ХР Вариативность и информационное ядро мифа

ХР. 2.7.24. Эпоха мифических цивилизаций. Вариативность и информационное ядро мифа.
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 24. Вариативность и информационное ядро мифа.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
52 000 до н.э.


Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Вариативность и информационное ядро мифа. 52 000 до н.э.


При создании и пересказе мифов могут использоваться различные варианты тропов и мифологем, но информационное ядро или структура-образ феноменов мифа (то есть тема мифа) сохраняется.

В любом случае мифы предназначены для обобщённого выражения феноменов окружающей среды и мира. При этом решается основная задача любого мифа – вызов соответствующей инстинктивной, эмоциональной, практической или сознательной реакции-ответа человека-слушателя.

В мифологическом мышлении первобытного человека данного времени все ассоциативные связи примерно одинаковые. Связь по смежности, связь части и целого, связь названия и феномена, связь по сходству – все эти связи являются метонимическими, как естественные и равноценные причинно-следственные связи.

Так одно звукосочетание в языке общения, произнесённое в различных условиях, событиях и ситуациях с различными оттенками речи может образовывать целый семантический ряд тропов.

Например, в известном кинофильме «Кин-дза-дза» Г.Н.Данелия (1986) так использовалось слово «ку». Оно означало: приветствие, согласие, возражение, недоумение, приказ и т.д. Однако это не полисемия (многозначность слова), а ассоциативное сравнение и синтез.

Одно и то же слово, соединённое с какой-либо структурой-образом или феноменом, приобретает знаково-символьное значение, обобщающее, раскрывающее их причинно-следственные ассоциативные связи.

Например, соединение, уподобление или отождествление слов и структур-образов «солнце, глаз и вода» может передавать понятие «искрящееся, блестящее».

Таким образом, при возникновении различных языков одной языковой семьи путём семантических переходов возникают много звуковых вариантов одного и того же слова-понятия, форм речи, а также вариантов какого-либо мифа с ассоциативно общим информационным ядром (темой).

Так же возникают художественные ассоциативные структуры-образы (художественные произведения), сновидения, видения и ясновидение.

Выживаемость любого живого существа, в том числе человека, как вида, зависит от способности (умения) реагировать на феномены окружающей действительности и мира обитания. Для человека реагировать – значит осмысливать и осознавать (обладать совместным знанием).

Осмысливать и осознавать – значит выявить реальную, динамическую, органическую или системную взаимосвязь между феноменами (явлениями, событиями, фактами). При этом в осмыслении или осознании ведущую роль играет инстинктивное восприятие, глубинная и оперативная память, выраженная в архетипах, образах-структурах, в мифологическом и мифопоэтическом мышлении.

Прежде всякого осмысления или осознания возникает рефлекторные ощущения, чувства и эмоции: первичные – комфортно-дискомфортно, хорошо-плохо, вторичные и последующие – страх, удовлетворение, покой, гнев, радость, печаль, спокойствие, возбуждение и т.д.

Практически любая реакция (рефлекторно-физическая или осознанно-мыслительная) имеет эмоциональную основу, энергетику и выражение.

Таким образом, в результате накопления жизненного опыта реакций на окружающий мир и действительность, человек, как и любое живое существо, приобретает способность делать выводы для себя и своего близкого окружения – обобщать, распределять, обрабатывать пережитые или изученные феномены, отражать и выражать их в своих реакциях (действиях, поступках, поведении), в том числе в виде звуков-сигналов, в речи и языке.

Однако только человеку дана возможность речевого и языкового оформления мысли, образа-структуры, архетипа действия. При этом речь и язык состоит не только из одних звукосочетаний – слов-названий, но имеет определённую грамматическую структуру речи и языка – связки слов, составляющих осмысленную структурно образованную речь-мышление.

При этом речь-язык всегда выражает и отражает осмысление и осознание данного времени или данного уровня развития интеллекта человека (прогресса или регресса этого развития). Например, структура речи и язык выражений разных веков в истории человечества – Античности, Средневековья, Возрождения, Золотого века русской литературы XIX века, современного языка и речи компьютеризированного века и т.д.

Структура архаичного, древнего или праязыка отражает архаичность мышления и интеллекта первобытного человека. В речи и языке архаического человека могут быть выражены и отражены феномены, которые либо неизвестны современному человеку, либо представляющиеся нам неважными, несущественными, ложными, нереальными, мифическими.

Например, феномен времени, как продолжительности или длительности событий, суток, лет, истории, жизни, настоящего, прошлого и будущего, вероятно, был знаком первобытным людям изначально, но осмыслен и осознан ими много позже данного времени – в соответствующих мифах с категориями времени.

Без необходимости обобщать наблюдаемые и переживаемые феномены нельзя создать даже самого простого связного предложения из простых слов-понятий.

