Внуку о письме сыну

                ВЗРОСЛОМУ  ВНУКУ             О   «ПИСЬМАХ  К  СЫНУ».

Старый  я,  а не могу, не умею  сегодня    ответить   на вопрос:   Как воспитывать детей  сегодня?   Решил подумать над этой проблемой  и поделиться мыслями   с тобой.       Поделиться   в   форме  «мозгового штурма»,  это  когда можно  говорить  всё, что на ум взбредёт    и не бояться осуждения,      в надежде, на то,  что  в итоге    найдётся  наилучшее решение проблемы.
Что имеем?  Сверху   рекомендуется  воспитывать  детей  в семье,    можно и в школе, но школы должны быть разными.    Советский опыт отметается,  потому что  тогда воспитывали всех  советских  людей   одинаково,   и,   в основном,   в школе, воспитывали    в духе мировоззрения   марксизма – ленинизма. 
Теперь      открыто  не говорится,   но   считается, что все люди не  альтруисты - коллективисты,   а   эгоисты – индивидуалисты, что  таков  закон  природы,    что и  эгоисты бывают    разными:  есть  избранные, есть  цивилизованные,  есть  остальные. Остальных по - всякому   обзывают.  Об    «избранных» слышал  даже  такое,  что      они     «отстоят от людей дальше, чем  люди   от обезьян».   
Утверждается, что наследственность  в основе всего,  как  в природе:   инстинкт в  основном   правит.          Я  с этим категорически не согласен, сразу говорю.
Девиз  - «Воля к власти»  в ходу, особенно    у  элиты.  Штирнер,  Ницше  в политической моде.    И  воспитание  всё это      отражает.     Слепота  напала,      это же путь к расизму, фашизму  или к чему - то подобному,  более древнему.  Но «процесс идёт».
Что  надо иметь  на этом фронте?  Надо иметь  единое для  России   мировоззрение, в основе  которого  будет конвергенция – единение   рыночной и плановой  экономик – капитализма и социализма,  конвергенция  всех религий и мировоззрений прошлого.    Лучшее  надо взять  отовсюду.    Впрочем, всегда люди об этом мечтали,  а брали худшее.     Бог, что ли так устроил?
Новый   девиз  должен быть  таким   –  Воля  к победе  РАЗУМНОЙ ДУХОВНОСТИ – ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.
«ДЕЛО ВСЕХ» -  как раз   такое  мировоззрение.    В нём курс на альтруизм, коллективизм, на приоритет  духовности – человечности.  В нём  есть  герой, образец для молодёжи – «МАКСИМ  СААКС»  -  Молодой  Активный  Сильный и Мужественный Современный  Альтруист – Альпинист  Коллективист  Созидатель.
     Мы,   люди,       разделены    на три     группы,    на  альтруистов, эгоистов и паразитов.    (Паразиты те, кто живёт  за счёт других, не внося в общее дело своего вклада).     Да,  сегодня    маятник  на стороне  эгоистов  с лицом паразитов и паразитов,  но он обязательно    должен  качнуться  в сторону эгоистов  с лицом альтруистов  и альтруистов.        И воспитание  должно  способствовать  этому. 
Таким,  новым,     должно быть воспитание  детей,       и не только  детей.   
Опыт  знаменитых педагогов – мыслителей - прошлого    сегодня  отброшен  ловкими  мошенниками, ради их выгоды.     Нельзя   это делать!
Извини, разошелся я.
  Приведу выдержки из  книги одного из  педагогов – мыслителей – В. А. Сухомлинского     «Письма к сыну»    и   прокомментирую,  как  смогу. 
Автор    альтруист, романтик,  определённо,       но он именно и необходим  сегодня.     Я    так    думаю.
«Связь поколений  извечная  проблема  общественного  развития – передача жизненного и исторического  опыта  от одного поколения  другому».
«Догмы мертвы, как  камни,  идеи, подобно   кристаллам, растут и развиваются».
