О Доме Романовых - журналу Дилетант

Императорский дом все еще сомневается в подлинности останков царской семьи.  Интервью журналу «Дилетант»


Со дня расстрела Царской Семьи прошло 94 года. Минувшей осенью Следственный комитет России прекратил расследование дела. Соответствующее постановление было передано представителям Дома Романовых в изгнании. В официальном заключении СКР указывалось, что следствие не располагает документальными доказательствами причастности Ленина либо кого-то другого из высшего руководства большевиков к преступлению. В связи с годовщиной трагедии директор Канцелярии Российского Императорского Дома Александр Закатов ответил на вопросы «Дилетанта».

 С экспертом беседовал Алексей Голубев.

Вопрос: Расследование убийства Императорской Семьи завершено. Однако в Доме Романовых считают, что точка в этом деле ещё не поставлена. Почему?

Ответ: Кроме нерешенного до сих пор вопроса о подлинности «екатеринбургских останков», что является отдельной темой, остается целый ряд проблем, нуждающихся в дальнейшем тщательном исследовании. Необходимо установить в полной мере, каков был истинный механизм принятия решения о расстреле царской семьи, в полной мере выявить роль лидеров тоталитарного режима Я. Свердлова и В. Ульянова-Ленина в организации этой бесчеловечной преступной политической репрессии.

Нужно уточнить судьбу некоторых обитателей Ипатьевского дома (например, поваренка Л. Седнева, якобы, отпущенного Я. Юровским накануне казни, но, возможно, тоже казненного, только отдельно), подтвердить или опровергнуть различные версии об уничтожении тел казненных и т.п. Это необходимо не для того, чтобы культивировать некие отрицательные эмоции в обществе, а ради объективной оценки событий революции и гражданской войны. Нужно уметь прощать, но нельзя забывать преступления и замалчивать факты. Иначе мы рискуем вновь и вновь повторять страшные ошибки.


Вопрос: Почему РПЦ и Дом Романовых не признают подлинность найденных «екатеринбургских останков»? Какова ситуация с предполагаемыми останками Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии?

Ответ: В мире нет никого более заинтересованного, чтобы «екатеринбургские останки» оказались подлинными, чем Русская Православная Церковь и Российский Императорский Дом. Для Церкви это была бы еще одна чтимая верующими святыня, а для Династии, плюс к этому, еще и уверенность, что прах родственников не уничтожен и не скрыт, а обрел вечное упокоение в родовой усыпальнице. И если Церковь и Императорский Дом призывают к осторожности, значит, у них есть очень серьезные и обоснованные сомнения. В свое время, еще в 1998 году, вопросы, волнующие независимых экспертов, Церковь, Императорский Дом и общество, были сформулированы Патриархом Алексием II в его официальном письме, направленном в Государственную комиссию по идентификации.

Это и убежденность следователя Н. Соколова, проводившего расследование цареубийства по свежим следам, что останки мучеников были, в основном, уничтожены на Ганиной яме, и противоречия в трех версиях записки Юровского, и отсутствие следа от удара сабли японского фанатика на черепе, приписываемом Николаю II, и предположение о том, что головы императора и наследника были отчленены еще в Ипатьевском доме и отправлены Ленину в Москву в качестве доказательства совершения казни… Удовлетворительных ответов на эти и другие вопросы так и не последовало. А раз существуют сомнения, Церковь не может признать останки мощами царственных страстотерпцев. Наука постоянно развивается. Те методы, которые сейчас признаются современными и совершенными, через некоторое время вполне могут быть объявлены устаревшими и недостаточными. Так что сводить весь вопрос только к генетической экспертизе неправильно.