Этому мешает: нехватка языковых средств для выражения общих понятий; недостаточность образов-структур-критериев для различения (распределения, упорядочивания) разной степени важности связей между феноменами, а также ограниченность жизненного опыта (практики общения), который путём практического применения или испытания проверял бы эти связи между феноменами, устанавливал бы структуру их важности (значимости).

Таким образом, в каждом слове-звукосочетании, в каждой фонеме, возможно, даже в каждой букве-звуке любого древнего или современного языка заложена некая история развития их формы и содержания, история возникновения и развития речи и языка, а значит история мифологического мышления, осмысления и осознания.

Носителями этой истории мышления, осмысления и осознания являются, прежде всего, мифы, а содержанием этой истории – вариативность и информационное ядро мифов.

Вероятно, многие будут обоснованно утверждать, что реконструировать сейчас мышление, осмысление и осознание первобытного человека, его речь и язык невозможно, так как время ушло и «назад в прошлое дороги нет». Однако это не так.

За многие сотни миллионов лет биологической эволюции человек с рождения получает необходимые инстинктивные навыки и опыт, организацию жизнедеятельности организма, в том числе способность к речи или звукопроизводству.

Однако овладевать речью и языком (а значит, осмыслением и осознанием) современный человек вынужден точно так же, как самый первый разумный человекообразный гоминид-архантроп, питекантроп, неандерталец, кроманьонец или любой другой первобытный человек.

Практически любой современный ребёнок вынужден проходить в раннем детстве все этапы открытия и обучения речевым и языковым средствам обобщения сведений об окружающем мире, которые проходили первобытные люди на самых ранних этапах развития человечества.

Делается это путём передачи «из уст в уста» информации – звуков-сигналов, слов-понятий, звукового воспроизведения феноменов, звуковых образов-структур, примеров-архетипов – историй, рассказов, сказаний, легенд, сказок, былин, мифов.

Язык и структура мифов, несомненно, отражает и выражает форму и содержание мышления, осмысления и осознания создателей и пересказчиков этих мифов, уровень их интеллекта. Вот почему, исследуя вариативность и информационное ядро мифов, очень важно отличать и отделять первичное и вторичное (последующее, более современное) осмысление и осознание, первичную и вторичную речь и языки.

Речь и язык в изначальной целостности есть сигнально-знаковая система общения людей. При этом элементами этой системы (звуками-звукосочетаниями, словами-понятиями) должно выражаться и отражаться вся совокупность феноменов окружающей действительности и мира, в том числе внутреннего мира ощущений, эмоций, чувств, мыслей, образов-структур и поведения человека.

Поэтому изначально речь-язык, мышление, осмысление и осознание первых человекообразных гоминид, как и современных младенцев (до 1 года), были, прежде всего, знаково-сигнальными. Эти звуки-сигналы выражали ощущения и чувства: страх, боль, радость, удовлетворение, довольство, сытость, голод, недовольство, гнев, потребности и т.д.

Речь-язык, мышление, осмысление и осознание самых ранних представителей первобытного человечества (архантропов, питекантропов) также выражались разнообразными звуками-фонемами, среди которых, несомненно, были первые осмысленные слова – клики, окрики, сигналы, команды, клички и т.д. Именно такие звуки-звукосочетания, фонемы-слова «понимают» или лучше всего воспринимают или осознают на инстинктивном уровне современные дети возраста раннего детства (от одного года до трёх лет).

По закону подобия («всё подобно всему») речь-язык, мышление, осмысление и осознание последующих периодов детства человека (от трёх до пяти лет), затем отрочества (пять-семь лет), юности (семь-шестнадцать лет), молодости (шестнадцать-двадцать пять лет), зрелости (двадцать пять – пятьдесят лет) и т.д. соответствует речи-языку, уровню мышления, осмысления и осознания соответствующих периодов развития или возрастов человеческой цивилизации.

Поэтому, глубокое и всестороннее исследование психологии современного человека, механизма его мышления, осмысления и осознания, развития речи и языка, особенно в ранних периодах его возрастного развития и взросления, вероятно, является видом и формой «психологической и лингвистической археологии», способом реконструкции первобытной речи-языка, первобытного осмысления, мышления и осознания.

Несомненно, так же как поведение, осмысление и осознание ребёнка, речь-язык-мышление первобытного человека были, вероятнее всего, максимально конкретными, предметными, звукоподражательными относительно феноменам окружающей действительности и мира.

В первых мифах и первом языке общения первобытных людей было мало речевых и языковых средств
средств для выражения общих абстрактных или непредметных феноменов или понятий. Поэтому первобытный человек, как и современный ребёнок, вынужден был передавать общее через конкретное.