«Три корня, на которых держится наше государство:  хлеб, труд, народ.   От них    идёт дерево  мыслей, понятий, проблем и принципов…».
«Ничто, никогда  не   будет  доставаться человеку  без напряжения, без пота и усталости,  без тревог и волнений…».     Хорошее начало  воспитательной беседы с детьми!   
«Каждый человек должен гордиться  тем, что  он делает для людей – только такой труд  называется коммунистическим…».   Сегодня так говорить  не будем, «устарело»,   а как?  Труд – дело чести, доблести и геройства?  Тоже  не подходит.   Труд для получения прибыли  предпринимателями – хозяевами  страны,   для  достойного   выживания  наёмных работников,   всех    живущих праведно людей. Так можно считать.
«Сын мой,  помни  о Талейране – этом   цинике, он  поучал молодёжь:  «Бойтесь первого  движения души, потому что оно, обыкновенно, самое благородное…».
«Мы, коммунисты,  учим: не давай погаснуть в себе первым движениям души, потому  что они  самые благородные… подавлять в себе голос совести  очень опасное дело».   Альтруисты  тоже  так считают.
 

«Человек без убеждений – тряпка, ничтожество.   Раз ты убежден, что   на твоих глазах творится зло, пусть сердце твоё кричит об этом, борись против зла, добивайся торжества   правды…».    Хорошие  слова, но,     сколько возникает сегодня  в связи с ними вопросов!  И нет       советов, как на них отвечать.   Такие времена.     Надо бороться, но и реальность надо учитывать.     Может быть,   в этом и есть   смысл жизни.
«Сейчас ты поднимаешься  на ту ступеньку   духовного  развития, когда  человек уже  не должен  оглядываться  на других: что они делают?  Как поступают?  Надо думать самому, решать самому».    Легко сказать…,    я вспомнил старый совет другого отца своему сыну:  «Положи  камень в ящик с яблоками, посмотри, что будет через месяц. Чтобы человеку   не сгнить  в окружающей  среде,    надо быть  твёрдым в своих убеждениях,  как камень».    Без единого государственного мировоззрения молодому человеку  трудно  решить,      что,   правда,    что,  ложь,  в чём надо быть твёрдым  как камень.     И взрослому человеку – то  же.  Разброд,  «плюрализм»  идеологий   выгоден только паразитам.    Они  то    знают   как воспитывать своих детей.    У них  единое, своё мировоззрение,  есть.
Жизнь без идеи – без духовности – животная жизнь.   Таков смысл выражения – жить во имя идеи.     Но,    какая   идея?       Идея  подлинной  человечности!  Идея духовного единения людей!  Идея стремления  к свету – разумной духовности  человека, живущего во имя   как   можно большего  числа живущих праведно людей! 
Гёте:  «Всякий, кто удаляется  от идеи, в   конце  концов,    остаётся при одних ощущениях».     Что он имел при этом  в  виду?  Один   современный, популярный, постоянно вещающий  по радио  «Россия»  писатель – философ,    в своей книге    пишет, что  жизнь человека – это больше действий и ощущений.  Не важно,   каких?  У альтруиста, у эгоиста, у паразита  они разные.  Надо воспитывать  современных альтруистов, способных постоять за свои  идеи.    Стремиться к этому.   Я так  думаю. 
«Осуждающие  идейность  жалки своей  убогостью,  пустотой духовной  жизни, а, значит,    не знающие  подлинного счастья вообще…  только благодаря  идее  человек  обретает  свою личность, проявляет себя в творчестве, становится подлинным борцом.   Человек не растворяется  в идее,    а,  будучи одухотворённым ею,    становится  могучей силой».      Думаю,    что  они, «осуждающие»,   против  идейности     не вообще,   для всех  граждан  страны, а  избирательно,  как им выгодно?
