потом книжка затерялась - её не вернули. Было немножко жалко, но уже выходили новые приключения! Жизнь продолжалась!
Потрясением в юности  стала научная фантастика: Александр Беляев, братья Стругацкие, Айзек Азимов, Рей Бредбери.  Достать эти книжки  тогда было не просто! Но меня  хорошо знали в библиотеке, да и жили мы тогда уже в Челябинске. И богатая профсоюзная библиотека челябинского тракторного завода стала почти  родным домом.
Казалось,  моя дорога ведёт меня в библиотеку на всю жизнь. Чтение стало моим «неистребимым пристрастием». И, как заметил Иосиф Бродский,  «что до пристрастий - это не самое худшее». Книжные стеллажи вызывали трепет восторга. К тому же в год моего окончания школы (1969) в городе открылся институт культуры с библиотечным факультетом. Сама судьба подсказывала. Но о профессии библиотекаря я тогда даже не мечтала.
 Мы росли романтиками, рвались покорять высоты. И штурмовать филологический факультет, где на 80 мест было подано 900 заявлений,  мне казалось гораздо привлекательней. Из этих девятисот поступающих  за сочинение было поставлено всего 14 «пятерок». В том числе мне! Еще бы! Тема моя звучала так: «Какие бы книги я поставила на свою книжную полку?»
И все-таки судьба, совершив трехчасовой вираж  на «Ил-18», опустила меня холодным ноябрьским  вечером 1975-ого года на красноярскую землю, автобус привез в заснеженный секретный Железногорк к мужу, а тоска, от того, что работы по специальности нет, довершила начатое. Я пошла в библиотеку. Почитать. Это была профсоюзная библиотека Горно-химического комбината. И вот тут, бродя  среди  стеллажей, вдруг услышала: «А вы не хотите у нас поработать?»  Неожиданно для себя ответила: «С удовольствием!» Круг замкнулся.
Нет, восторга от работы в первые месяцы я не испытывала. Чего-то не хватало. Счастье первых месяцев работы заключалось, пожалуй, в том, что после институтских обязательных программ, наступила свобода чтения! И я сумками носила домой всё, что хотелось прочесть. Помогали с выбором   мои  новые коллеги, умные, начитанные библиотекари-профессионалы. Их ненавязчивые рекомендации   помогли быстро наверстать упущенное.
Вкус к профессии приходил постепенно. Первое удовольствие я начала получать при подготовке так называемых массовых мероприятий (термин в библиотечном деле, который до сих пор не люблю!). Вечера, устные журналы, беседы обзоры, диспуты, наконец! – были интересны  мне и при их подготовке (открытия продолжались!),  и при встрече с читателями. Итогом разговора о литературе становился формирующийся круг единомышленников. И в результате мы вместе росли, поднимаясь к вершинам поэзии, прозы, публицистики. Нас было 10 библиотекарей и около 10 тысяч читателей,  40 библиотек – передвижек, в том числе в молодёжных общежитиях комбината, куда мы обязаны были ходить с  беседами, лекциями. Припоминаю недовольные  лица девчонок, спускающихся по лестнице из своих комнат в красный уголок. Бигуди и домашние тапочки. Скука на лицах. А мы им - о высокой поэзии, о новых книгах. Впрочем, часто бывало, что несколько пар глазок вспыхивали интересом, и мы находили взаимопонимание, а библиотека обретала новых читателей.
В пору настоятельных рекомендаций методических центров о создании бригадных абонементов, мы не смогли проникнуть в цеха комбината в силу его закрытости, но то, что было возможно, например, особое конструкторское бюро КИПиА,  охватили полностью. И в обеденный перерыв молодых «киповцев» очаровывали и собой, и хорошими книгами девчонки-интеллектуалки.   Нет, всё это было не напрасно.
