Крещатик. Дом Славянского. Очерк

«ДОМ СЛАВЯНСКОГО»

Летом 1891 года, на  Крещатике 1, на территории бывшей усадьбы Зайцева, примерно там, где находится  гостиница «Днепр»,известный певец, хоровой дирижер и пропагандист песенного творчества славянских народов Дмитрий Александрович Агренев-Славянский приступил к строительству Центра славянской культуры. По его задумке, в этом Центре должны были быть объединены: славяно-русская библиотека, музыкальный и литературный фольклорный архивы, первая русско-славянская консерватория и огромный, едва ли не крупнейший, на то время в Европе, концертный зал на 5000 мест.

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ АГРЕНЕВ-СЛАВЯНСКИЙ(1834-1908)
 
Дмитрий Александрович Агренев родился в 1834 году, в Москве, в обедневшей дворянской семье. Детство Дмитрия прошло в имении родителей – сельце Дунаеве Смоленской губернии (теперь Тверская область), где он впервые услышал народные песни и навсегда полюбил их.
Начальное музыкальное образование Дмитрий Александрович получил в семье. Обладая красивым тенором, он привлекал внимание к своему пению ещё в гимназии, но серьёзно начал заниматься музыкой в 1850-х годы у хормейстера Императорских Московских театров Славика и в Петербурге у педагога-вокалиста Риччи, а затем продолжил стажироваться в Милане, Флоренции (у П. Романи) и в Париже.
В 1862 году Дмитрий Агренев начал выступать на оперных сценах Италии и Франции. В  том же году состоялся его дебют в России, в концерте Петербургского отделения Русского музыкального общества.
В 1867 году, во время гастролей в Праге, Агренев организовал мужской октет, исполнявший песни славянских народов, а ещё через год,  им была создана «Славянская капелла», главной задачей которой стала популяризация русской  народной песни и творчества других славянских народов. Тогда же появился и его творческий псевдоним Славянский
Слушателей, как столичных аристократических салонов, так и маленьких провинциальных городков, привлекала высокая техника исполнения и глубокое проникновение в содержание произведений, душевность, теплота, выразительность и необычайный репертуар «Славянской капеллы». Именно в исполнении хора со сцены впервые прозвучали популярные и сегодня песни: «Вдоль по Питерской», «Калинка», «Как у наших у ворот» и многие другие.

Попутно замечу, что , считающаяся многими народной, всемирно известная песня «Калинка», написана знатоком и собирателем народных песен , композитором, музыкантом и педагогом Иваном Петровичем Ларионовым(1830-1889).

Помимо народных песен, капелла исполняла, как в концертах, так и во время богослужений, произведения духовной музыки.

Начиная с 1869 года, хор  неоднократно выступал за границей. Только за время тура по Америке, хором было дано 175 концертов. С одинаково шумным успехом всречали капеллу и в странах Балканского полуострова, и в Англии, и во Франции, и в Германии. Популярность песни «Эй, ухнем» во Франции была так велика, что самая влиятельная газета «Фигаро» опубликовала ее ноты.
«В Испании,- вспоминал позднее сам Д.А. Агренёв-Славянский,-темпераментных испанцев поразило наше исполнение, и сами песни. «Эй, ухнем», «Ходила младешенька», «Чернобровый», «Вниз по матушке», «Калинка» тронули до того, что вошли в моду не только в высшем обществе, но и распевались в Мадриде на улицах».
В столице Англии хор выступал в Виндзорском замке перед королевой и членами ее семьи. По желанию королевы, хор повторил некоторые песни и исполнил «Херувимскую №7» Дмитрия Степановича Бортнянского, которую королева выслушала стоя.
      Давал также хор концерты в Египте, Алжире и странах Азии.

       Конечно же, всеми своими успехами хор был во многом обязан бессменному руководителю и солисту, его профессионализму, энергии, бескорыстной любви к песне, личному обаянию и красивому голосу Дмитрия Александровича.

      В январе 1887 года, Дмитрий Александрович привез свой хор на гастроли в Киев. Прием был хору был устроен грандиозный. Концертные  выступления хора были превращены в красочные театрализованные представления. Кроме русских народных песен, прозвучало много украинских народных песен и произведения композиторов Николая  Березовского, Дмитрия Степановича Бортнянского,а также педагога и хормейстера киевской оперы Леонида Дмитриевича Малашкина.

          Именно в Киеве, в 1891 году, Дмитрий Александрович приступил у осуществлению своей давнишнй идеи - создания Центра «Славянский двор».  За создание здания в «русском стиле», как мечтал Д.А. Агренёв-Славянский, взялся киевский  архитектор Николай Казанский.

АРХИТЕКТОР НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ КАЗАНСКИЙ(1858-1914)

Николай Николаевич Казанский родился 3(15) ноября 1858 года, в старинном русском городе Угличе. Уже в юношеские годы Николай выбрал для себя профессию архитектора, подав в 1875 года заявление о вступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании курса наук, он подготовил дипломный проект «несгораемого театра», за который в 1883 году получил серебряную медаль училища.
Затем Казанский поступил в Петербуржскую Императорскую Академию художеств. Здесь он также занимался успешно, а его дипломный проект «сельской церкви с домом для причта и школой» принес ему в 1889 году большую серебряную медаль Академии и звание «классного художника III-й степени».

