Цветущая Флоренция

               
   Флоренция. Смотровая площадка на площади Микеланджело. Фото автора.
 
«Цветущая» именно так переводится название Флоренция. Этот город потряс меня не меньше чем Рим. Рассказ начну с небольшой справки. Флоренция была основана в 59 году до н.э. Расположен город в очень живописном месте. У самого подножья Северных Апеннин.

Здесь сходятся границы двух итальянских областей – Тосканы и Эмилии. Флоренция – административный центр одноимённой провинции и области Тоскана. Проживает в городе около 400 тысяч жителей. Зато посещают его многие миллионы.

Напомню пару хорошо известных исторических фактов. Флоренцию издавна называют колыбелью Гуманизма. В XIV веке именно в этом городе зародилась общественно-политическое и культурное движение, названное впоследствии Ренессансом. Что в переводе с французского означает возрождение.

Это был период перехода от средневековой культуры к культуре нового времени. В эпоху Возрождения были сформулированы главные принципы гуманизма. Заложены основы светского антиклерикального мировоззрения. Термин «Возрождение» подразумевал как бы возрождение на новом уровне  культурного наследия античных времён.

В XV-XVI века Флоренция была центром не только итальянской, но и европейской культуры. В этом городе жили и творили многие всемирно известные личности. Великий учёный Галилео Галилей. Один из основателей точного естествознания. В частности современной механики.

Философ, историк и писатель Макиавелли. Это с его лёгкой руки до сих пор гуляет по миру циничный девиз: «Цель оправдывает средства». Во Флоренции поэт Данте написал свою знаменитую «Божественную комедию», а писатель Карло Коллоди – не менее известную сказку «Приключения Пиноккио». Советским детям этот деревянный герой под именем Буратино был знаком в пересказе А.Н.Толстого.

Здесь великий Рафаэль, проживший, как и Пушкин, всего 37 лет, писал своих прославленных мадонн. Но конечно самыми известными флорентинцами являются два величайших гения человечества – Леонардо да Винчи и Микеланджело. Это ярчайшие представители эпохи Раннего Возрождения. И сегодня Флоренция является одним из главнейших культурных центров Италии. Городом средоточия международного туризма.

После такой краткой информации перейду непосредственно к экскурсии по Флоренции. Имя местного гида почему-то из памяти выпало. Но его самого помню хорошо. Точнее, это был не он, а она. Высокая элегантная итальянка с прекрасным русским языком и обширнейшими познаниями. Вела она экскурсию весьма интересно. Вот только ходила очень быстро. Надо понимать по причине большого наплыва туристов.
 
О Флоренции можно много рассказать. Пожалуй, не меньше, чем о Риме. Конечно, здесь нет такого изобилия античности, того величия и шика, который на каждом шагу встречается в «вечном» городе. Флоренция выглядит поскромней.

Она намного меньше по площади и населению. Короче по отношению к столичному Риму город можно назвать провинциальным. Но одновременно он, без всякого сомнения, является культурной столицей Италии. А может быть и всей Европы.

Знакомство с Флоренцией мы начали с осмотра её главной достопримечательности – собора Санта Мария дель Фьоре. На русский это переводится как святая Мария с цветком. На площади Микеланджело есть смотровая площадка. С неё открывается чудесный панорамный вид всего города. Так вот доминантой панорамы является этот величественный собор.

Собор св. Марии – итог, как теперь бы сказали, творчества большого коллектива художников, архитекторов и мастеров-строителей. Собственно, никакого коллектива в буквальном смысле слова не было. Все эти зодчие и прочие участники великой стройки католицизма работали на общую цель, но строго по очереди. Строительство продолжалось почти шесть столетий. Оно началось в 1296 году, а окончательно собор принял современный вид только в 1887 году.

Первоначальный проект собора разработал гениальный мастер Арнольфо ди Камбио. В дальнейшем проект неоднократно дорабатывали и усовершенствовали ещё с десяток талантливейших зодчих. Самые известные среди них – Джотто, Брунеллески и Эмилио де Фабрис. Всё, что создали эти трое великих архитектора стоит до сих пор. Практически в первозданном виде.
 
Джотто в 1334 году разработал проект ажурной 84-метровой квадратной колокольни. В 1359 году колокольня была построена. Она необычайно органично вписалась в архитектурный ансамбль и воспринимается как неотделимая часть собора.

