Музыкальный детектив

Начиналось все как обычно.
- О чем поговорим сегодня?

Нужно обсудить так много вещей, столько всего, выходящего за пределы понимания, Предположения и гипотезы, которые мы отражаем друг от друга как мячики от стен, со временем складываются в цельную картину мира. На прошлой неделе мы обсуждали порнографию. Ни к чему так и не пришли. Она так и не смогла нам объяснить чего находит в ней. Ничего стоящего такой оценки, ежедневного просмотра, и переживания по поводу, структуры повествования(она так и сказала - повествования), а так же композиции, постановки, актерской игры и прочего - я там не нашел. В итоге мы решили отложить до другого раза.

Сегодня мы были в более полном составе, втроем. Мы, она и он.

И внезапно, повинуясь какому-то порыву я говорю:
- О музыке.
Тема слишком обширная, все равно, что сказать обо всем. Но мои товарищи принимают нашу тему, или все-таки мою? И пытаются начать ее обсуждать. Начиная из дебрей истории музыки пытаются перейти в область психологии и социально-морального. Я же, предложив тему, замолчал, и пытался вспомнить что именно промелькнуло в моей голове в тот момент.
- Как насчет влияния нецелостности восприятия музыки? - кажется я вспомнил, но меня тут же прервали.
- Что ты подразумеваешь под нецелостностью восприятия?
Я вздохнул, правила есть правила. Держи в голове основную мысль, держи ее, говорил я себе, а тем временем вслух сказал:
- Ну я наверное для пояснения целостности и нецелостности восприятия приведу пример. Некоторые альбомы необходимо слушать только целиком, как необходимо выслушать все предложение не перебивая, а не хвататься за одно слово.Вне контекста. Наверное нецелостность восприятия -это восприятие вне контекста. - Я поднял палец вверх, заметив что меня хотят уже перебить, - Органную мессу Баха необходимо слушать сразу и целиком, согласны? То же можно сказать о темной стороне. Кстати говоря, изменение формы прослушивания музыки - и влияние этого факта на восприятие тоже большая тема, зарезервируем ее за один из следующих разов?

-Что ты имеешь ввиду под изменением?И как влияет? давай кратко, подробнее действительно потом.
- Раньше были пластинки и весь альбом прослушивался полностью. Минимум сторона. Потому что трудно остановится и вернуться к исходной точке. и трудно искать отдельные песни, хотя конечно и реально в отличие от кассет. А сейчас из альбома слушаются все песни по разу, а две, максимум три заслушиваются до упора.
- Да у меня появились кое-какие мысли по этому поводу, я запишу. Возвращайся к изначальной идее.

Он достал блокнот, такая же черная маленькая книжица как у меня. и принялся строчить, я знал что он слушает меня внимательно.


- Мне кажется нецелостность восприятия может крайне негативно сказаться в общем на восприятие музыки. Я приведу пример. У меня в детстве был кассетник, на нем я слушай кассеты, но не альбомы, а сборники. Которые записал мой отец, или старший брат. к примеру там был..ну неважно, много разного, и я даже путал группы. Ну вроде как знаю название одного из исполнителей, а остальные так плотно впечатались в ассоциативный ряд, что я воспринимаю их творчеством этой группы. Например так было с Чайфом и "Я счастливчик" - опять кстати забыл как группа называлась. Ну и самое яркое - у меня была кассета, agfa, приятного черного пластика, в прозрачной коробке с красным лейблом, там было карандашом написано что-то. Читабельным к тому моменту оставалось только слово star. На нем был прекраснейший альбом какой-то группы, выполненный в стиле floyd'ов. И вот проблема - я так никогда и не слышал его целиком, кассета была зажёвана, разрезана и склеена, у трех песен не хватало куска. Очень хотелось услышать их целиком, там явно закидон в стиле темной стороны, концептуальный альбом и все такое.

- Сборники это хорошо.

Мы обернулись.

- Нет правда, иногда сборники получаются такими....ну если тебе так нравится - цельными по настроению, какими оригинальные пластинки не были. Грубо говоря сборник веселой музыки, сборник грустной музыки, по каким там критериям еще можно... Он будет влиять интереснее, будет намного лучшим саундтреком к твоей жизни.
- Саундтрек это фон. Когда к музыке относятся только как к фону - она теряет смысл.
- И потом, я не говорю что такие сборники - аз есмь великое и однозначное зло. Я говорю о том, что знакомство с музыкой, нужно начинать не так. Ты потом можешь САМА отобрать сборник, так, как понравится тебе, если ребята не соизволили записать цельный крутой альбом. Но сперва ты оценишь ее так, как она задумывалась.


