ХР Распространение новых орудий труда и оружия

ХР. 2.7.27. Эпоха мифических цивилизаций. Распространение новых орудий труда и оружия.
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 27. Распространение новых орудий труда и оружия.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.

Алексей Алексеевич Кадочников Михаил Борисович Ингерлейб
«Специальный армейский рукопашный бой (Система А. Кадочникова)».

Каменное оружие: 1,2 — каменное рубило, 3-5 — каменный топор, 6 — палица, 7,8 — наконечники стрел, 9 — кремневый наконечник копья


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
51 000 до н.э.

Весь мир. Северное полушарие. Малая Азия. Плодородный Полумесяц. 51 000 до н.э.

Межледниковое потепление климата. Начало последнего из четырех циклов тёплого и влажного климата на территории так называемого малоазийского «Плодородного Полумесяца». Этот цикл оказался самым тёплым, влажным и длительным – 5000 лет (51 000-46 000 до н.э.).

Вероятный «демографический взрыв» населения Ближнего Востока и Малой Азии. Пустыня Негев стала обитаемой для животных и людей. Массовые миграции первобытных людей.

На северо-западном побережье Средиземного моря сконцентрировалось наибольшее количество представителей генетической линии «Джахангир» (J).

На землях Леванта (Средиземноморского Ближнего Востока) обитает 30-60% мужских линий «Джахангир» (J) – генетического сына «Сифа» (F).

Наибольшее количество генетической линии «Джахангир» (J) в Европе (40%) распространилось в Анатолии (современная Турция).

Возникновение на территории будущей Анатолии (Турция) «зелёного коридора» между Южной Азией и Европой. При этом муссоны на побережье Индийского океана более влажные, чем в современное время.


Весь мир. Евразия. Северная Азия. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Распространение новых орудий труда и оружия. 51 000 до н.э.

Начало Киргинского межледникового потепления в Северной Азии (Сибирь). Из-за всеобщего потепления человечество данного времени получило возможность для умножения своей численности и миграции на новые территории Евразии, Африки, Америки и Океании.

Массовые миграции первобытных людей способствуют широкому распространению в Евразии новых орудий труда и оружия. Причём создаваться и распространяться оружие может только в результате конфликтов и войн между людьми.

За время Среднего Палеолита или Древнего Каменного века (1 500 000-40 000 лет до н.э.) палеоантропы, неандертальцы и люди современного типа расселятся практически по всей свободной от снежно-ледниковых покровов территории Евразии, Африки, Австралии и Океании.

На территории будущей России (Восточно-Европейская или Русская равнина, Сибирь) стоянки носителей Мустьерской культуры в данное время существуют в бассейне Десны, верховьях Оки, в Среднем Поволжье, на Алтае, в Приморье.

В Центральной и Восточной Европе известных стоянок первобытных людей данного времени в 70 раз больше, чем местонахождений палеоантропов периода Раннего Палеолита.

Повсеместно появляются местные группы кровнородственных общин, местные и территориальные объединения общин (протоплемена), соответствующие местные культуры. На обособленных территориях континентов усиленно формируются виды и подвиды рас, народов, человечеств.

На Кавказе и средиземноморской территории Западной и Южной Европы обитают носители культуры Европейского Мустье. Причём эта культура и её носители самостоятельно формируются в Европе длительное время (75 000-40 000 до н.э.) и практически потеряли контакты с раннемустьтерскими африканскими и азиатскими культурами раннего периода Среднего Палеолита.

Традиционные народы и культуры, проживающие в относительно благополучных с точки зрения климатических, экологических и пищевых условий, сохраняют традиционные способы изготовления и древние формы орудий труда. Как правило, это грубые ручные рубила и их модификации.

Народы и культуры, существующие в изменчивых или суровых климатических условиях, на территориях с переменчивым рельефом и трудно добываемыми пищевыми ресурсами, вынужденно постоянно совершенствуют производство каменных, костяных и деревянных орудий труда.

Например, каменная индустрия «леваллуа» характеризуется сколом отщепов и пластин со специально подготовленных дисковидных заготовок - «нуклеусов».

Орудия «леваллуа» отличаются устойчивостью своих форм во времени и пространстве. Вероятно, эта устойчивость форм является следствием традиции, преемственности поколений носителей этой культуры, их кровнородственным связям, а также, вероятно, удобностью пользования и производства таких орудий.

Двусторонне обработанные (заострённые) орудия труда в отдельных регионах Евразии и Африки в данное время существенно меняются по форме и функциональному назначению. Ручные рубила становятся меньше размером и изготавливаются не из отдельного камня или куска камня-гальки, а из отщепов.

Сначала в Африке, потом на Ближнем Востоке и в Южной Азии, а затем и в других местах Евразии, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании появились листоподобные наконечники копий и дротиков, наконечники ручных стрел-дротиков.

Вообще наконечники разных типов уже используются в сложных (составных) орудиях труда и оружии, например в метательных копьях-дротиках.

Типичное орудие труда эпохи Мустье – скребло – теперь имеет «многогранные или многолезвийные» формы. Скребла становятся многофункциональными и используются для обработки дерева, костей, слоновой кости, бивней мамонтов, для обработки шкур, для резания, пиления, снятия стружки (стругания), ретуши (циклевания), а также для прорезания и сверления различных отверстий.

В Среднем палеолите в периоды потеплений климата на территории Восточно-Европейский (Русской) равнины устанавливался тёплый и сухой климат с относительно суровыми зимами. При этом в большей части Западной Европы сохраняется субтропическая фауна: древний слон, гиппопотам, носорог Мерка (Dicerorhinus kirchbergensis (mercki)).

Например, на территории Венгрии в тёплые периоды Среднего палеолита распространялись хвойные и лиственные леса, климат был теплее современного. В такие периоды средняя температура зимы в Центральной Европе - не ниже 0°С.

Только при резких похолоданиях климата и при кульминации нашествия снежно-ледникового покрова средняя температура января в Центральной и Восточной Европе падала до минус 10-15°С, а в июле – до плюс 10°С. При этом в Евразии появились большие пространства не занятые лесами.

В период между интергляциалом Вюрм I/II и кульминацией оледенения Вюрм II (85 000-60 000 до н.э.) флора и фауна Евразии полностью изменились.

Вначале мягкий и относительно тёплый климат во время интерстадиала Вюрм І-ІІ увеличил количество осадков и лиственные леса стали господствующими в Европе. В этих лесах обитало огромное количество разнообразных животных, на которых охотились многие поколения неандертальцев.

Похолодание климата и уменьшение количества осадков привели к уменьшению площади и количества лесов, к распространению степной растительности. В период резкого похолодания климата в Евразии распространились степные и тундровые ландшафты, появились полярные виды животных Мамонтового комплекса.

Уже в данное время следы жизнедеятельности первобытных людей свидетельствуют о чётком разделении мест обитания на постоянные стойбища, стоянки преимущественного пребывания, сезонные и временные стоянки.

В больших и хорошо защищённых пещерах существуют родовые, общинные или племенные стоянки-жилища, в которых за многие сотни и тысячи лет непрерывного обитания образуются мощные культурные слои-следы-остатки жизнедеятельности людей.