Брунеллески спроектировал и в 1434 году реализовал шедевр архитектурного искусства – исполинский восьмигранный купол, как бы парящий в воздухе. При его строительстве было применено много оригинальных инженерных решений.

Они и сегодня поражают не только дилетантов, глазеющих на собор, но и специалистов. Купол действительно грандиозен. Его высота 91 метр. Состоит он из двух эллиптических полусфер, опирающихся на мощное восьмигранное кольцо диаметром 45 метров. Купол венчает необычный фонарь в виде миниатюрного храма.

Вообще-то маленьким храм кажется только снизу. На самом деле это весьма солидное сооружение. Его высота равна 16 метрам. Примерно пятиэтажное здание. Таким образом, полная высота собора с учётом купола и фонаря составляет колоссальную цифру – около  160 метров. Приличного размера небоскрёб в пятьдесят этажей.
 
В 1587 году фасад, построенный по проекту Камбио, был по неизвестной мне причине разрушен. В течение трёх веков многие десятки, а может быть и сотни, архитекторов предлагали проекты нового фасада собора. И только в 1871 году проект архитектора Эмилио де Фабрис был одобрен и принят к исполнению. Работы завершились в 1887 году. Именно этот фасад и предстаёт сегодня перед глазами изумлённых туристов.

Фасад имеет огромные размеры. Ширина – 50 м. Высота – более 70 м. Он отделан великолепным мрамором белого, зелёного и розового цвета. В лучах солнца мрамор переливается всей цветовой гаммой. На фронтоне фасада изображены обычные для католических храмов сюжеты из «Святого писания».

На этом можно было бы и закончить описание внешнего облика собора. Выскажу только своё сугубо личное не очень компетентное мнение. Флорентийский собор св. Марии показался мне величественней и грандиознее, чем знаменитый ватиканский собор св. Петра.

Не меньше поражает интерьер собора. И в первую очередь своими грандиозными размерами. Длина внутреннего пространства – 153 метра. Наибольшая ширина – 90 м.  По этим параметрам собор занимает четвёртое место в мире. Изумительный по красоте пол. Он выложен многоцветным мрамором в виде кругов с расходящимися от центра лучами. Окна в храме небольшие, но витражи очень красивые. Что касается произведений искусства, то ничего особенного я там не обнаружил.

Рядом с собором находится довольно внушительное по размерам восьмигранное сооружение. Это баптистерий св. Иоанна Крестителя. Здесь отправляются ритуалы христианского крещения. Баптистерий построен в IV веке. На протяжении многих веков достраивался и облагораживался. Сегодня он выглядит весьма привлекательно. Снаружи здание облицовано красивым белым и зелёным мрамором. Каждая грань строения украшена пилястрами и затейливой лепкой.
 
Но особое внимание привлекают бронзовые ворота. Их трое. Южные, Северные и Восточные. Каждый створ ворот разделён на десять панелей, в которых изображены сцены из «Святого писания». Самые знаменитые – Восточные ворота. Здесь представлены сцены из «Ветхого Завета», т.е. еврейского «Талмуда». Качество картинок буквально филигранное. Микеланджело, в своё время делавший эскизы с Восточных ворот, назвал их «Вратами Рая». Название сохранилось до сих пор.

После того, как мы насладились этим чудом искусства, гид нас слегка разочаровала. Оказалось, что любуются туристы хотя и совершенной, но копией ворот. Подлинные «Врата Рая» находились тогда на реставрации. Внутри баптистерия тоже красиво. Однако после посещения храма св. Марии особого впечатления интерьер не производит.

Посмотрели мы ещё одно творение великого мастера раннего средневековья Арнольфо ди Камбио. Это монументальная церковь Санта Кроче (Святого Креста) в стиле базилики. Возведение церкви, так же как и собора св. Марии, с перерывами продолжалось почти шесть веков. Окончательно современный вид она приняла только в 1847 году, когда было завершено строительство трёхпортального фасада.

В сравнении с собором св. Мария фасад церкви Санта Кроче выглядит поскромнее. Тем не менее, один элемент церковного фасада меня заинтересовал. Такого на христианских храмах я никогда не видел. В треугольнике фронтона, расположенного над центральным порталом, изображена огромная звезда Давида.

На мой удивлённый вопрос я получил очень прозаичный ответ. Наш гид сказала, что еврейская звезда – это  прихоть архитектора Николса Матаса, еврея по национальности. Что касается католических канонов, то они такую вольность допускают.

