Нина Давыдовна

О МЕДВЕДЯХ, КЕДРЕ И МОТОЦИКЛЕ

В этой мастерской я был впервые. Небольшая избушка из бруса, низкий потолок, большие окна, посередине аккуратная кирпичная печь, над плитой что-то вроде полатей, на которых гордо восседает Бабушка - маленькая мохнатая чёрно-рыже-белая собачка с пронзительным голосом и любопытным взглядом. «Она у нас мерзлячка» - говорит, улыбаясь, хозяйка мастерской, Нина Давыдовна, которую я зову просто тётя Нина.

Она усаживается за «станок» - наклонную доску, один конец которой упирается в пол, а другой в край стола, берёт в одну руку кедровую заготовку, в другую резец. Несколькими сильными и точными движениями снимает стружку, показывая мне, как держать инструмент.

Потом усаживает за станок меня, вручает заготовку и говорит: «Сейчас ты вырежешь ложку». Тётя Нина терпеливо и с удовольствием проводила этот спонтанный мастер-класс и всё время приговаривала: «Вот хорошо, почти красиво». И я вырезал. В результате получилась не просто ложка, а ложка с медведем на ручке! В процессе мастер-класса мои пальцы вспоминали детство, когда перочинным ножём мы вырезали из сосновой коры, а иногда и из липы кораблики. Ложка оказалась вполне функциональной, а медведь узнаваемым. Но с работами Мастера пока сравниться не могла. 

Руки у неё по мужски сильные, в шрамах от резцов, движения выверенные, красивые, а глаза молодые и яркие. Весёлая, общительная, видно, что радуется приходу гостя. И, угадав мои мысли, подтверждает: «Это у меня от бабушки, Агафьи Семёновны. Она очень любила гостей, дом всегда открыт был. Могла с улицы и незнакомого пригласить - накормит, чаем напоит, побеседует». Накормила и чаем меня напоила тётя Нина до того, как вести в мастерскую. Мы провели у неё на кухне несколько часов за увлекательной и очень тёплой беседой.

Нине Давыдовне есть, что рассказать. Она здесь, в нескольких километрах от озера родилась, здесь росла и училась, здесь встретила Виктора, с которым уже 35 лет вместе, здесь родила двоих сыновей. Здесь, на озере, она живёт и работает. И называет эту территорию «страна».

Предки тёти Нины пришли в эти места ещё до революции, «с Россеи», как говорила бабушка. Дед Агафьи Семёновны бежал вместе с семьёй из Коми-Пермяцкой области «на вольные хлеба в Сибирь», взбунтовавшись против помещика. Вторая линия, материнская - с Тобола. Дед по линии матери, Дмитрий Елисеевич Устинёв, работал мастером в артели на золотом прииске в Колычаке. Умный, образованный, работящий. В 37 арестовали, посчитали кулаком - корова, ружьё да швейная машинка - вот и все ценности. В том же году и расстреляли. Уже в 90-е Нина Давыдовна нашла документы в архивах. Как и сотни тысяч репрессированных, реабилитирован посмертно.

Там же в Колычаке жила и семья отца. Родители тёти Нины работали вместе на золотом прииске, там познакомились и поженились. Потом перебрались в Чурю, ближе к озеру, где тоже был прииск. Там родилась маленькая Нина, а в 1951 семья уже прочно обосновалась на Телецком, в Артыбаше.

Палаточка, в которой мастерица сегодня торгует своими работами, расположена на том самом месте, где жила их семья. А напротив отец строил новый дом, на самом берегу озера.  Тётя Нина с теплотой рассказывает про свою первую школу, в которой было четыре класса и про то, как помогали учительнице разносить утром керосиновые лампы. «Всё в школе делали своими руками» - может быть оттуда любовь и мастерство резать из кедра?

Руками тётя Нина работать умеет и любит, и речь не только о привычных, «женских» занятиях. Она гордится своей мастерской, которую сама вместе с мужем Виктором и построила. Резать из кедра начала не так давно, году в 2000, поначалу на кухне приспосабливалась. И мечтала о мастерской.

