Убить Сальери, спасти Моцарта. Авторам сайта

КОМПЛЕКС  САЛЬЕРИ   НА САЙТЕ

Доценту, кандидату филологических  наук, который читает только то, что ему не нравится, вгоняет в сон, только тех авторов,  чьи творения не больше, чем школьные сочинения, а автор графоман, каких мир не видел, и пишет рецензии исключительно тем, кого терпеть не может...


Убить Сальери, не давать проснуться,
Той зависти, сжигающей миры,
Чтобы снова на рассвете улыбнуться,
И окунуться в шарм иной игры.
Пусть торжествует Моцарт и стихия

А какая из «Маленьких трагедий» нравится Вам больше других? Давно ли вы их перечитывали, дорогие авторы.
Чаще всего мы хватаемся за миф о  Донжуане и перечитываем «Каменного гостя», потому что он органичен для Пушкина, интересен для каждого из нас, и для женщин как вечный любовник, и для  мужчин как вечный соперник.

И кстати,  для тех женщин, которые задаются вопросом, почему он меня бросил, именно в этом творении есть ответ – потому что ваш избранник любит саму любовь, а не человека, и он живет тем, что все  ищет новый и новый объект своей любви. И какими бы мы с вами ни были богинями или рабынями, он уйдет к другой, он всегда будет уходить, пока его ноги носят.

И вот на этом фоне, как - то проходим мимо уникальнейшего творения о гении и злодействе.
А ведь именно этот миф, а не миф о Донжуане играл и играет роковую роль в реальности, особенно для людей творческих, к коим авторы нашего сайта, пусть иногда с оговорками себя причисляют.
Пушкин создал уникальнейший миф о творческой личности и злодействе, против нее направленном.

Музыку композитора Сальери, который в реальности  никогда не убивал Моцарта,  сколько лет не исполняли вовсе.  Он стал чуть ли не главным злодеем, еще страшнее,  чем печально знаменитый граф Дракула, потому что он убил гения в драме  Пушкина, и все сразу поверили в то, что так и было.

Но можно ли отделить Моцарта от Сальери и развести их на разные полюса?

Наверное, никто не зацикливался на главной идее Пушкина, что в каждом творце живет и Моцарт и Сальери, и все зависит от того, какого из волков (как в старой притче) мы кормим.
Хотя он и утверждает, что в Моцарте черного волка нет вовсе, он слишком светел, но если отстраниться от идеального образа Моцарта, то он есть, и путь талантливого  композитора к злодеянию, он очень показателен в этой трагедии.

Недаром показывает автор все  муки, страдания,  приводит нам монологи Сальери для того, чтобы мы поняли, почему он так поступил, как можно было убить Моцарта.

Зависть и одержимость в творческой среде проявляется ярче, чем в любой другой, потому и все трагедии яснее и очевиднее.

В душе человека, которого обошли на повороте,  возникает иллюзия о том, что если убрать раздражитель, который тебе мешает жить и творить, то ты невольно станешь первым, ты займешь его место. А он просто растрачивает свой дар, и не достоин того места, которое занимает.

Разве не подобную картину мы снова и снова наблюдаем и здесь, на сайте  в виде закрытых( не добровольно) страниц, затравленных ( не  самых худших) авторов, тех  ссор и противостояний, которые постоянно возникают. Побеждают Сальери, потому что Моцарты не способны бороться, они для другого созданы.

Сам посыл в рецензии такого Сальери: перестаньте писать, неважно к кому обращенный, даже к самому бездарному из нас, у которого вообще нет никаких способностей, не комплексом ли Сальери он выработан?

Когда уважаемый бумажный автор сетует на то, что сеть ему мешает, потому что  там нет никакого отбора, а глупые читатели бросились туда, забыв о его шедеврах, не комплекс ли это Сальери в действии?

Творец пытается устранить то, что стоит у него на пути ради странной иллюзии и убеждения в том, что если  убрать неугодных, то расчистится площадка и он станет виднее и известнее.

Если сами не хотят уходить, поможем, закроем, доведем до того, что убегут без оглядки. Подготовленному к бою Сальери значительно легче и проще расправиться с застигнутым врасплох Моцартом, в том нет сомнения.

На одном из одиозных шоу предполагаемому жениху объясняют, что он не слишком хорош, и  нет на него спроса. И тогда разобиженный герой заявляет, что он хочет, чтобы снова была война, и объясняет, почему он этого хочет. Когда убьют всех, кто котируется, и он сойдет за милую душу, и он станет первым парнем на деревне.

Это ли не комплекс Сальери, и такие размышления живут в душах многих, возникая  в самых критических ситуациях, порой проговариваются непроизвольно, разобиженные и несчастные.

Вот в этом  случае черный волк в нас побеждает, увы.
Ведь у Пушкина мы не замечаем и другой детали. В знаменитой фразе: гений и злодейство две вещи несовместные - он ставит знак вопроса.