Дальнейшая судьба архитектора Николая Николаевича Казанского была связана с Киевом, где по его проектам были построены доходные дома на Андреевском спуске, 2А и 2Б, на Большой Житомирской, 13  и 15/1, особняк по ул. Герцена, 14 и многие другие.

Крупнейшей работой зодчего стал, так называемый, «дом Славянского». Николай Николаевич Казанский составил проект огромного  (длина его фасада по Крещатику равнялась 54 метрам и по Александровской улице — 44 метрам) сооружения в формах старорусского зодчества XVI–XVII столетий, которое скорее напоминало сказочный терем с остроконечными куполами и пышными башнями, покрашенными в крупную клетку на манер шахматной доски.  Это стилевое направление тогда только входило в моду, но необходимо отметить, что Казанский был хорошо знаком с его оригинальными образцами – и по Угличу, и по Москве.
        Киевские  газеты писали,  что архитектор Николай Казанский, взявшись за проект здания, «учел в нем все новейшие технические усовершенствования. Здесь будут подъемные машины, весь дом будет освещаться электричеством, во всех квартирах усовершенствованная вентиляция. Большой, на 5000 мест , зал в три света будет иметь опускающуюся сцену, ложи-бенуар, бельэтаж и галерею. Здесь будут не только концерты, но и спектакли из народных и обстановочных пьес».
       Договорено было и с художником Николаем Павловичем Сорохтиным, проживавшим в Крыму, что тот возьмется за оформление сцены, изготовление занавеса и другими художественными работами.

Однако, осуществть план обосноваться в Киеве и подарить городу, где выступал десятки раз, великолепный концертный зал и певческую школу, Дмитрию Александровичу не удалось. Едва успели возвести наружные стены «Славянского двора», у Агренева начались серьезные материальные проблемы и строительство пришлось остановить, а дом за долги был выставлен на публичную продажу.

       В ноябре 1897 года, новый владелец переоборудовал огромное здание для коммерческих целей. Нижний этаж был отдан под 16 магазинов, а верхние  этажи — под квартиры.
        Вместо одного, было устроено три зала по 800 мест. Бельэтаж  и один зал арендовало Военное собрание; в другом зале разместился  Коммерческий клуб и Общество взаимного вспомоществования приказчиков с библиотекой; в третьем - собиралось польское культурное общество «Огниво».

ЗАЛ КОММЕРЧЕСКОГО СОБРАНИЯ

Коммерческое собрание составляли «лица, прикосновенные к коммерции» – то есть мелкие торговцы и приказчики лавок и магазинов или, говоря сегодняшним языком, «менеджеры по продажам». Кстати, люди весьма уважаемые.
В зале Коммерческого клуба проводились концерты и устраивались танцевально-музыкальные вечера.  В  феврале 1914 года,здесь провел сеанс одновременной игры на тридцати досках будущий чемпион мира, гроссмейстер Хосе-Рауль Капабланка.  Здесь выступали  поэт Андрей Белый и писатель Иван Бунин.
       
      В апреле 1912 года, в Коммерческом клубе, с Иваном Буниным произошел такой неприятный случай. Писатель был приглашен прочитать лекцию о задачах и роли современной литературы в жизни общества. Однако, организаторы вечера не предупредили писателя, что его выступление состоится вместо выступления заболевшего киевского писателя и драматурга, представителя, так называемой, «русско-еврейской литературы» Семена Соломоновича Юшкевича(1868-1927).
       Следует отметить, что в то время имя Семена Юшкевича , родившегося в Одессе  и речь которого была насыщены лексикой и интонациями одесского говора, было настолько популярно, что на его лекции ходили, словно на концерт. Семен Соломонович умел разговаривать с народом , как говорится, «по душам» и артистически «вскрывать» многие, накопившиеся в городе, проблемы.

       Иван Алексеевич Бунин был человеком совершенно иного склада. Начав  с глубокого анализа произведений мастеров слова эпохи Возрождения, при этом,  говорил, как вспоминали современники, «без всякой запальчивости, ровным скучающим голосом». Когда же лектор приступил к состоянию прозы и поэзии на современном этапе, то заметил, что зал значительно «поредел»,  некоторые просто откровенно зевали,  а другие беседовали между собой. Это был провал.
       Корней Иванович Чуковский, присутствовавший на лекции, впоследствии вспоминал: «Я встретился с Буниным у входа в Коммерческий клуб, и мы пошли по киевским переулкам и улицам. О том, что случилось сейчас, мы не говорили ни слова, но было ясно, что обида, которую ему нанесли, отразилась на его тогдашнем настроении...»

РЕСТОРАН «РООТС»

     На первом этаже здания распологался и популярный ресторан киевского купца Темо Роотса. Здесь обедали писатель Иван Бунин и гроссмейстер кубинец Хосе-Рауль Капабланка. А первая жена  Михаила Булгакова- Татьяна Лаппа - вспоминала, как проводили они в нём, тогда еще только влюбленные, незабываемые вечера.

     В январе 1914 года, в ресторане Роотса часто обедали, приехавшие с выступлениями в Киев, три молодых футуриста — Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк. Все трое одеты были крайне экстравагантно.
      Однажды, Владимир Маяковский в яркой кофте, сидя за ресторанным столиком, перевернул тарелку и попросил официанта налить в нее борщ. На замечание, что это невозможно, молодой футурист парировал: «А у нас в поэзии все возможно!» И заказал себе и своим друзьям котлеты на перевернутых вверх дном тарелках.


Рецензии