Как-то были в гостях у знакомых, те стройматериал купили, а строить не торопятся, в общем, уступили материал и получилась мастерская. Хоть Виктор и посопротивлялся поначалу - лишние хлопоты, лишние заботы... Но хозяйка «упёрлась». Теперь работают вместе, Виктор Борисович тоже мастер на все руки. И специальностей много, токарь - одна из них. Они с Ниной и познакомились через профессию - в 1971 пришла работать на лесокомбинат, определили в ученики к токарю. Так и встретились, с тех пор вместе.

Виктор Борисович родом с Урала, из Челябинска, в 1962 вместе с братом собрались и поехали на Алтай, «за романтикой». Жили в долине Чулышмана, в Балыкче, потом и родители к ним приехали. Отец клал печи из плитняка, алтайцы говорили про него: «Борис тяраш - хороший». До сих пор помнят.

Тётя Нина хвастается своим инструментом, только резцов разных более двух десятков. Как настоящие мастера, инструмент делают сами. Тут же достаёт с полки наборы фрез, свёрел, незнакомых мне приспособлений и говорит, улыбаясь: - «Вот вижу в магазине и не могу пройти мимо. Мне оно надо?!...» Такой «шопинг». Если использовать молодёжный жаргон, «прикалывается» тётя Нина по инструменту, а если всерьёз, то любит его, бережёт, ухаживает. Всё в мастерской на своих местах, резцы аккуратно разложены на верстаке, работать удобно и комфортно. «Я люблю по ночам работать, тихая музыка что бы была. В это время много мыслей, образов, идей приходит в голову. А Виктор - он с утра пораньше предпочитает и музыку погромче».

Сначала свои изделия сами не продавали, хотя Нина Давыдовна профессиональный продавец, много лет отработала в торговле. Но своими продуктами торговать казалось как-то «неудобно». Сдавали оптом посредникам. Собственная торговля началась с ... бракованного медведя. Зашли к ним в дом туристы несколько лет назад - про резчицу наслышаны уже были. «У меня в комнате на столике медведь бракованный стоял, выбросить жалко, а продавать неудобно, какой-то он весь получился нескладный. Так и стоял. Мужчина его как увидел, так чуть не взмолился - продайте. Я говорю, что это некондиция, а он упёрся, продайте и всё тут. Видно чем-то этот «некондиционный» медведь его зацепил». С тех пор началась собственная торговля.

Я с тётей Ниной летом 2005 познакомился. Идём с друзьями по Артыбашу, видим, ларёчек маленький, лавочка, вокруг народ толпится, а за ларёчком мотоцикл «Урал» с коляской - видно, хозяина. Подходим и видим в ларёчке хозяйку - Нину Давыдовну. Приветливая, радостная какая-то вся, открытая. Показала и товар лицом, и инструмент и на комусе сыграла. А мотоцикл, спрашиваем, ваш - да, говорит, это мой транспорт. Согласитесь, не каждый день увидишь взрослую солидную женщину за рулём тяжёлого мотоцикла.

А историю своих отношений с этой техникой тётя Нина мне недавно рассказала. С юности она за рулём. «У меня на мотоцикле душа раскрывается и поёт» - говорит она и вся начинает светится - «Первый был Иж-Планета Спорт, гоняла на нём без люльки ещё девчонкой». Это был мотоцикл её друга Юры, который и стал учителем - «мастер был, как будто в седле родился». Однажды, удирая от ГАИ, проехал по строящемуся через Бию мосту по узкому деревянному брусу около 200 метров!

«Говорил мне - газу до отказу и на «колокольню»» - смеётся тётя Нина. «Колокольней» называли крутой длинный подъём грунтовой тогда ещё дороги, идущей по берегу Бии. Потом был Иж с коляской, ну а потом уже появилась тяжёлая техника - «Урал». Правда, в последнее время подумывает Нина Давыдовна об автомобиле, он всё же и всепогодный и всесезонный. А мотоцикл обязательно будет, для души.
 