Колесо истории… раньше  слова  В. А. Сухомлинского – «Багряное знамя революции!  Его гордо несёт  над миром  наш народ… вот в чём сила  нашего времени…»  воспринимались не так, как сегодня воспринимаются.  Сегодня   и  новые слова – о знамени контрреволюции – воспринимаются иначе.    Это факт.
О призвании.
«Призвание – это не извне, это росточек  таланта, превращающегося  в могучее дерево на  благодатной почве трудолюбия и самовоспитания».   Эти слова надо помнить родителям  всегда.    «В раю     хорошо всем?  Там все занимаются  делом по своему призванию».    Безработицы там нет.  Полезная  информация   для воспитателя, даже если он атеист.
«Высшее наслаждение на земле  в творческом труде…».   Можно сказать иначе:  в культуре.    Культура – это   синтез науки и искусства, а они без творческого труда немыслимы.   Добавлю:  высшее наслаждение   в культурном общении людей, в духовном единении их.     Культ -  обычаи  -  не последнее дело!   «Наш бог – Культура, но такая, где звучит гордо  Человек».
«Каждый должен быть господином в своём деле».    Над  этими словами стоит задуматься  и  верхам  власти,    возможно, что  это лучшее обоснование  переходу  от ТОВАРИЩЕЙ К ГОСПОДАМ: пусть   все молодые  россияне   стремятся  стать профессионалами  в своём деле  -  господами,            лучшие из них  пусть вступают в  президентскую   партию  профессионалов – нормировщиков -  авангард  общества. 
 
«В чём счастье  на земле? В познании, в искусстве и работе…  познавая   искусство в себе, познавая природу, жизнь мира, смысл жизни, познаём душу...  Выше этого,     счастья нет».   (Станиславский).     Как же можно было победить страну,   людей  с такими  идеалами!   И как же легко их, с такими  идеалами,      обмануть,      талейранам,   тартюфам,  смердяковым,   и им подобным.
«Трудясь, познавая   красоту в себе – вот настоящий труд!»  Возвышенные слова, но   они как воздух нужны молодым людям.   
«Именно коммунизм  ставит  своим идеалом то, чтобы каждый человек  стал талантливым творцом.    Это идеал  коммунистического воспитания.    Я верю  в воспитание».     Сегодня о коммунизме не будем говорить,  но об  обществе разумной    духовности,    в котором  достигнута гармония  природного  и общественного в человеке,      говорить  и  мечтать надо.
«Видение  граней  души – это и есть мастерство  воспитания».  Курс на воспитание только в семье  ошибочен, вреден.   Родителей – мастеров воспитания,    мало.
«Когда вспоминаю прожитую жизнь  и работу, мне кажется, что подобно альпинисту,  я не раз  пробирался  неведомыми тропами,  взбирался  на могучие вершины».     Я подумал:     вот откуда  МАКСИМ  СААКС!    
«Нравится  человеку то, во что он вложил  частицу своей души, - это самое главное».   Конечно  это так!    Вандалы, ломающие  детские площадки,  не знают  этого, ничего они не построили своими руками, ни во что не вложили частицу своей души.  Они не  вандалы от природы,  так их воспитали,  семья, среда, школа.
«Никогда не пренебрегай  самым простым,  самым чёрным, грязным  трудом – с него  начинается творчество».    Очень мудрый совет!
«Меня  очень беспокоит потребительское  отношение  молодёжи к духовным ценностям, особенно к музыке.  Не хотят  учиться играть, петь, довольствуются готовым.    Так легко дойти до полного отупения».     Это же  когда было сказано!  Но ведь не отупели, хотя  тут надо  знать статистику, возможно  и отупели.  «Процесс идёт»   быстро.
«Пустота  души начинается с того, что в  годы  ранней юности  человек больше учит, заучивает,  чем  думает».  Не для этого ли ЕГЭ?
«Корни преступности  уходят  в детство и отрочество».    Это все понимают, но умалчивают.
