Как папа не попал в Америку

                Причудливо складываются порой человеческие судьбы. Эта фотография была сделана в 1915 году. На ней мой папа в четырёхлетнем возрасте и его двоюродная сестрёнка Валя. Жаль, что не сохранилось фото, на котором был и третий неизменный участник  их  развлечений – папин двоюродный брат Витя. Вскоре судьба развела их в разные стороны, совместных фотографий больше не было,  а из детских воспоминаний у всех троих лучше всего сохранилось одно – сорвавшаяся попытка побега в Америку. Удивительно, как могли такие маленькие дети проникнуться проблемами американских индейцев, но факт остаётся фактом: именно стремление защитить местное население от белых поработителей заставило мальчишек тщательно подготовить побег и умудриться самостоятельно  добраться до ближайшей железнодорожной станции. Они бы и ещё дальше оказались, если бы не предательница Валя. Сначала она тоже собиралась участвовать в освободительной борьбе, но в последнюю минуту испугалась, осталась дома, а потом, под напором взрослых, навела  родителей на след беглецов.

               Мой папа так и не попал в Америку, однако его неравнодушие к судьбе индейцев, видимо, генетически передалось мне: я не только с упоением читала в детстве Фенимора Купера, но и, повзрослев, участвовала в акции 80-х годов за освобождение одного из самых известных в мире индейцев – Леонардо Пелтиера. Сбор подписей, сотрудничество с Международным комитетом, переводы его стихов и, наконец, памятный вымпел, полученный из рук посетивших СССР индейцев – всё это было, но, судя по всему, на приговор, вынесенный Леонарду Пелтиеру, не повлияло: он до сих пор отбывает пожизненное заключение.

              Отношения с Валей у братьев не сложились. Конечно, инцидент с побегом потом не вызывал ничего, кроме улыбок, но, возможно, где-то в подсознании осталось её предательство, а найти повод для ссор – дело нехитрое.

              А Витя всё-таки попал в Америку. Правда, не в качестве защитника индейцев, а как гражданин США, руководитель русского отдела радиостанции «Голос Америки». Долгое время о его судьбе можно было только догадываться, а в период перестройки он с семьёй  приезжал в Москву, нашёл Валю и моего папу, побывал ещё в нескольких городах, включая и наш. Несмотря на непохожесть судеб, в биографиях  братьев оказалось немало общего: оба воевали против гитлеровских захватчиков, только один – в составе советских войск, другой – в войсках США, оба искренне переживали за судьбу России, но оценивали происходящие изменения по-разному. Вернувшись домой, Виктор дописал последнюю главу своих мемуаров, в которой нашлось место и для того неудавшегося детского побега. 


Рецензии
Мне понравилась история, о которой Вы рассказали... Но я ещё обратила внимание на старую , хорошо сохранившуюся фотографию. У меня тоже есть фотография , на которой моя мама, рожденная в 1911 году,в четырехлетнем возрасте с моей бабушкой и многочисленными родственниками. Очень дорожу этой фотографией. С уважением Л.О.

Людмила Ослоповских   03.09.2012 22:26     Заявить о нарушении
Мои родители, несмотря на эвакуацию и другие переезды, смогли сохранить редкие семейные фотографии,и с каждой связана какая-нибудь история. Спасибо за отклик, Людмила.
С уважением,

Просто Валерия   06.09.2012 23:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.