Повсеместно встречаются характерные стоянки временного обитания охотников-мигрантов и перемещаемые «базовые лагеря» из шалашей, в которых обустраиваются не только жилища, но и «мастерские» для добычи и обработки камня.

Стоянки и стойбища, временные охотничьи стоянки размещаются, по возможности, как в хорошо укрытых местах или пещерах, так и под открытым небом. Как правило, эти стоянки располагаются недалеко от мест кормления или миграций животных – объектов охоты людей.

На территории современного кантона Берн (Швейцария) будут найдены места добычи кремня, из которого изготовлялись мустьерские орудия труда. Здесь кремень будут добывать в вертикальных ямах глубиной до 60 см. Такие ямы в таком грунте можно выкопать роговыми орудиями труда. Здесь же происходила первичная обработка кремня, заготовка нуклеусов.

В Балатенловаше (современная Венгрия) в данное время существуют подобные шахты по добыче минеральных красителей – лимонита и гематита. В этих шахтах будут найдены более сотни роговых и костяных орудий.

Специальные «шахтёрские» кирки-топоры, острия-копалки-ковырялки и лопатки изготовлены из рогов и костей благородного и гигантского оленя. С их помощью древние шахтёры-неандертальцы за многие годы работы добыли из этих шахт-ям около 25 куб. м минеральных красителей.

Данное время (70 000-40 000 до н.э.) можно с уверенностью назвать «эпохой развитого производства каменных орудий». Повсеместно каменные орудия стали привычным и обязательным средством обеспечения жизнедеятельности первобытных людей всех рас, видов и подвидов человечества.

Развитию производства каменных орудий способствует основное занятие первобытных людей данного времени – охота и собирательство. Причём охота уже стала специализированной. Охотники-обитатели разных природных зон и ландшафтов специализируются на охоте на определённых видов животных, в частности, на севере – на животных Мамонтового комплекса.

На юге, в тропиках и субтропиках первобытные люди охотятся на любых животных или дичь, попавших в сферу их жизнедеятельности. В зоне умеренного климата и на севере, возможно, из-за многочисленности стад травоядных животных одного вида (бизоны, антилопы, лошади, мамонты, олени и т.д.) люди охотятся на определённых животных.

На территории Южной и Западной Европы ранние неандертальцы предпочитают охотиться на слонов-мамонтов, бегемотов, гиппопотама и носорога. Затем объектами их охоты стали бизоны, лошади и олени. В густых влажных лесах они охотились на кабанов и косуль.

Обладая разнообразными по формам и видам, но в то же время ограниченными по возможностям орудиями, неандертальцы вынуждены были специализироваться в охоте на тех животных, которые могли быть добыты этими орудиями или способами охоты с применением именно этих орудий.

Кроме этого на специализацию в охоте влияет возможность сохранения мяса на некоторое время. На жарком и влажном юге мелкая добыча делилась, распределялась и поедалась в короткое время, на сухом и холодном севере можно было охотиться на больших животных.

Вот почему в пещере Мори (Испания), около половины всех костных останков принадлежит крупным быкам, а другая половина – благородным оленям и лошадям. Охота на таких сильных и быстрых животных на открытых степных пространствах требует от людей большой силы, расчётливости, организованности, мастерства, выносливости, храбрости, средств маскировки и соответствующих орудий.

Обитатели крымской стоянки Староселье охотились преимущественно на дикого осла, а обитатели стоянки Заскальная – на сайгу.

Неандертальские охотники из Воронцовской пещеры (Кавказ) охотились только на пещерного медведя (98,8 % остатков). Вероятно, эти всеядные гигантские медведи становились объектами охоты для людей во время спячки, так как после их использования люди клали черепа и кости пещерных медведей обратно в места их обитания-спячки.

Также на пещерных медведей охотились первобытные люди из Эрде (Венгрия). Здесь было убито и съедено около 500 медведей. Другими объектами для охоты обитателей Эрде были лошади.

На Кубани (Россия) в Ильской стоянке подавляющее большинство охотничьей добычи (до 87%) приходится на бизонов.

В данное время обитатели стоянки-поселения Молодова на Днестре охотятся в основном на мамонта, лошадь, бизонов и на северного оленя.

В тростниковых болотах, ольховых и берёзовых лесах в Кёнигсхауэ близ Гарцских гор (Германия) община неандертальцев численностью около 30 человек с апреля по октябрь обитала на берегу озера и охотилась на мамонта, носорога, дикую лошадь и быков-бизонов.

Обитатели северной стоянки-поселения Лебенштедт (Зальцгиттер, Германия) в условиях тундровой среды обитания охотятся на северного оленя, бизона, лошадь, шерстистого носорога. Все их каменные орудия – это орудия охоты и разделки туш больших животных. В стоянке-поселении Лебенштедт летом проживает около 40-50 охотников. Они будут приходить на это место обитания и охоты несколько сезонов подряд.

Жизнедеятельность человека в холодных условиях севера невозможна без животных шкур и меха. Поэтому несомненно, что неандертальцы данного времени (всего периода Среднего палеолита) охотятся на пушных животных. Например, в гроте Ортюс (Франция) остались кости пантеры, рыси и волка.

На севере будущей Германии в Эрде охотники добыли пещерную гиену и волка.

Возможно, эти хищные звери были употреблены в пищу, возможно. Но при наличии крупных растительноядных животных, вероятнее всего, эти хищники были использованы как средство для добычи шкур и меха.

Во многих стоянках-стойбищах или поселениях евразийских неандертальцев будут найдены кости птиц и мелких животных, остатки диких плодов. Обитатели пещеры Кударо (Кавказ) занимались активной рыбная ловлей-охотой.

На пути развития, виды и формы мустьерских орудий и оружия влияют многие факторы: ограниченность используемого сырья; первоисточники традиционных техник и технологий; уровень культурного развития; специализация охоты и других видов жизнедеятельности; территориальная разобщённость или взаимодействие (контакты) людей.

Так выделяются «леваллуаский, зубчатый, типично мустьерский, шарантский, понтийский и другие пути развития» мустьерских орудий. Определённое сходство имеют мустьерские археологические культуры – «территориально ограниченные группы стоянок-поселенийц, сходных по набору орудий». При этом сходны не только основные типы орудий, но и их количественное соотношение по группам используемых в деле орудий.

Однако в целом обитатели Среднего палеолита ещё очень разобщены и стараются жить «по-старинке» – территориально обособленными общинами, родами или группами общин-родов (стадами или племенами). При этом всё чаще и чаще первобытные люди живут в местах постоянного или преимущественного пребывания (увеличение оседлости).

Если в определённых местах неандертальцы жили и охотились сезонно, то теперь, вооружённые новыми орудиями труда и технологиями обработки пищевых и сохранения ресурсов, они чаще и регулярнее возвращаются на эти места.

Пути перемещений первобытных людей, безусловно, определяются путями миграций определённых видов животных. Поэтому эти животные неизбежно и естественно становятся для людей весьма значимыми, дорогими и близкими субъектами окружающей среды.

