Псевдоним

       Одна девушка всех нас, авторов Прозы, в «три шеренги»  выстроила. В прошлом году. Написала она, что, мол, те из вас, которые на сайте своим полным именем  представлены, круглые дураки. А те, которые ещё и фотку со своей дурацкой физиономией  приложили, дураки  вдвойне. Вот в качестве такого «двойного» дурня я здесь  перед вами и выступаю. Поэтому особо умные и продвинутые могут дальше не читать.
      
       Озаботился я вопросом, какой  бы  мне псевдоним  выбрать. Что я, рыжий, что ли?  У всех путёвых  литераторов псевдонимы, а я как идиот. Да ещё с фотографией... Но дело это непростое. Сложное дело. Замахнёшься  на что-нибудь  масштабное, типа  «Наполеон Бонапарт»,  «Ганнибал» или  «Дмитрий Донской» - тебя за сумасшедшего примут. Без вариантов. Что-то нежное, ласковое придумаешь,например  «Пушок»,  «Кузнечик» или «Щекотунчик» - скажут, педераст. Или ещё того хуже – педофил. Так что здесь думать надо!
      
       А псевдонимы у народа бывают такие, что завидки берут. Ко мне на страницу один автор  недавно  заглядывал:  псевдоним  у него четырёхзначный! Сначала две фамилии через чёрточку – ну, типа, Голенищев-Кутузов, потом вроде бы женская фамилия, а потом вообще хрен поймёшь что. Существительное? Прилагательное? Матерное?  Шикарный  псевдоним:  «квадратный трёхчлен», а не псевдоним.
      
       Рассуждаем  аналитически. На Прозе сейчас 150 тысяч авторов – целый город. И все  таланты и самородки из этого города  выстроены в алфавитном  порядке.  Друг  другу в затылок. Поэтому, когда список авторов просматрваешь -  глаз не на чем остановить  среди  бескончных  Ивановых,  Петровых, Сидоровых, а также «Айсбергов, Айзенбергов и всяких там Рабиновичей», как писали незабвенные Ильф и Петров. То есть - не цепляет. А нужно, чтобы  читательский глаз сразу «зацепился» за ваш псевдоним, чтобы он в глаза бросался. 

       Думаете, невозможно это?  Возможно. Например, слово «Скелет». Или «Труп».  Вы скажете – чушь  собачья: каких литературных достижений можно ждать от трупа или скелета?  Не торопитесь. Тут ведь главное – первое слово, которое в глаза бросается, а второе может быть каким угодно. Ну, скажем, «Скелет на девушке».  Что, хардкор?  Тогда «Скелет под девушкой».  Опять хардкор?  Ладно, вытаскиваем  скелет  из-под  девушки, садим на унитаз: «Скелет на унитазе». Почему  плохо? Слишком приземлённо?  Тогда «Скелет на дереве». Или - «на рыбалке», а может быть - «в хороводе». Вариантов множество. Теперь «труп». Как вам  «Труп в шифоньере»?  Неплохо, правда? А «на пленэре»? А  «в коллективе»?  А  «с собачкой»?  Развиваем тему: «Труп в хоровом коллективе» - но это длинновато для псевдонима.
       
        Можно попытаться примазаться к  чужой славе, но не напрямую, в лоб, а хитровывернуто.  Например, фамилию «Толстой» проигнорировать, а взять себе псевдоним «Лев Николаевич». Или «Александр Сергеевич». Или, на худой конец, «Александр Исаевич». Не придерёшься. Мне сам Бог велел этим способом   воспользоваться,  ибо однофамилец  мой – академик  Лысенко.  Академик-то он  академик, но репутация у него..... Будто бы научных оппонентов своих  он  «в капусту»  рубил, а тех, кого  недорубил, на лесоповал  отправлял:  времена-то  были те  ещё,  сами понимаете...  Хотя сейчас в прессе - полный «реабилитанс»  академика: во-первых, не рубил,  во-вторых, не в капусту, а в-третьих, не каторгу  никого не отправлял, а плодотворно работал в области социалистического сельского хозяйства.  Так что всё, что плохого про него написано –  ложь.  Хорошо, допустим. Но мне-то к его славе как примазаться?  Он Лысенко и я Лысенко, тут  на предмет  псевдонима  не  разживёшься: «мимо кассы», как выражается мой сын. А вот имя его - Трофим Денисович – я мог бы прикарманить. Представьте: «Детские сказки от Трофима Денисовича». Тепло, нежно звучит, правда?
      