«Научить маленького человека творить радость для другого человека и испытывать в связи с этим  высшую  человеческую радость, - это воспитание».  Все знают эту аксиому,  но  забывают  учить, откладывают   на завтра.
«Никогда не поднимет руку на другого человека тот, кто в детстве близко  к сердцу принимает  радости и горечи другого человека,  кто готов отдать свою радость, своё благополучие  во имя того, чтобы  отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка  не знали горя, страданий.   Это от  воспитания.        Бесчеловечность,  тупая жестокость – это невоспитанность, невежество».    Сегодня   мы  не   слышим  об этом, коммерческая тайна,    идёт отдельное воспитание:  альтруистов, эгоистов, паразитов  воспитывают  по разным  программам.
«Литература изучается в школе не для того, чтобы сдать её.   Она  должна войти  в духовный мир  каждого человека  на всю жизнь  как повседневное  общение с красотой».        Это было сказано задолго до сегодняшнего   сокращения в школе   часов на литературу, до введения  сдачи её  с помощью  ЕГЭ.     Видимо не надо  сегодня   красоте   спасать мир.    А что надо?
«Книги – тысячелетняя мудрость  человека… чтение – творчество».    Я добавлю  своё мнение – читая книгу, человек  живёт   подлинной  духовной жизнью.   И вот отошла  мода  на чтение  книг,  её умело  «отошли».     Интернет  помог, предоставив   избыток информации.  Слышал,  что пытаются сто книг подобрать для воспитания  гражданина  России, да не получается составить такой список, получается, что  надо три   списка: для альтруистов, для эгоистов, для паразитов.   Кризис в воспитании – основной кризис, кризис в головах.
«Воспитание и  самовоспитание  в подавлении  животных инстинктов  в себе и в   развитии    человеческого – духовного, культурного».
«Гитлеровский приём воспитания детей:  в летнем лагере  каждый ребёнок выращивал своего кролика; перед уходом из лагеря каждый должен был убить своего любимого кролика, как бы по приказу   фюрера.    Воспитатель при   этом говорил:  «Умейте подавлять в себе  жалость».    Задумайтесь над этим «педагогическим»   приёмом.
Помни: от того, как маленький ребёнок  относится   к птицам, цветам, деревьям,   будет  зависеть   его  взрослая  нравственность,   его отношение к людям!        Мудрое наблюдение автора привожу его  не дословно.
О религиозных утешениях  естественно возникнет  вопрос  к воспитателю.   В ответе  вспомните о  Страшном суде.   «Все воскреснут  и   предстанут перед   Страшным  судом:  все грешники  попадут в ад, и только истинно верующие  в бога,    останутся.   Слабое утешение».
«Религии учат надежде  на загробную жизнь, советуют молиться, поститься, безропотно подчиняться  судьбе… «страх смерти гонит  человека  в темницу веры»;  наука  говорит: нет, человек  сам творец своего  бессмертия.    Душа человека – это его могучий дух, его мысль, его порыв в познании, в покорении сил природы.   Вот эту душу  человек может сделать  бессмертной.      Отец и  мать создают сына, дочь – это бессмертное  творчество  повторить в своих детях себя,  воспитать человека  лучше, чем ты сам».      Вспомнилось снова  мировоззрение  «ДЕЛО ВСЕХ».   Не думаешь о смерти, когда любишь, когда создаёшь   что – то новое, необходимое  как можно большему количеству живущих праведно людей – творишь.
Слишком  высоко?   «Брать нужно выше того места, куда плывёшь,  иначе снесёт», - Л. Н. Толстой.    Куда  «берём»   сегодня в воспитании  детей, людей?  Кто куда.
О свободе много разговоров ведётся, я  в воспитательных беседах поступаю так:  беру стакан с водой, обращаю внимание на красоту воды в стакане, потом выливаю – делаю лужу и  предлагаю слушателям  самим ответить на вопрос – необходимо ли ограничение свободы  человеку?  Нравится   мне    определение Энгельса – Свобода воли означает, не  что иное,  как  способность принимать решения  со знанием дела.    Тут тебе и свобода и долг.  Абсолютной свободы нет,     и не может быть.