Церковь Санта Кроче – не только уникальный исторический памятник церковной готики. Это и один из главнейших итальянских пантеонов. Здесь покоятся всемирно известные политические деятели, великие учёные, поэты и писатели, художники и композиторы.

Среди них Макиавелли, Галилео Галилей, Микеланджело, Дане, Россини и многие другие знаменитые флорентийцы. Надгробные памятники, установленные на саркофагах, – воистину подлинные шедевры скульптуры. Удивительные по красоте и изяществу исполнения.

В церкви Санта Кроче есть множество и других не менее потрясающих произведений искусства. Вот некоторые из них. Стены храма расписаны великолепными фресками работы выдающихся итальянских художников. Здесь несколько изумительных по красоте часовен. Или, как их называют на католический манер, капелл.

Особенно меня поразила капелла Маджоре. Невозможно было оторвать взгляд от этого чуда. Изумительные витражи. Бесподобная инкрустация на тему «Священного писания». Тончайшая резьба по дереву. И всё это переливается и блестит, создавая какую-то волшебную атмосферу. Не уступает ей по красоте и капелла  Барончелли, а также расположенный рядом алтарь с полиптихом «Коронация Девы Марии» работы великого флорентийского художника Джотто.
   
Но, наверное, наибольшее эстетическое удовольствие я получил в Уффици. Это одна из знаменитейших картинных галерей мира. Подлинное созвездие имён. Здесь представлены обширные коллекции картин Флорентийской, Венецианской и других итальянских школ живописи.

В Уффици экспонируются картины Леонардо да Винчи, не менее прославленные шедевры Микеланджело. Есть здесь картины Рафаэля, Боттичелли и других величайших итальянских художников. Помимо живописи в музее много античной скульптуры. Имеются залы с богатейшими коллекциями старинных гобеленов чудесной работы.

Как всегда многое осталось за рамками экскурсии. Больше всего я сожалею о том, что не удалось побывать в Палатинской галерее. Это второй по значимости художественный музей Флоренции. Там хранятся произведения искусств огромной ценности. В основном живопись.

Именно в Палатинской галерее находится самая большая коллекция картин Рафаэля. В музее демонстрируются полотна Тициана, Рубенса, Ван Дейка и других корифеев живописи. Хотелось посмотреть и Галерею Академии, где собрана богатейшая коллекция скульптурных работ Микеланджело. И среди них, легендарная скульптура молодого царя Давида.

Правда, бронзовую копию этой скульптуры увидеть довелось на обзорной террасе площади, носящей имя великого гения. Но со слов гида мраморный подлинник производит несравнимое впечатление. Понятно, полтора туристических дня для такого музейного города – это, в общем-то, капля в море. Но что поделаешь, такова была программа нашего тура.

Во Флоренции множество небольших магазинчиков и крошечных лавчонок. Они очень удобно расположены. В узеньких улочках вблизи храмов, музеев, картинных галерей и прочих флорентийских достопримечательностей. Ничего особенного в них я не обнаружил. Но даже на то, что положил глаз, стоило довольно дорого. Переход на евро здорово подрезал покупательный потенциал рядового туриста. Разумеется и доходы мелких торговцев тоже.

Впрочем, кое-что во Флоренции я всё-таки прикупил. Вблизи собора св. Марии набрел на довольно большой магазин под названием «Пиноккио». В нём продавались исключительно деревянные поделки на тему бессмертной сказки Коллоди из Тасканы.

Выбор был обширнейшим. На многочисленных полках в невероятном изобилии стояли многоликие Пиноккио и другие герои «Приключений...». Разные по размеру копилки, бутылочные пробки, настольные лампы и множество других сувениров.

Всё было очень ярко раскрашено, и имело на редкость привлекательный вид. Глаза буквально разбегались. Я выбрал красивого Буратино в форме большой копилки. Она до сих пор приносит удовольствие внучке. Особенно в момент, когда из неё извлекается наличность.


Рецензии
Лев Израилевич, необыкновенно хороши и очень интересны Ваши публикации в цикле "Путешествия". Познавательные сюжеты изложены профессионально, просто и понятно. Познакомилась с некоторыми из них. Спасибо Вам за такое чтение. Буду нередким гостем у Вас на страничке. С искренним уважением, Наталья

Наталья Жуйкова   30.07.2013 21:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья. Всегда рад гостям. Будьте здоровы и счастливы.

Лев Израилевич   30.07.2013 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.