О клиповой моде

ВЕСТИ                С   КЛИПОВОГО     ПУТИ       ПОЗНАНИЯ               СУТИ     ВРЕМЕНИ.
«Преступления     против      человечности»         и      «Жажда       человечности».
Клиповый путь познания – это когда  вошел человек в библиотеку  или в интернет и читает, смотрит  всё,   что попалось под руку – «интеллектуалом»  становится.  Или когда  постоянно  переключает каналы  телевизора, или смотрит  телешоу, не имея  своего мнения  по обсуждаемой  теме.    Научный метод познания  иной, но он сегодня  не  пропагандируется,  замалчивается.  Так надо в смутные   времена.  В мутной воде…
Вчера смотрел  «Линию жизни»  М. Ковальчука.    Впервые  после падения  СССР   в зале была преимущественно молодёжь  с  живыми  душами, горящими глазами будущих   созидателей  новой России.  Они боготворили    героя передачи, их  особенно    поразила   его  творческая  активность  и   человечность!  Мне  так показалось.   Они не ошибались.
Они узнали правду  о  своей стране:  о том, что она действительно  была   второй державой мира  при всех  её  недостатках;   о том,    что   первая  держава  мира  испугалась  такого  конкурента,  и потому решила  любыми средствами    убрать  СССР со своего пути, убрать   «невидимой   рукою   рынка», и руками  компрадоров,   склонных к  наживе  в   перестройках;  о том,    почему  и  сегодня  о России, россиянах, и особенно  русских,   столько негатива  в эфире -  народ российский деморализуют,  унижают  для того, чтобы  он  не поднял  опять  страну   до уровня  опасного   для   названного  выше  конкурента  и его  соучастников.  Действуют дьявольски  успешно.
Слушал лекцию  по поводу   сожженного  второго тома  «Мёртвых душ»  Н. В. Гоголя.    Печальная картина  встала передо мной:  ОН  взялся за непосильную ТОГДА   задачу – хотел   указать России новый путь развития - о живых душах хотел  написать,    но у него   ничего это  не получилось…   за семнадцать лет   работы.     Возможно,   что – то    и получилось,  но  он не решился   опубликовать  своё  произведение -  боялся    навредить.  Или делу, или себе.
Мысли по этому  поводу.   Всё  стремится  остыть.   Так разрушается даже  скала,  всё устремляется   вниз.      Нужен  приток энергии,  в общественной жизни -  новое мировоззрение.   
 Другие      мысли:  что лучше, капиталистическая проза, прагматизм     или  коммунистическая,  или ещё  какая, подобная  ей,    поэзия, романтика;        бездуховная   конкуренция     для  ускорения  движения    цивилизации  вперёд    или   товарищеское   соревнование,   удовлетворяющее  духовную   потребность  человека – быть впереди  в общем деле,  быть  лучше  других  и рядом с ними?  Возможно ли гармоничное сочетание – конвергенция – духовной жизни «Я» и общества и материальной жизни «Я» и общества?           Возможно!
В  первом     после летних каникул  шоу    -  «Культурной   революции» -  культуру и цивилизацию противопоставляли.  При этом о культуре говорили только как о культах, обычаях     народа, а  о других основополагающих  камнях  её  – науке, искусстве  не упоминали.  Странно.     Так странно  сегодня  и о духовности   говорят - только как о    духовности  верующих в бога.
«Потребительская  цивилизация устала от   культуры».   «Культура  сгубила  СССР»  и сегодня не даёт России двигаться  туда, куда надо  (кому, зачем  не говорят),      так утверждала одна  сторона.  Другая  сторона    о первичности культуры и вторичности  цивилизации  говорила,  о том,   что культура  очеловечивать человека призвана  - запрещать животное, имеющееся   в нём.     Вскользь   упоминали  о том,   что сегодня   рождаются новые  учения,  направленные  на   утоление  жажды     человечности.   И    снова  мне вспомнилась  мысль:  «секс это  от природы, любовь - от культуры». Неужели  действительно  животное - природное  в людях,   ближе   для  современной   цивилизации?
