Судьба Русского чуда, АПЛ проекта 705

Идея постройки подводной лодки – перехватчика авианосных ударных соединений была высказана в конце пятидесятых годов. Предполагаемая лодка – истребитель авианосцев и подводных ракетоносцев, должна была обладать уникальной маневренностью и подводной скоростью, способной появляться в заданных районах, прежде чем оперативные данные о местонахождении врага устареют.

По замыслу, подводная лодка, располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов,  при своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки, должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.

Малое водоизмещение лодки  в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения “домой” — самостоятельно швартоваться.

Разработку проекта, получивший шифр 705,(по классификации НАТО -"Alfa") начала группа в СКБ-193 (впоследствии названное «Малахит») под руководством главного конструктора А.Б.Петрова. Общее руководство программой возложили на академика А.П. Александрова. 

Создание АПЛ проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, курировавшего оборонную промышленность, “общенациональной задачей”. К участию в программе привлекли мощные научные силы, в частности, академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна.

 Для обеспечения заданных тактических данных, подводная лодка должна иметь водоизмещение порядка 1500 тонн, и мощную и маневренную энергоустановку.

 Этим противоречивым требованиям удовлетворяла ядерная энергетическая установка на надтепловых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем. Для отработки ядерной  энергоустановки  с ЖМТ была построена опытная  АПЛ проекта 645 К-27, вступившая в строй 1 апреля 1962 года.

В автономном плавании с 21 апреля по 12 июня 1964 года в водах Центральной Атлантики, она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания. Правда, впоследствии, уже после начала строительства серии подводных лодок 705 проекта, на К-27 случилась авария с энергетической установкой с облучением всего экипажа и гибелью 8 человек. Была надежда, используя полученный опыт доработать конструкцию.

Второй новацией, призванной обеспечить заданные тактические свойства ПЛ 705 проекта было использование титановых сплавов в конструкции прочного и легкого корпусов лодки. . Благодаря своей значительно большей прочности, титан позволял снизить толщину листов корпуса и соответственно массу АПЛ.
 
 Для отработки этого нововведения, была построена опытная АПЛ проекта 661 К-162.    Создание подводных лодок из титана представляет собой сложную техническую задачу. Титан капризный материал и при высокой температуре, поглощая из воздуха водород,  становится хрупким. Сварку конструкций проводят в аргоновой среде вольфрамовыми электродами легированными редкоземельными элементами.

 Эти технические сложности вызвали значительную задержку с реализацией проекта. К 1963г. стало ясно, что конструкция недоработана, что вызвало смену главного конструктора.  Новым главным конструктором стал М.Г.Русанов.

Он  перепроектировал лодку, водоизмещение которой  выросло до 2300 тонн, количество отсеков увеличено с  изначальных  трёх до шести.
Создание прочного и легкого корпусов из титана позволяло уменьшить массу конструкции, и, следовательно, величину смачиваемой поверхности, от которой зависит скорость ПЛ.

Этой же цели, уменьшению массы подводной лодки, служило ещё одно нововведение, применение в основной силовой сети переменного тока частотой 400Гц.

Благодаря всем этим новациям, удалось создать высокоскоростную АПЛ с надводным  водоизмещение  2300 тон, длиной - 81,4 метров, шириной - 9,5 метров, осадкой - 7,6 метров.

Лодки 705 проекта  оснащались атомной установкой типа ОКА- 550 (или БМ-40А) с одним реактором с жидко-металлическим теплоносителем, с тепловой мощностью 155 МВатт, что обеспечивало, даже при увеличенном до 2300 тонн водоизмещении, скорость более 40 узлов.

Составной частью атомной установки являлась паротурбинная установка ОК-7, в которой удельные показатели отечественных ПТУ были улучшены в 2-3 раза. По сопоставимым характеристикам ОК-7 превосходила все зарубежные аналоги.