Любое расселение первобытных людей, основным видом деятельности которых является охота на животных и собирательство производимых природой продуктов питания, не может быть мирным по отношению к конкурирующим группам таких же охотников и собирателей.

Если кто-то собрал с определённой территории всё съестное и добыл всех доступных животных, то другим ничего не остаётся. Им можно только перейти на новое место-территорию, либо защитить свою кормовую территорию, либо отнять у соперников добытое и тем самым обеспечить себя необходимым для выживания, - других возможностей пока нет (например, земледелия, скотоводства и т.д.).

В данное время практически вся обитаемая людьми территория является чьей-то кормовой территорией, охотничьими угодьями. Поэтому первобытные люди Среднего палеолита неизбежно и естественно вынуждены соперничать друг с другом и с хищниками.

Расселение первобытных людей осуществляется, вероятно, по примеру (по закону подобия-подражания) расселения хищников. Хищные звери часто вступают в схватки из-за добычи, отнимают добычу друг у друга, борются между собой за обладание охотничьими территориями. При этом хищниками применяется естественный метод вытеснения с занимаемой территории.

Более многочисленная (а значит более сильная) группа хищников начинает охотиться на занятой кем-то территории, перенимая добычу у «местных» и тем самым вынуждая их без борьбы покинуть «родные места», уйти и мигрировать в поисках новых безопасных и сытых «счастливых мест».

Вероятнее всего так «молчаливо» расселялись классические неандертальцы, не умеющие говорить и общаться так, как уже умеют это делать в данное время первобытные люди современного типа.

Вероятно, классические неандертальцы мало чем отличались от местного коренного населения (архантропов и палеоантропов), но уже несли с собой определённую культуру отношений, орудия труда, приёмы охоты, правила поведения.

Возможно, именно неандертальские первопредки стали архетипичными прообразами мифологических духов-предков, героев-демиургов, будущих духов-божеств и первичных богов первобытного человечества современного типа.

Несомненно, что именно классические неандертальцы умели производить разнообразные специализированные орудия, организовывать массовую загонную охоту-облаву, имели зачаточные искусства, погребальные обряды, строили жилища-шалаши, ввели обряд инициации.

Поэтому классические неандертальцы, несомненно, были в своё время прогрессивным человечеством.

Однако на смену классическим неандертальцам в результате «взрывного» развития мифологического и мифопоэтического мышления, производства «новейших» видов орудий и оружия, развития речи и языка (языков) общения приходит человечество современного типа.

При этом меняется не только техника и технологии, поведение и общение, - меняется физический и интеллектуальный облик человека. Первобытный человек данного времени обрёл лицо современного человека.

Внешне первобытный человек данного времени ничем почти не отличается от людей современного или нашего времени. Он полностью выпрямился, имеет длинные ноги и сильные руки, мускулистое поджарое тело. Его тело почти полностью лишено волосяного покрова, волосы сохраняются только на голове, в подмышках и паху.

Мужчины и женщины внешне отличаются друг от друга почти так же, как современные мужчины и женщины. Вероятно, внешний облик, гармоничность сложения и красота тела в данное время уже являются существенными факторами межличностных и общественных отношений.

Молодые девушки и женщины предпочитают стройных сильных мускулистых юношей и молодых мужчин. В ответ молодые мужчины и юноши предпочитают ловких быстрых и крепко сложенных девушек и молодых женщин. Главные критерии выбора и отбора семейных пар («женихов и невест»): способность к деторождению и производству большого потомства, приспособленность к занятию собирательством и охотой, выносливость и жизнестойкость.

Вероятность таких критериев косвенно подтверждается средним возрастом жизни большинства первобытных людей данного времени (и всего периода Каменного века) – не более 25 лет.

В 15-16 лет юноши и девушки данного времени уже вынуждены работать и жить «по-настоящему», вместе с более взрослыми членами семьи, рода или общины трудиться, участвовать в общем хозяйстве. Возможно, уже в этом возрасте создаются новые семьи и девушки вольно или невольно становятся матерями.

Во многих мустьерских стоянках-поселениях будут обнаружены каменные плиты с выдолбленными в них чашеобразными углублениями («чашечные камни»).

Известняковая «чашечная плита» из пещеры Ла-Ферраси (Франция) имеет около 75 см в длину и 15 см в толщину. Чашечные углубления располагались на плите компактной группой, вдоль её длинной стороны. Эта чашечная плита перекрывала погребение маленького пятилетнего ребёнка.

Уже в данное время по закону подобия («всё подобно всему»), возможно, любое углубление, например, норка, пещера, дупло и т.д. ассоциируется с влагалищем, вагиной, женским лоном, материнской утробой. На все времена углубления станут символом женского полового органа, символом материнства.

Возможно, компактная группа углублений на могильной плите из пещеры Ла-Ферраси являются «чашечками» для жертвоприношений умершему ребёнку, а их число соответствует числу людей, приносящих эти жертвы. Есть и другие версии предназначения этих углублений («изображения звезд, солнца, условные воспроизведения ран»).

В этой же пещере Ла-Ферраси в одном из погребений при скелете обнаружат гравированную кость. На кости нанесены ряды параллельных насечек-нарезок. Возможно, это также послание умершему человеку о числе людей, пришедших его хоронить, а может быть иное число каких-либо памятных событий. Например, как число звезд на истребителе лётчика, сбившего вражеские самолёты.

Подобные гравированные кости и чашечные плиты находятся в Турске Маштале (Чехия), в пещере Джручула (Грузия). Три гравированные кости будут найдены в гроте Эскичо-Граппау (Франция). Все они относятся ко времени так называемого «развитого Мусте» (70 000-50 000 до н.э.).

Однако параллельные насечки и гравировку на кости делали ещё первобытные люди и неандертальцы периода «раннего Мустье» (180 000-160 000 до н.э.). Такие находки будут сделаны в Истюрице и Мекленбурге.

В пещере Эрмитаж (Франция) будут найдены гравировки по кости «из углообразных фигур». На фрагменте нижней челюсти животного из Видена (Германия), на плитке известняка в Цонской пещере (Кавказ) будут выгравированы на кости крестообразные фигуры.

В пещерах Ла-Мустье и Ла-Ферраси (Франция) их обитатели оставят «широкие полосы красной краски (охры), нанесенные рукой человека поперек небольших плиток камня». Возможно, о них просто вытирали испачканные краской руки, а может быть сначала пробовали, как ложится краска на камень.

В пещере Базуа (Северная Италия) будет обнаружена галерея изображений данного времени протяженностью 400 метров. Волей природных стихий эта галерея данного времени (эпоха Мустье) была замурована.

На глиняных стенах пещеры Базуа сохранится «множество следов пальцев в виде параллельных «прочерчин» и отпечатки выпачканной в саже руки, а на полу – 25 отпечатков ног разных людей». В основном это следы подростков.

В этой пещере остались «пятна сажи на месте брошенных факелов» а также следы сажи от факелов на стенах. Возможно, чтобы очистить факел от нагара, им ударяли о стену и таким образом «оживляли пламя» факела.