 Тем более, что имели место нарушения процедуры обретения останков и дальнейшего обращения с ними. Их выкапывали частные лица, куда-то перевозили, клали обратно. При раскопках обнаружили какой-то непонятный кабель, неизвестно откуда и куда ведущий. Значит, захоронение уже раскапывалось ранее. Кем, когда, ради чего? Откуда были взяты частицы останков, переданные независимым экспертам? Пока невозможно ни полностью подтвердить, ни полностью опровергнуть версию о подлинности «екатеринбургских останков». Ситуация с предполагаемыми останками Цесаревича Алексия и Великой княжны Марии абсолютно такая же. Церковь не может допустить введения верующих в заблуждение, и Глава Дома Романовых Великая княгиня Мария Владимировна полностью разделяет эту позицию. В таком тонком деле нельзя спешить и подчинять свои действия той или иной политической конъюнктуре. Для почитания святых совсем необязательно наличие их мощей. Главное для верующих – это память о них и единство с ними в молитве.

Вопрос: Недавно в прессе в связи с обнаружением клада в особняке Нарышкиных вновь выспыхнули споры о реституции в России. Как Императорский Дом сегодня относится к реституции?


Ответ: Российский Императорский Дом в изгнании всегда был и остается принципиально против реституции. И государи Кирилл Владимирович и Владимир Кириллович, и ныне здравствующая глава династии Великая княгиня Мария Владимировна многократно публично, четко и аргументировано заявляли, что возврата к прежним имущественным отношениям быть не может.

Сама мысль о реституции чревата серьезной опасностью для гражданского мира в стране. Императорский Дом ничего не просит и не требует для себя и не советует этого делать никому. Единственное исключение – это храмы и монастыри, культовые постройки других традиционных религий. Они изначально создавались для молитвы и должны использоваться по своему назначению – во имя уважения к религиозным чувствам людей и свободе совести.

Вопрос: Многие монархисты считают, что законная власть в России пала после революции, и сегодняшний режим является преемником нелигитимной советской власти. Значит ли это, что и сегодняшний строй – нелегитимен?


Ответ: Любая революция, будучи насильственным и нарушающим закон событием, неизбежно создает «перерыв в праве». Затем тот режим, который устанавливается в конечном итоге, постепенно приобретает не только политическую, но и правовую обоснованность.

У него нет исторической преемственности по отношению к дореволюционному прошлому, но с точки зрения актуальности он законен. Великая княгиня Мария Владимировна, ее мать Великая княгиня Леонида Георгиевна (ныне покойная), сын и наследник Марии Владимировны Великий князь Георгий Михайлович являются гражданами Российской Федерации с 1992 года, то есть буквально с того момента, когда это в принципе стало возможным для членов Императорского Дома.

Этот факт сам по себе красноречиво свидетельствует, что Императорская семья лояльна по отношению к существующей в настоящее время в России политической системе. При этом статья 13 Конституции РФ, гарантирующая идеологическое многообразие, предоставляет Императорскому Дому полное право говорить о своих убеждениях и духовных ценностях, высказывать аргументы, обосновывающие преимущества монархической идеи, верить в то, что легитимная наследственная монархия является строем, совместимым с требованиями любого времени и может быть в будущем востребована и восстановлена народом.

И это нисколько не мешает Императорскому Дому участвовать в жизни страны и конструктивно и плодотворно сотрудничать с соотечественниками, принадлежащими к самым разным общественно-политическим течениям, в том числе и левым.

Вопрос: Какова сегодня роль Императорского Дома в России, учитывая позицию Великой княгини Марии Владимировны о невозможности восстановления монархии в ближайшей перспективе?


Ответ: Императорский Дом является исторической институцией, то есть корпорацией, сохранившей несомненную преемственность с момента своего основания и продолжающей существование и деятельность на основе своих традиций и исторических законных установлений.

Династическое право не имеет сейчас статуса государственного закона, но продолжает действовать, точно также, как, например, продолжает действовать каноническое право Церкви, независимо от того, является ли Церковь государственной или отделена от государства.

Императорский Дом, отказавшийся от монархических убеждений, это всё равно, что Церковь, проповедующая атеизм. Великая княгиня Мария Владимировна не отрекается от идеалов своих предков. При этом она отдает себе полный отчет, что восстановление монархии, если оно произойдет, это дело не самой близкой перспективы.