«Если бы  каждый мог делать,  что ему вздумается, общество  превратилось бы  в сумасшедший дом».  «Можно, нельзя, надо -  отсюда чувство долга».    Привычные слова,  но если  у людей разные мировоззрения, то  и «можно, нельзя, надо» и даже чувство долга будут    разными.  Без единого мировоззрения в стране обойтись нельзя, разве что на время «перестройки».    Детям об этом говорить нельзя,  рано.    Рану можно нанести неизлечимую. 
«Долг – это свобода в действии, это  одухотворение человеческих поступков  благородной идеей – во имя чего я делаю это, во имя чего я так поступаю.    Наше общество самое справедливое  в мире, и поэтому  выполнение долга не  связывает   человека, не сковывает  его свободы воли, а, наоборот,  предоставляет ему подлинную свободу.   По Дарвину:  Долг и Совесть – эти нравственные  чувства  составляют  важнейшую черту, отличающую человека от животных…».  Добавим: Сострадание, Сопереживание.     «Наше общество  самое…»,  сегодня  так   не скажешь, но оно может им стать.   Начинать  предлагается  с  достижения  справедливости  в нормировании, оценке, оплате  труда всех граждан, и не граждан,  работающих  на благо России.
«Помни, что РОДИНА -  это твоя  колыбель… эта земля твоих предков, на  которой пролито   много крови и пота.   В родном доме  бывает    и   плохое,  и хорошее.    Над  злом   в родном доме злорадствует  только подлый человек.   Не отворачивайся  от зла, делай так, чтобы  вместо зла в твоём доме было добро.   Право сказать  о плохом в своём доме  добывается  десятью добрыми делами.  Родина – ласковая и требовательная мать.   Умей   увидеть  себя   с самой  высокой вершины – с точки  зрения  высших интересов  родного народа.  Гордись своими предками – борцами за свободу  и независимость  Родины, за освобождение  трудящихся  от эксплуатации, за победу социалистической революции, за  спасение мира от фашизма.   Помни, что наша Родина – первое в мире  социалистическое государство.     Она открыла путь к коммунизму.    Это твоя национальная гордость».
Не всё из этого  сегодня можно  повторять,    такова  жизнь, она  «идёт вперёд  противоречиями», но подобным образом надо говорить с молодёжью.
Например о фашизме.  «Помни о фашизме – он хотел полностью уничтожить славянские  народы, сжечь в крематориях  двести миллионов человек,    а миллионов пятьдесят,  стерилизовав,  превратить в рабов».     Сегодня цифра 50,  для  численности населения России,   тоже  называется, к сожалению.  Не  так, как  раньше, но…
«Меня беспокоит: сумеем ли мы, ваши отцы,  передать вам все наши нравственные ценности,  все наши богатства,  которые  так дорого достались нам. Поймёте ли вы  до конца, почувствуете ли всем сердцем, какие страшные трудности  переживали мы  в годы  войны, в годы  восстановления народного хозяйства  Родины?»
Это было сказано очень давно.     Сумели или нет?
С такой душевностью  к молодым людям сегодня обращаться не модно.  СМИ засмеют.
Далее в письмах о дружбе, любви, семейной жизни.  Не могу  согласиться с рекомендациями    сегодняшних  ведущих    процесс воспитания – секс, карнавал,   и   все дела,        потому  и  возвращаюсь к  В. А. Сухомлинскому.  Напоминаю, что  в кавычках  выдержки из его книги. 
«Нравственная чистота  любви – это зеркало  человеческой души…».
«Задолго до того, как человека взволнует  чувство полового влечения, его должна пленить красота  души. Он должен пережить нравственную привязанность к другому человеку».