Мышление, осмысление и осознание первобытного человека вынужденно конкретно, обусловлено реальными причинно-следственными связями, инстинктивно и стремится путём почти неосознанного чувственного синтеза выявить общее из отдельного, абстрактное из конкретного.

Практически первобытный человек не может осознавать то, что он не может выразить имеющимися средствами выражения в своей речи, языке или в поведении. Вот почему маленькие дети замолкают и не могут выразить словами свои чувства и ощущения, не могут ответить на вопросы; «Зачем ты это сделал? С какой целью ты так поступил?». Для них общие слова-понятия «зачем», «цель», «последствия» и т.д. ещё неизвестны.

Магическая сила мифов (сказаний, легенд, сказок, былин, художественных произведений, стихов, песен, музыки и т.д.) в том, что они позволяют осмысливать и осознавать феномены окружающей действительности и мира в ходе интуитивного анализа и чувственного познания. При этом реакции человека осуществляются в образах-структурах, в памяти и в воображении, прежде всего, во внутренней речи-мышлении.

Вот почему мифы даже у современного человека вызывают, прежде всего, эмоции и чувства, порождают многочисленные варианты древних мифов, упорно вызывают чувство доверия и веры в истинность сакральных знаний древних людей или исчезнувших цивилизаций.

Вот почему мифологическое и мифопоэтическое мышление есть форма неслышного или беззвучного лингвистического поведения, внутренней речи-языка.

Вот почему ребёнок в возрасте четырех с половиной лет удивляет взрослых тем, что вдруг или внезапно без каких-либо видимых причин, сам по себе, без специального обучения или тренинга начинает произносить осмысленно, к месту, в логической связи с феноменами окружающей действительности и мира сложносоставные слова-понятия, применять и использовать для самовыражения сложные структуры-образы, говорить и вести себя «по-взрослому».

При этом ребёнок, как правило, не может объяснить или растолковать, зачем и почему он применил вырвавшееся «взрослое» слово.

Вероятно, такое же неизбежное и закономерное поведение, речь и общение демонстрировали первобытные люди разных возрастов во все периоды истории развития человечества.

Во все времена существовали младенческий, детский, отроческий, юношеский, молодёжный, взрослый и старческие речь-язык, поведение, манера и стиль общения, формы и способы возрастного мышления, осмысления и осознания.

Без сомнения в данное время и в прошлые времена на Земле существовали свои первобытные гении, гениальные мыслители, провидцы, пророки, ведуны-учёные, руководители-вожди, гении-герои и гении-злодеи.

Имеющиеся в нашей реальной действительности археологические следы, артефакты и мифы, даже в их многократной вариативности, показывают, что у первобытных людей данного и последующего времени Каменного века не было средств выразить интуитивное осмысление и осознание иначе как с помощью сигнально-символьного знака для конкретного феномена, то есть с помощью мифологического тропа – метонимии, метафоры, омофонии или иного иносказания.

Например, чтобы выразить феномен-действие «открыть» первобытные люди, так же, как современные дети, создавали связку из структур-образов – «закрытое отверстие» и «толчок». Теперь любой опыт любого открывания или открытия чего-либо (в том числе научного открытия) будет связываться с этими образами-структурами.

Всё познаётся в сравнении и лучший учитель – это действие, проба, испытание. Вот почему лучше всего запоминается любая информация в процессе эмоциональной игры, театрализованного действия-тренинга, фантазийного представления, зрительного или слухового восприятия.

Так в будущем шумеры в III тысячелетии до н. э. чтобы сказать «открыть» будут говорить «дверь толкнуть». Эти слова, ставшие уже общим абстрактным понятием «открыть», они будут говорить применительно ко всему, даже если речь идёт «об открытии торгового пути от моря до моря».

Слово-понятие «ласково» шумеры будут говорить «женски говорить». Слово-понятие «убить» они будут выражать словами «голову палкой ударить». При этом речь может идти о любом способе убийства. Понятие «сверху» шумеры будут выражать словом «темя», понятие «спереди» – «глаз» (оно же «лицо»).

Точно также, комбинируя конкретные слова-названия, будут создавать слова-понятия древние египтяне. Например, слово-понятие «освобождение» они будут выражать словосочетанием «к матери возвращение», а слово-понятие «имущество» – «вещь руки», «приданое» – «вещь, женщине приставленная».

Слова-понятия «царственность, царская власть» будут выражаться древними египтянами как «судьба большого человека (хозяина)». При этом обобщённое и абстрактное слово-понятие «судьба» будет обозначаться древними египтянами иероглифом птицы, что свидетельствует о наличии конкретного мифологического тропа и структуры-образа вольной птицы.