Но Дом Романовых живет сейчас и хочет быть полезным своей Родине сейчас, вовсе не обязательно на престоле. Главной задачей Императорский Дом считает для себя участие во всех общественных процессах, способствующих возрождению веры, традиций и моральных устоев, укреплению народного единства в России, восстановлению и развитию дружбы и сотрудничества между всеми народами, принадлежащими к единому цивилизационному и культурному пространству бывшей Российской империи. Поэтому Императорский Дом по принципиальным соображениям категорически и последовательно отвергает для себя участие в каких бы то ни было формах политической борьбы.

У Романовых есть убеждения и гражданская позиция, но династия не связана ни с какой партией, не противопоставляет себя никому, открыта для диалога и взаимодействия со всеми и призывает всех искать и находить не то, что разобщает, а то, что сближает. На первом месте для Императорской семьи – благотворительная деятельность, поощрение взаимной помощи. На этой почве могут сотрудничать люди любых взглядов.

Позиция Императорского Дома создает прочные предпосылки для того, чтобы он, даже не обладая никакой властью, продолжал быть одним из центров общенационального единения. Эта важная общественная функция признается всё большим числом людей, сознающих, что без исторических институций подлинное гражданское общество никогда не будет построено.


Вопрос: В конце прошлого года Дом Романовых получил в Приднестровье статус «уникальной исторической институции, принимающей участие в патриотическом и духовно-нравственном воспитании граждан республики». Что мешает Великой княгине и Наследнику Георгию Михайловичу получить такой же статус в России и вернуться на Родину?


Ответ: В Приднестровье появился очень важный прецедент. Конечно, еще требуется время, чтобы развить некоторые положения статуса Императорского Дома и эффективнее использовать его на службе интересам граждан Приднестровья.

Но уже сейчас ясно, что, во всяком случае, никому никакого вреда от издания этого акта точно нет и быть не может. Он не имеет никакого политического или имущественного содержания, не связывает Императорский Дом ни с одной из политических сил, а обладает исключительно моральной, патриотической и культурной значимостью. Это свидетельство уважения действующих властей к великому прошлому Отечества и понимания ими общественной роли Императорского Дома.

В той или иной форме статус преждецарствовавших династий оформлен в Болгарии, Сербии, Румынии, Албании, Венгрии, не говоря уж о большинстве западно-европейских стран, не переживших коммунизма. И в России для этого нет никаких юридических препятствий. Российская Федерация – светское государство, но это не мешает ему признавать особый статус Русской Православной Церкви, проявлять официальные знаки внимания и моральной поддержки другим традиционным конфессиям.

Точно также, оставаясь республиканским, современное Российское государство имеет все основания официально определить свое отношение к Императорскому Дому, который 300 с лишним лет управлял страной, а в наше время продолжает патриотическое служение в общественной сфере и не имеет ни малейших политических или материальных амбиций или претензий.

Но решение этого вопроса зависит от государственной власти. Императорский Дом никогда ничего не просит для себя. Он считает справедливым и полезным для сотрудничества, если в Российской Федерации статус династии станет более определенным, чем это есть сейчас. Но никаких условий Императорский Дом не выдвигает и старается по мере сил быть полезным своей стране по принципу: «Делай, что должно, и будь, что будет».


Вопрос: Почему представители Объединения членов рода Романовых, в которое входят почти все потомки русских императоров по всей планете, не признают за Великой Княгиней Марией Владимировной и Ее Сыном прав на наследование Престола?


Ответ: Во-первых, невозможно говорить о какой-то единой позиции «Объединения рода Романовых». Это несколько расплывчатая организация, в которой числятся потомки членов Императорского Дома от неравнородных, нединастических браков. Большинство из них какого-то реального участия в деятельности этой ассоциации не принимает, и у каждого есть своё мнение. На практике активность проявляют два весьма пожилых брата Николай и Дмитрий Романовы, унаследовавшие от своего отца Князя императорской крови Романа Петровича неприязнь к старшей линии Дома Романовых. Дай Бог им доброго здоровья и долголетия, но когда настанет час их перехода в мир иной, их ветвь пресечется, так как у Николая нет мужского потомства, а у Дмитрия вообще нет детей. Так что их оппозиция продолжающейся старшей линии династии чисто деструктивна и бесперспективна.