«Там, где разум и чувства  объединяются  в душе человека,     властвует голос совести».                Разумная  духовность и совесть,    так  и  в «ДЕЛО ВСЕХ».
«Ты завтрашний  отец,  я говорю тебе обо всём этом откровенно.    Если у отца  сын оказывается    подлецом,   общество вправе спросить с него: почему  вы не выполняете своего  долга перед обществом?   Отец – это великое  гражданское  имя!».
«Подлинная любовь – великий, священный долг, обязательство на всю жизнь».    Отец желает добра   сыну и его романтизм простителен,      жизнь, конечно,   сложнее.    Однако мне, например,  современное      «многоженство  заслуженных   художников»,      как   и  «творческая   небритость», модная  ныне  у  представителей     «креативного   класса»,      неприятны,   и тебе не советую  увлекаться этой демонстрацией  приверженности   глобализму.
«Целовать и ласкать  человек может того, кому он даёт нравственное обязательство:  стать  мужем, стать отцом её детей.    Всякую другую любовь – от скуки – считаю распущенностью.  Любовь – ответственность за того человека, которого ты полюбил, за его судьбу, за его будущее.    Развратник  и   негодяй,    тот, кто в любви ищет только  наслаждений.  Любить – это значит,  прежде всего,  отдавать, отдавать  силы своей души,  творить для любимого.        Лермонтов:  «Я любил всеми силами своей души…». 
«Помни, что от характера отношений мужчины и женщины  до брака, от того, насколько  преобладает в этих отношениях духовно – психологический, нравственно эстетический  элемент,  зависит моральная чистота всей твоей жизни.  Как огня,   опасайся  «многоопытности»  в любви.   Нравственный долг перед женщиной, ответственность за  её будущее  - вот что делает из юноши мужчину.  Тот, кто до брака узнал, испытал  физическую близость, вступает в жизнь духовно опустошенным человеком». 
«Богатство внутреннего,    духовного мира  выражается  тысячами  оттенков  чувств, которые    может передать  человеческий взгляд.    Если же круг  этих чувств  ограничен, то и внешняя красота, поразившая при первой встрече, со временем тускнеет, теряет свою привлекательность.     Отсюда  «не сошлись характерами».
«Любовь – самый строгий экзамен человечности».   «В том, каков человек в семейной жизни,  проявляется  его подлинное  моральное лицо».   «Есть люди, которые  по уровню своего нравственного развития,   не готовы  к вступлению в брак,  а  вступление становится аморальным».  «От характера отношений  в семьях  зависит  духовное состояние общества».      Добавлю: и наоборот,  как старый человек  вижу это   ясно.
«Огонь  любви постоянно требует  хорошего горючего – разносторонней духовной жизни».     Грустно видеть, что люди этого не знают или забывают  после вступлении в брак.       «В браке должно больше создавать, чем потреблять».   И это забывают.
«В любимом человеке я оставляю частицу своей души, красоту и духовную обаятельность своей души  он отдаёт мне, вместе мы создаём  такое богатство, которое вторично  создать не возможно».
«Могут ли быть счастливы в совместной  жизни  молодые люди с разным уровнем интеллектуальных интересов, запросов, образования, не будет ли жизнь  с малообразованным  человеком  скучной, угрюмой, как засохшая ива у пруда?».    Я даю такой ответ:  нет, но  если  житейской мудрости  у  менее образованного  супруга  больше, то, да.
«Дремучее невежество бывает и у людей  с высшим образованием».
«Дружба – школа воспитания  человеческих чувств.    Я считаю одним из главных правил морального воспитания то, чтобы в годы отрочества  и ранней юности  каждый человек пережил глубокое чувство восхищения духовным благородством хорошего человека, влюбился в него.   От этого  зависит вера в человека, в красоту человечности.  Если этого нет – душа человека пуста, малейшие неурядицы жизни могут вызвать у него  мелочное брюзжание, неверие в свои силы.  Пустота души – в человеке  нет веры ни во что – самый страшный порок. Пустая душа жадно впитывает всё   плохое,   и трудно поддаётся  влиянию хорошего, потому что пустая, духовная убогость уже сама по себе является пороком…».