   
Читал  книгу    «Жажда человечности».    В ней помещены рассказы  американских и английских писателей - классиков.    Она о жизни  американских и английских   подростков и молодых людей  постарше,    но   теперь,  получается,  и  о  наших  молодых  людях,    живущих так же   в   капиталистическом обществе.  Думаю, что  россиянам, думающим о воспитании своих детей  сегодня, будет полезно  её прочитать.
Человечность,   не  человечность, что это такое?  Слышим:  «преступление против человечности», их  совершали всегда,   недавно  совершили  в бывших республиках  СССР,    в Югославии,  Ираке, Ливии, Сирии  - это когда люди  убивают беззащитных, невиновных людей  ради  достижения  каких - то целей. Две  не  человечности  при этом  получалось.   Это понятно.    А     недавние   известные  не совсем человечные,  кощунственные   выступления против   христианства,  ислама      называются   произведениями  цивилизованного  искусства.   Это не понятная  «человечность».   Коммунизм, как идею,  сегодня   называют анти человечной, это   тоже  не понятно. Впрочем, вчера  в шоу  «Тем временем»  о марксизме говорили и   серьёзно:  учение мощное, мощнее концепции нет, оно не потерпело поражение,   марксизм  сокрушительно  выиграл,  марксизм – живая  теория.     Повторяю  для себя:   новое   мировоззрение  «ДЕЛО ВСЕХ»    берёт  лучшее  и  из марксизма.
«ЖАЖДА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ  - это понятие точно отражает состояние души  современного подростка  в условиях буржуазного общества», - так сказано в предисловии  книги, сделанном    составителем книги рассказов, и  сказано   это  задолго до «перестройки».   Далее  в  кавычках   отрывки из  названной  книги.
     «Молодому человеку  приходится разделять  господствующие  в обществе принципы, принимать условия войны всех против всех, соглашаться, что деньги – всё, а человек – ничто,  никому ни в чём не доверять и постоянно быть настороже».  «Перед наивно – простодушным, искренним, бескорыстным, а значит, и наиболее справедливым и честным  судом детства  взрослый мир обнаруживает свои пороки».      А  это   из   нашей  современной жизни:     говорят, что   тоска от утери тех бескорыстных  идейных  и нравственных  ценностей, которые  человечество выработало на трудном и кровопролитном пути  развития,  к которым  стремились  советские люди,  ощущается       многими россиянами.  «Уже в школе дух продажности, лицемерия, кастовых привилегий,  стяжательства, жестокости».  «Чувство одиночества, неприкаянности  нередко приводит к тому, что подросток прячется в вымышленный мир».  О мыслях негритянских  детей  Америки: «Главное,  что  заботило наше  детское  воображение, - это,    как бы   лучше приспособиться к миру, который  с каждым часом всё более  открывался  нам  своей безжалостной  стороной».      «Отец  продолжал пить.  Прошло уже больше месяца,  как он потерял работу – его уволил хозяин  и договорился с другими работодателями   о том, чтобы  отца никто не брал на работу». 
Возникли мысли непутёвые: «потерял работу», «нашел работу», - эти новые  слова мы  слышим, но они  не  удачные. Теряют по оплошности, по своей  вине.       Хороший хозяин  находит  хороших  работников, как всё необходимое  для его дела.     Надо   подобрать  другие слова, заменяющие  не удачные.   В советскую эпоху говорили:  поступил на работу, приняли на работу, уволился, уволили – более точно выражалась суть.