Немного помолчав, я уже хотел было продолжить как был бесцеремонно сбит с мысли:
- Ну так и что за альбом то был?
- А?
- Что был за альбом? Олька права ни за что не поверю что ты не запомнил ни одного слова из текста, они ж у тебя в подкорку впечатаны наверное. А поискать в интернете по тексту - легче легкого.
- Это безусловно верное замечание, однако есть небольшая проблема. Я не упомянул? Ребята пели по-венгерски, и то это кстати не точно, а со слов папы. То что я запомнил - ни один поисковик не ищет, я же даже не знаю как этот набор звуков разбить на слова и уж тем более как записать.



Примерно на этом наша философская беседа почему-то иссякла. Я снова выкинул из головы воспоминания об этом самом альбоме, и вопрос казалось бы можно было считать закрытым, если бы не одно но. Примерно неделю спустя, во время вполне заурядной, ничего не предвещающей пьянки меня окликнул тип с совершенно безумно горящими глазами. Это был Игорь, мой извечный собеседник.
- Меня неделю, НЕДЕЛЮ! Твой альбом мучает! - Я даже не сразу въехал о чем он. - Но ты знаешь я думал, много думал,я считаю можно найти. Ответь-ка кассеты конечно не осталось?
Конечно же ее не осталось, более того, я даже не знаю где бы ее можно было воспроизвести, но тем не менее ее нет. Выкинули то ли при очередной уборке, то ли просто с хламом плавно переместилась в мусор.
- Я так и знал знал, да...- На дней совершенно безумных глаз моего приятеля появилась тоска, я подлил порцию в его стакан, похлопал по плечу и отправился пройтись. Всего спустя каких-то полчаса - час меня бесцеремонно вытащили из толпы пьяно болтающих людей. Вполне вовремя, меня начинало все это раздражать, и я собирался уходить.
- Ты рассказывал что видео кассеты оцифровывал и перегонял в комп, с аудио ты не поступал так же?
- Сдурел совсем? Можешь подумать о чем-то еще? Выпей!!!
Не знаю почему но его поведение меня раздражало, я сунул в руку ему бутылку, и вышел на улицу ни с кем не прощаясь.


Несколько дней спустя, я понял, одержимость стала захватывать и меня. По ночам, в моей голове играла прекрасная, порой величественная музыка, с красивыми переходами, проигрышами, вступлениями, кодами... А днем на все звуки накладывался шум и гул отвратительного качества кассетного звука. Подспудно существовавшая во мне идея, отвлекала, мешала сосредоточится, мешала дышать.


-Привет, как твои дела? Да давненько да...не пригласишь на чай? - Конечно я оцифровал кассету, еще давно, у меня был старенький сто шестьдесят шестой, и совсем мало места, так что качество звука наверное еще ухудшилось. Боже мой это было лет десять назад. После обновления компьютера диск был полностью скопирован на новый, но и его не пощадил прогресс. Неделю я пытался выяснить что с ним происходило, но следы его теряются во времени. Я уже совсем было отчаялся, но вспомнил, что тот самый первый диск , не исчез, а переехал жить по вполне конкретному адресу. Я тогда его пожертвовал для нужд компьютера своей пассии, мне он был не нужен, в отличие от ее благосклонности. Рыцарь чинит компьютер своей леди. Ну а что, сработало.


- Мда, не помню уже.. я думаю как и все старые вещи - отправился на дачу. Да уверена, на чердаке справа от входа. Он к тому времени мелкий был поэтому чего его было использовать, а выкинуть как-то жалко, такая вещь...


Мне очень трудно было вытерпеть до конца недели, именно на выходные весьма удивленная девушка назначила поездку на ее дачу  и археологические раскопки чуланов. Я и не подозревал, насколько мне теперь хочется найти этот альбом и даже призрачный шанс вызывал бурю энтузиазма. Я даже пропустил "философские посиделки", настолько был увлечен проработкой альтернативной версии. Иногда, когда это чувство жажды отпускало, я поучал удовольствие от своей маленькой игры в детективное расследование. Но эта музыка в голове, и шум, шум...