Никогда не забуду  организованный нами диспут-суд над мещанством с настоящими судейскими креслами, со скамьей для подсудимого и самого подсудимого, одного из участников, согласившегося быть «главным мещанином». Как читатели  приняли правила нашей игры!  Сколько всего прочитали и как вдохновенно клеймили мещанство: «И бой мещанству мы сегодня решительный дадим: ковры сожжём, хрусталь побьём, машину продадим!». А над судейскими креслами красовался лозунг: «Да будет нам звездою путеводной высокая настроенность души!» ( А.Семенов). Мы всё понимали, но мы так искренне играли  в эту игру!
И хотя  в семидесятые и первую половину восьмидесятых нам постоянно напоминали, что библиотека - учреждение идеологическое, темы наших публичных выступлений, к счастью, не диктовались, а вот книги опальных авторов актировались и с библиотечных полок куда-то исчезали под бдительным контролем куратора из КГБ. Помню, приказы Главлита, составление списков по каталогу (среди имен - Владимир Максимов, Александр Галич, Ефим Эткинд с его замечательной книгой «Разговор о стихах», Александр Солженицин…), отбор этих книг с полок и  поиск в формулярах читателей. Кстати, куда в итоге исчезали эти книги, я так и не знаю. Может быть, они оседали в домашней библиотеке куратора?
Привыкнув к ежедневному многочасовому общению с читателями, преодолев робость, почувствовав себя увереннее в качестве библиотекаря-консультанта, я  поняла, какая же это интересная работа. Изумляли, радовали читатели широтой интересов, своей непохожестью, желанием поделиться  прочитанным. Мое рабочее место - абонемент, тут  часто толпится молодёжь,  причины чтения которой очевидны. «Книга – источник знаний», - помним с детства. Молодые всегда знают, что им нужно.  Они учатся. Библиотека для них - «суровая необходимость». И  мое хитрое предложение почитать на досуге Чейза, чаще всего отклоняют, оставляя на потом. Сначала они сидят в читальном зале. Потом ещё на абонементе наберут стопку побольше и через пару дней опять прибегают. Понимаю, у самой  воспоминания свежие, и не такое за два дня «прорабатывали». В библиотеке складывается идиллическое представление о молодежи. Умные, начитанные! Да. К нам приходит и всегда приходила лучшая половина юного человечества!
Не люблю «блатных». Но что делать? Такова практика. В стране сплошной дефицит, значит, есть и книжный. У нас хороший книжный фонд, нас комплектует ЦК профсоюза отрасли, и книги мы получаем из Москвы посылками. Но их все равно не хватает. Передавая смену, старший библиотекарь Надежда говорит: «Придет мой Сергеев, дай ему что-нибудь получше». А что получше? Наши вкусы с Сергеевым не совпадают.   Книжный  дефицит кладу внутрь  кафедры, самые настырные все равно туда заглянут. И с умным видом достаю детективы, фантастику или   новый исторический романчик.
Да, как изменились времена! Детективы и фантастика, романы исторические и любовные заняли сегодня на наших библиотечных полках места классиков марксизма-ленинизма – они у нас на абонементе  на самых видных местах. Их много! Есть из чего выбрать. И, слава богу, они уже давно не дефицит.
А вот пришел просто любитель почитать. Эти всегда просят совета у библиотекаря. И тут я обязательно приду на помощь,  потому что мне есть,  чем поделиться. Меня просто переполняет желание порекомендовать то, что я только что прочитала. Вот этому грустному читателю я показываю томик  Владимира Санина. Его  повести об Арктике – это настоящие мужчины, захватывающий сюжет, достоверность и искрящийся юмор. Я  записываю ему в формуляр  «72 градуса ниже нуля» и знаю, что в следующий раз он обязательно спросит еще что-нибудь Санина. А вот этой поклоннице любовных романов предложу  повесть любимого мной Виля Липатова «Житие Ванюшки Мурзина». Там такое интригующее начало: «Сколько бы раз не выходила замуж Любка Ненашева, столько раз она приглашала на свадьбу Ванюшку Мурзина…».