«Окружающий буржуазный мир  подчиняет себе подростка, обращает его в свою веру  и тогда естественный протест против бесчеловечности и насилия  сам превращается  в   злость  и насилие,  в   бессмысленные  разрушительные  «подвиги».  Знали ведь об этом  руководители  нашей   «перестройки»,    а теперь «удивляются»  негативу в «потерянном поколении».    Интересно, что и  в странах  непоколебимого капитализма,   судя по книге, тоже  мечтают  о воспитании  молодёжи в альтруистическом духе – в духе чуткости, такта, благодарности, сострадания, сопереживания, совести.    Видимо  потому,   что  эти качества лежат в основе  человечности.    «Трезвый   художественный анализ  ещё и ещё раз убеждает, что человечность  даже там, где торжествует  её антипод, - не мечта, не химера.  Она похожа на огнь, погребённый под слоем холодного  пепла, пепел мёртв, а огонь жив».    «Чем  жестче общество  отторгает  от себя подростка, тем острее  у него ощущение своей ненужности, потерянности, тем сильнее в нём жажда тепла, участия, тем настоятельнее  потребность в привязанности, дружбе, в сочувствии кому – то  и в заботе о ком – то  другом. 
Тем сильнее  жажда  человечности!».     Читая это,   вспомнил об октябрятах, пионерах, комсомольцах.    Что – то полезное в том романтичном   воспитании  было.    Человечности  было больше.
Опять о шоу,    недавно  В. Соловьёв  сказал ёмкую фразу:  «Сегодня дефицит  идей при изобилии  идеологов»,      хочется добавить:  это  в стране,  где государственной  идеологии ошибочно  не  должно быть    по закону.
Так  есть ли  потребность  в человечности  сегодня  в России, есть ли  жажда  её у  нашей   молодёжи?
Стороннику мировоззрения  «ДЕЛО ВСЕХ» кажется, что такие  вопросы  ничтожные,  конечно есть, они были и будут всегда.  Для сторонников других  мировоззрений    может быть  иначе.     У верующих в бога  жажда человечности  всегда   сильная, но она своеобразная.       У советских  людей  потребность в человечности  тоже была сильной и       своеобразной.    Как теперь?                Человеческое, значит не животное, а культурное.    Можно так сказать:  жажда человечности это  жажда  культурности.    Есть ли она у молодёжи?  ЕСТЬ!      Вспомнил    строки из  стиха -  новой     «марсельезы»:       Наш бог -  культура,   но такая  где звучит гордо  ЧЕЛОВЕК!   Вспомним, что  до революции  «человеком»  господин   называли  слугу, обслуживающего  его.      ЧЕЛОВЕК  это не тот  «человек». 
О моде – книги не читать. 
Как не читать книг!?  Сколько в них мудрости!  Для дела привожу цитаты.
«Что характерно для жизни?  Труд, стремление к созданию  материально и морально  скреплённой семьи,  стремление  к счастью, общественно полезной деятельности, духовному здоровью  и наслаждению красотой  жизни».     «Любовь – это  жажда творчества,  выраженная в самой  сложной, таинственной  и секретной форме  отношения двух людей».  «Человек труда прекрасен, бездельник – отвратителен».  Вспомним и слова  Ленина:  «Современный человек выходит из скорлупы  личных интересов во имя интересов народа, человечества».    «В  духовном формировании человека, его взглядов,  его мировоззрения главную роль играют  литература, музыка, изобразительное искусство, потом кино,  телевидение, театр»,     а теперь ещё и интернет.   «Только целенаправленным воспитанием можно добиться духовной зрелости  гражданина».   «Сочувствие, сострадание, сопереживание – это в народе называется сердечностью, любовью к  человеку, к жизни  во всём  её  великолепном многообразии».
«Страх и любовь правят миром», - в недавнем шоу   напомнили  об  этом.     Не надо делать ставку на  страх, даже если это страх  безработицы, физического наказания,  надо искать новое,   надо верить в РАЗУМНУЮ ДУХОВНОСТЬ, в основе которой любовь, сострадание, сопереживание, совесть  -   человечность. 
«Эта святая тревога  искания,  этот  неумолимый зов  куда – то вдаль и ввысь, эта непримиримость к настоящему   есть  истинно божественное в человеке.  Оно может быть искажено  неверностью пути, ложностью устремлений».   Это  слова  Булгакова.    Они сегодня  заставляют задумываться,  как не пойти по ложному пути – КРУТО, но  вниз.    Опасность  этого есть.
Клиповый  текст  у меня получился, извините.          В. Лоб.


Рецензии