Рюриковичи Ч. 2 Гл. 1 Священные цари
Не особо внимательный читатель, ознакомившись с предыдущей главой, может задать вопрос, а какое отношение имеет то, что государь «Иван Васильевич… уходя из жизни... наследнику Василию ...отдал две трети всего государства и всю полноту власти " к тому, что в период с X по XVI века, на Руси сформировался новый – семейный – механизм передачи наследуемой собственности? Разве государство и, тем более власть могут относиться к наследуемой собственности?
Ну, как нами было ранее отмечено на филологическом уровне, государство является собственностью Государя также, как и хозяйство является собственностью Хозяина.
На том же уровне разберёмся и со словом «власть». Это понятие на древнеславянском, сохранившемся и поныне в украинском языке, звучит как «влада». Это полностью соответствует однокоренному в русском «владеть». То есть мы получили, что «владеть» и «властвовать» - это синонимы, изначально тождественные по объёму понятия. Конечно, в столь важном вопросе следует заручиться поддержкой непререкаемых авторитетов. Обратимся к Словарю живого великорусского языка В. Даля:
«ВЛАДЕТЬ чем-либо, владать, обладать; владычествовать властвовать; управлять полновластно; иметь в своей собственности, называть по праву своим. Владеть государством; владеть рукою, ногою; владеть поместьем…
Владетель, -ница, владельщик, -щица, обладатель, хозяин вещи, господин; помещик, у кого недвижимое имущество, владелец, владелица, володарь … державный обладатель, верховный правитель, государь …
Владение ср. полное право собственности, или же права распоряжения и пользования чем-либо; вообще, действия владеющего, управление, господствование; предмет обладания, властвования; государство, область, земля и народ; недвижимое именье, …
Владычествовать, владычить над чем, или чем, кем держать верховную власть, обладать и управлять. Владычествование, обладание и управление, в значении дела, действия.
Владыка м. господин, обладатель; верховный правитель, государь; архипастырь; архиерей, а также священник, во время богослужения. Владыка небесный, Господь. | Владание, власть. Своя рука владыка. Своя рука, да над своим добром - владыка. Владычица ж. госпожа, повелительница, государыня; Богоматерь».
Таким образом, изначально основным признаком того, что у вас что-то есть, было ваше право властвовать в отношении этого чего-то, то есть - иметь право собственности, состоящее, как известно (статья 209 Гражданского кодекса РФ), из прав распоряжения, пользования, обладания (в ГК не обладания, а владения).
Учитывая, что в политическом словаре россиян выражение «государство» имеет некий, как правило, неосознанный, и даже сакральный смысл оставим этот размытый объём понятия объекта собственности. Но сконцентрируем своё внимание на субъекте собственности Государе – владыке государства. Ведь именно он является носителем и выразителем волевого акта о передаче собственности наследнику. Пусть и не всегда очень и понятно, что же наследодатель всучивает наследнику.
Зададимся иными вопросами:
- Насколько этот волевой акт являлся волей самого Государя, который, являясь общественным индивидуумом, тем самым являлся продуктом общественных отношений? Так это воля Самодержца или же воля Социума?
- Что определяет этот принцип передачи власти?
- Почему происходит смена принципа передачи власти?
- Какие такие базовые, основополагающие механизмы общественного развития определяют эту смену принципа передачи власти, если годы этой смены выстраиваются вдоль математической кривой ( http://www.proza.ru/2012/04/20/1125 ), в которой отсутствуют и ФИО самодержцев и прочие не менее славные ФИО, которыми напичканы страницы многочисленных трудов по истории государства Российского, вне зависимости от ФИО автора этих историй?
Абстрагируемся же в дальнейшем не только от славных имён Рюриковичей, абстрагируемся даже от физического вида субъекта собственности – Государя. Да, это может быть, в частном случае, и физическое лицо (князь, царь, государь, генеральный секретарь или просто президент), а может быть и группа лиц (бояре, дворяне, аристократия, сановники, чиновники, политбюро, дума и даже класс).
Единственно, что выделяет этого субъекта из ряда иных субъектов Социума, то это присущее только этому субъекту право собственности на выше упомянутый объект собственности. Причём, право не продекларированное, даже конституционно, а право, фактически реализуемое в социальной практике.
По Н.М. Карамзину, согласно его “Истории государства Росийского”, (http://www.bibliotekar.ru/karamzin/ ) опасность аристократии для государственной власти проявилась уже после Ярослава Мудрого и самодержавию потребовались века, чтобы ликвидировать удельную систему. При народном же правлении невозможно обуздать “засилье сильных граждан или сановников”, злоупотребление властью и неисполнение законов. Равнодействующая, созидательная сила, - самодержавие. Избрание самодержца в России - это каждый раз торжество, по Карамзину, естественно присущей русскому народу и государству формы правления.
Откуда же к народу пришла эта естественность? И так ли уж она присуща только россиянам? Ознакомимся и мы с некоторыми страницами из царской жизни дорюриковичских времён..