Источником тепловой энергии являлся  ядерный реактор, с теплоносителем в первом контуре – эвтектическим сплавом свинца и висмута.  В качестве основных достоинств лодочного реактора можно отметить: 

Высокие маневренные характеристики, значительно превосходящие указанные показатели для водо-водяных реакторов;

 Низкое давление рабочей среды в первом контуре, и теплотехнические свойства теплоносителя повышающие термодинамическую надежность реакторной установки  и делающие  невозможным "тепловой" взрыв реактора в  аварийных ситуациях;

 Большую экологическую безопасность при аварии, за счет естественного замораживания теплоносителя.

Поскольку в ограниченном объеме подводной лодки было невозможно поместить большой экипаж, была применена еще одна новация – комплексная автоматизация всех технических средств, обслуживаемых экипажем из 20 человека.  19 офицеров и один мичман.

Для примера штатного расписания, привожу состав, родного мне, второго экипажа   АПЛ К-64, с теплым чувством, вспоминая сослуживцев.

1.Командир, капитан 2 ранга Старков Валерий Викторович. Штатная категория капитан 1 ранга. Закончил службу старшим научным сотрудником НИИ, кандидатом технических наук, капитаном 1 ранга

2.Старший помощник, капитан 2 ранга Боков Николай Григорьевич. Штатная категория капитан 1 ранга. Закончил военную службу старшим научным сотрудником НИИ, капитаном 1 ранга.

3.Помощник по оружию, капитан-лейтенант Щербаков Вячеслав Николаевич. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу начальником кафедры Военно-морской Академии,  доктором военно-морских наук, профессором, контр-адмиралом.

4.Помощник по штурманскому вооружению, капитан-лейтенант Тюгин Феликс Александрович. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу командиром 595 технического экипажа 705 проекта.

5.Помощник по радиоэлектронному вооружению, капитан-лейтенант  Пашук Николай Григорьевич. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу начальником штаба 10-й ракетной площадки, капитаном 1 ранга.

6.Старший инженер по радиоэлектроники, капитан-лейтенант  Коровкин Герман Сергеевич. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу старшим преподавателем учебного центра ВМФ, капитаном 2 ранга.

7.Старший инженер по радиосвязи  лейтенант Лаптев Вадим Фёдорович. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу заместителем начальника отдела НИИ,  кандидатом технических наук, доцентом, капитаном 1 ранга.

8.Инженер по гидроакустике, лейтенант Сажнев Николай Григорьевич. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу командиром технического экипажа, капитаном 2 ранга.

9.Инженер по вычислительной технике, лейтенант Добровольский Валерий Алексеевич. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу помощником флагманского специалиста флотилии, капитаном 2 ранга.

10.Командир БЧ-5 Капитан 3 ранга Овчинников Всеволод Леонидович. Штатная категория капитан 2 ранга. Закончил военную службу начальником кафедры, доктором технических наук, профессором, капитаном 1 ранга.

11.Старший инженер ГЭУ, капитан-лейтенант Зайцев Павел Никитович. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу старшим преподавателем ВМУЗ, капитаном 1 ранга, доцентом.

12.Старший инженер ЭЭС, капитан-лейтенант Вижунов Андрей Прокофьевич. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу старшим научным сотрудником НИИ, капитаном 2 ранга.

13.Старший инженер ОКС, капитан-лейтенант Сидоренков Геннадий Иванович. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу старшим преподавателем учебного центра ВМФ, капитаном 2 ранга.

14.Инженер по автоматике  ГЭУ, лейтенант Лобанов Александр Иванович. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу начальником кафедры ВМУЗ, кандидатом технических наук, доцентом, капитаном 1 ранга.

15.Инженер по автоматике электрооборудования, лейтенант Бахарев Юрий Иванович. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу начальником кафедры ВМУЗ, кандидатом технических наук, доцентом, капитаном 1 ранга.