Тётя Нина поит меня чаем и показывает старые чёрно-белые семейные фотографии. Вот вся семья в сборе, трое сестёр и брат, мама ещё жива. Она умерла в 40 лет, и Нина воспитывалась бабушкой, Агафьей Семёновной. «У нас такая связь была внутренняя сильная, чувствовали друг друга  на расстоянии». После школы поехала Нина в Барнаул, думала там жить, но родные места звали обратно. «Приснился мне как-то сон, что зуб выдернули. Я бросила в Барнауле всё и скорее в Артыбаш, к бабушке». А через день Агафья Семёновна умерла. С тех пор больше надолго и не уезжала Нина с Талецкого. В 1974 уже вместе с Виктором поехали во Владимирскую область, на реку Нерль, но больше шести месяцев не выдержали, вернулись.

Вот фотография отца, Давыда Ильича - очень красивое лицо, «охотничье», как для себя его назвал, за спиной ружьё, в каждой руке по связке собольих шкур, так, что самого и не видно, будто в шубе собольей стоит. «Охотник был и рыбак удачливый, мало, кто сравниться с ним мог. Однажды тайменя поймал, мы его вдвоём на палке несли, хвост по земле волочился». И мастер был на все руки, и строитель, и сапожник. И с властью, чиновниками спорил, если правоту свою знал. В шестидесятые стали запрещать приусадебные хозяйства. Давыд Ильич написал письмо Хрущёву, с нарочным отправил, не по почте. Помогло письмо, решили вопрос.

А вот сыновья, Борис и Александр. «Я с ними не тютюкалась, очень доверительные отношения всегда были. Теперь говорят, что я  у них «продвинутая мама»» - смеётся тётя Нина. И рассказывает, как уже после школы у Бориса, старшего, друзья раз спрашивают: «Ты с какой это девчонкой вчера бегал?» - «Это моя мама!» Кажется, так и не поверили друзья. «Мне ещё и тридцати нет, так себя чувствую», а внуку уже тринадцать!

Ещё сыновья говорят: «Нас бережёт твоё благословение», есть у матери молитва специальная, в детстве она Бориса и впрямь спасла. Сильно заболел, ничто не помогало, бабка этой молитвой малыша отчитывала, уснул после и на поправку пошёл. А когда Александр, младший, в армии служил, его тоже спасать пришлось - отслужил несколько месяцев и «потерялся» - ни писем, ни сведений из части.  Так Нина Давыдовна его через Генеральный Штаб нашла! Офицеры всё потом удивлялись и спрашивали - «Кем у тебя мать работает?»

Вот такая семья. Я рассматриваю фотографии, а тётя Нина рассказывает мне о «стране Телецкого озера», о своих мечтах, тревогах и надеждах. «Здесь, на Алтае у каждого места своя красота. У Манжерока на Катуни своя, у Чулышмана - своя, у Телецкого озера - своя. Очень хочу, что бы внуки и правнуки наши её увидели, что бы страна эта удивительная сохранилась и защищенной была».

Совсем недавно ещё варварски вырубали кедровую тайгу, а как комиссия какая, так «лес вырубленный штабелями в траншеи закапывали». Сегодня вырубка сократилась, но продолжается весьма интенсивно и лесовозы с кедром ежедневно уходят из Артыбаша. «Страшно, когда приходят временщики и начинают «одноразово» жить на этой земле».

Нина Давыдовна мечтает о большом доме на берегу озера, где она могла бы круглый год принимать гостей, об оздоровительном центре с использованием воды местных целебных источников - аржанов, о сувенирной лавке со своими работами, «особенной, не как у всех». Она хочет видеть эту страну процветающей, защищённой, дарящей свою красоту и свои богатства людям. «Такая красота должна принадлежать всем, ей нельзя, бессмысленно владеть в одиночку.
Только её нельзя будет защитить и сохранить, если не будет у «страны Телецкого озера» хозяина».

январь 2007, Артыбаш, Телецкое озеро


Рецензии