Новая жизнь. Часть 9. Глава 8

   События жизни Петровны переплетались с другими жизнями и судьбами сложным витиеватым узором. Очередное письмо зачитывал Марик:
-  Вспоминая чистые глаза твои, мой Ангел, я часто думаю, за что мне выпала такая честь - быть рядом с тобой? Видно, где-то там на Небе кто-то раздавал людям счастье в тот день, когда приняла ты моё предложение. А сейчас остаётся только одно: дожить до того дня, когда закончится весь этот ужас и молить Бога сохранить твою жизнь. Любящий тебя, муж Василий. - Марик замолчал. У него рука не поднималась сжечь это письмо.
   Агнешка вырвала у него из рук пожелтевший листок и засунула себе под рубашку, туда, где бьётся сердце, наполненное любовью.
-  Прости, Петровна, это письмо, если позволишь, я оставлю себе на память.
-  Если ты так хочешь, деточка моя, пусть будет так, - она смахнула набежавшую слезу.
-  А за что же лагеря? - внезапно для самого себя спросил я.
-  Разве тогда нужны были причины? Достаточно того, что Вася оставался человеком, не прогибался под власть, челом не бил, на соседей не клеветал. В колхоз вступать отказался, знал, что добра не будет. Хорошо ещё, боевые заслуги учли, чудом жив остался. И на меня поглядывали, но трогать не решились.
-  И долго он отсидел?
-  Да почти семь лет искупал "вину" перед Родиной. Сильно Бог любил меня, дети, вот, что я думаю, берег нас с Васей. Сколько людей с войны не вернулось, и на каждом шагу грозила смерть, а вот миновала нас чаша сия, возвратились с руками и ногами, живые, и потом все испытания выдержали. Как отпустили домой, так я его  быстро на ноги травками подняла, молитвами отмолила... и жили до конца мы - душа в душу. Пусть не было любви у нас особенно-пламенной, другая была - спокойная и чистая, в уважении и понимании друг друга, честная перед Богом и людьми.  Лучшего мужа и не придумать, - она замолчала, перебирая в памяти события тех дней. - От Бога в поддержку мне послан Вася, - продолжила она. - Детей не было, но кому помочь всегда находилось... - вздохнула с грустью. - Зато вот теперь, перед смертью, сразу вами троими наградил! Как родные вы мне, ребятушки! - Мария подошла к Агнешке и стала перебирать её огненные локоны руками, складывая в косу, потом поцеловала в затылок и обратилась к нам:
-  Берегите дочь мою, сыночки! В ответе вы за неё...
   Боль наполняла наши сердца до краёв. Почему любить так больно и так тяжело прощаться?! Каждое слово Петровны до сих пор звучит во мне этой светлой болью, отзываясь в памяти ярким воспоминанием. Она всё время ласкала Агнешку, словно торопясь дать то, чего жизнь лишила, давая нам бесценный урок чистой и непорочной любви к ближнему.
   Следующий конверт оказался в моих руках. Почерк был аккуратным, строчки ровные, писал человек, от которого шла удивительная энергия духовного равновесия.
-  Посему, дорогая Мария, я сделал выводы, основанные на том, что жизнь не кончается даже тогда, когда надежды больше нет.
-  Это брат мой Игорёша, он хирургом стал, здоровьем не шибко богатый был, войну ребёнком в детском доме пережил, недоедал вечно. А потом как-то быстро повзрослел, Царствие ему Небесное, скоро свидимся! Сбила его машина, уже лет двадцать прошло. А сколько он жизней спас, говорили, от Бога у него талант был, даже совсем безнадёжных поднимал. У нас вся семья одарённая. Сестра старшая Анжелика в монашки ушла, посвятила себя служению. Как ни старались отговорить, никого не послушала. Старший брат Артемий учёным стал, физикой всю жизнь занимался. Младшая сестрёнка не выжила, умерла от воспаления лёгких. И тройня, которую мама в конце жизни родила: Пётр - лётчиком был, Антон и Артемий (они ещё живые, слава Богу), один в Академии Искусств преподаёт, художник. Другой симфоническим оркестром управляет. У каждого судьба своя и характеры. Детей у братьев моих много было. А сколько внучатых племянников уже, так и не пересчитать! - Петровна засмеялась.
-  А кто здесь жить будет?
-  Так то Борис Петрович, его хата прошлой зимой сгорела, он недалеко в деревне Рощино живёт, полчаса отсюда, если на машине.  Выпивает сильно, он сейчас у бывшей жены ютится, а это им трудно обоим. Предлагала ко мне переехать, так говорит: "Не хочу тебе, Петровна, жизнь портить, лучше я своей бывшей кровушки попью."  А мне её жалко, добрая она женщина, терпит его столько лет... Вот почему я хочу, чтоб настойки вы все забрали, потравится ведь, ежели доберётся! Трава - она меры требует, а без меры в яд превращается! - Мария тяжело вздохнула. - Есть вещи, в которых никто не поможет, пока человек сам не одумается. Судьбу каждый сам себе выбирает.
   Было в её словах столько глубокого смысла, житейской мудрости и просвещённости душевной, что каждая минута драгоценной для нас осталась.

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/08/20/790


Рецензии
Невероятно трогательная глава, до слёз!

Надя Сорокина   10.12.2023 18:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Милая!
Я тоже плакала, когда писала...

Натали Бизанс   11.12.2023 16:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.