Прядильная машина Харгривса

Прядильная машина Харгривса «Дженни».

Острая нехватка пряжи была отчасти преодолена после создания прядильной машины Харгривса.

   Харгривс был ткач. Пряжу для него изготовляла жена, и того, что она успевала напрясть за день было для него недостаточно. Поэтому он много думал над тем, каким образом можно было бы ускорить работу прядильщиц. Случай пришел ему на помощь. Однажды дочь Харгривса Дженни нечаянно опрокинула прялку, однако колесо ее продолжало вертеться, а веретено продолжало прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном, а не горизонтальном положении. Харгривс немедленно  использовал это наблюдение и построил в 1764 г.  машину с восьмью вертикальными веретенами и одним колесом. Машину он назвал «дженни» по имени своей дочери. Она не принесла своему создателю ни денег, ни счастья. Напротив, изобретение Харгривса вызвало бурю негодования у прядильщиков – они предвидели, что машина лишит их работы. Ватага возбужденных людей ворвалась однажды в дом Харгривса и разрушила машину. Сам изобретатель и его жена едва успели избежать расправы. Но это, конечно, не могло остановить распространения машинного прядения – буквально через несколько лет  «дженни» пользовались тысячи мастеров.

    Как и машина Уайта, «дженни» требовала предварительной подготовки хлопковых волокон. Выделка нити происходила здесь из ленточки расчесанного хлопка. Початки с ровницей помещены были на наклонной раме (наклон служил для облегчения сматывания ровницы). Вместо вытяжных валиков Уайта Харгривс применил особый пресс, состоявший из двух брусков дерева. Нитки  ровницы с початков  проходили через вытяжной пресс и прикреплялись к веретенам. Веретена, на которые наматывалась готовая нить, находились на неподвижной раме с левой стороны станка. В нижней части каждого веретена имелся блок, вокруг которого шел приводной шнур, переброшенный через барабан. Этот барабан расположен был впереди всех блоков и веретен и приводился в движение от большого колеса, вращаемого рукой. Таким образом, большое колесо приводило во вращение все веретена.

Прядильщик одной рукой двигал каретку вытяжного пресса, а другой вращал колесо приводившее в движение веретена. Работа машины состояла из следующих процессов: пресс закрывался и отводился назад от веретен – в результате происходило вытягивание нити. Одновременно прядильщик вращал колесо, оно приводило в движение веретена, а они закручивали нить. В конце отхода каретка останавливалась, а веретена продолжали вращаться, производя докрутку. После этого каретка подавалась обратно к веретенам, все нити несколько пригибались особой проволокой для того, чтобы они попали в положение наматывания. Во время обратного хода каретки с открытым прессом нити наматывались на веретена вследствие вращения последних.

   Вытяжной пресс Харгривса, по существу, заменил руку рабочего. Вся работа свелась в основном к трем движениям: к вращению приводного колеса, к прямолинейному движению каретки взад и вперед и к нагибанию проволоки. Другими словами, человек играл только роль двигательной силы, и поэтому в дальнейшем стало возможным заменить рабочего другими, более постоянными и мощными источниками энергии. Замечательное значение изобретения Харгривса  заключалось в том, что оно сделало возможным обслуживание нескольких веретен одним рабочим.  В самой первой его машине было всего восемь веретен. Затем он увеличил их количество до 16. Но еще при жизни Харгривса появились машины «дженни» с 80 веретенами. Эти машины уже не под силу было приводить в действие рабочему, и их стали соединять с водяным двигателем. Благодаря простоте конструкции и дешевизне, а также возможности использовать ручной привод «дженни» получила широчайшее распространение. К 90-м годам 18 века в Англии насчитывалось уже более 20 тысяч самопрялок «дженни». В большинстве своем они принадлежали ткачам-одиночкам. Самые малые из них выполняли работу шести или восьми рабочих. Это была первая в истории машина, получившая массовое распространение.

Великие изобретения  http://proza.ru/2011/03/26/354


Рецензии
Подумать только, а ведь это 18-й век... Убеждена, что технический прог-
ресс мог бы развиваться гораздо быстрее, не будь масс, которым это невыгод-
но. Например, человечество могло бы давно перейти на солнечное топливо,
которое использовалось бы вплоть до движения автомобилей(что было бы
гораздо дешевле и экологически чище), но вы представляете, сколько бы
на земле стало нищих??? Рухнули бы величайшие нефтяные компании мира,
олигархи пошли бы по миру, появились бы миллионы(или сотни миллионов)
безработных... Да что там! Обанкротились бы страны, живущие исключительно
за счёт нефти. Это была бы грандиознейшая за всю историю экономическая
катастрофа, которая повлекла бы за собой войны, которые бы не кончались,
голод, разруху.
Солнечные батареи могли бы заменить и природный газ - тогда крах был
бы для экономики России. То есть, касается непосредственно нас, россиян.
А кому это надо?
Вот и получается, что дышим испарениями "полезных" ископаемых, мутируем и
приспосабливаемся к загрязнённому воздуху, а НТП вынужденно тормозим.

Принцесса Кали   24.08.2012 19:20     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, уважаемая Принцесса! Приятно снова видеть Вас на своей страничке. Несколько неожиданно, что этот небольшой очерк вызвал у Вас подобную цепь рассуждений. Хотя изобретение Харгривса действительно очень показательно. Эта одна из тех немногих фигур, которые олицетворяют собой наступление новой эпохи (что-то вроде Колумба или Уатта). Как я писал, в одной из предыдущих миниатюр, в Великобритании в это время установилась резкая диспропорция. Был большой спрос на сукна. Ткачи могли поставлять необходимое количество тканей, но дело тормозили прядильщики. В результате возник острый спрос на пряжу. Изобретение Харгривса позволило ликвидировать этот дисбаланс. Оно пришлось как нельзя к стати, и стремительное распространение его машин по всей стране - лучшее тому подтверждение.
Насчет солнечных батарей. Я, к сожалению, не изучал этого вопроса. Но, насколько я знаю, все здесь не так просто. Во-первых, себестоимость электроэнергии, добытой с помощью солнечных батарей, пока еше очень велика. Это главная причина, почему солнечные батареи не получают широкого распространения. Во-вторых, процесс производства этих батарей экологически очень "грязный". Но в будущем они, конечно, займут подобающее место. Будет ли крах нефтедобывающих стран? Сомневаюсь. Правители этих государств очень хорошо понимают, что нефть не вечна. Поэтому во многих из них (в Кувейте, например) существуют хорошо продуманные программы обеспечения будущих поколений. Нефтедоллары активно вкладываются в экономику развитых стран: скупаются акции промышленных предприятий, приобретается недвижимость, активно финансируется туристический бизнес и т.п. Население нефтедобывающих государств не так велико, и оно вполне сможет существовать в будущем на доходы от этих вложений. Всего Вам наилучшего!

Константин Рыжов   25.08.2012 06:18   Заявить о нарушении