Во-вторых, Ваш вопрос скорее адресован не тем, кто придерживается принципа исторического легитимизма, а тем, кто почему-то не желает признавать ясные и четкие нормы династического права. По закону Императорского Дома о наследовании династических прав и обязанностей, принятому императором Павлом I и дополненному императором Александром I, правовое положение Великой княгини Марии Владимировны и ее сына абсолютно бесспорно. Они признаются всеми императорскими и королевскими домами, Патриархами Русской Православной Церкви, авторитетным генеалогическим сообществом.

Это признание отражено в официальной переписке, актах права, воплощается в различных символических действиях (например, взаимное награждение династическими и церковными орденами, участие в династических мероприятиях и торжествах). Великую княгиню и ее наследника в их законном историческом статусе официально принимали Константинопольский и Иерусалимский Православные Патриархи, Папа Римский, мусульманские духовные лидеры, светские руководители в России и во многих странах мира. Верным другом и духовным наставником старшей линии Дома Романовых был Святитель Иоанн Шанхайский, ныне соборно канонизированный всей Русской Церковью.

Достойно сожаления, что на этом фоне некоторые родственники из-за предвзятости или ревности пытаются оспорить очевидное, иногда прибегая к заведомо ложным утверждениям. Например, Николай Романов постоянно заявляет, что в России, якобы, действует салическое право, то есть запрет особам женского пола возглавлять Императорский Дом и наследовать престол при монархии. На самом деле в России никогда не было салического права, имена самостоятельно царствовавших императриц Екатерины I, Анны Иоанновны, Елисаветы Петровны и Екатерины II известны любому школьнику, а ровно две трети закона о престолонаследии Павла I посвящено как раз порядку наследования по женским линиям. В этом легко может убедиться каждый, прочитав текст закона.

Справедливости ради, нужно отметить, что негативное отношение к Великой княгине проявляет только несколько человек из «Объединения рода Романовых». Большинство родственников Императорского Дома относится к Великой княгине Марии Владимировне или нейтрально или дружелюбно. Весьма добрые и взаимно уважительные отношения поддерживаются Императорской семьей с князьями Романовскими-Ильинскими, с князем Г. Юрьевским, с П.Э. Куликовским – потомком от неравнородного брака сестры Николая II Великой княгини Ольги Александровны.

И сама Великая княгиня Мария Владимировна никогда ни о ком из своих родственников не сказала ни единого худого слова, даже о тех, кто пытается ее уязвить или ей мешать. Она не «претендент на престол», как некоторые ошибочно думают, а законная наследственная глава Императорского Дома, носительница и хранительница определенных принципов и идеалов. Поэтому у нее нет никаких оснований опасаться откровенно необоснованных нападок на ее статус.


Вопрос: Большая часть русских монархистов, впрочем, как и крупнейшие идеологи русского монархизма (И. Солоневич, И. Ильин, Л. Тихомиров, К. Леонтьев) считают недопустимым установление в России конституционной монархии по британскому образцу и указывают на необходимость возрождения самодержавия. Что на этот счет думают в Доме Романовых? Может ли Мария Владимировна стать конституционным монархом?


Ответ: Слово «самодержавие» часто понимается неверно, и возникает чисто терминологическая, а не сущностная проблема. Если очистить понимание самодержавия от разных наслоений и, тем более, политизированных демагогических оценок (как левых, так и правых, и даже околомонархических), то мы поймем, что этот термин означает прежде всего и главным образом суверенитет власти, ее независимость от внешних сил. Это совершенно не означает, что такая власть ничем не ограничена. Она имеет множество ограничений, заложенных в ее собственной природе. Самодержавие – это то, что само себя держит. Но также и то, что само себя сдерживает.

Кстати, английская монархия вполне самодержавна. Король или Королева царствуют там Божиею милостию, то есть не отказались от идеи богоустановленности королевской власти. Никакой Конституции в Великобритании не было и нет, но подлинная, легитимная монархия всегда конституционна по своей сути. Объем власти монарха Великобритании достаточно велик. Некоторыми своими прерогативами Корона не пользуется в силу сложившейся политической практики, но юридически они существуют и в случае необходимости всегда могут быть реализованы.