На стенах пещеры Базуа остались «глиняные кляксы» - следы от брошенных с силой глиняных шариков или комьев («снежков»). Десятки «глиняных клякс» имеют диаметр от 3 до 7 см. Некоторые шарики остались лежать на полу пещеры.

Слепки или глиняные шары были и в других пещерах-стоянках первобытных людей данного времени. Например, в Ла-Кина и Мюре (Франция). Комки охры обнаружат в гроте Северного оленя в Арсисюр-Кюр (Франция). Известно древнее (130 000 до н.э.) скопление шаров из лесса в Анхейме (Эльзас).

Эти глиняные шарики и комки свидетельствуют, что первобытным людям издревле известны свойства глины и они её, вероятно, широко применяли в своём первобытном хозяйстве. Например, запекать мясо на костре без потери его качеств и загрязнения сажей, углями и т.д. лучше всего в глиняной «обёртке» (шубе).

Вероятнее всего, глина и мягкая земля-почва широко используется при строительстве жилищ-шалашей, для затыкания щелей, отверстий и полостей. Глина мягкий, поддающийся ручной обработке материал и имеет самое разнообразное применение в быту и хозяйстве.

Конечно, швыряние глиняными шариками в стену пещеры больше всего похоже на детские игры или тренировки-упражнения в меткости и силе броска. Сырой глиняный шарик-снежок хорош тем, что не отскакивает, как камень, а остаётся на месте удара и стрелку-охотнику хорошо видно, куда он метил и попал. Таким образом, вероятно, отрабатывалась техника точных бросков в цель будущих охотничьих и боевых камней.

Развитие орудий труда неизбежно приводит к развитию других «отраслей» первобытного хозяйства, например, строительства жилищ-шалашей и обустройства пещер-гротов.

На юго-западе будущей Франции первобытные люди данного времени устраивают под скальными навесами и в небольших пещерах с глубиной освоения не более 20-25 м. При этом пещеры в Комб Гренаде и Ле Пейраре (Южная Франция) были намеренно углублены людьми.

Характерным и, возможно, типичным жилищем мустьерского времени будет жилище-шалаш из костей мамонта  на стоянке Молодова І на Днестре (Украина). Подобные сооружения с несколькими кострищами внутри границ жилища будут построены на территории будущей Франции в Ле Пейрар, Во-Де-Л’Обезье и Эскишо-Грано. Следы и остатки подобных жилищ будут обнаружены в низовьях реки Дюране (Франция).

Общим для всех первобытных людей данного времени является выбор места временного, преимущественного или постоянного пребывания или проживания. Места для стоянок и жилищ-поселений
Выбираются там, где было кормовое и охотничье разнообразие, где возможна охота на таких больших животных, как слон, мамонт, гиппопотам, носорог, бизоны и лошади. При этом рядом обязательно должны были быть источники воды: реки, озёра, ручьи, болота.

Для первобытных людей данного времени кормовая и охотничья территория одного рода или кровнородственной общины, вероятно, не превышает 10 км в окружности от места стоянки-поселения. Этот ареал является «малой родиной» для обитателей этих стоянок-поселений.

Однако во время миграций вслед за животными или вследствие целенаправленного или вынужденного переселения первобытные люди данного времени медленно, последовательно или вынужденно быстро (возможно, бегом) осваивали новые или уже проторенные территории.

Эти территории, возможно, уже имеющие традиционные сезонные или памятные предыдущие места стоянок-поселений, становятся страной обитания, «большой родиной», окружающим миром, обитаемым миром или Ойкуменой.

Основным способом охоты на равнине, вероятно, была засадная атака на животных с метательным копьём или дротиками, оснащёнными каменными наконечниками. На пересечённой местности с обрывами издревле ведётся облавная или загонная охота. При этом, возможно, использовались ловчие ямы.

Нет пока известных материальных следов, подтверждающих способ охоты в данное время с помощью аркана или лассо, метательных камней на ремнях, пращи. Однако эти способы охоты весьма вероятны, потому что естественны.

В данное время на всём пространстве обитаемого мира или Ойкумены существуют разные культуры (разные виды, подвиды, расы, народы) не ограниченные конкретными территориями. Так, например, в Африке и в Евразии распространена древняя общечеловеческая культура или каменная индустрия Мустье (130 000-50 000 до н.э.).

В целом в Европе распространена мустьерская культура Среднего палеолита (310 000-32 500 до н.э.).

В отдельных регионах Европы распространены подвиды культуры Мустье: Мустье шарантской традиции типа Кина (310 000-37 500 до н.э.), Мустье шарантской традиции типа Ферраси (340 000-34 000 до н.э.), Мустье типичное (240 000-32 500 до н.э.), Мустье ашельской традиции типа В (78 000-37 500 до н.э.), Мустье с зубчатыми (310 000-34 000 до н.э.), Мустье шарантской традиции типа Таубах (134 000-39 000 до н.э.), Микок центрально-европейский (134 000-39 000 до н.э.).

С данного времени в Европе начинает развиваться культура или каменная индустрия Верхнего палеолита (51 000-10 200 до н.э.).

В результате сформировались пути развития культур Среднего и Верхнего палеолита в производстве и распространении орудий труда и боя: леваллуазский, зубчатый, типичный мустьерский, шарантский, понтийский и другие пути развития.

Этим путям культурного развития человечества способствует: усиление и увеличение оседлости в образе жизни первобытных людей; преобразование родов и кровнородственных общин в культурные (проторелигиозные) тотемные родоплеменные объединения; развитие речи и языков общения; повышение уровня культурных и социальных отношений. Подтверждением таким путям развития являются типичные мустьерские захоронения.

Большинство известных мустьерских захоронений располагается в границах мустьерских стоянок-поселений, в пещерах.

Мустьерские могилы-захоронения – это неглубокие ямы с неправильными контурами. Однако они, как правило, уже специально вырыты или выдолблены для захоронения.

Основной и общий мустьерский обряд захоронения умершего человека – положение трупа на боку, в позе спящего человека, со слегка подогнутыми в коленах ногами. Как правило, труп ориентирован головой на закат или восход Солнца (запад или на восток).

В мустьерских могилах-захоронениях, как правило, находятся: минеральная краска (охра), орудия труда, кости животных, остатки растительности. Однако пока нет уверенности в том, что это является специальным подношением или жертвоприношением покойному (похоронным инвентарём).

С уверенностью можно утверждать только то, что связь живых и умерших членов родовой общины сохранялась и после смерти. Такая же связь сохранялась с духом (душами) убитых на охоте животных (особенно тотемных животных) и, возможно, врагов или жертв каннибализма.

Примером может служить обряд захоронения медвежьих черепов и костей (лап) в специальных нишах или каменных «медвежьих ящиках-берлогах» в пещерах Драхенлох (Швейцария) и Петерсхеле (Германия), Регурду (Юго-Западная Франция).

Таким образом, за длительный период развития мустьерской культуры или каменной индустрии (300 000-40 000 до н.э.) наиболее распространённым орудием труда стало каменное скребло или каменный скребок-резец.

