123 Зарницы памяти. Служебное преступление

ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА

      ••>> >> [С авторской версией данного эссе с авторским форматированием текста и красивыми фото можно ознакомиться на сайте выпускников Харьковского ВВАУЛ 1974 года выпуска http://v3let.ru ] << <<••

Эпизод \\\\[123й]////
ЧУВСТВЕННЫЙ ПИЛОТАЖ.
СЛУЖЕБНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

••>> Упоение пилотажом
••>> Любой честный человек
••>> Момент истины
••>> Как противно вести дневник
••>> Правда и ложь – в афоризмах и диалогах из кино

5 сентября 1972 г. (вторник)

— Товарищи депутаты, давайте не будем!..
А! Будем?.. Ну, тогда давайте!..
      Из фраз М. Горбачёва

      Отличная погода, прекрасная лётная смена!
      С разлёта повёз Батю в контрольный полёт на сложняк. Он меня хорошо потренировал. Поштопорили, покрутили бочки и вертикальные комплексы!
      А затем замечательно слетал две зоны самостоятельно!
      Я тащусь от пилотажа! Во всех смыслах! И от того, что владею какими-то навыками пилотирования реактивным самолётом тоже! Мне кажется, я уже хорошо чувствую свой Эл, а он понимает с полуслова, чего хочу я! Но, наверное, это самонадеянное пока ощущение. Как говорит капитан Хотеев, «Перья, прилипшие к твоей заднице, ещё не делают тебя орлом!»
      После восьмёрки с креном 60 покрутил бочками землю вокруг себя. Занимаю центр зоны… Я в преддверии и уже готов! Это какой-то пилотажный секс!
      Устанавливаю скорость 250 км/ч. Задир 15° и вхожу в переворот! Потянул ручку, затягивая свой Эл в отвесное пикирование. Как положено, сперва перегрузка не более четырёх – нельзя выходить на режим тряски! А затем с углом 30 разгоняю самолёт к высоте 2000 до скорости 550! И с удовольствием, да-да, с удовольствием тяну с перегрузочкой пять на горку с углом 30! Кратковременно! Но всё равно классно!
      Ещё один такой же комплекс! И я радуюсь своему самостоятельному пилотажу!
      Приступаю к другим комплексам, поинтереснее. И поприятнее тоже!
      Переворот... Несусь к земле... Разгоняюсь... Вывожу в горизонт...
      И потяну-у-ул на полупетлю-ю-ю! Аааах! Какая прелесть! Главное – себя не перестать контролировать! Хоп-хоп! Хватит, Юрик, хватит, родной! Пока довольно! Самолёт достаточно закручен. Превышать своих пределов не станем... А вот и угол 90... Выбираем слабину... Слабину ручки... Горизонт? Где ты там?.. А вот и он! Кладём спинкой нашу Элочку на него... Какое красивое имя... Сильно всё внизу… Раздвинуть бы ей... Хоп-хоп-хоп... Приборы... Скорость… Высота... О п*зде ни слова! Стоп-стоп! И полубочечка влево...
      Осмотрелись. Занимаем центр зоны. Можно и так, оказывается, отхватить!.. Просто замечательно! Мммм! Цинус! Успокоился?
      И ещё разок: петля – полупетля... Пошли!..
      Пилотаж... Перегрузка... ППК... Ощущения... И обжатие ног тоже...
      Кому сказать – не поверят! Пусть не верят, а мы с тем микромайором чувствуем, мы знаем, что такое ОЩУЩАТЬ ПИЛОТАЖ! Класс!
      А теперь самое интересное! Два комплекса:  переворот – петля – боевой!..
      Начинаем! И сваливаемся в переворот!.. 
      И снова подтягиваю на пределе своих возможностей... До границы, до частоты пульсаций... Разгончик, разгончик!.. И вот они, призанятнейшие ощущения! Потянули, потяну-у-ули... Тяну перегрузку, тяну, сколько можно! До гранения, до своих пределов! Когда ещё чуть-чуть и... Подошло к моим рубежам и хватит, попускаю; а больше пока и не надо, стало необходимо уже ослаблять перегрузку и выбирать слабину!
      «Блеск!» — выдыхаю я.
      Ждём горизонт, ждём... Он сам подплывёт... Скорость?.. С запасом! Без крена? Точно так! И ложимся на горизонт, подкручиваем... 250 проверили. 4200 – прекрасно, запас нас не еб*т! И потянули, потянули за новыми удивлениями!..
      «Еб*т» – какое красивое слово! Сколько в нём желаний, удовольствия! Эти мысли приводят меня к новой волне ажитации.
      А тут и вторая часть петли... Жаль, что потом дольше пикировать, чем с перегрузочкой идти. Но можно и здесь!