Что читали тогда мы и наши читатели? На самую спрашиваемую литературу читатели вставали в очередь, впрочем, как и теперь. В конце семидесятых бестселлерами были  книги Анатолия Иванова, Федора Абрамова, Петра Проскурина. Читатели ждали каждую новую книгу Валентина Распутина,  зачитывались Валентином Пикулем (рвали из рук «Наш современник» с романом «У последней черты»). Интеллигенция больше читала зарубежную прозу: А.Хейли, Дж.Стейнбека, Д.Апдайка, Ж.Сименона, И.Шоу, Г.Маркеса. Тогда этот список был не очень велик. Мы все читали одни и те же книги в одно время и говорили, и говорили с читателями о новинках. Кстати,  особым спросом  пользовались все «Анжелики» С. и А. Голона. Это был верх эротической литературы. Помню, в одной из книг кто-то  вырвал наиболее захватившие его любовные сюжеты, а взявший книгу следом возмутился отсутствием «самого главного». И тогда библиотекарь от руки(!) переписала все недостающие страницы из  второго экземпляра. Эта книга до сих пор стоит в книгохранилище нашей библиотеки. И её можно спокойно ставить на выставку «Раритеты». Ибо сегодня это просто детский эротический лепет. В нынешних   сюжетах нам, по-моему,  рассказали всё, и особенно в этом преуспели писательницы типа  Даниэлы Стил.
Все-таки, думаю, у каждого свои причины для чтения. В детстве хорошей книгой я считала ту, что заставляет переворачивать страницу в нетерпеливом ожидании. А что там дальше? Книги делила на скучные и нескучные. Наблюдая за чтением наших взрослых читателей, я часто убеждаюсь,  что для многих со времен детства ничего не изменилось. Они выбирают  романы с закрученными сюжетами. А есть просто книгоманы: им книга нужна как еда. И чем больше, тем лучше. Эти прочитали уже всё и читают, как правило, только новинки. Ох, как трудно им угодить. Но у нас в библиотеке традиция: без книжки никого не отпускать. И эта традиция  мне нравится. Мне и моим коллегам стыдно  отпускать читателя ни с чем. Отказы мне портят настроение. Я люблю книгу и хочу, чтобы читатель тоже не расставался с этой любовью. В жизни и без того масса неприятностей.
А вот эта пожилая интеллигентная дама уже в третий свой приход требует роман Эльзы Триоле «Незваные гости». У нас - один экземпляр,  и тот у должника. Мы уже и домой к нему бегали. Пока безрезультатно. Но когда книжка вернется, обязательно позвоним.
Из разговоров на абонементе: «Не знаю, зачем читают люди, а я живу в другом мире, - откровенничает  любитель фантастики, -  там,  где меня не было и не будет. Живу в мире, который создал кто-то другой, чтобы посмотреть как там...». «Читаю? Да просто, чтобы уйти от реальности, - делится  любительница исторических романов, - погрузиться в другой мир и забыть хлопоты этого».
В те годы методические центры заставляли нас  руководить чтением читателей, вероятно, для того, чтобы  читали «то,  что нужно». И мы составляли  планы  чтения. Эти листочки вклеивали в читательский формуляр и отмечали  прочитанное. Хорошо ли это было, нужно ли? Всё зависит от того, как подойти к проблеме. Темы для чтения у нас выбирали сами читатели. И это было важно. Думаю, если бы мне в библиотеке все время приносили то, что меня интересует, избавив от поиска, я была  бы очень рада. Так что польза от планов чтения была несомненной.
Совсем недавно мне попала в руки книга француза Фредерика Бегбедера «Лучшие книги ХХ века». Литературного критика  занимают  причины обращения к книгам: «Что ищем мы в книгах? Неужели нам мало собственной жизни? Может быть, мы обделены любовью? Может наши родители или дети, наши друзья занимают недостаточно места в нашем существовании? Неужели литература дает нам то, чего не способна дать реальная жизнь? Не знаю, не могу сказать».