       Некоторые себе как псевдоним часть тела берут. Тут надо с осторожностью.  В самом  деле, что можно подумать о писательнице, которая выступает под пседонимом  «Спина», «Ляжка» или «Ягодица»?   Хорошего – ничего. «Грудь» - бессмысленно, грудь и  у мужика есть. Тогда уж «Левая грудь». Или «правая».  «Губки» - неплохо, но  требует уточнения места расположения:  скажем, «Губки накрашенные», или «Губки бантиком».  На всякий случай... «Нос» - занято, и давно, с 19-го века. А вот  псевдоним «Подбородок»  для мужчины  очень хорошо. Ещё лучше – «Квадратный подбородок». Или «тройной». А чтобы полный пипец – «Небритый подбородок». Класс. «Небритый  ковбой», «Небритый  лев» - звучит брутально и убедительно. Кстати, о небритости.  Молодым девушкам и женщинам я посоветовал бы не использовать этот термин, ибо на женском теле слишком мало мест, которые следовало бы  брить. На  мой взгляд,  вообще  ничего лучше не брить. А уж если пишете «небритая», то берите что-нибудь нейтральное, типа «Небритая пятка». Или «коленка».
       
      Тем  авторам, которые «намертво» зашифроваться хотят, без указания на пол, возраст и профессию, я  посоветовал бы  взять пседоним во множественном числе. Например, «Российские авиалинии». Что? Название занято? Тогда «Российские  не-авиалинии». Вы спросите: если «не-авиалинии», тогда что? А хрен знает что. Что угодно, только  не  авиалинии,  ибо увезут  тебя  эти линии  на отдых, скажем, в Египет, а обратно в Россию  везти отказываются – керосина у них нет. Или вообще компания обанкротилась..

       Но я отвлёкся. Итак, множественное число: можно - «Сиамские близнецы».  Сиамских  близнецов, понятное дело, двое. А если «Голубые яйца»? Вы скажете - яиц тоже два. Не спешите: представьте себе пасхальную тарелочку, на ней яички крашенные и голубых среди них может быть сколько угодно. В  литературном  контексте использование этого псевдонима  прозвучало бы  так: «на прошлой  неделе «Голубые яйца» опубликовали свою новую повесть о пограничниках». У вдумчивого читателя сразу много вопросов: кто они, эти яйца?  Соавторы? Сколько их?  Два?  А если больше?  А «голубые» как понимать - в прямом или переносном?
Так может, эти яйца - и есть сами пограничники? ...

        Вы скажете – идиотизм.  Нет, не идиотизм. То, что у читателя вопросов  много возникает –  это-то  как  раз  и хорошо!  Говорил  же – читательский  глаз за псевдоним должен за-це-пить-ся.  Зацепится, а дальше  дело пойдёт...


Рецензии
Вообще-то, Виктор Леонтьевич, авторские псевдонимы - тема неблагодарная. Зря старались - не в коня овёс. И это притом, что три четверти авторов на «Прозе» имеют неудачные, дурацкие и даже откровенно дебильные псевдонимы.

Мне ли не знать? Я даже написал по этому поводу довольно пространную работу, где всё же ухитрился классифицировать их владельцев, причём - не без юмора. Рецензии и замечания были двух типов: одни авторы говорили, что смеялись чуть не до колик, а другие шипели как обозленные гадюки. Но что интересно, ни один (!) из владельцев дурацких псевдонимов не посчитал нужным сменить его на что-либо поприличнее.

Вот сноска, будет время - зайдите, посмеетесь:

«Авторские псевдонимы». Неизвестное об известном - http://www.proza.ru/2013/05/07/972

С уважением,
Виктор Аннинский

Виктор Аннинский 2   01.10.2014 13:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор. Почитаю обязательно. Полагаю, что Вы
анализировали реальные псевдонимы реальных авторов, что, конечно, чревато...
Мой же текст - чистая развлекаловка: сознательное доведение ситуации до абсурда.
Хотя, путешествуя по Прозе, приходишь к выводу, что реальность может быть
похлеще любого абсурда.
С уважением, В.Л.

Виктор Леонтьевич Лысенко   01.10.2014 13:50   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.