- Вот он. А-апчхи! - Пыльный чердак встретил нас гостеприимной темнотой и резковатым запахом старости. Неделя наконец подошла к концу и вот я стою у своей цели, смахнув изрядный слой пыли, я принялся раскручивать старую машинку. - Знаешь, вот из-за этого мы и расстались. Ты СЛИШКОМ странный...
Расстались мы не из-за этого, а скорее из-за того что ты, слишком нестранная,но мне было уже все равно, в руках я держал жесткий диск своего старого компьютера. Я уверен, что она тогда ничего не удаляла.



За годы, стандарты подключения изменились, и посему пришлось еще попотеть и найти компьютер с подходящим разъемом и шлейф. Однако это было буквально мелочевкой. Когда я все подключал руки мои тряслись, я выпил, чтобы слегка успокоить разыгравшиеся чувства. Почему? Почему для меня это так важно? Я стал одержим словно безумец, этот поиск стал словно бы целью моей жизни. Я на секунду остановился, на меня нахлынули воспоминания во сей своей яркости. Музыка была всего навсего непременным атрибутом вполне себе неплохого детства. С ней связано куча воспоминаний, она была ключевым элементов тех самых, лучших времен. От осознания этого меня пробил холодный пот. Нет не хочу я туда возвращаться, рефлексировать по старым добрым временам, нужно ли мне это? Я почти решил ничего не делать и выкинуть диск к черту, но вот он уже подключен и компьютер загружается. Со смешанными чувствами я смотрю на сообщение об ошибке, диск не читабелен. Я облегченно вздыхаю. Ну и хорошо, никаких пафосных жестов как то: выброс жесткого диска с балкона, или швыряние его же об пол. Все решено за меня. Все опять решено за меня! Слишком, слишком часто все вокруг решается без моего ведома, вы пытаются навязать мне свой ход событий, а теперь еще и это? Я медленно закипаю, в голове играет пятая песня с альбома, кажется что-то воинственное.




- Посиди пока со мной, он придет скоро. Если что-то можно сделать с диском он его восстановит. Это ж его работа, он там вообще умник, все будет в порядке, раз уж это для тебя так важно. Посмотришь со мной фильм? - Конечно же я соглашаюсь, хотя предпочел бы поговорить, ну или скорее, как обычно, послушать ее.

Мы смотрим какое-то то ли документальное, то ли закос под документальное кино: качество картинки не очень, но монтаж вполне ничего, пытается искупить огрехи и скудность ракурсов. Действие разворачивается в баре который мне кажется смутно знакомым. Ребята за камерой угощают барменшу выпивкой, и заводят какой-то разговор. Звука нет, но подписано английскими субтитрами, мне лень их читать. Камера тем временем обводит взглядом помещение бара и я его узнаю.
- О, я там пил!
- Не может быть, гонишь.
- Да точно, Оль. Это в Праге, неплохое местечко и пиво там очень дешевое, я имею ввиду реально очень дешевое по их меркам даже.
- А ну конечно. Да это Чехия, Прага...столица европейская в этом.. А ты по чешски понимаешь? А то я не стала звук включать - все равно ничего не ясно...
- Нет, ну если только знакомые слова поискать посмеяться... А что значит в этом "смысле"?
- Ну как же - столица секс и порно- индустрии. На первом месте сейчас!
- Что? Это что порнуха что ли?
- Ну да, самый тренд сейчас, любительское, знакомятся с девушками и снимают их на камеру, чешские барышни самые передовые в этом. Ну и тут диалоги соответственно...
- В следующий раз когда позовешь такое смотреть, начни с заигрываний! Я сейчас перестану верить, что я не в твоем вкусе! И другой цели в совместном просмотре этого шедевра я не вижу! И не возражай даже!
Она обиделась но видео остановила, и от неловкого разговора (точнее не разговора а ее убеждений в художественной ценности данного кинца) нас спас приход того самого спеца.



Около трех часов не вполне понятного шаманства и на свет были извлечены: несколько старых фото, изрядное количество разношерстной музыки и наконец... Три почти неповрежденные песни с Альбома. Остальные канули в лету. Это было блаженство. Та самая музыка, я искал ее долго очень долго.
- Да месяца два всего, Макс ты что?
Я покачал головой, пожалуй дольше, много дольше...