 А вот наша регламентированная отечественная словесность   лакировала реальную жизнь. И какое же благостное время наступило для нас и наших читателей, когда после марта 1985 года, наши толстые литературно-художественные журналы стали публиковать то, что раньше - никогда,  ни за что… И наши читатели встали в очередь за публицистикой:  запоем читались статьи Андрея Нуйкина, Николая Шмелева, Игоря Клямкина, Владимира Лакшина…  Статьи обсуждались прямо на абонементе,   маленькие диспуты возникали стихийно. А потом обрушились «Дети Арбата», и журнал «Дружба народов» был скоро зачитан до дыр. Чуть  позже мы с нашими читателями прочли «Новое назначение»  А.Бека, «Ваську» С.Антонова, «Доктора Живаго» Б.Пастернака, «Колымские рассказы» В.Шаламова, «Софью Петровну» Л.Чуковской, всего М.Булгакова, всего А.Соженицина…и пришла возвращенная литература. С каким удовольствием и азартом  проводили мы тогда наши литературные вечера о творчестве Наума Коржавина, Владимира Войновича, Бориса Пастернака… Споры, откровения, даже слезы особенно эмоциональных читателей. Всё это было, было…
Среди потока той литературы и я нашла свою единственную книгу, что стала для меня любимой, думаю, уже навсегда. «Лето господне» Ивана Шмелева. Я могу её перечитывать сколько угодно. Я погружаюсь в неё, как в мир, как в сон,  из которого не хочется возвращаться. «Радостное до слез бьется в моей душе и светит». Такая это удивительная книжка.
 Прошло много лет с тех пор, как я впервые открыла двери библиотеки не как читатель, а как библиотекарь. Та моя первая библиотека стала  «путеводной звездой» и открыла дверь в мир хороших книг и умных людей.  Теперь эта библиотека стала филиалом Центральной,  взявшей  под свое крыло все  профсоюзные библиотеки предприятий. В ней я сейчас и работаю  заместителем директора.  У нас 9 филиалов. Проблемы с комплектованием. Не хватает денег на книги, журналы. Читатели жалуются. Но всё не так плохо по сравнению с другими регионами. Новинками мы радуем читателей всегда.
 Изменилось время. Другая эпоха. А читателей у нас не меньше. И даже те, кто поначалу кричал, что библиотека не нужна, потому что есть интернет, замолчал. А как вам нравится такое читательское откровение: «Я утверждаю, читать – это общаться. Мы перестали видеть, слышать и понимать наших детей и вообще окружающих. Нам не хватает общения живого, яркого, душевного. Невозможно всю жизнь чатиться, душа становится виртуальной».
Конечно, читатели наши изменились. В читальном зале многие, как раньше, уже не сидят целыми днями. Да и зачем, когда можно снять копию, просмотрев горы взятой литературы. Кое-кто цифровым аппаратом пользуется. Скоро к нам, думаю, будут приходить со своими сканерами.
А что читают теперь наши читатели? Я каждый день забегаю на абонемент художественной литературы. Там редко бывает пусто. Приходят за классикой: одни уже начитались «чтива» и хотят вновь «припасть к роднику», другие изучают её в школе. Дома эти книги есть не у всех, а издают классику плохо. И дорого. Всё-таки читательские интересы неизменны. Берут ту же фантастику, впрочем, появились и фэнтези, хотя, на мой взгляд, одно от другого мало,  чем отличается. Те же любовные романы в огромных количествах.   Теперь появились еще и гламурные. Сегодня их предпочитают читательницы старшего поколения, видимо,  запоздало расширяют  свои познания. Почти ежедневно  спрашивают Виктора Пелевина и Людмилу Улицкую, Переса де Реверто и Харуки Мураками, Бернарда Вербера и Паоло Коэльо,  Дмитрия Липскерова и Татьяну Толстую, Василия Аксенова и модных ныне Евгения Гришковца, Оксану Робски и …еще много-много авторов. Михаила Веллера вопреки уверениям рекламы наши читатели с полок не воруют, может быть,  потому что на полку он редко попадает? Ходит от читателя к читателю. А на  «самую легкую писательницу» Дарью Донцову  читатели записываются в  очередь.