Это потом мы приняли эту цитату, как аксиому, для самого же автора она была теоремой, которую еще нужно было доказать. И доказывал он ее на Черной речке, но вероятно даже тогда не ответил на этот вопрос.
А что уж нам остается.

И ведь, казалось бы,  места на сайте хватит всем, сколько бы нас ни было, это вам не издательских план, который не резиновый, и там кого-то включат, а кого-то нет, по разным причинам.
И там бы Сальери проявляться во всей красе, чтобы убрать другого, самому пролезть к заветной вершине или кормушке.

Но нет, и на сайт  тащат все те же самые принципы.
Ну, казалось бы, какое тебе дело, будь ты трижды академиком филологии, до того, кому писать, а кому не писать.

И если ты такой гений, так радоваться должен, что  свита у тебя есть, на фоне которой сразу видно какой ты гений… Но это только королей играет свита, а тех,  в ком Сальери борется и побеждает, она кажется совершенно лишним довеском.

А рассуждают наши Сальери примерно так:
Если не будет их всех, то читать будут только меня, потому что больше некого. Принцип дефицита входит как одна из составляющих в комплекс автора - Сальери.

Ведь самое смешное, если бы так случилось, то  он бы  убедился в том, что не будут читать, не станут… А устраненный Моцарт будет еще выше и еще любимее, потому, что  живой Сальери не сможет спорить с мертвым Моцартом.  Тот становится безупречен, потому,  что кроме того, что он гений, он еще и жертва.

Господин Раскольников решил, наконец, для себя "тварь ли он дрожащая или право имеет", то же примерно в финале понимает и Сальери, и по другой легенде он сходит с ума, продолжая вести диалог с Моцартом… Это наказание для него пострашнее смерти…Только прозрение приходит поздно.
То, что в реальности музыку бедняги Сальери перестали исполнять  после Пушкинского мифа, не самое ли яркое доказательство  той самой теоремы Сальери.

Но как наивная девица, которая уверена, что парень изменял другим, а ей изменять точно не станет, каждый новый  автор, в котором начинает побеждать Сальери, уверен, что с ним – то такого не случится, он останется, он утвердится, он будет первым.

В 2006 году на московской кухне автор (он есть на сайте Стихи ру) со страшной обидой заявил мне и моей любимой подруге:
- Я великий русский  поэт, вы со мной рядом не стояли, но почему у вас столько читателей и рецензий, а меня никто не открывает. Просто на сайте слишком много  авторов, было бы поменьше, тогда все было бы по-другому.

Мы в тот вечер пили только кофе, но признаться, я не исключала, что и туда яростный наш собеседник кинет яду, такой был настрой у великого русского поэта, которого никто не читает, потому что бездарности закрыли его от мира, а читатели так глупы, что не видят очевидного.

И опять же это  был случай, когда никто ни о какой конкуренции не задумывался, мы даже поэтам себя никогда не считали. Ольга –переводчик с испанского, классный, я только прозой занималась,  и поэзия в чистом виде  не наш  профиль, мы просто  шутили, прикалывались, а в такое вдруг  вылилось.

А если, как у Сальери – это дело всей жизни, на которое покушаются какие-то бездарности.
Нам не искоренить Сальери среди авторов, я понимаю, но можно сделать хотя бы такую  малость, как  искоренять их в собственных душах.
Это не так сложно. Для этого надо усвоить только несколько вещей.
У каждого своя судьба и свое место, чужого он никак занять не сможет, что бы для этого не творил.
Услышав  вдохновенную мелодию Моцарта,  надо либо попытаться написать самому, либо заняться другим делом. Убить не Моцарта, а в себе самом Сальери, готового убить Моцарта.
Ты никому на свете не учитель и не судья, и не твое дело  определять и решать -  кому писать, а кому не писать, так можно постепенно  начать решать, кому жить, а кому нет.

Давать свои бесценные советы только когда тебя об этом просят, желательно три раза, чтобы убедиться, что человеку действительно нужен твой совет. Даже Мефистофель у нас появляется только на третий раз, а мы-то куда бежим, кому и что хотим доказать.
Ну и вспомнить о Сальери, а вдруг ты  не только не продвинешься вперед, а наоборот музыку твою играть перестанут? Всякое может быть.
Перестать читать то, что тебе не нравится и писать рецензии исключительно на те вещи, которые от тебя страшно далеки.
Перестать бороться за чистоту в мире литературы, не мы, а только время все расставит по своим местам.

Убрать с глаз долой любой яд, любую отраву, чтобы она перестала искушать бедного Сальери, если Моцарта не жалко, то хотя бы себя пожалеть.
Начать любить и ценить себя, такого , какой есть, тогда может быть и другого убивать не захочется, человек , который любит хотя бы себя, он не думает об убийстве…

Всем без исключения авторам сайта

Убить Сальери, не давать проснуться,
Той зависти, сжигающей миры,
Чтобы снова на рассвете улыбнуться,
И окунуться в шарм иной игры.