Мустьерская культура впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по наименованию пещеры Ле-Мустье на юго-западе современной Франции в департаменте Дордонь. Мустьерскую культуру современные учёные считают культурой человечества неандертальцев.

Мустьерская культура или каменная индустрия следует за Ашельской культурой (900 000-300 000 до н.э.) и сменится культурами Верхнего палеолита (Позднего палеолита) – Шательперонской культурой (неандертало-кроманьонской)  и культурой Ориньяк (кроманьонской).

Ойкуменой носителей мустьерских культур соответствует территории распространения классических неандертальцев: Европа (на севере до 54° широты), Северная Африка, Ближний Восток, Средняя Азия, Сибирь.

Для мустьерских орудий характерна следующая техника обработки камня:

Сначала добывается подходящее сырьё и изготавливаются дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища).

Затем от нуклеусов (ядрищ) откалываются относительно широкие отщепы.

Затем с помощью оббивки по краям отщепы преобразуются в различные орудия (скрёбла, остроконечники, наконечники, проколки, свёрла, ножи и т. д.).

В результате получались практически совершенные (для ручной обработки камня) по форме и функциям мустьерские каменные орудия.

В данное время на родине всего человечества в Африке обитают носители нескольких обособленных мустьерских культур: сангойской, атерийской, стилбейской, ховисонс-портисской.

Африканская Сангойская культура аналогична по технологическому уровню Мустьерской культуре Евразии в период перехода к культуре Верхнего палеолита. Сангойская культура возникла на основе Ашельской культуры в Южной Африке в период 500 000-100 000 до н.э.

Носители Сангойской культуры распространились в Африке на север в Анголу, бассейн реки Конго и к берегам озера Виктория.

Атерийская археологическая культура относится к культурам Среднего палеолита (310 000-32 500 до н.э.) и распространилась по территории северной Сахары и региона гор Атлас. Носителями Атерийской культуры, вероятно, были представители очень раннего вида человека разумного (Homo sapiens), близкого человечеству неандертальцев.

Только несколько скелетных останков известны на более десяти стоянках носителей Атерийской культуры (90 000-20 000 до н.э.). Каменные орудия атерийцев выполнены в технике «леваллуа».

Для усиления каменных орудий атерийцы-леваллуа прикрепляли к каменным наконечникам и орудиям деревянные и костяные рукоятки. В том числе они использовали копье и стрелы с каменными наконечниками.

Африканская Атерийская культура, вероятнее всего, первой породила лук и стрелы.

Атерийцы также создали украшения в виде раковин моллюсков (Nassarius), окрашенные охрой и с отверстиями для нанизывания (82 000-74 000 до н.э.). Аналогичные украшения того же времени распространились на Ближнем Востоке и юге Африки, в пещере Бломбос.

Возможно, преемником африканской Атерийской культуры стала Иберо-Мавританская культура.

Для атерийских каменных орудий характерны: «атерийская обоюдоострая проколка» листообразной формы, «атерийский обоюдоострый остроконечник» треугольной формы с хвостиком по центру, «атерийский обоюдоострый скребок» полукруглой или овальной формы с хвостиком по центру.

Африканская Стилбейская культруа (индустрия) является условным наименованием для обозначения характерных каменных орудий периода Среднего палеолита. Названа по наименованию археологического памятника Стилбей (ЮАР).

Предками стилбейцев, вероятно, были носители Ашельской культуры. Однако стилбейцы использовали не только грубые ашельские каменные орудия, но и делали орудия из кости и оленьего рога.

Стилбейская культура имеет следы жизнедеятельности и археологические памятники периода 77 000-65 000 лет до н.э. Однако вероятнее всего цикл жизни Стилбейской культуры или цивилизации занял всего 1000 лет.

Основные места существования носителей Стилбейской культуры - пещера Бломбос, пещера Дипклоф и пещера Сибуду (Южная Африка). Во многом стилбейские орудия сходны с мустьерскими орудиями из Европы.

Новым техническим приёмом-способом в производстве стилбейских орудий была их предварительная термическая обработка.

До отсечения отщепов нуклеусы (ядрища) обжигались в огне костра. Это позволяло увеличивать длину отщепов до 5 см. При этом отщепы были тоньше и острее, поскольку они откалывались почти параллельно поверхности нуклеуса (ядрища).

Подобная техника обработки камня не может быть признана естественной (то есть простыми рефлекторно-инстинктивными ударами камня о камень), но являются результатом интеллектуального исследования свойств камня и огня, выявлением причинно-следственных связей различных физических процессов.

Носители африканской Стилбейской культуры, вероятно, являются первыми в истории человечества первобытными людьми, обладавшими научным или исследовательским складом ума, высоким уровнем мышления и интеллекта.

Распространение техники и технологии производства сложных по форме и изготовлению каменных орудий труда, их термической обработке и т.д. практически невозможны без речи и языка, без соответствующих слов-обозначений-наименований, слов-понятий и слов-действий.

Африканская Ховисонс-портская индустрия, индустрия Ховисонс-Порт или Ховисонс-портская культура названа по археологическому памятнику – пещере Ховисонс-Порт (близ Грэхэмстауна в ЮАР).

Считается, что цикл жизнедеятельности и существования конкретно африканской Ховисонс-портской культуры не более 5000 лет (около 65 800- 59 500 лет до н.э.). Однако эта культура могла преобразоваться в другие культуры в результате ассимиляции или иного приспособления с господствующими африканскими культурами.

Орудия Ховисонс-портской индустрии являются предшественниками мустьерских каменных орудий. Периода Верхнего палеолита (51 000-10 200 до н.э.). В Евразии орудия типичных ховисонс-портских форм, размеров и функциональной принадлежности будут производить через 25 000 лет после исчезновения в Африке Ховисонс-портской индустрии, то есть около 40 000 лет до н.э.

Таким образом, ховисонс-портские орудия были и остаются в истории как «одновременно современные и несовременные».

Африканские носители Ховисонс-портской культуры-индустрии, также как глсители более ранней Сстилбейская культуры-индустрия создавали свои символические артефакты, амулеты и обереги с гравированными изображениями, применяли скорлупу яиц страусов с нацарапанным орнаментом и бусы из раковин.

При этом минеральные красители (охра) широко использовались в качестве краски-пигмента для украшения тела, что является косвенным свидетельством о наличии и проявлении символизма, мифологического и мифопоэтического мышления.

Возможно, носители Ховисонс-портской культуры-индустрии уже использовали каменные ножи (охотничье снаряжение) как традиционные символические или обрядовые подарки или средство дарообмена.

Характерно, что для производства таких каменных ножей требовалась доставка каменного сырья из очень отдалённых мест.

Сегодня точно неизвестны потомки Ховисонс-портской культуры-индустрии. После её исчезновения человечество вернулось к уже более примитивным каменным орудиям.

Возможно, африканская Ховисонс-портская культура-индустрия была одной из первых в истории человечества исчезнувшей мифической «высокоразвитой» цивилизацией, аналогичной цивилизациям Гипербореи, Лемурии и Атлантиды.