Царственное полюдье
Исследования Д. Д. Фрезера древних обрядов, мифов, легенд всей планеты показали что древние люди заготовку продуктов питания отождествляли с ежегодным природным циклом, или же, говоря по ихнему, с хорошим поведением многочисленных богов в небесах, лесах, полях, воде. Народ свято верил, что все эти восходы-заходы, приливы-разливы-отливы, созревание плодов и приплод зверья - есть поступки соответствующих богов и если их хорошенько попросить об этом, то все будет вовремя и как надо. Естественно, что хорошо попросить мог только тот, кто достаточно хорошо познал все привычки богов, мог с ними общаться и гарантировать соплеменникам хороший урожай и охоту.
Дж.Фрезеру принадлежит заслуга открытия этой фигуры - "священного царя":
«суверен существует ради своих подданных; жизнь его обладает ценностью лишь постольку, поскольку он выполняет свои обязанности и направляет на благо народа течение природных явлений. Как только он терпит в этом неудачу, расточавшиеся ему заботы, преданность, религиозное почитание обращаются в ненависть и презрение; его прогоняют е позором, если вообще оставляют в живых. Сегодня ему поклоняются как богу, а завтра убивают как преступника. Но в этом изменении поведения народа нет ничего от каприза и непоследовательности. Напротив, он ведет себя совершенно логично. Если верховный правитель — бог, он должен хранить свой народ; если же он этого не делает, то должен уступить место более способному. Но пока он отвечает ожиданиям народа, нет предела заботам, которыми тот его окружает. Такой правитель живет опутанный сетями детально разработанною этикета, запретов и предписаний, цель которых состоит не в охране его достоинства и тем более благополучия, а в удержании его от совершения поступков, которые, нарушая гармонию природы, могли бы ввергнуть его самого, народ и весь мир во всеобщую катастрофу. Эти предписания, регламентирующие каждый его поступок, не только не способствуют удобству, но, напротив, донельзя стесняют его свободу и часто превращают саму жизнь его, которую они имеют своей целью сохранять, в тягостное бремя» (Дж.Фрезер, Золотая ветвь, Глава ХVII БРЕМЯ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ).
Кто же, и за какие такие заслуги, попадал в священные цари?
*****************
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №212091700743
Любовь Царькова 06.12.2012 18:35 Заявить о нарушении
Саловал 06.12.2012 19:11 Заявить о нарушении
Любовь Царькова 06.12.2012 19:15 Заявить о нарушении
Во-вторых, Веды были написаны Им так же, как и Библия и Коран и иные известные и неизвестные нам записи для разных народов и конфессий. Именно их схожесть является доказательством их единого источника. Кто его называет Богом, кто Природой, но не в этом суть.
Однако между Ним и людьми ещё были трансляторы, записавшие услышанное. А, по-твоему, получается, что сначала были написаны Веды, а уж потом был создан род людской и потом уж, согласно Ведам, и в Африке и в Азии, Европе и Америках из ниоткуда появились "священные цари". Где же тогда логика в возникновении иных, не менее священных книг. Ведь, все от Него. Иль в Библии и Коране нет Его требования, что бы «властители были обязаны заботиться о процветании своего народа и всю власть употребляли в соответствии с этим»? Или все ведические правители свято блюли это требование?
Конечно, Люба, я не оспариваю твоей точке зрения. Только лишь обращаю внимание на её , по моему, несоответствие трудам Д. Фрезера, Ж. Дюмезиля, В. Проппа. А также несоответствие известному требованию - не поминать имя Божие всуе. Возникновение же института «священных царей» прекрасно описывается ими в рамках развития родовых отношений.
Саловал 06.12.2012 23:04 Заявить о нарушении
Саловал 07.12.2012 11:42 Заявить о нарушении
Любовь Царькова 07.12.2012 17:57 Заявить о нарушении
Саловал 07.12.2012 18:27 Заявить о нарушении
И Юрия Ульянова. Курукшетр - Курское поле (промежуточная прародина).
Любовь Царькова 11.12.2012 00:49 Заявить о нарушении
Любовь Царькова 11.12.2012 00:50 Заявить о нарушении
Саловал 11.12.2012 01:10 Заявить о нарушении
Саловал 11.12.2012 08:43 Заявить о нарушении
Саловал 11.12.2012 08:47 Заявить о нарушении
Кришна свыше 5 тыс. лет назад воплотился на Земле (как аватар).
Всё это подробнейшим образом описано в "Шримад бхагаватам". В момент ухода Кришны началась Кали-юга.
Перун не спускался на землю таким образом, Саловал.
Любовь Царькова 11.12.2012 18:05 Заявить о нарушении
Так что, как я понял, князья и их дружины поклонялись Перуну и иже с ним, а не Кришне и иже с ним.
Саловал 12.12.2012 17:13 Заявить о нарушении
Любовь Царькова 12.12.2012 22:34 Заявить о нарушении