      И я начинаю вывод из пикирования с углом 30 практически на пределе скорости, но зато вывожу с перегрузкой пять с половиной, одновременно после выхода в горизонт вводя слитно в боевой разворот!.. И настаёт предсладострастное состояние... Как тогда, с Мельниковым!.. Отпускаю... Контролирую себя хорошо, не давая превысить границу своих пульсирований...
      Вывел из боевого на высоте 3800, зато выполнил его ровно на 180° от ввода!
      Ну, что за восторги, какое упоение, какие эмоции! Ни на транспортном самолёте, ни на бомбёре, ни на вертолёте такое невозможно! Поэтому лётчики этих видов авиации, узнав о моих ощущениях, скорее всего, не поверят или сделают презрительную моську! А мне плевать! Скажу одно: те, кто любят небо и чувственный секс, кто умеет концентрироваться на обжатии своего тела ППК, должны летать на истребителях! Как знать, возможно, вы ощутите то же, что и мы с тем младшим лейтенантом...
      Ещё один комплекс! Понеслась душа в рай!..
      Где можно, тяну, тяну, сколько умение и организм позволяет! До грани, до пределов! Когда ещё чуть-чуть и...
      Только когда вывел из второго боевого разворота, оттянулся на воспоминаниях того, что прочувствовал на пилотаже! Даже вспоминать это приятно... После пилотажа я весь в возбуждении, как натянутая струна!..
      Жаль, что керосина у Эла маловато и задание коротко! Топливные баки полусухие.
      Пошли домой, маньяк!
      Эх, после посадки Лиду бы! Между полётами и так, и эдак тоже можно! Вместо стартового завтрака! Или до него. А вот занятно: после секса с женщиной на земле сразу в полёте мне так бы хотелось пилотировать, до граней? Или уже на это не отвлекался бы?
      Как интересно!
      Улыбаюсь в маску. Нет, пора расслабляться! Чтобы не удивлять Сашка!
      Над точкой всё пришло в норму. Я даже отдыхаю, откинувшись на спинку кресла.
      Перед четвёртым оцениваю правильность входа в круг. Потом занимаюсь только пилотированием и посадкой.
      ...А вот с расчётом сегодня проблемка. Слышу, как другим курсантам РП даёт инфо, что на посадке – попутно-боковой ветерок. И что в этом случае делать? Нас учили, что при встречном ветре скорость держать не 200, а 210 км/ч. А в этом случае как? К точке выравнивания подходить на 190? А не плюхнусь до полосы на такой скорости? Решил выдерживать заданные 200, но немного отнести точку выравнивания от ВПП... Боязно, конечно. И не станет ли в этом случае РП кричать: «Подтяни, Кручинин! На оборотах!»?
      Попробовал... И так хорошо получилось! Сел мягонько и строго у «Т»! Ветерок поднёс мой Эл.
      Капитан Мельников между полётами, встретив меня в лётном домике, улыбаясь, спрашивает:
      — Кручинин, что это с тобой в полёте случилось? Ты после зоны садился, как учили!
      Бедный комэск! Знал бы он, что у меня в зоне случается на сложном пилотаже, как меня перегрузки возбуждают! К каким блаженным ассоциациям подводят!.. Хорошо, что бортовой самописец не пишет на плёнку мысли курсанта в воздухе и степень его сладострастия! Тогда после дешифровки такого полёта командир эскадрильи и близко меня к самолёту не подпустил бы!
      ...Быстро с Сашей и Олегом подготовили Эл к следующему вылету.
      Олег старается! Саше поставили задачу – постепенно подготовить себе смену, сделать из него техника самолёта. Олеж выполняет всё, что его не скажет Сашок, что я ни попрошу. На меня посматривает, как на бога: ведь я – почти сверстник, но умеющий летать! Вот ещё что! Мы с Сашей друзья! И Олег хочет стать нашим другом!
      Подогнали АПА. И я полетел оттачивать технику пилотирования и... за новой порцией ощущений на пилотаже!
<<•>•••<•>>
      
      ...После полётов перед предварительной решил урвать полчаса и почитать в спокойной обстановке. Надо находить для чтения немного времени, чтобы, во-первых, незакостенели мозги, а, во-вторых, для смены поля деятельности – это, говорят врачи, хорошо разгружает нервную систему.
      В нашем классе с техниками самолётов инженер проводит занятия. Слышно, как там упоминают про лопатки турбин и ступицы компрессора.
      Я сижу в классе «особейших» и читаю библиотечную книг: Владимир Киселёв «Воры в доме». Про чекистов. И один эпизод в ней обращает на себя моё внимание.