Пусть торжествует Моцарт и стихия,
Где вдохновенье властвует душой,
Прекрасные, веселые, земные,
Мы в небесах лишь обретем покой,

Мятеж оставив за чертой творенья,
Проблему наконец-то вдруг решим,
И в каждом пусть проснется только гений,
Злодейство мы исторгнем из души.

И там, у Черной речки,  на закате,
Припоминая жуткую дуэль,
Поймем, Сальери нам лелеять хватит,
Есть Моцарт и возвышенная цель.

И путь земной пройдя до середины,
С собой и с миром бросим враждовать.
И станем и наивные и невинны,
Чтобы лучшее услышать и сыграть

Чтобы снова на рассвете улыбнуться,
И окунуться в шарм иной игры.
Убить Сальери, не давать проснуться,
Той зависти, сжигающей миры.

Из рецензии к статье

Знаете, хочу заступиться за Сальери... Реального музыканта и композитора. Он был при жизни признанным композитором,обеспеченным выще крыши, имел за свою прекрасную музыку, подчеркиваю- прекрасную!!! Да! Именно так! Признание современников и большую известность как композитор во многих странах. Воспитал прекрасных,потрясающих учеников... Его исполняли везде и всюду, и он очень популярен в то время.Был добрым малым
,который всем помогал и Моцарту тоже, и был так упакован,как говорят сейчас,что никому не завидовал.Он процветал во всех смыслах! А Моцарт,которого я бесконечно люблю и ценю,- был беден, известен менее, его не исполняли, со всеми был в контрах,...а Сальери любили, и просто боготворили!Вы об этом найдете у многих их современников.
Сегодня многие знаменитые музыканты хотят вернуть доброе имя Сальери,включая в свои концерты его произведения. Недавно слушала его концерт...- звучала божественная музыка ! Мне было стыдно,что так с человеком обошлись несправедливо,... ведь это только с легкой руки Александра Сергеевича он предстал таким негодяем и убийцей Моцарта...мифологема,братцы!...просто взял первую попавшуюся фамилию... А не принять ли и нам это- как предостережение от ошибок,и относиться друг к другу уважительно, без оскорблений и зависти? Вспомним слова Пушкина- "Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспоривай глупца"... или еще" Дорогою свободной иди, куда ведет тебя свободный ум, усовершенствуя плоды любимых дум, НЕ ТРЕБУЯ НАГРАД, за подвиг благородный!"

С уважением ко всем- Ольга

Ольга Сергеева -Саркисова   05.09.2012 16:46   


Рецензии
э... Вот Вы говорите - для Сальери дело всей жизни, на которое покушаются бездарности. Но легендарный Сальери убил Моцарта не за бездарность, а за талант, который Сальери в Моцарте видел и которого сам был будто бы лишен. У нас, графоманов, все иначе.
Так что Ваше сравнение не совсем корректно:)

замечательный совет "перестать читать то, что не нравится" - только несколько неосуществимый. Ну понятны основные правила - не читать рейтинговые вещи, среди них вероятность хороших текстов минимальна. Оценивать страничку автора - часто уже от одного ее вида все понятно.
Но все же ведь натыкаешься.
И порой трудно сдержать рвотный рефлекс.

P.S. А музыка Сальери действительно хороша:)

Гр-Гр   07.09.2012 13:37     Заявить о нарушении
Дорогой Гр-Гр!
Немного перефразирую, не читать произведениедо до конца, ведь мы уже такие опытные, что по первым двум-трем предложениям понятно, что нас ждет впереди, мое это или не мое. А если активно не нравится, зачем читать дальше?
Тот самый доцент, из-за которого весь сыр и бор, утверждает, что хотя это доставляет ему моральные мучения, но он читает и будет читать исключительно то, что не нравится. Вопрос зачем? Чтобы потом бить и пинать человека, да не один раз, а на протяжении несколько лет, разве это не мания? Вот о чем речь...
И что удивительно - он не одинок. Парень раз пять открывал мои "шедевры", и каждый раз пишет - дочитал до конца, это еще хуже, это совсем г. Спрашиваю, а других старниц нет, эта единственная и деваться некуда. В ответ слышу: приходил и приходить буду. Но молчит теперь, из черного списка не поговоришь сильно... Вот о чем разговор.
Любовь

Любовь Сушко   07.09.2012 14:58   Заявить о нарушении
э... трудно обсуждать неизвестную мне ситуацию.
Но иногда некоторые авторы так трогательно-нелепо-серьезны к себе,любимым и гениальным, что очень хочется позабавиться.
Без кровопролития, разумеется

Гр-Гр   07.09.2012 16:41   Заявить о нарушении
Да и мы ж тоже забавляемся!
Особенно серьзно относящихся к себе не видела, ну за редкими исключениями...
Серьезно к себе относятся доценты с кандидатами, себя позиционирующие тут профессорами и академиками филологии, а писатели, они ребята не серьезные, те в издательствах сидят и клянчат тиражи, а не на сайте прохлаждаются...Проверяла.
Любовь

Любовь Сушко   07.09.2012 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.