Видел сам 3 - Как выжимали лот

Видел сам 3 – Как выжимали лот


Дело было в середине далёких семидесятых, когда по давно заведенному порядку министр обороны СССР издал приказ об очередном призыве на воинскую службу. Соответственно полученная мною в апреле повестка из военкомата сюрпризом не была, а более того была  ожидаема.  Ведь до этого было окончание института, распределение  на преподавательскую работу в техникум, причем с явным прицелом, что всё это временное, так как через полтора-два месяца придется менять гражданскую одежду на солдатскую. Но кто мог предполагать, что военруком в техникуме будет бывший работник военкомата, который по просьбе директора легко договорился с военкомом о переносе моего призыва на весну. Так что учебный год пришлось отработать почти полностью, о чем не жалею, время было молодое, несерьезное.

Да и служить предстояло всего год, так что установка на службу была такая же: временно это всё. Но что-то я отвлекся.

Если задуматься о том, что объединяет школу и армию, то, скорее всего первой на ум придет старая пословица: армия это хорошая школа, но лучше пройти её заочно. Но есть ещё совпадения. Немногие наверное знают, что в армии тоже всё делается по расписанию,  которое составляется в штабе части. Есть в этом расписании строевая подготовка и прочие нужные занятия. Но обязательно в этом расписании была и политическая подготовка. Проведение политзанятий это священное для тех времен условие, ибо каждый боец  к концу службы должен был стать отличником боевой и политической подготовки.  В каждой казарме была оборудована Ленинская комната, для политзанятий и специальный учебник существовал. А на время выездов в каждой роте должна быть с собой передвижная ленинская комната, чаще всего представлявшая собой стенд –раскладушку. Но что-то я опять отвлекся от темы. Хотя и не очень.

Собрали нас однажды в Ленинской комнате (обычный класс  со стендами на стенах) на политзанятие и старший лейтенант К., замполит роты, начал занятия. Видимо ждали проверку, поскольку ещё и учебники на парты выложили. Выложил ст.лейтенант Ку. на учительский стол конспект и начал неспешно втолковывать солдатам  тему в соответствии с планом занятий. Точно не скажу, но было это о преимуществах социалистической системы производства над капиталистической.  Ну а что представляет собой солдат первых месяцев службы. Это человек, который думает только о двух вещах: как поспать и где бы ещё поесть. И вот организм, попавший в сидячее положения покоя, сильно стал стремиться ко сну. И все силы уходили на то, что не дать ему это сделать. То есть как бы спать, не закрывая глаза и не роняя голову на грудь.

 Ну а то, что старательно вкладывал в уши офицер Куз., тихо проходило мимо. Хотя что-то в его словах настораживало, не всегда логика выстраивалась, ибо говорил он о том, что капиталистическое производство  основано на выжимании лота. Не было тут никакой логики (какой ЛОТ?), но мозг был занят борьбой со сном и на остальное реагировал слабо.  А тут ещё сосед слева, такой же годишник как и я, что-то стал нервно подхихикивать. Ну а потом тихонько объяснил мне, что рассказывает нам тов. ст.лейтенант Кузь.  о конвейерной системе производства,  впервые применённой этим проклятым капиталистом Фордом на своих автомобильных заводах и прозванной «политикой выжимания ПОТА». Тут стало смешно, но смеяться было нельзя, хотя сон прошел, и удалось спокойно досидеть до конца занятия.

А всё дело оказалось в конспекте.  Товарищ старший лейтенант Кузьм., как человек занятый многими делами по своей службе (и это без юмора), сделал  то, что делали до него другие офицеры, и что наверняка  делали и после него. То есть вызвал он к себе солдатика-годишника с высшим образованием, вручил тетрадку и назвал тему, по которой надо составить конспект. Солдат задание командира выполнил, конспект написал. Офицер предъявил конспект вышестоящему начальству и все остались довольны. Но не учел старший лейтенант Кузьми., что почерк у солдата своеобразный: буква П очень похожа на букву Л.  Ну а разбираться в смысле написанного ему тоже было некогда, а может и лень. Вот и выжимал ЛОТ из американских рабочих старший лейтенант, а правильнее изобличал в отведенное ему время загнивающий капитализм с его  бесчеловечной политикой в нещадной эксплуатации рабочего класса, выжимавшей из него последние соки.

Какой свежести был тот конспект,  не скажу, так в руках его не держал. Может написавший его солдат уже спокойно ходил на гражданке несколько лет, не знаю. Но плоды его труда  вот так прославили старшего лейтенанта К. Да и я сам иногда пишу очень похожими буквы П и Л, но уверяю, что это был не я, ибо не смог бы вам рассказать об этом.

Фото из Интернета.

  Следующая байка  -  http://www.proza.ru/2012/09/20/535


Рецензии
Зримо представил эту борющуюся со сном солдатскую аудиторию.
Не раз приходилось наблюдать с трибуны или со сцены, выступая перед доблестным личным составом)
А чтобы не случалось казусов а-ля "лот", я свои выступления и сценарии мероприятий или сам писал, или отдавал машинистке политотдела, отметив "от сих до сих", что надо печатать.
Интересный рассказ.
С уважением, Сергей

Сергей Богаткин   22.11.2019 00:38     Заявить о нарушении
Первые полгода в армии было постоянное желание спать, не давали выспаться.
Ну а печатная машинка в полку была только в штабе.
Вам удачи.

Борис Лембик   22.11.2019 10:02   Заявить о нарушении
В училище на 1 курсе тоже страдали от недосыпа. В конспектах вместо лекций часто выходила "диаграмма сна".

Сергей Богаткин   22.11.2019 10:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.