16.Инженер электрик, лейтенант Кириченко Владимир Павлович. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу старшим научным сотрудником НИИ, капитаном 2 ранга.

17.Инженер по автоматике управления движением, лейтенант Комаров Владимир Иванович. Штатная категория капитан-лейтенант. В этом звании комиссован по болезни.

18.Инженер по автоматике ОКС, лейтенант Хоптенко Виктор Фёдорович. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу старшим офицером ГУК, старшим научным сотрудником, капитаном 1 ранга.

19.Начальник медицинской службы, капитан медицинской службы Василенко Вячеслав Феодосьевич. Закончил военную службу старшим научным сотрудником Военно-медицинской Академии, подполковником медицинской службы.

20.Кок, мичман Попивненко Василий Андреевич. Штатная категория старший мичман. В этом звании он был уволен в запас.

Все боевые посты – пульты управления различными системами, спроектированы в центральном посту, в третьем, обитаемом отсеке, являющимся отсеком–убежищем, сферические переборки которого рассчитывались на максимальную глубину погружения ПЛ, 400 метров.

Наблюдение за состоянием необитаемых отсеков предполагалось с помощью телевизионных камер. Для целей спасения всего личного состава, в случае затопления подводной лодки на глубине менее 400 метров, предназначалась всплывающая рубка.

Впервые на АПЛ 705 проекта применили пневмогидравлические торпедные аппараты с глубинной стрельбой, и автоматической системой быстрого заряжания.
 

Кроме двух плавающих экипажей, предусмотренных на всех подводных лодках 705 проекта, был создан  один технический экипаж, предназначенный для обслуживания и содержания группы подводных лодок, при их нахождении в пункте базирования.

Предлагалось, чтобы в базе лодка была под ответственностью и  постоянным наблюдением обслуживающих команд технического экипажа. Один плавающий экипаж находился бы  поблизости в постоянной готовности к выходу в море, а второй плавающий экипаж проходил  межпоходовую подготовку в учебном центре  или находился  на отдыхе.

 После выхода на боевое дежурство, и  возвращения из похода первого экипажа, лодка снова переходила бы под наблюдение технического экипажа. Теперь, второй экипаж находился бы в постоянной готовности к входу в море, а первый отправлялся на межпоходовую подготовку и в отпуск. Таких циклов в год должно было быть два.

2 июня 1968 года, АПЛ К-64 была  заложена на стапеле Ново-Адмиралтейского судостроительного завода. К этому времени в Ленинград в 39 бригаду новостроящихся кораблей прибыли, окончившие курс обучения, оба плавающих экипажа К-64, с целью дальнейшего изучения техники и участия в обслуживании строящейся подводной лодки

22 апреля 1969 года, в день рождения В.И.Ленина, первая подводная лодка 705 проекта К-64  была спущена на воду со стапеля Ново-Адмиралтейского завода. С того самого, с которого в мае 1900 года был спущен крейсер Аврора.

Не смотря на секретность, и оцепление берега Невы со стороны Горного института, спуск ПЛ встретила толпа зевак, а «вражеские голоса» известили мир о спуске принципиально новой АПЛ, окрестив ее «Голубой кит».

В 1970, на АПЛ К-64 году состоялся физический пуск ядерного реактора. А в октябре этого же  года,  опытная К-64  была переведена в доке по Беломоро-Балтийскому каналу в Северодвинск для завершения испытаний. Оба экипажа АПЛ К-64 убыли в Северодвинск и вошли в состав 339-й бригады строящихся ПЛ.
 
13 ноября 1970 года АПЛ К-64, под командованием командира первого экипажа капитана 1 ранга Пушкина Александра Сергеевича,  первый раз своим ходом вышла в море на размагничивание и измерение суммарного магнитного поля лодки.

4 июля 1971 года, в процессе испытаний, из-за срыва нештатной заглушки на трубопроводе перегретого пара произошло поступление пара высокого давления в реакторный отсек. Аварию удалось успешно ликвидировать без ущерба для экипажа и строителей АПЛ.