Примета времени: на журнальных стеллажах сиротливо застыли «толстые журналы», утратившие право первой публикации. Среди красивых глянцевых обложек журналов нового поколения они просто потерялись. Однако   и у них остались свои неизменные поклонники. Застоялась на полках поэзия. Потрепанные томики Е.Евтушенко, Б.Ахмадуллиной, А.Вознесенкого, Ю.Друниной напоминают об огромной популярности поэтов в 70-е годы.
Зачитанные ряды бестселлеров на самом видном месте. Пестрота названий, фамилий авторов. Но очевидно, что преобладают женщины. Их буйная фантазия победила мужское сдержанное перо. Читатели-мужчины, однако, их с удовольствием читают.
И какое же это счастье свободно читать любую книгу, свободно снять ее с полки и предложить читателю. Как быстро мы к этому привыкли, а когда-то об этом даже мечтать не могли и  прятали дома самиздат, который нам приносили читатели.
Недавно в журнале «День и ночь» (2006г., №3-4) мне попалась на глаза статья Бориса Хазанова «Смысл и оправдание литературы». В ней он цитирует  Марселя Пруста: «Величие подлинного искусства... состоит в том, чтобы вновь обрести, схватить и донести до нас ту реальность, от которой, хоть мы живём в ней, мы полностью отторгнуты, реальность, которая ускользает от нас тем вернее, чем гуще и непроницаемей её отгораживает усвоенное нами условное знание, подменяющее реальность, так   что,  в конце концов,  мы умираем, так и не познав правду… Настоящая жизнь, которую в определённом смысле переживают в любое мгновение все люди, в том числе и художник, жизнь, наконец-то открывшаяся и высветленная, – это литература». Если согласиться с Прустом, то, что же: всю свою жизнь мы зарываемся в книги, чтобы познать на книжных страничках ту реальность, что не способны постичь сами?
И  вот ещё о приметах времени. Часто звонят и просят привезти к нам книги из домашней библиотеки. Жалко выбрасывать. И везут целые библиотеки, освобождая квартиры умерших родителей, собиравших книги  всю жизнь. Помню, в десятом классе я, открыв рот, слушала нашу математичку, когда она вдруг посреди урока начинала говорить о книгах: «Перечитывала вчера «Детство Багрова-внука» и вот что меня поразило…». У нее была большая библиотека, о которой я могла только мечтать. И однажды она с горечью поведала нам, что отправила все книги подросшему внуку, а спустя месяц весь контейнер получила обратно. Тогда трудно было представить, как от такого подарка можно было отказаться. А сейчас мы к такому уже привыкли. Попадаются ценные экземпляры, их  мы берем в фонд, а  всё остальное выкладываем в холле на стол с надписью: «Читатель дарит читателю». День – два,  и всё разбирают: и Сталина, и Брежнева, и классику,  и фантастику.
Те, кто не ходит в библиотеку, говорят: «Сейчас легче купить любую книжку, чем найти её в библиотеке». А те,  что приходят к нам, говорят: «Всё не скупишь, никаких денег не хватит». Кстати, сегодня нам помогают  и те, кто берет книги только в  магазинах. В этом году объявили мы акцию: «Подари библиотеке бестселлер!». И получили массу «чтива». Всем польза: и тем,  кто избавился от прочитанного,  и тем, кто еще не читал.
Не перестаем удивляться книжному разнообразию. Появились книги на дисках mp3. Сел в машину, включил Пелевина в исполнении Маковецкого, едешь  и слушаешь. Наслаждение! Мы такие диски не покупаем, этот сервис нам не по карману.  А вдруг   их тоже скоро начнут дарить библиотеке?
