C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Россия без государства

Я уже долго и упорно думаю о своих политических взглядах и, шире, в целом о взглядах на общество и государство. Со временем мои представления на это счет сильно меняются, но до сих пор они не пришли в оконченный вид. Для начала нужно сказать пару слов о государстве как институте, в том плане как оно представляется мне, какие выполняет функции и задачи, в каких отношениях должно находиться с обществом. Продолжая эту тематику необходимо коснуться также и проблемы взаимоотношений личности и общества.
Вопрос об отношении общества и человека представляется мне, наверное, наиболее простым. Здесь я разделяю доминирующую точку зрения. Человек может жить так, как он пожелает, но в рамках, когда это не мешает общественности. Общество должно функционировать так, чтобы учитывать интересы составляющих его личностей и эффективно решать задачи, которые каждый делегирует на уровень совместного решения. При этом общество не должно трогать человека в поле, где заканчивается его непосредственное право регулирования. Вопрос гармонизации отношений, подходов, создания необходимых ограничений и контрольных позиций довольно сложен и я не хочу его здесь поднимать, это вопрос совсем другого порядка. Для определения общих политических взглядов и такой формулировки взаимоотношений личности и общества достаточно.
Мой подход к взаимодействию общества и государства несколько отличается от общепринятой концепции, хотя и вполне соответствует изначальной роли государства и логике функционирования подобных институтов. Я считаю, что общество, как проводник интересов совокупности личностей должно организовывать государственную власть исходя из своих целевых установок. Этими целевыми установками я принимаю всестороннее повышение эффективности жизни общества и увеличение совокупной полезности для его членов, при этом полезность понимается не как сумма экономических благ, а как интегральный показатель удовлетворенности. Удовлетворенность – это совокупность экономического благосостояния, эмоционального комфорта и возможностей к самореализации. Помимо этого, само собой, государство должно выполнять традиционные функции – обеспечение безопасности, минимально приемлемого уровня потребления, контроля за общественными патологиями и т.д.
Таким образом, государство как надстройка над обществом представляется регулятором и координатором, деятельность которого должна соответствовать общественным запросам. Иными словами – государственное управление – услуга, которая на правах делегирования и за определенный взнос реализуется в масштабах страны. Исходя из этого, государство должно формироваться гражданами и отчитываться перед обществом, которое, оценивая качество государственных институтов, принимает решения о приемлемости проводимого курса и вносит необходимые корректировки. Если структура государственной власти не отвечает запросам граждан, ее должно сменить, если методы государственной власти неадекватны возлагаемым обязанностям – следует пресечь саму возможность их применения, если полномочия государства самовольно превышается обществу необходимо исключить попытки самоуправства.
К сожалению, традиции нашей страны, незрелость общества постоянно создают ситуацию, в которой для власти очень  привлекательно представление картины в совершенно ином свете, когда основополагающие понятия меняются местами. Здесь корни рабской идеологии, в соответствии с которой народ должен решать государственные задачи, достигать целей, поставленных государством, служить государству и т.д. На самом деле, по долгу профессии государству должны служить только государственные служащие, остальным призвано служить само государство. Общество, а не государство должно ставить цели, задачи и принимать или не принимать пути достижения поставленных целей. Само по себе государство ничего не значит, не имеет внутреннего наполнения и имеет смысл только тогда, когда служит обществу. Заблуждение относительно того, что общество вторично по отношению к государству очень опасно и развращает государственную власть, давая в ее руки инструменты, которые ей не принадлежат, амбиции, которые не соответствуют ее сути. Свободное общество никогда не должно позволять смотреть на себя как на объект чьих-либо интересов, как на чью-либо ресурсную базу и массу для управления по принципу главенства и силы. Сила у государства та – которая ему передается обществом, главенство у него и вовсе нет. На понимании этих простых истин строится общая теория отношений граждан и государства, где гражданин – господин, а государство – слуга, институт, выполняющий волю граждан, а не наоборот. Принуждение неприемлемо, репрессии нетерпимы. В случае прекращения необходимости функционирования государства государственная власть должна быть упразднена.
На мой взгляд, государство, как форма общественной самоорганизации – исторично. Другими словами – существует определенный исторический период, когда институт государственной власти необходим, но государство не привито обществу как раз и навсегда необходимая данность. Я считаю, что, сыграв свою историческую роль, государство должно смениться более эффективной формой общественной самоорганизации. Эта самоорганизация должна строиться на принципах личной свободы, достоинства, самоуважения, уважения личности, солидарности, труда и взаимопомощи. Координация будет проводиться на уровне отдельных людей и их сообществ на сетевых принципах, ее результатом будет установление совместного управления общественной жизни, основой которой станет прямая демократия, построенная на фундаменте просвещения и гуманизма.
Эта идеалистическая картина будущего, таким, каким оно рисуется мне, не столь нереалистична, как может показаться в начале. Вместе с тем, на пути к построению такого общества будет возникать бесчисленное множество проблем. Особенно в нашей стране, в которой так глубоко пустила корни социальная зараза, страх, стяжательство, апатия и боязнь собственного мнения. По крайней мере, боязнь идти дальше деклараций. Россиянин в подавляющем большинстве случаев не свободная личность, а человек, который ищет десятки ограничений, угроз, чей путь усеян сомнениями, а нерешительность идет рука об руку с трусостью. Сотнями лет вгоняемая в головы рабская идеология, идеология холопского подчинения, холуйского равнодушия, внушение мысли о собственном ничтожестве, о неспособности проводить изменения не прошли зря. Люди боятся, люди не знают себя, люди забыли свою силу, забыли о том, что человек – начало и конец любого государства, и он в праве требовать, а не ждать, просить и молить.
Тоталитарные, полицейские режимы, где ростки свободомыслия втаптывались в грязь карательными системами, где слово гражданин не вызывало уважения у властей, а большинство никогда так и не увидело силу своих возможностей не могли не оставить порочную печать в сердцах и душах поколений россиян. Но все не так плохо. Волей внешних обстоятельств и внутреннего хода истории Россия раз и навсегда изменилась. Россия стала образованной, городской, вовлеченной в глобальные коммуникационные связи, Россия почувствовала вкус демократии. Это уже очень много, - тем обществом, которое мы имеем сейчас, уже нельзя манипулировать без оглядки в целях реализации собственных планов. Пока еще анахронизм – груз морали скованного общества доминирует над первыми проявлениями гражданской позиции, но эта ситуация изменяема. Имя человека, гражданина должно быть отмыто от грязи. Воля и мысль человека должна засиять собственным светом, а не ловить блики мертвого блеска собою же вскормленной порочной власти.
Что для этого нужно сделать? В первую очередь – научить человека уважать себя. Человек, который знает свои силы, для которого достоинство – не пустой звук, а права – неотъемлемая норма жизни никогда не будет рабом. По крайней мере, сознательно. Таким образом, первая задача для российского общества – привитие самоуважение гражданину, как необходимой черты формирования гражданского общества. После этого можно пытаться строить анархизм – единственную систему организации общества, исключающую рабство во всех его проявлениях.
Слово анархия и в мире, не то что в России, обычно связывается с маргинальными движениями, с насилием и хаосом. Это своеобразная политическая страшилка. На самом деле более просвященной, гуманной, логичной и красивой теории самоорганизации не существует. Анархизм – это высшее проявление гуманизма. В том понимании, как я представляю себе внутреннюю суть человека и его эволюцию, именно анархизм – вершина, к которой идет общество. Анархическое общество – это свободное общество, построенное на совместном созидательном труде, на принципах солидарности, самоуправления и взаимного уважения. При анархизме стираются границы между классами, государствами, разрушаются корпорации в привычном нам виде, распускаются армии, падают межнациональные преграды. Человек освобождается от пережитков агрессии, шовинизма, ненависти, которые при высоком уровне социального развития естественно отпадают и могут использоваться только реакционными объединениями (в частности государством). Проблема несоответствия общественного запроса и государственного функционирования будет быстро решаться и в результате мир встретит новое общество. Его жизнеспособность будет подкрепляться общим высоким уровнем развития и поддержанием связей на основе солидарности.
В результате получается следующее. Я считаю, первая задача для России – внедрить в общество идею о его первичности по сравнению с институтами государства. С этим тесно связано развитие представления о личной свободе и независимости, рост самоуважения граждан. После этого, по мере осознания собственной силы и окончательного разложения государственных институтов станет очевидным, что только самоуправление – путь к свободной и достойной жизни. Государственные установления и постановления гнилыми нитками поползут под давлением жизни, и само его можно будет сдать в коллекцию исторических экспонатов, рассказывая о нем в качестве поучительной притчи. Только ты можешь решать как тебе жить. Россия - останется, не кучкой президентов, администраций и министров она едина, не ими она живет. Право являть собой Россию ими присвоено, а право навязывать Россию кому-либо отсутствует. Не флаг и не граница, а сущность и жизнь.