      «И вдруг Шарипов, глядя в стол, сказал, что хочет повиниться в служебном преступлении. Ведин поперхнулся вином. Оказалось, что даже он не знал, что в том, что Глуховский сумел скрыться, виноват был не один Садыков.
      — А если бы вы сейчас не нащупали следов Глуховского? — спросил Степан Кириллович. — Вы бы и дальше молчали об этом?
      — Не знаю, — откровенно ответил Шарипов.
      — Вот это и плохо, — первым вставая из-за стола, сказал Степан Кириллович. — Плохо, что вы это так долго носили в себе. Это опасно, это всегда создаёт предпосылку для следующей уступки. В нашем деле это недопустимо».

      Я прочёл эти строки и задумался.
      Да, это опасно! Соврал, промолчал, подставил товарища. И будь спокоен: тебя не тронут! И ведь никто не узнает! А этот подполковник государственной безопасности Шарипов вдруг сам признаётся в служебном преступлении!
      А смог бы я вот так на его месте взять и признаться в служебном преступлении? А? И где? В органах КГБ!
      Запросто! Так должен поступать любой честный человек!
      Постой, постой! У тебя аналогичная картина! Ну да! Ты, Юрий, тоже совершил служебное преступление! Помнишь случай с так называемой разгерметизацией задней кабины? И после твоих объяснений вышло, что ты не виноват!
      Тогда у меня шла полоса невезения. А тут ещё этот дурацкий случай. И я солгал! Сказал, что в задней кабине было разгерметизировано. Мне не верили, всё было против меня! И главное – внешний флажок герметизации! А я стоял на своём. Убедил инженера, хотя то обстоятельство, что я смог из передней кабины загерметизировать заднюю, никак не объясняет положение флажка! (Тот, кто придумал этот механизм, был умным человеком, сумел предвидеть такой случай!)
      Хотеев меня крутил, потом устроил мне проверку в воздухе. Но я разгадал её и переиграл командира звена.
      Я тяжело вздыхаю...
      Вот такое служебное преступление! И ты, Юрий, в нём так и не признался! Боишься?
      Почему, боюсь? Вот завтра подойду к Хотееву и всё ему расскажу! А потом? Хотеев подойдёт к Мельникову и всё передаст. Всем станет известно. Что будет?
      М-да, Шарипову было легче... Легче? Ещё неизвестно, кому из нас легче!
      И всё-таки... И всё-таки надо подходить! Ибо «это всегда создаёт предпосылку для следующей уступки».
      Я полночи проворочался в кровати, всё прикидывал и так, и эдак. Но тут представил себе, как буду впоследствии жалеть, что не сказал, не смог сказать правду, укорять себя, что не признался! И ещё! Как ты сможешь потом требовать со своих подчинённых, если сам нечестен? Ты об этом подумал?
      «Может, всё-таки не стоит ворошить старое? Кто узнает? Всё ведь сошло! Я победил! А победителей не судят! Хотеев меня проверял в полёте, заставил меня герметизировать фонарь второй кабины из первой, пилотируя самолёт. И я был убедительным!»
      О, бог ты мой, что же делать, что же делать?
      Как же непросто жить на белом свете!
<<•>•••<•>>

— Если хочешь добраться до истины,
приходится копать в прямом смысле!
      Из америк. худ. сериала «Доктор Хаус»