Платный абонемент. Тоже  примета сегодняшнего времени.  Книг немного, свободно помещаются на одном стеллаже. Самые – самые последние суперновинки. Покупаем на деньги из фонда платных услуг, немедленно обрабатываем и - на выдачу. Пять  рублей в сутки, два  – для пенсионеров. Спал спрос – отдали в общий фонд. Удобно? В какой-то степени. «Код да Винчи» Дэна Брауна – дорог для домашней библиотеки, да и перечитать такую книгу вряд ли захочется. А тут - получил представление и дальше помчался по книжным просторам. Наши цены на сервисные услуги смешные: рубль, два, три, пять. Зарабатывать библиотекари так и не научились. А,  казалось бы, главным дефицитом при советской власти была информация. Многие именно на ней стали зарабатывать деньги. Мы же, владея информацией и путями её поиска, почти всё отдаем бесплатно. Менталитет не тот. Да и  законы не позволяют. А вообще-то время покажет, кто прав. Вот ведь в  некоторых цивилизованных странах даже копии делают бесплатно во имя высокой идеи сохранения бесценных книжных богатств.
И ещё. Усложнились читательские запросы. Выросло их количество. В библиотеке  спрашивают, по телефону звонят,  как это было всегда. И уже год, как работает наша виртуальная справочная служба. Отовсюду пишут, больше из Москвы, Питера, но и  железногорцы активизируются. Мы отвечаем всем профессионально, корректно. Благодарят не часто, но читать приятно: «Просто не перестаёшь удивляться, как вам удается находить такие хорошие материалы, когда сам часами роешься в Интернете, но таковых не находишь… Спасибо, что вы есть!» Так  это же наши умницы-библиографы, у них свои пути, свой навигационный опыт поиска в Интернете. Они и раньше  любые справки выполняли, бегая между стеллажами и наматывая километры по библиотеке. А теперь-то, не отходя от компьютера! О! Тут нас никакой житель  Интернета не победит.
Как  интересно работать сейчас!  Сколько всего нового! Книжный поток растет на глазах изумленных библиотекарей. И хотя издатели говорят, что библиотеки сегодня покупают всего 10 процентов от  ежегодных тиражей, утонуть есть где. Чтобы быть в курсе  новинок, приходится прилагать усилия! Вот поэтому  наш отдел комплектования стал выпускать для библиотекарей  «Книжные новости»: новые имена, новые книги. Нельзя отставать! А новые информационные технологии заставляют учиться, учиться. Тут у нас в лидерах отдел компьютерных изданий. Его библиотекари – самые продвинутые пользователи. Откроют какую-нибудь новую выставку типа «Бирюльки ХХ1 века: феномен гаджетов»,  и бежишь скорей познакомиться, что это за новости в электронном мире.
Давно ли мы мечтали о  сайте? И вот он уже начал работать. Пока  несовершенный, где-то наивный, ещё  нет  электронного каталога. Но   работа не останавливается. Недавно наши программисты выдали  свои предложения по штрихкодированию фонда. И  отдел компьютерных изданий  уже получил этикетки со штрихкодами. Здесь много планов, и как везде, они скрипя от отсутствия финансов, с трудом,  но в конце концов  реализуются.
Уже три года длится у нас капитальный ремонт, а мы практически не закрывались. Двери нашей библиотеки, и реальной и виртуальной, остаются  открытыми.
Жизнь слишком быстро меняется, а люди читают, читают… Спрашивают новинки,  берут книги по психологии, экономике,  сидят за компьютером, листают новые журналы. И романы, романы, романы…
Каждый ищет в книгах что-то свое, ему одному ведомое. И причины для чтения у всех разные. И пути к книге разные. Вот только место, где книга хранится на полке и ходит от читателя к читателю, остается неизменным. «Пиром, достойным богов» назвал хорошую библиотеку один известный англичанин. Мы же, библиотекари,   всю свою жизнь, общаемся ли с читателями, комплектуем ли фонды, создаем ли островки интеллектуального общения, боремся ли за источники финансирования, в конечном итоге создаем  хорошую библиотеку. Мы строим ее, как храм, долго и последовательно. Миссия наша достойна,  и это утешает.

2006 год


Рецензии