Рецензии
Основной вопрос философии, по мнению классиков, - это отношение сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. А идеализм - первичность духа по отношению к материи.
Я, Вениамин, всю жизнь думала и думаю, как бы было хорошо, если б существовало идеальное общество. Совершенно уверена, что могла бы быть его частью. Но...
Знаете, к чему пришла?
Тысячи лет самосознание человека не меняется. При этом, всегда были люди с передовыми взглядами, как Вы и я. Но это никак не помогало историческим процессам духовного самосовершенствования общества.
Я тут на нобелевку готовлюсь ))) со своим выводом:
- пока у человека есть тело, он всегда будет зависеть от материального;
- самосознание человека никогда не будет расти, пока его тело будет зависеть от глотка воды;
- мы с Вами выродки общества )

Наташа Шевченко   26.04.2014 18:03     Заявить о нарушении
Добрый день, Наташа!
Знаете, у меня просто такое глубокое убеждения, что эти т.н. передовые взгляды настолько естественны, что их быстрое распространение весьма возможно, хотя и маловероятно. В общем, я имею определенные надежды на смещение курса исторического процесса.

Смотрите, второй вывод для меня совсем не очевиден. А в остальном - выродкам, к сожалению, Нобелевок обычно не дают( Но можно утешить себя, что именно выродки (можно и так сказать) - двигатели эволюции))

Венеамин Страхов   30.04.2014 09:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.