В России нет нужды копировать чужие образцы, даже если они весьма органичны в своих странах. Опыт других можно иметь в виду, но у каждой страны своя судьба, свой путь, свои традиции. Если когда-либо народ России пожелает восстановить монархию и в установленном законами порядке выразит свою волю, она будет опираться на российский исторический опыт в сочетании с современными реалиями.

Можно с уверенностью сказать, что эта монархия будет народной, независимой, законной и наследственной в легитимном Доме Романовых. Что касается конституционных полномочий государей, то они, естественно, не будут абсолютными. Но они наверняка будут достаточными, чтобы эффективно исполнять главную функцию монархов – быть независимыми надпартийными и надклассовыми Арбитрами, не обязанными своей властью никакой группировке и поэтому в наибольшей степени способными выражать и защищать интересы всей нации в целом.

http://www.diletant.ru/interview/2320727/


Рецензии
Уважаемый Александр!
Вы очень чётко и логично, а, главное, толерантно, изложили свою точку зрения, что вызывает уважение.
Поэтому, хоть я и не согласен в принципе с Вашей концепцией, спорить не хочу.
Но позвольте заметить: там, где монархия не абсолютная, то есть монарх отдал реальную власть народу (или, если угодно, "народу"), то он вынужден мириться со многими вещами. Так, в большинстве монархических стран Европы узаконены однополые браки...
С уважением,

Григорий Рейнгольд   23.11.2012 13:31     Заявить о нарушении
Уважаемый Григорий!

Благодарю Вас за добрый отзыв.

По поводу Вашего замечания: абсолютной монархии не бывает. Любая монархия так или иначе ограничена. Но есть ограничения, проистекающие из природы монархии, естественные и органичные. А есть навязанные и искусственные, призванные выхолостить суть этого государственного устройства.

Такие ограничения, к сожалению, мы наблюдаем в большинстве стран современной Европы. Но злоупотребление не отменяет употребления. Принцип Государства-Семьи вечен, как бы мы ни пытались испортить его реальное воплощение в земной жизни. Глядя на печальный опыт других, нужно не отвергать сам принцип, а постараться извлечь уроки и, по возможности, избежать повторения ошибок в собственном делании.

С уважением А. Закатов

Александр Закатов   23.11.2012 20:36   Заявить о нарушении
А можно узнать Ваше мнение о свержениях и последующих убийствах императоров Ивана Антоновича VI, Петра III и Павла I?
Не бросает ли это тень на тех монархов, которые заняли их места, и не ставит ли под сомнение их правомощность?
С уважением,

Григорий Рейнгольд   24.11.2012 16:21   Заявить о нарушении
Уважаемый Григорий!

Всякий грех ложится тенью на судьбу и облик любого человека. Но сакральность и правомочность власти законного наследственного монарха не разрушается из-за личных грехов.

В рамках религиозно-монархических представлений всем понятно, что ответ за свои деяния (в том числе злые и страшные)государь держит только перед Богом. Подданные имеют право на моральную оценку действий государей, могут одних из них любить больше, а других - меньше, но исполнять свой долг перед ними и почитать их обязаны, как обязаны дети почитать отца и мать, даже если они не во всем правы и не вполне соответствуют нравственному идеалу, как обязаны христиане чтить апостольскую преемственность духовенства, даже если тот или иной священнослужитель лично слаб и грешен и т.д.

Но и с точки зрения более светского восприятия власти невозможно ставить её легитимность и обоснованность в зависимость от личных качеств и грехов человека. В противном случае каждое гнусное предательство можно оправдать лицемерными заявлениями о "личном недостоинстве" носителя власти. На эту тему богатый материал содержится в переписке Царя Иоанна Грозного и изменника князя А. Курбского.

Александр Закатов   30.11.2012 23:49   Заявить о нарушении
Спасибо за разъяснение.

Григорий Рейнгольд   01.12.2012 01:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.