Антон Тюкин. Небо медное, земля железная

Будучи редактором книги Антона Тюкина «Небо медное, земля железная», я рублю сук, на котором сижу. То есть, говорю, что автор должен быть более самостоятельным и менее зависимым от редакторской работы. Потому, что он выдаёт «тысячи тонн словесной руды», но не ради единого, самого нужного слова, а из любви к процессу. При такой манере следовало бы потрудиться оформлять свои мысли в более читабельные предложения.
Мне очень нравились рассказы Антона Тюкина, даже неприглаженные, ещё до напечатания их в альманахе «Вологодская литература». Малая форма рассказа как бы дисциплинирует автора, ставит ему рамки, в результате замысел-сюжет-идея и форма гармонируют друг с другом, и выходит целостное произведение, пусть и с шероховатостями.
Замахнувшись же на крупную форму, автор становится избыточным во всём. Он словно не может вовремя поставить точку и накручивает всё новые обороты... В результате он и сам не в состоянии осмыслить написанное предложение, от начала до конца... Где уж справиться с этим читателю!
Изначально ставить себя в зависимость от редактора, некого доброхота, который прояснит авторский замысел – практика опасная. В конце концов, редакторский стиль может не совпасть с авторским... В данном случае, как мне кажется, моё стремление к минимализму, к строгости стиля, к лаконичности пошло на пользу произведению, уравновесив цветистость и напыщенность текста.
Избыточность автора проявилась и в выборе жанра: это некий микс из фэнтези, детектива, эзотерики и мистики, мемуаров и исторической хроники. Причём задействованы реальные личности наравне с вымышленными героями, факты истории – с мифами, метафизика – с последними научными разработками.
Основой для сюжета стало бытописание российской действительности конца двадцатого века, пресловутых девяностых годов. При этом сделана попытка предвосхитить развитие дальнейшей истории страны, по аналогии со становлением гитлеровской Германии.
Можно выделить несколько сюжетных линий:
– Жизнь главного героя от раннего детства в «застойные» годы, отрочества в период «перестройки», юношества во времена «развала» и до гибели его в расцвете сил, как «лишнего человека», не увидевшего просвета в обозримом будущем.
– Любовная история героя, завязанная на страсти к «роковой» женщине, назвавшейся «ведьмой», на самом же деле – агентке госразведки, изучающей воздействие психотропных веществ на рядовых граждан.
– История семьи героя, связанная с разными историческими периодами – от становления Советской власти до развала СССР.
– Подсознательная жизнь героя – его сны, болезненные видения, наконец, переживания под воздействием опытов подруги – «ведьмы».
Одна из слабых сторон книги – попытка автора вместить в неё всё, что ему кажется важным, вплоть до пересказа прочитанных книг по эзотерике и по истории масонского движения.
Наиболее сильные страницы – описание реальной жизни из собственного детства и отрочества автора. Лично пережитое удаётся лучше всего – это было заметно ещё по первым рассказам. Конфликт «отцов» и «детей» очень достоверный, но меня смущает желчность автора при описании родительского поколения. Автор противопоставляет героя старшему поколению, но Дюша – плоть от плоти своей семьи. Он копия собственных родителей, и конфликт носит чисто семейный характер, хотя автор пытается подвести мировоззренческую идею. И Дюша, и его родители – приспособленцы из советского прошлого. В новой действительности места им не нашлось. Поэтому-то герой, как лишний человек, исчезает из бытия. Правда, ему автор уготовил Царствие небесное.
Пережитая любовь – единственное яркое пятно в жизни героя. Точнее, это история увлечения авантюрной красоткой. Сюжет перенасыщен постельными сценами, а россказни героини – это «Тысяча и одна ночь»... Феерия!
Детально описывая любовные встречи, автор словно глаз не спускает со своего героя, нарушая интимность обстановки своим присутствием... Есть ощущение соглядатайства.
Дюша в этой страсти – совершенный истуканчик, абсолютная жертва коварной соблазнительницы. Воля его парализована, хотя в отношениях со старшими он очень своеволен и критичен. Пожалуй, проявлением воли можно посчитать добровольный отказ от общения с Марысей. Хотя можно счесть этот факт за трусость, за предательство любви из страха за своё благополучие...
В целом герой получился не слишком симпатичным – таким критиканом всего и всех, убегающим от действительности... Лишний человек конца двадцатого века.
Не сомневаюсь, что Антон Тюкин найдёт своего читателя, но эта книга – не для массового чтения.


Рецензии