«Не любовь  сама  по себе  вдохновляет, а наоборот,  благодаря  высокой нравственности  человеку доступны  благородство и красота  чувства любви».
«Любовь без высшей  духовной жизни – без стремления к единому идеалу, без дружбы во имя этого – может превратиться в чувственное наслаждение».   Белинский:  «Любовь -  поэзия и солнце жизни,  но горе тому, кто  в наше время,   здание  счастья своего  вздумает построить на одной только любви,      и в жизни  сердца надеется найти полное удовлетворение  всем своим стремлениям…».
«Стыдно за случай обиды матери, был у меня такой.    Нельзя обижать мать!  Нельзя  таить в сердце обиду на мать!  Нельзя быть холодным к матери!»
«Женщина – мать – творец  всего прекрасного  на земле, потому что она – творец человека.   Добро в сердцах и  в делах детей это её  счастье,  зло – её горе».
«Помни, что любая женщина  - мать или будущая мать.  В её красоте – воплощение красоты  всего рода человеческого.   Твоё отношение  к женщине – это зеркало твоей души».
«В хорошей семье женщина - мать является нравственным    руководителем  и повелителем, и,  чем больше подчиняется её воле муж – отец.  Тем лучше для воспитания  детей.   Заруби    себе это на носу».         «Если бы не мать, вы, дети, не были бы чуткими к добру и злу, человечными, отзывчивыми».
«Если ты хочешь, чтобы твоя будущая жена  на всю жизнь осталась для тебя  единственным любимым существом – построй жизнь так, чтобы  духовное  богатство твоей жены постоянно обогащалось».
«Человек стал человеком потому, что увидел красоту, в его сердце  расцвело благородство, радость жизни для него открылась.  Высшая красота – в человеке, вершина  человеческой красоты – это красота женщины».
Белинский:  «Вот прекрасная, молодая женщина: в чертах лица её вы не находите  никакого  определённого выражения – это не олицетворение  чувства, души, доброты, любви, самоотвержения  возвышенности мыслей и стремлений… Оно только  прекрасно, мило, одушевлено жизнью – и больше ничего; вы не влюблены  в эту женщину  и чужды желаниям  быть любимыми ею, вы спокойно любуетесь  прелестью её движений, грациею  её манер, - и тоже время,  в её присутствии, сердце ваше бьётся  как – то  живее, и кроткая гармония  счастья мгновенно  разливается в душе вашей».
«Чем выше нравственное  развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче внутренний духовный мир  во внешних чертах. Это – свечение души… ярче всего красота человека  проявляется тогда, когда он занят  любимой  деятельностью, его внешний облик озарён внутренним вдохновением.   Безделье – враг красоты».
«Если хочешь быть красивым – трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером в любимом деле.   Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворённость  великим человеческим счастьем – счастьем  творчества»,      духовная пустота  делает безликой внешность человека,   безнравственная деятельность -  уродует».
«Ты – творец красоты.     От тебя же зависит красота людей,   живущих с тобою рядом».         «Воспитывает  не жизнь сама по себе, а  человек, жизнь  только помогает».   «Человек  сам толкает себя в пропасть одиночества, если в душе  его   нет  того священного огонька,    без которого  не возможно счастье, - счастье  любви к людям».
Сколько мыслей возникает при   чтении  этой книги!  А ты  мне написал, что сегодня книги    читать  молодым людям   не модно,   ибо   в них нет ничего нового.    У тебя что, «комплекс полноценности»?   По Пифагору, чем больше круг  знаний  человека,  тем  длиннее  граница    этого  круга  с  ещё неизвестным человеку.