- Игорь говорил кто-то из его знакомых знает венгерский...
- Если это венгерский!
- Не будь букой, да если это не венгерский поищем еще кого-нибудь. Он тебе найдет по тексту весь альбом целиком.
Мы конечно пошли искать этого самого пресловутого знакомого, вечер пятницы, они где-то тусили. Надеюсь не сборище филологов языковедов. Среди шума толпы Мы принялись искать нужного нам человека. Выпивка и незнакомые люди, то к чему я привык, альбом мне пожалуй не так уж и нужен. В конце концов я своего кита уже поймал. Остальное частности, а я никогда не любил детали. Мне совершенно точно не нужны все воспоминания и тоска во всей яркости, но мы продолжали бродить в этой толпе, кто-то сказал мне:
- А тебе не кажется, что между всеми этими бессмысленными поисками, письмами, редкими приступами общения, и проскочило лето?
- Нет. - ляпнул я пропустив все мимо ушей, и только запоздало проанализировав сказанное, обернулся, но рядом уже никого не было.


Рецензии
помнится, когда я прочила текст впервые, сразу захотелось что-то написать, обозначить свое чтение значимыми фразами, но после некоторого сражения с собой, это дело было оставлено - это все равно что написать рецензию на всю жизнь человека, наблюдая один эпизод из нее - не самый яркий, просто один. и знать, что за этим эпизодом - еще целая тьма таких же.
и еще. тут, в этом пространстве "на прозе" сложно отделаться от биографичности, от приписывания автору событий в тексте, но это не правильно (по крайней мере - не всегда правильно), так что все заинтересованные вопросы "и что это была за музыка? нашелся ли приятель, знающий по-венгерски?" - по степени глупости и неуместности - так же отбрасывались.

поэтому напишу вот что: тексты Ваши нравятся не как тексты, а как что-то совершенно реальное - ну как коньяк или старая шкатулка, как что-то, владеющее такой поверхностью, которую можно ощутить совершенно осязаемо, что-то, не присущее тексту и литературе. хотя текст и может вызывать ощущения и ассоциации, они ему все же не должны быть присущи. а тут - да. поэтому впечатления такие - сбивающие с толку, и высказываться сложно. и при этом очень знакомо - как при совпадении ритма собственного и случайно услышанной музыки - когда появляется чувство абсолютной органичности.
где-то так.

анет.

Анна Билык   07.12.2012 21:55     Заявить о нарушении
Знаешь для меня как раз ярое открещевание авторов от "лирических героев", в "большой" литературе всегда кажется глупым. И очень часто нечестным. Так что биографичность это правильно. Я имею ввиду скажем так: если я этого и не делал, то я ведь думал об этом. Когда писал. Мне это снилось, значит я хотел принимать эти решения.(некоторые философские течения помнится не разделяли то о чем думаешь и то, что делаешь) И так далее. Т.е. автор все таки безотрывен от своего текста. И задавать эти вопросы уместно, может быть даже более чем, что правда не отменяет того, что все это неважно.

Интересно, я считал что именно такие ощущения и должны быть, именно так я и пытаюсь писать, очень рад что видимо иногда получается. Спасибо Анет.

Макс Освальд   08.12.2012 00:22   Заявить о нарушении
видимость - я бы даже сказала "ощупываемость". и очень даже получается. собственно, слово "получается" тут не вполне уместно, разве что с уточнением "мастерски получается") только сегодня осознала это относительно Ваших/твоих текстов, и поняла, в чем тут весь шарм) хотя, такая манера восприятия - личная, никому ее навязывать не буду, равно как и меру отделения автора от текста. скажем, в моем понимании где-то так: то, что "биографично" в тексте - это некий субьект письма (пусть называется автором), и он неразрывен с текстом, и он не вполне отделим от того живого пишущего существа, вернее, от конкретного состояния этого существа. но никогда ему не равняется на сто процентов, и к нему не сводится. то есть связь это не отрезается, но всегда опосредована. хотя, опять таки - сколько народу - столько мнений. и вопрос сводится к "резать - не резать?"

Анна Билык   08.12.2012 01:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.