Переходной культурой Среднего и Верхнего палеолита является ближневосточная Эмирийская культура (47 000-36 000 до н.э.).

Предками Эмирийской культуры будут смешанные (гибридные) типы неандертальцев-кроманьонцев Ближнего Востока, носители Мустьерской культуры-индустрии, а потомками – местные ближневосточные культуры Верхнего палеолита, например, культура Ахмариан.

Таким образом, многочисленные археологические памятники и артефакты данного времени свидетельствуют, что по всему обитаемому миру (Ойкумене) распространились многочисленные виды и типы мустьерских каменных и иных орудий труда и боя.

Предварительная термическая обработка каменных заготовок-нуклеусов (ядрищ) свидетельствует о том, что возник, создан или открыт сложный технологический комплекс обработки орудий труда с применением огня.

Кстати, именно в процессе обработки каменных орудий был открыт способ получения огня путём высекания горючих искр. Для этого лучше всего подходит кремень и железный колчедан. Такой «огненный камень» будет найден в одной из пещер будущей Бельгии. На этом камне есть глубокая выемка, образовавшаяся в результате ударов кремня.

Любые каменные, деревянные или костяные орудия и оружие (особенно заготовки каменных орудий), охотничья добыча, продукты питания, каркас и покрытие жилищ-шалашей, а также личные и иные вещи, предметы и украшения имеют вес, формы и размеры. Всё это нужно носить и переносить во время перемещений по обитаемому миру.

Поэтому, несомненно, естественным и неизбежным образом были изобретены сначала носилки и потом косилки-волокуши. Вероятно, эти средства для переноски тяжестей уже существуют в данное время.

Сама структура-образ кола-копья, которое пронзает добычу, вероятно, стала первоисточником создания простейшего «транспортного средства» - носилок из пары колов-копий. Сам процесс вытаскивания копья из туши поверженного животного, вероятно, приводил к перемещению или перетаскиванию туши в нужное место.

Возможно, носилки-волокуша из пары копий получились естественно («само-собой»), потому что на одном коле-копье туша животного вертится, скользит, а пронзённая двумя колами-копьями находится в одном положении. Возможно, волокуша была изобретена путём использования веток деревьев для перемещения по земле тяжёлых туш животных.

Точно также из естественного и инстинктивного использования любого плавающего предмета, человек открыл для себя водные транспортные средства: ветки и стволы деревьев, снопы сухого камыша, связки древесных стволов и камышовых снопов (плоты).

Необходимость достать из воды оглушённую ударом камня или дубинкой (колом-копьём) рыбу, также естественно и неизбежно привели человека к созданию-изобретению разветвлённой ветки-черпака, возможно, ложки, палочек для шашлыка и еды, других орудий с ручками.

Листообразная обоюдоострая форма многих мустьерских орудий свидетельствует о том, что человек данного времени уже сознательно отличает и создаёт форму своих орудий, приспосабливает её к функциональным потребностям и свойствам орудий. Таковыми стали наконечники и остроконечники, резцы и скребки, проколки и свёрла, рубила и молоты-топоры.

Освоение неандертальцами и людьми современного типа приледниковых территорий свидетельствует о наличии у них соответствующей одежды, техники и технологии обработки шкур, пошива одежды и обуви.

Наиболее вероятно, что первобытные люди данного времени обладают техникой и технологией производства мягких шкур и выделки меха. При этом края шкур соединяются с использованием орудий-проколок. В качестве «ниток» используются сплетённые волосы, полоски кожи, сухожилия, волокнистые растительные материалы.

Добывание огня трением дерева о дерево привело к изобретению ручного сверла, а в данное время, вероятно, ручного «сверлильного станка-приспособления». Для этого деревянную палку стержень-сверло обматывали тетивой небольшого лука и таким образом преобразовывали поступательно-возвратное движение лука во вращательное движение сверла. Сверху сверло прижималось плоским камнем или куском дерева (первым упорным подшипником).

Сверление отверстий осуществлялось, вероятно, каменными наконечниками и подсыпанием песка в место сверления. Наличие украшений из мелких просверленных раковин моллюсков свидетельствует о высоком техническом уровне ручного труда первобытных людей данного времени.

Использование дерева и коры в качестве топлива в костре-очаге, вероятно, также естественно привело к открытию и производству вытапливаемой из древесной коры смолы, которой можно было делать крепкие соединения каменных орудий с деревянными или костяными рукоятками.

Охота на животных всегда является динамичным и рискованным действием, это всегда конфликт, соперничество и бой между человеком и животным, борьба за выживание одного и гибель другого. Поэтому орудия первобытного человека данного воеремни являются одновременно орудиями труда и оружием для боя.

Камень-галька с острым оскольчатым краем при ударе наносит открытую рану. Поражающий результат от удара камнем зависит от силы удара, веса камня, места и направления удара, остроты режущего края камня.

Опыт показывает, что каменное рубило (чоппер) весом в 500 грамм позволяет человеку с сильными руками срубить дерево с диаметром ствола в 4-5 см за 5-7 минут. Мустьерское двустороннее ручное рубило (чоппинг)  позволяет срубить за такое же время дерево с диаметром ствола 9-10 см. Ручное рубило, закреплённое на рукояти в виде каменного топора, позволяет решить эту задачу за одну минуту.

Каменными орудиями данного времени (рубила, резцы, скребки, проколки-свёрла) можно за относительно небольшое время в любой обстановке из подручных материалов изготовить другие орудия и оружие – палки-копалки, палки-дубинки, дубинки-палицы, рогатины, колы-копья, копья, копья-дротики, лук и стрелы.

Например, опыт показывает, что из корневища дерева твёрдой породы (например, берёзы) дубинка-палица изготавливается с помощью ручного двустороннего рубила за 35-40 минут. За это время отрубались лишние корни и наросты, оформлялась рукоять и комель дубинки-палицы.

Проще всего делается кол-копьё. Деревянная ровная палка-жердь-ствол небольшого деревца обрабатывается ручным рубилом и затачивается за 15 минут работы. Остаётся только просушить кол-копьё на жару костра и «закалить» остриё кола-копья в огне.

В мощных руках неандертальцев простое кол-копьё было вероятно, самым грозным оружием с самого начала Каменного века (2 500 000 до н.э.). Им можно было поражать животное или врага, как на расстоянии, так и вблизи, в рукопашном бою. Универсальность и простота кола-копья (дубинки, палки-копалки и т.д.) превращала его в настоящую «волшебную палочку-выручалочку». Копьё могло быть и посохом в пути, и шестом для прыжков через препятствия, перекладиной между краями ямы-пропасти, средством вытаскивания из болотной трясины, символом-знаком силы и власти и т.д. и т.п.

Приспособление к колу-копью костяного и каменного наконечников превратило кол-копьё в копьё. Из-за своей простоты конструкции и боевой эффективности копьё будет орудием для охоты и оружием для боя, практически, на всё время истории человечества.