      …Надо заметить: Равиль был прав, чутьё его не подводило, когда он копал под меня, пытаясь выяснить, что именно случилось тогда! Ведь в том моём полёте всё было совсем не так, как я рассказывал! Его ошибка была в том, что он предварительно не поговорил с техником самолёта! Инженеру эскадрильи (ещё когда я находился в воздухе) и кэзэ (после полётов) надо было брать в оборот техника Витю и спрашивать: «Как выпускался в этот вылет 76й борт? Что было не так при выпуске? Вспоминай малейшие детали!» И Виктор бы вспомнил! Тогда многое стало бы понятно. И на Юсупова, и на Хотеева не произвели бы такое впечатление мои возможности по подтверждению моей версии!
      А на самом деле всё было так!
      Я запустил двигатель. Включаю оборудование. Техник Виктор закрывает меня фонарём, я его запираю, герметизирую и включаю наддув кабины. И тут младший сержант лихорадочно тарабанит костяшками пальцев по остеклению фонаря и показывает: открывай, мол! Я разгерметизируюсь и открываю замки.
      — Чеки забыл! — поясняет Виктор.
      Это отвлекло меня от отработанных действий. Он снимает чеки с катапультного сидения, и я снова запираю фонарь. Однако пропускаю важные действия: загерметизировать свою кабину, включить наддув и проверить герметизацию по перепаду давления на УВПД! Я же это уже делал! И у меня в подсознании отложилось: я это исполнил! А Виктор, удручённый своей ошибкой, проконтролировал лишь закрытие замков моего фонаря, но не его герметизацию!
      Пока рулил к ВПП, всё время меня преследовала беспокойная мысль, что я чего-то не выполнил, что-то важное. Но что именно, вспомнить не мог! Но какие именно, я не мог вспомнить! Тут бы проверить всё оборудование кабины слева-направо. Однако я уже подрулил к ВПП! Стало не до того!
      Взлетаю и всё время думаю о том, что чего-то не сделал! И пытаюсь понять, что именно!
      После взлёта действительно услышал необычный шум и прохладу. Не разобравшись, доложил РП об этом «шуме». Меня стали заводить на посадку. Подходя к четвёртому развороту, я обнаружил свою оплошность, герметизирую кабину. И доложил РП, что уже всё нормально. Получил зону. Отпилотировал, лечу домой.
      Что делать? Ошибка моя! Опять отстранят от полётов! И почему мне так не везёт? Что же сказать-то? Как выпутаться? А что если не передняя, а задняя кабина была разгерметизирована? Обернулся, посмотрел на рычаг герметизации задней кабины. Достану ли я его? Полез рукой. Дотронулся. Оттолкнул пальцами. Разгерметизировал. Потянулся, снова загерметизировал. Так! Тут всё тип-топ. А флажок? Да чёрт с ним, пусть инженеры ломают себе голову! У меня есть версия! Главное – держаться её, не дать себя запутать и втянуть в технические детали.
      Но ведь придётся лгать! Чёрт! Почему это всё случается у меня?
      И пока рулил на стоянку, всё время думал: о том, что мне сейчас придётся выпутываться, врать... Или сказать правду?
      И я солгал!
      Меня, правда, с головой выдавал флажок, связанный с ручкой герметизации задней кабины, находящийся снаружи. Он прямо вопил: всё здесь не так, как рассказывает этот курсант! Но изумившись моими возможностями, тем, как я из передней кабины загерметизировал заднюю, что ранее считалось сделать невозможно, все о флажке предпочитали не вспоминать. Хотя то, что я сумел в воздухе дотянуться до крана герметизации кабины инструктора, ну никак не объясняет положение флажка!
      Равиль на разборе, правда, ходил рядом с верным ответом, но я не позволил себя втянуть в дискуссию и своим специально развязным поведением увёл его в сторону... А ему не хватало одного звена, чтобы понять и вытащить ситуацию в целом! Прежде чем начинать крутить меня, следовало допытываться у техника самолёта: «Вспоминай: ты видел, что курсант герметизировал свою кабину во второй раз, после того, как ты доставал чеки? Видел или ты ДУМАЕШЬ, что он герметизировался?» А я знал наверняка, что Виктор не станет сам упоминать о забытых в катапульте чеках, считая, что это не имеет никакого отношения к делу, и, значит, мои командиры не смогут дойти до нюансов выпуска самолёта № 76 в полёт. Поэтому уверенным тоном утверждал, что техник ВИДЕЛ, как я её герметизировал! Это и сбило с толку опытного командира звена.
      Врут всегда ради чего-то. Вот и у меня... Сказать правду – значит, быть отстранённым от полётов. Желая этого избежать, я солгал!..
      Ложь во спасение! Но даже это гадко!
      Я – трус и подлец! И не сказать об этом сейчас самому себе нельзя!
      Что же делать?
      Можно обмануть их всех! Можно попытаться обмануть весь мир! Но от себя-то, куда денешься?
      Господи! До чего же противно вести дневник!

      » Вдогонку:

      ••>> Вспоминать прошлое и писать мемуары не советую никому. Помните, что правда никогда не годится для опубликования.
                Бернард ШОУ

      ••>> Пишите правду, только правду, но не всю правду.
                Хельмут Карл фон МОЛЬТКЕ Старший

