Уха архиерейская и уха тройная

Таинственная, известная из литературы XIX века, архиерейская уха!
***

Слово архиерей – греческого происхождения. «archiereus» означает «старший священник» и происходит от слов: архи - начальник, старший; иерей – священник.
Архиерей – общее название высших чинов православного духовенства (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). Каждую церковную епархию возглавляет архиерей, назначенный патриархом.
***

Я пробовал и уху архиерейскую и уху тройную. Архиерейскую уху готовила моя бабушка. До революции моя бабушка (жена православного священника) угощала архиерейской ухой настоящих архиереев. Архиерей то ли вообще не ел скоромного, то ли постный день был, вот моя бабушка и варила архиерейскую уху на курином бульоне. Архиерей похваливал уху: "Никогда такой вкусной ухи не едал!". Не знал он, что уха на курином бульоне, а раз не знал, то его невольный грех ему прощался.
Когда же это было? Рукоположение диаконов и иереев может совершать лишь архиерей. Епископ периодически объезжал подведомственные ему церкви, совершал епископские богослужения, назначал новых диаконов и священников, проверял деятельность функционирующих священников, ну, и, возможно, принимал от них дары. В газете  «Православное Подолье» за 1 июня 1912 года описывается объезд храмов епархии епископом Каменец-Подольским Серафимом. В статье упоминается и церковь в Пятничанах: «В предместье Винницы Пятничанах старый деревянный храм очень ветхий и построен вчёрне новый каменный». В Пятничанах в эти годы был священником мой дед Иван Елиазарович Булаковский, окончивший в 1905 году Каменец-Подольскую духовную семинарию. В 1906 году Иван Елиазарович женился на 16-летней девушке Анне Мартиниановне Багинской, моей бабушке, а в 1907 году у них родилась дочь Валентина, моя мама.
Одним из архиереев, которого потчевала ухой моя бабушка, был епископ Каменец-Подольский Серафим. Другим архиерем, который бывал в гостях у моего деда и которого тоже потчевала архиерейской ухой моя бабушка, был епископ Амвросий (в миру Александр Алексеевич Полянский). Амвросий был преподавателем Киевской духовной семинарии, а с 1906 года - ректором той же семинарии в сане архимандрита, с 22 октября 1918 года - епископом Винницким, а с 1918 года епископом Подольский и Брацлавский. Теперь епископ Епископ Амвросий причислен к лику святых.
***

Один из рецептов Архиерейской ухи:
200 г осетрины, 150 г картофеля, 1 луковица, 1 корень петрушки, 400 мл куриного бульона, 20 мл сухого белого вина, зеленый лук, укроп, черный перец, лавровый лист по вкусу.
Влить в кипящий бульон нарезку из овощей, сварить их почти до готовности, положить рыбные кусочки, и доварить суп до конца. Перед подачей на стол в уху влить вино с рубленой зеленью.
Можно варить не куриный бульон, а индюшку. Хотя кому-то молодая курочка больше нравится. Бульон лучше процедить.
Архиерейскую уху можно тоже варить тройной. Сначала речную рыбу(пескарь, ёрш, окунь) заворачивают в чистую тряпицу, опускают в бульон, вываривают до кашеобразного состояния и вынимают. Затем любую более вкусную рыбу нарезают толстыми ломтями, варят в этом наваре до полуготовности, но ее не выбрасывают, а употребляют для второго блюда. Самую благородную рыбу (например, осетрину) варят последней и оставляют в сваренной тройной ухе. Возможны разные варианты и по птице, и по рыбе.
 ***
Тройную уху я сам едал на берегу Братского моря. Приехал я в Братск читать цикл лекций по патентному делу работникам Братского алюминиевого завода. Вот и вывезло руководство братского алюминиевого завода меня и ещё кое-каких гостей на берег Братского моря. В автобусе пара ящиков коньяка и водки, бидончик сметаны и прочее, и прочее. Лекции мне оплачивали через Высшие государственные курсы патентоведения и изобретательства. Но для финансирования поездки к Братскому морю на Братском алюминиевом заводе я прочитал еще дополнительные лекции, и мне якобы оплатили эти лекции из другого источника. Я только расписался в получении этих денег, а сами деньги пошли на расходы по этой поездке. А рыбку мелкую, среднюю и крупную рыбаки заранее наловили. При варке тройной ухи варили сначала уху из мелкой рыбёшки, рыбёшку выбрасывали, а в её отвар бросали рыбу среднего размера. Эту рыбу тоже вынимали из получившейся двойной ухи, и в этой двойной ухе варили крупную хорошую рыбу. Вот полученную тройную уху с отваренной в ней крупной рыбой мы ели на берегу Братского моря.
Романтика! Я даже песню сочинил:
"Здравствуй Братское море,
Я твой тонкий омулёк ..."
Потом обнаружил, что до меня похожая песня о русском поле и тонком колоске уже была написана ранее.


Рецензии
Здравствуйте,Олег. Как должно быть вкусно! Да ещё на природе, с дымком!
Нужно попробовать приготовить по Вашему рецепту!
С Уважением,

Элиза Ники   07.06.2021 22:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.