Дело в том, что в момент удара кола-копья его остриё получает концентрированную энергию в несколько сотен килограммов. Поражающий результат от удара колом-копьём зависит от силы удара-броска, массы кола-копья и массы охотника-воина, динамики движения тел охотника-воина и жертвы-врага, расстояния от места удара или броска кола-копья, а также от места удара.

Опыт показывает, что простая берёзовая или буковая жердь-кол-копьё с заострённым и обожжённым концом, брошенная с расстояния пяти метров в двухсантиметровую доску, покрытую в три слоя кожей оленя, пробивает её насквозь.

Тот же результат получается при ударе колом-копьём-рогатиной непосредственно руками при прямом ударе. Рогатины с разветвлёнными острыми концами использовались (используются) для охоты на медведей. Они, как правило, во время битвы поднимаются на задние лапы, открывают грудь и живот и «лезут на рожон», напирают на острия рогатины.

Однако составные орудия-оружие имеют «слабое звено» - места соединения каменных, роговых или костяных наконечников и рукояток-древка. Простой острый камешек трудно соединить с торцом палки. Поэтому неизбежно и естественно были изобретены наконечники с «хвостиками» - выступающими концами, которые крепились в пазах внутри торца деревянных рукояток-древка.

Наконечники вставляются в пазы, приклеиваются или заливаются (залепляются) смолами, обвязываются тонкими ремнями, сухожилиями или растительными волокнами. Таким образом, соединения наконечников и рукояток-древка, усиленные тугой обвязкой и пропитанные смолой, могли выдерживать динамическую нагрузку (например, на растяжение) до 70 килограммов. При этом ломался сам наконечник, но соединение оставалось целым. Прочность такого орудия-оружия зависела от хрупкости камня-наконечника и твёрдости-упругости рукоятки-древка.

Однако кол-копьё имеет существенный недостаток. Оно, как правило, имеет относительно большой вес и размеры, поэтому после броска владелец кола-копья остаётся безоружным. Поэтому нужно было иметь не один кол-копьё, а несколько.

Кроме этого бросать тяжёлый кол-копьё на дальнее расстояние и с необходимой меткостью весьма тяжело. Для этого требуется большая физическая сила, опыт и острый глазомер.

Поэтому неизбежно и закономерно появились (были изобретены) более лёгкие метательные колы-копья и дротики.

Несколькими или многими лёгкими метательными копьями и дротиками с наконечниками можно было забросать дичь или иной объект охоты, а также врагов так, что вероятность успеха охоты или боя резко повышалась. Кроме этого метательное копьё и дротики можно было результативно бросать с расстояния нескольких десятков метров (зона относительной безопасности).

Ещё лучшие результаты в бросании или метании копий и дротиков получались при использовании копьеметалки.

Копьеметалка – палка или дощечка с рукояткой и крючком-упором на другом конце. В этот крючок-упор упирался конец копья или дротика. Древко копья или дротика человек-охотник держал соединёнными вместе с копьеметалкой. При этом рукоятка копьеметалки была зажата в ладони, а древко копья или дротика придерживалось сверху кончиками пальцев.

В момент прицельного броска или метания копья-дротика пальцы отпускали древко и перехватывали рукоять копьеметалки. Копьеметалка как бы увеличивала длину руки, радиус и дугу размаха броска. Соответственно возрастали мощь и резкость броска, а вместе с ними дальность полёта копья-дротика и сила их удара в цель.

Копьеметалка увеличила зону эффективного поражения цели до 80 метров. Копьеметалки имеют очень древнее происхождение, потому что распространены практически повсеместно по всей Ойкумене Каменного века. Американские индейцы будут называть копьеметалки «атлатлами», австралийские аборигены – «воммарами».

Копьеметалки будут делать простыми по форме и в виде настоящих произведений первобытного искусства, украшенные геометрическими узорами, в виде фигурок животных и птиц. Например, на стоянке Абри Монстастрюк (Франция) копьеметалка будет сделана из рога оленя и в форме прыгающей лошади (12 000 до н.э.).

Никто точно и доказательно не может установить количество первобытных людей, проживающих на Земле во времена Каменного века. Однако принято считать, что их было крайне мало – всего около 500 000 человек в данное время. Человеческие общины и фратрии данного времени также были немноголюдны и в среднем состояли из 40-50 человек. Поэтому считается, что плотность населения в данное время составляет в среднем 1 человек на 20 квадратных километров.

Однако с этими цифрами трудно согласиться ввиду того, что при уровне развития культуры и производства орудий труда данного времени обитаемыми территориями могли быть (и были), вероятно, только ограниченные участки и места. Повсеместно очень много территорий занимали непроходимые леса, джунгли, пустыни, болота, горные кручи, ледники, реки и озёра и другие неудобья.

Кроме этого необходимость совместного проживания или соседского обитания различных человеческих групп и объединений первобытных людей диктовалась необходимостью следования за мигрирующими животными, освоением кормовых территорий и охотничьих угодий.

По закону подобия (всё подобно всему) относительно безопасно и уверенно на кормовых территориях могли чувствовать себя только многочисленные стаи, стада животных и крупные объединения людей. Поэтому в местах обитаемого мира (Ойкумены) в данное время, возможно, обитает до 3 000 000 человек.

Характерно, что одним из самых стабильных мест обитания человечества за всю его историю является территория Восточно-Европейской или Русской равнины. Здесь не случаются катастрофические землетрясения, наводнения, ураганы, цунами и даже периоды оледенения. Огромная равнинная территория даёт возможность для длительного обитания и необходимых миграций множеству животных и людей непрерывно на протяжении многих сотен (если не тысяч) поколений.

Возможно, от такой длительной жизненной практики коренные обитатели Восточно-Европейской или Русской равнины отличаются миролюбием, жизнестойкостью, простотой нравов, терпеливостью, сдержанностью, трудолюбием и праздной леностью.

Только в местах обитания с ограниченными кормовыми возможностями возникает вражда, соперничество и конфликтность, порождающие борьбу за выживание, изобретательность, изощрённость нравов и войну. Вот почему, вероятнее всего, оружие, каннибализм и жертвоприношения появились именно в таких местах (например, на территории Южной и Северной Африки, Ближнего Востока, Австралии).

В данное время ручные рубила (чопперы, чоппинги, наконечники) превращаются в каменные обоюдоострые ножи (возможно с деревянными и костяными рукоятками). Практикой применения устанавливается оптимальная форма и размер каменных лезвий – размер современного кинжала, охотничьего ножа, разбойничьей финки.

Каменным острым лезвием-отщепом можно было наносить прямые колющие удары и касательные режущие удары, но только строго по направлению режущей кромки. Боковые удары и усилия ломали хрупкий камень лезвия.

Техника обработки наконечников копий и стрел и практика их применения неизбежно привели к созданию ромбического сечения или овальной листообразной формы каменных лезвий с острыми краями и утолщённой сердцевиной. Техника ретуши и шлифования каменных лезвий снижали их сопротивление и поэтому, нагрузку на лезвия. Теперь острия и наконечники, лезвия и резцы стали ещё более грозным оружием.

Орудия труда и оружие боя сделали первобытного человека данного времени практически непобедимым для всех и любых животных, хищников и иных противников. Теперь всё зависело только от личностных, интеллектуальных и физических возможностей человека.