В ноябре 1971 года в период проведения швартовых испытаний, произошла  серьезная авария,  вышла из строя одна из трёх петель первого контура.
Было принято решение продолжить испытание на двух оставшихся петлях.

23 ноября 1971 года АПЛ К-64  вышла на заводские ходовые испытания. За время ходовых испытаний ПЛ, в течении   29 ходовых дней, прошла 3481 миль (1513 — в подводном положении), совершила 21 погружение.

 5 декабря 1971 года на корабле начались государственные испытаний.
24 декабря 1971 года, после очередного  выхода в море, АПЛ К-64 без возвращения в Северодвинск, перешла к месту постоянного базирования в Западную Лицу.

31 декабря 1971 года лодка  вступила в строй, и была зачислена в  Третью дивизию  Первой флотилии КСФ,  с базированием в Западной Лице, с целью проведения опытовой эксплуатации.

 23 января 1972 года  1 экипаж сдал первую курсовую задачу.
Однако, в феврале 1972 года, в начальный период опытовой эксплуатации вышла из строя вторая петля первого контура. Из-за выхода из строя двух петель теплообмена ЯР, в феврале 1972 года АПЛ К-64 вывели в резерв, а постройку серийных ПЛ проекта 705 приостановили до выяснения причин аварии.

 Попытки ликвидировать арию, и восстановить боеспособность корабля  продолжались. Всё это время, реактор работал на минимально контролируемой мощности, для недопущения замораживания сплава.  С осуществлением теплообмена по оставшейся петле.

В апреле 1972 года при подготовке к выходу в море на сдачу задачи №2, произошла авария ГЭУ — в первом контуре застыл сплав-теплоноситель. Реактор был заглушен.

 3 июня 1972 года вышла под дизелем  для докования на СРЗ-10 в Полярном.
После докования, К-64 была  отбуксирована из Полярного в Северодвинск.
Там, на судостроительном заводе «Звездочка», АПЛ простояла более года, дожидаясь решения о своей судьбе.

 Наконец, 19 августа 1973 года аварийная лодка была выведена из боевого состава ВМФ. После отделения на СРЗ «Звездочка» носовой части, отправленной доком в Ленинград,  и  там превращенной в стенд-тренажер,  кормовые отсеки были поставлены на прикол в Северодвинске. И моряки, с горечью шутили: «АПЛ К-64 самая длинная лодка в мире, нос в Ленинграде, а корма в Северодвинске».

Так, без фанфар, завершилась судьба АПЛ К-64, первой лодки 705 проекта.
Но опыт строительства и недолгой эксплуатации К-64, помог довести до необходимых кондиций последующие лодки этого проекта.

Кроме К-64, было построено еще шесть АПЛ, которые,  несмотря на свою новизну и необычность, показали себя боеспособными кораблями,  вполне надежными в эксплуатации.

 Весь период эксплуатации корабли находились в строю в постоянной готовности к боевому использованию, участвуя почти во всех учениях и маневрах ВМФ, в Атлантике и подо льдами Северного Ледовитого океана, при этом  показывая свою высокую эффективность. Благодаря этому, соединение АПЛ проекта 705   в 1983 г. стала лучшим соединением в ВМФ.

Подводные лодки соединения демонстрировали высокую готовность к выходу в море, обусловленную возможностью за один час  ввести ГЭУ, позволяла проводить быстрое рассредоточение и  обеспечивать успешный вывод корабля из-под удара в базе.

Большая скорость подводного хода, (АПЛ проекта 705 была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокоскоростная подводная лодка в мире)
 давала возможность быстрого прибытия в районы боевого предназначения.

Высокая маневренность, и возможность за  одну минуту набрать максимальную скорость, позволяла уходить от противолодочных торпед, и  облегчала длительное слежение за иностранными подводными лодками. Этому же способствовала малая отражающая поверхность корабля, обеспечивающая значительное снижение отраженного гидроакустического сигнала, а также немагнитный корпус.