«Счастьем  для  ребёнка стала животная   радость  потребления, эгоистические удовольствия  затмили вёсь мир… ограждённое глухой    стеной  этих удовольствий от радостей и невзгод  народа, юное   сердце стало чёрствым, бездушным».
Как будто о дне сегодняшнем, значит  она, радость  потребления,  победила?  Сомневаюсь.    Только что  услышал по радио простое   определение капитализма, это когда  кто кого оберёт.  Очень популярный  писатель, философ  сказал  так.
«Подлецом   становится   ребёнок,    если никто его не учит ни плохому, ни хорошему – он растёт как сорняк».  «Надо воспитывать  ум, мировоззрение, идейность, стремление к идеалу». 
Белинский: «Разум  дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того,   чтобы он видел, что он неразумно живёт».
«Для восприятия чужой мудрости нужна самостоятельная работа». 
«Не приходил к больной матери  сын.    Чужие люди помогали ей, а сына звали  бессердечным, а потом и более выразительно – скотиной.  Повесился он позже.
С детства  сердце его жило только своими радостями, ни одно желание его не выходило  за рамки собственных удовольствий… излишней бывает материнская забота».     Я вот о  чём подумал, не по теме,  скотиной, то есть  «быдлом»,  сегодня называют не  те и не таких людей.   Информация для размышления.
«Тот студент, который постыдился своей матери – колхозницы – страшный человек.  Он предаст.  И когда он станет  отцом, мужем, - он будет  совершать десятки и сотни маленьких предательств, он будет калечить своих детей и тиранить жену, будет  воспитывать  в душах своих детей  мелкий эгоизм, презрение к людям».
«Человека надо   учить всему заблаговременно.    Странно, никто  не учит подростка тому, как воспитывать детей.  Учат, когда уже есть  дети,  поздно.   А ведь это самое главное.    Делай всё для своего ребёнка, но не забывай, что он должен  быть человеком,    прежде всего. А в человеке самое главное – это чувство долга  перед теми, кто делает тебе  добро, чувство признательности и благодарности.  Ребёнок должен делать добро для родителей, для людей старшего поколения.  Когда у тебя родится ребёнок, учи его  видеть и чувствовать людей – это,   пожалуй,  самое  сложное в трудном деле воспитания человека.  Учи видеть красоту, это воспитывает человечность.    Величие и красоту добра  переживает лишь тот, кто знает  высшую  человеческую радость  - радость  творения добра  для людей,   эта  радость – сила, облагораживающая   юное сердце.    Любовь  отцовская должна быть  мудрой, а не инстинктивной».
«Смысл жизни: служить людям,  принести добро Человеку, возвысить человеческое стремление  к совершенству, творчеству, красоте.   Смысл жизни – это не  конкретная цель  каждого человека, а жизненные принципы,  ЛИНИЯ ЖИЗНИ.  СВЕТЯ ДРУГИМ, СГОРАЙ!».    Устал печатать, но  остановиться не могу – всё важно.
«Дети святы и чисты.    Даже у  разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине.        Мы можем лезть в какую угодно яму,    но их должны окутывать в атмосферу приличную их чину…  нельзя делать их игрушкой своего настроения: то нежно   лобызать,  то бешено  топать  на них ногами.   Лучше не любить, чем любить деспотической любовью»  А. П. Чехов.
Итог моего чтения книги:  В. А Сухомлинского  «Письма к сыну»:   кто сегодня может написать  подобную  книгу?  Никто.  Почему?  Потому,    что одну  книгу  сегодня   написать  нельзя,    надо   писать три разные   книги:  для  альтруистов, эгоистов и   паразитов.      Однако,   если исходить из мировоззрения «ДЕЛО ВСЕХ»,  то можно написать одну – она будет  для альтруистов.
 
Прочти, всё же,   книгу «Письма к сыну», читай подобные, не  гордись своими знаниями  излишне,    это   пригодиться  тебе   при воспитании  твоих детей.
                До свидания.  С уважением, Дед.


Рецензии