<•>> >> Pia causa {1} <<•

  [+] Есть много случаев в жизни, когда правда и простота достигают цели лучше, чем всякая хитрость.
      Жан де ЛАБРЮЙЕР
<<•><><•>>
  [+] Убрать из своей мастерской всё, кроме правды сердца.
      Уильям ФОЛКНЕР
<<•><><•>>
  [+] Верные слова не изящны, изящные слова неверны.
      ЛАО-ЦЗЫ
<<•><><•>>
  [+] То, что в одно время является правдой, то в другое время бывает заблуждением.
      Шарль де МОНТЕСКЬЕ
<<•><><•>>
  [+] Мой способ состоит в том, чтобы говорить правду.
      Бернард ШОУ
<<•><><•>>
  [+] Прекрасно золотое радостное солнце. Единственный правдивый светоч. Всё прочее – ложь. Однако и солнцу не спрятать тысячи миль пустынь и печали под луной.
      Герман МЕЛВИЛЛ, «Моби Дик»
<<•><><•>>
  [+] Никогда не говори правды людям, которые её не заслуживают.
      Марк ТВЕН
<<•><><•>>
  [+] Человеку невозможно жить честно и в то же время в достатке и уважении.
      Генри Дэвид ТОРО, америк. писатель
<<•><><•>>
  [+] Подтверждение истины никогда не излишне, даже тогда, когда спит всякое сомнение.
      Уильям ШЕКСПИР
<<•><><•>>
  [+] Обожаю слушать ложь, когда знаю правду.
      Адриано ЧЕЛЕНТАНО
<<•><><•>>
  [+] — Доберёмся же наконец и до правды, потому что на благородной дороге стоим.
      Фёдор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ, «Преступление и наказание»
<<•><><•>>
  [+] — Цифра – святое дело; она уж не солжёт!
      Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, «Господа Головлёвы»
<<•><><•>>
  [+] — Я служу вредному делу и получаю жалованье от людей, которых обманываю; я не честен. Но ведь сам по себе я ничто, я только частица необходимого социального зла: все уездные чиновники вредны и даром получают жалованье... Значит, в своей нечестности виноват не я, а время... Родись я двумястами лет позже, я был бы другим.
      Антон Павлович ЧЕХОВ, «Палата № 6»
<<•><><•>>
  [+] — Ницше... философ... величайший, знаменитейший... громадного ума человек, говорит в своих сочинениях, будто фальшивые бумажки делать можно.
      Антон Павлович ЧЕХОВ, «Вишнёвый сад»
<<•><><•>>
  [+] — Все ваши беды происходят оттого, что вы правдоискатель. Вы просто ягнёнок, неудавшийся баптист. Печально наблюдать в среде шоферов такие упадочнические настроения.
      Илья ИЛЬФ и Евгений ПЕТРОВ, «Золотой телёнок»
<<•><><•>>
  [+] Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для её достижения.
      Альберт ЭЙНШТЕЙН
<<•><><•>>
  [+] Блажен, кто братьям служит благостыней,
      Кто чистой правды ищет и в пустыне.
      Одежда кривды не к лицу мужчине.
      И ради шуток вздора не болтай.
         МАХТУМКУЛИ
<<•><><•>>
  [+] — Опять пошёл снег. А по небу не скажешь!
      — Здесь небо лжёт!
         Из худ. к/ф-ма «Лисы Аляски», к/ст. «Дефа», ГДР (1964 г.)
<<•><><•>>
  [+] — Ребекка, я не лгу сотрудникам, иначе не добиться, чтобы они не лгали мне!
      Из англ. худ. сериала «Отель “Вавилон”»
<<•><><•>>
  [+] — О чём они лгут?.. Ну же!
      Из америк. худ. сериала «Доктор Хаус»
<<•><><•>>
  [+] — Почему ты ей лгал?
      — Люди не любят рассказывать, они любят возражать!
         Из англ. худ. сериала «Шерлок Холмс», 2009 г.
<<•><><•>>
  [+] — О чём ты хочешь поговорить?
      — Ты сегодня сказала, что лучше говорить правду! Я могу тебе сказать правду?
      — Почему же нет?
      — Это не так просто!
      — О чём ты говоришь?
      — О тебе!
         Из америк. худ. сериала «Безумцы»
<<•><><•>>
  [+] — Ненавижу сказки – в них сплошное враньё!
      Из худ. сериала «Туман»
<<•><><•>>
  [+] — Ужас в том, что он тебе всё врал! А ложь, Оля, – мать всех подлостей и преступлений!
      Из худ. к/ф-ма «МУР. Артисты»
<<•><><•>>
  [+] — Я, между прочим, пошёл на служебное преступление и вас предупредил!
      — Врёшь! Ты опять врёшь! Ты ведёшь себя как последняя бл*дь – и нашим, и вашим!
         Из худ. к/ф-ма «Утомлённые солнцем-2»
<<><•><><•><>>
____________________
      {1} Рia causa (лат.) – Благая ложь.


Рецензии