То же относится к общему абстрактному слову-понятию «вещь». Шумеры будут обозначать это слово-понятие как «миска» и рисовать образ-структуру миски, как хранилища чего-то. Известно, что в IV-III тысячелетиях до н. э. практически все домашние вещи и предметы будут храниться в разнообразной глиняной посуде, среди которой наиболее простой и распространённой будет обыкновенная глиняная тарелка-миска.

Однако корень слова-понятия «вещь» будет использован шумерами в других словах – глагол «класть» и существительное «хлеб, чурек».

Точно также будут создаваться слова-понятия и в других архаичных или древних языках, например, в аккадском, древнееврейском, арабском и индоевропейском (древнеславянском).

Например, в древнееврейском языке слово-понятие «вещь» обозначается словом «дабар» (сравните с русским словом «добро»). Однако это древнееврейское слово буквально обозначает понятие «речь» (сравните с русским словосочетанием – «тары бары растабары»).

Какая же связь между словом-понятием материальной вещи-добра и словом-понятием речь-говорить-тарабарить? Связь прямая и она выражается в русском слове-понятии «вещать» - говорить, повествовать, колдовать, «вешать на уши» и т.д.

Таким образом, абстрактное общее понятие «вещь» может выражаться в языках в иносказаниях или тропах, словах-понятиях: «вещь-имущество, дело (бизнес)», «положенная куда-то вещь (например, в пищу)», «вещь-явление», «нечто видимое или увиденное, значительное», «сказанная вещь (названная вещь)», «вещь-причина» и т.д.

Любое слово-понятие, которого изначально нет в языке, может быть выражено только в виде тропа или иносказания с использованием имеющихся слов-понятий или сконструированное из имеющихся слов-звукосочетаний.

Так, современное абстрактное понятие «создавать, творить» выражается тропами: «зачинать (от семени)», «рожать; рождаться», «прорывать, проделывать отверстие»; «говорить, называть»; «назначать порядок (словом)»; «выделять долю»; «замешивать глину, лепить из глины, формовать»; «строить», «делать».

Поэтому всякий миф о сотворении чего-либо обязательно принимает форму тропа (метонимии, метафоры). При этом применённый в мифе троп может быть различным, но равноценным с первичным понятием творения и входить в определенное семантическое поле других аналогичных слов-понятий.

Вот почему любой феномен, явление или событие в прошлом и в настоящем человечества объяснялось, выражалось и передавалось (возможно и будет передаваться) только в форме мифов, то есть выражений общего через и посредством конкретного (частного), через тропы семантического поля (ряда или пучка). При этом миф в процессе эволюции варьируется в пределах этого семантического поля тропов-слов-понятий.

Какими бы ни были разнообразными люди по расе, происхождению, полу, возрасту, воспитанию, образованию, языку и т.д., всё равно в них есть общее, изначально данное, исходящее из одного генетического и биологического корня.

Все люди одинаково нуждаются в пище, в воздухе, в воде, в тепле, в безопасности и в уюте. Все жаждут мира и спокойствия, достатка и здоровья. Все верят и надеются на силу и помощь дорогих и близких, в том числе на своих духов-предков, божества и богов.

Поэтому мифы, порождённые разными людьми, племенами и народами, также разнообразны, как они сами, но одновременно архетипичны.

Вариативность мифов может быть порождена потребностью в разнообразии восприятия, в подогревании интереса к мифам, в развлекательности, в усилении предостережения или воздействия мифов. Кроме этого вариативность мифов требуется для совершенствования практической, культурной или ритуальной деятельности.

В любом случае вариативность мифов – это попытка человечества новыми тропами (иносказаниями) осмыслить феномены окружающей действительности и мира (внешнего и внутреннего мира человека) при сохранении традиционного архетипа или мифологемы – информационного ядра мифов.

Вариативность мифов породит в будущем две формы познания феноменов внешнего и внутреннего мира – научное и художественное, конкретное и абстрактное.  Архетипы информационного ядра или мифологемы мифов породят всю современную философию, картину мировоззрения, Ноосферу человечества.

В данное время мифология – единственная форма познания и сотворения первобытным человеком окружающей действительности и мира.

При этом единственной формой творения (сотворения) окружающей действительности и мира, в которой живёт и действует человек данного времени, является мифологема «называния».

Делается это путём придания любому объекту, субъекту, вещи, предмету или феномену своего конкретного слова-имени, слова-названия, слова-понятия, слова-обозначения, слова-действия, а также путём создания комбинации слов-понятий или выражений в виде мифологических тропов-иносказаний.

Окружающую действительность и мир никто не создавал. Миру просто дали названия-наименования.

Мир был сотворён людьми, научившимися говорить и создавшими в ходе эволюции язык общения, слова-наименования, слова-понятия и слова-действия.

Мир был сотворён в процессе мышления, осмысления, осознания и общения людей друг с другом.

Вот почему «вначале было Слово, и Слово было – Бог».


Рецензии