Вероятно в данное время, особенно после извержения супервулкана Тоба (74 000 до н.э.), человек сам стал «самым сильным и кровожадным хищником» на Земле. В результате за всю историю человечества им были практически полностью уничтожены (истреблены) многие сотни видов животных, а десятки их находятся в наше время на грани вымирания.

Однако первобытные люди данного времени всё же предпочитают находить более лёгкие и менее трудоёмкие и опасные способы добычи пропитания. Например, обитатели Африки, Евразии и Австралии стремятся найти павших крупных животных, которые дают им всё то же самое, что добывается при активной охоте, только относительно безопаснее и проще.

В самом общем смысле люди, питающиеся животной пищей, являются «трупоедами». Поэтому естественно и неизбежно в первобытной практике охоты было «собирательство» павших животных, остатков чьей-то добычи, а возможно, отъём чужой охотничьей добычи. Так охотниками побирались, собирались или отнимались кости животных, бивни мамонтов, рога, шкуры, меха, другие ценные предметы и сырьё.

Безусловно, огромной удачей, радостью и победой для первобытных охотников была добыча на охоте слона, мамонта, носорога, гиппопотама, бизона, антилопы, лошади, оленя и других крупных животных.

Опыт охоты коренных народов Африки на слонов, а также наскальные и пещерные первобытные рисунки позволяют реконструировать технику охоты, например, на мамонтов.

Два или три охотника вооружённые колами-копьями и рубилами-ножами могли относительно «легко» справиться с одиночным молодым, больным или старым мамонтом. Они, как правило, могут отбиться от стада, возглавляемого вожаком.

Мамонты, как и слоны, обладают тонким нюхом, но плохим зрением. Они в покое медлительны, неповоротливы и увлекаются процессом сбора пищи.

Вероятно, охотники стремились осторожно подкрасться на максимально близкое расстояние к мамонтам. Для этого они маскировались, подкрадывались с подветренной стороны, в том числе обмазывались помётом мамонтов.

Один из охотников, возможно, подбирался к мамонту вплотную, залезал даже под брюхо, и наносил копьем резкий и мощный удар мамонту наискось в пах. При этом древко копья оставалось направленным вперёд и вниз по пути движения животного.

Возможно, охотники «с наскока» подрезали мамонту сухожилия задних ног, чтобы обездвижить его. В любом случае удары наносились в такие места, которые вызывали у животного болевой шок, резкое ослабление, большую кровопотерю, обездвиживание.

Обезумевшее от боли и страха животное неизбежно пускалось в бегство, а при виде обидчика, возвращалось и нападало. При этом торчащее из раны древко копья-дротика задевало землю, кусты и деревья и, возможно, ещё больше углублялось в тело и травмировало животное.

Охотники преследовали раненое животное до его смерти. Африканские пигмеи или бушмены, например, непрерывно следуют за ранеными животными в течение 2-3 дней. При этом, если удастся, атака охотников повторяется с новыми копьями или дротиками.

Примечательно, что в местах сооружения жилищ-шалашей из костей животных, находится «великое множество, сотни и тысячи» костей мамонтов и других крупных животных. При этом в костном наборе «строительного материала» присутствуют «в определенных пропорциях» кости самок и самцов, старых, зрелых и молодых животных, даже детёнышей и внутриутробных или только что народившихся мамонтят.

Такое количество и состав костей свидетельствует о том, что первобытные охотники Евразии охотились не на отдельных животных, а на все конкретные стада животных Мамонтового комплекса. Такое возможно только с применением способа загонной охоты.

Вероятнее всего массовая или коллективная загонная охота с учётом особенностей местного ландшафта была самым эффективным, повсеместным и распространённым способом охоты в данное время. Сегодня хорошо известны места «массовых боен» животных.

Близ современного городка Солютре (Франция) есть скала, под которой найдены «кости десятков тысяч лошадей, сорвавшихся с крутого обрыва». Вероятнее всего, эти лошади погибли, сорвавшись в панике с обрыва, в результате охоты на них солютрейских охотников.

На территории современной Украины у города Амвросиевка «на дне древнего оврага погибли многие тысячи бизонов».

Однако загонная охота возможно только на стадных или табунных животных, которые лавиной («сломя голову») в панике, давя друг друга, могут по инерции падать с обрывов и погибать в давке.

В любом случае в данное время первобытные охотники относительно успешно охотятся: на севере Евразии – на мамонта и носорога, немного южнее – на бизона и лошадь, на юго-западе Восточной Европы – на северного оленя, на равнинах Западной Европы – на лошадей и оленей. Причём охота ведётся сезонно, во времена массовых миграций больших стад животных.

Возможно, массовая загонная охота проводится в данное время редко, один или два раза в год, когда в одном месте и в одно время собираются большие стада животных и большие человеческие объединения. Живя в полной зависимости от природных условий и состояния мира животных, первобытные люди данного времени, вероятно, хорошо понимали эту зависимость, поэтому и возник первобытный анимизм, тотемизм и шаманизм.

Массовая или коллективная сезонная охота давала большое (если не огромное) количество мяса, пищи, необходимых ресурсов. Неизбежно и закономерно такие результаты и события приносили людям уверенность, сытость, радость, благополучие, здоровье, свободное, безопасное и бесконфликтное общение.

Вероятно, ко времени сезонных массовых или коллективных охот приурочивались другие традиционные мероприятия: обряды посвящения, брачные обряды, обменные, состязательные или праздничные мероприятия.

В остальное время года первобытные люди, как правило, расходились по своим кормовым территориям и местам постоянного или преимущественного обитания и добывали себе пищу, охотясь и собирая пропитание небольшими группами, или даже в одиночку.

Охота во все времена имела промысловый характер. Охотники уходили в степь, в лес, в тайгу, в джунгли, в савану, в тундру или в горы на промысел. Охотников ждали опасности, хищники, препятствия, неудачи или успех. В любом случае охотничья деятельность воспринимается всеми людьми как подвиг.

Особенно славным и значимым подвигом была добыча опасного и сильного хищного зверя. В погребении в стоянке-поселении Сунгирь (Боголюбов, Владимирская область, Россия) тела двух захороненных подростков будут иметь украшения-подвески из когтей тигрольва или пещерного льва. Один из подростков имел одно украшение, другой – два.

Возможно, эти два подростка были героями-охотниками, возможно, их наградили или снабдили этими украшениями-подвесками для их загробной жизни. В любом случае, когти этого зверя-хищника являются символами славы, почёта и уважения их хозяев-носителей.

Примечательно, что обитатели Восточно-Европейской или Русской равнины и Сибири во все времена Каменного века не имели украшений из костей, зубов или иных частей тела других людей.

Однако ничто уже не могло остановить широкого распространения по всему обитаемому людьми миру или Ойкумене данного времени разнообразных орудий труда и оружия.

Практически через 10 000 лет с появлением человечества людей современного типа или "расы современных кроманьонцев" начнётся настоящая «История оружия» и «История войн».


Рецензии