Подводные лодка дивизии, многократно устанавливала длительные скрытые контакты с АПЛ вероятного противника.
В процессе слежения, идеальные обводы корпуса и конструкция рулей обеспечивали ПЛ 705 проекта способность разворачиваться  на большой скорости и с минимальным радиусом.  В дуэльной ситуации это не давало противнику возможности зайти  с  кормы и атаковать из теневой зоны.

Подводные лодки  дивизии отработали эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед противника с последующей контратакой. При этом, лодка  на максимальной скорости хода осуществляла циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигалась в обратном направлении.

Хорошо себя показала в эксплуатации  боевая информационно-управляющая система "Аккорд" резко повысившая быстроту решения боевых задач. Она впервые осуществляла обработку информации от навигационного комплекса и  перископов, от гидроакустического комплекса и радиолокационных станций.

  БИУС «Аккорд», предварившая  создание интегрированных боевых систем управления подводной лодкой, определяла элементы движения трех целей и пеленг по дополнительным целям с индикацией на пульте командира, вырабатывала рекомендации по использованию оружия, автоматически вводила данные в торпеды и ракеты.

Она же  решала навигационные задачи, вырабатывала рекомендации по боевому маневрированию одиночной ПЛ и по управлению группы ПЛ, обеспечивала выполнение боевых тренировок в море и в базе.

Появление лодок 705 проекта стало настоящей сенсацией, так как комбинация высокой скорости сопоставимой со скоростью противолодочных торпед, большой глубины погружения и высокой маневренности вынудила наших вероятных противников создавать новое поколение противолодочного оружия.

 Американские авторы Норман Полмер и К. Джи Мур в книге "Холодная война подводных лодок" ( Вгаззеу8 Jnc Washhington D/C, 2004 г.)  свидетельствуют:
"Проект Alfa - наиболее выдающаяся подводная лодка XX века. Появление проекта Alfa  вызвало шок в военно-морских кругах Запада. Мы модернизировали свои торпеды Мк48 с целью увеличения скорости хода и глубины погружения до величин, превышающих достигнутые на этих исключительных подводных лодках"
Следует отметить и то, что принятая в проекте комплексная автоматизация процессов управления кораблем, оружием и ГЭУ была эффективной и надежной. Фактический ресурс автоматики ОКС и ГЭУ на всех кораблях был превышен более чем в 2 раза.
Очень важно, что за все годы эксплуатации АПЛ проекта 705   не было потеряно ни одного человека.
Вместе с тем из-за слабой готовности инфраструктуры берегового обеспечения механизмы главной энергетической установки и общекорабельных систем  были вынуждены  работать по 24 часа в сутки и в море, и в базе. Это приводило к их быстрому износу и необходимости постоянного присутствия экипажа на борту лодки. 
Эти факторы, усугубленные сложностью ремонта в условиях разваливающейся экономики, а, главное, политические решения  «перестройки» привели к тому, что, в 1990-х годах эти уникальные корабли были выведены из эксплуатации, хотя могли еще служить на благо Родины.
Искренне жаль, что все эти факторы фактически убили подлинное "русское подводное чудо". Ведь комплексная автоматизация, и другие новации проекта, по большому счёту, себя полностью оправдала, а АЭУ с ЖМТ  подтвердили свою работоспособность, наработав  за все время эксплуатации 705 проекта  около 70 реакторо-лет.

К настоящему времени свинцово-висмутовая технология на промышленном уровне освоена только в нашей стране. В последние годы новые российские разработки, на основе сплава висмута и свинца, применяются в качестве перспективных теплоносителей для реактора на быстрых нейтронах. В частности в  СВБР-100 - энергетическом реакторе электрической мощностью 100 МВт


Рецензии
Отлично написано!!!

Григорий Аванесов   01.07.2019 10:51     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.