О Царьграде, Босфоре, пароме и... дальнобойщиках

ЗАПИСКИ  ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ.

Очень хотелось, девочки, мне съездить в Царьград. Или в Константинополь. Ну а сейчас, попросту –  в Стамбул. Не люблю я турецкое название – Стамбул.  Исстанбул, как турки свой город называют.
 Куда красивее византийское название -  Константинополь, а ещё красивее древнерусское  - Царьград.
 И не просто съездить, а проплыть по Чёрному морю и через пролив Босфор, по знаменитому древнему торговому пути «Из Варяг  в Греки».  Когда то здесь проплывали древние ладьи и галеры, а теперь ходят паромы.
Долго я собиралась и прособиралась, так, что паром остался только один и только из Ильичёвска, Одесской области. И отменили заход парома в румынскую Констанцу и болгарскую Варну. А раньше и в эти страны можно было заплыть, по пути. Очень жаль! А мне так хотелось! Придётся в эти страны теперь ехать на автобусе.
 Но всё же – Стамбул, основная цель путешествия, и я решилась.
 Нашла в интернете фирму, занимающуюся паромной переправой Ильичёвск – Стамбул.
 С некоторым трудом заказала место на пароме.
 Основные трудности были с оплатой. Фирма требовала оплату в гривнах, а где здесь, в России, брать гривны? Даже  в банке не меняют. В конце концов, согласились на перевод в долларах на имя директора – лично.

 Думала, что паром подобен тем, на которых я плавала из Финляндии в Швецию, или из Греции в Италию – этакие плавучие дворцы с бассейнами, ресторанами, театрами и танцевальными залами. Поэтому наивно спросила по телефону, есть ли на пароме бассейн.
 На другом конце провода даже поперхнулись, (теперь я понимаю такую реакцию), и  сказали виновато, что нет.
«Всё по минимуму». Я расстроилась. Что делать целый день в море без бассейна?
 Уж о театрах и дискотеках спрашивать было смешно, раз бассейна нет.
 Гордо сказали, что есть бар и ресторан, и питание входит в стоимость билета.
Ну 300 долларов в оба конца ( девять тысяч рублей), да ещё с питанием, не так дорого, если учесть, что даже обычный билет на поезд в Крым в оба конца стоит пять тысяч, без питания.
 А тут паром. По морю. За границу. С 3-х разовым питанием! Да ещё через Босфор! Когда я была в Турции, в городе Кемере и хотела съездить на экскурсию в Стамбул, то они были отменены. Из-за дороговизны.
 Никто не хотел ехать за 350 долларов. Это в  а пределах Турции! А тут – из России!
 Хотя из Финляндии в Швецию и обратно, я сплавала всего за три тысячи рублей на шикарном пароме – дворце, с театром, дискотеками, залом для караоке, магазинами. Да ещё и экскурсии и автобусные переезды по странам и до Санкт – Петербурга, входили в стоимость путёвки, не было лишь питания.
  Поэтому цены –  очень относительные.
 После такой шикарной и дешёвой поездки на великолепном, огромном пароме, вернее, двух разных, один – туда, другой – обратно, я и была шокирована тем, что увидела в Ильичёвске.
Доехав до Одессы, погуляв по замечательному городу, я нашла здание фирмы под знаменитым «Тёщиным языком»(это такой длинный и тонкий одесский пешеходный мост над оврагом – спуском к морю.) Оттуда, выдав проездные документы, нас на автобусе отвезли в Ильичёвск, в большой грузовой порт.

 Нас, пассажиров, было всего девять человек. Ну и началось! Сначала нас больше часа мариновали у входа в порт, у проходной.
Потом мы зашли в зал ожидания и ещё часа два ждали там. Да. . .  «Украиньска» заграница – это вам не финская или итальянская, где всё быстро и приятно.
 Потом пограничники долго и въедливо спрашивали, зачем мы едем в Стамбул, потом таможенники проверяли наши вещи, и ещё через час-два, проштамповав наши паспорта. повели на паром через всю грязную территорию порта.
  Вот оттуда, с территории, я и увидела это чудо – паром.  Да. . . Скорее это напоминало огромный ,безразмерный ангар. . . Чудовище с разверстой пастью. . . Не знаю, как и описать совсем небольшой теплоход, бОльшую часть которого занимал въезд на грузовую палубу.
  Огромный – преогромный прямоугольный проём, высотой в две трети судна, в который бесконечным потоком въезжали фуры – большегрузы.
 Через узкие воротца и коридоры , закованные в металл и пахнущие соляркой, нас подвели к лифту, и мы  поднялись на пассажирскую палубу.
 Там  уже было получше -  более походило на пассажирское судно, а не ангар. Нас подвели к стойке администратора, где выдали ключи от кают.
 Нам с соседкой досталась каюта  с окном, не слишком тесная, даже уютная, с собственным сан. узлом и душем, а главное, совсем рядом был выход  на прогулочную палубу, и  в открытую круглую дверь – люк было видно море.
 Вместо палубы с магазинами, как на большом  пароме – небольшая барная стойка, вместо театра – бар, вместо шикарного ресторана – столовая, которая гордо именовалась «рестораном».
 За ужином мы смогли насладиться прелестью «ресторана». Вместо блестяще  сервированных накрытых столов, к стойке выстроилась длиннющая очередь из дальнобойщиков, но нас галантно пропустили вперёд.
 Ужин тоже был интересный – пюре из порошковой картошки со шницелем из полуфабриката.
 Но смешней всего было, что после ужина и посуду за собой надо было убирать и тарелки очищать от остатков пищи и складывать в мыльный раствор!
 Это в «ресторане»-то!  Я искренне смеялась, видя, как соседка рьяно управляется с посудой.  Она смеялась в ответ: – «Стажируюсь в посудомойки!» 
После ужина мы ещё долго наблюдали за очередью грузовиков. Казалось, паром бал безразмерным. 20 фур. . .30. . . Да сколько же ещё? Наконец-то, последние грузовики заехали, и паром начал готовится к отплытию.  В 21-00. Если учесть, что в порт мы приехали в 12 дня, удовольствие от проведённого дня получили сполна.

Очень долго, больше получаса, мы наблюдали, как матросы убирали огромный тяжеленный трап, с помощью транспортёра и погрузчика. Трап всё время падал с ужасным грохотом. А пассажиры и дальнобойщики с палубы хохотом вклинивались в грохот трапа и отпускали едкие шуточки. Наконец-то, трап встал «на попа», и так  был оставлен в этом положении.
 Потом, так же неторопливо, матросы отвязывали канаты и скидывали огромные тросы. Почти цирковое представление длилось долго и с трудом закончилось.
 Юркие катера – буксиры вывели тяжеленный, неповоротливый паром в открытое море и мы поплыли уже в темноте.
 Мерцающие золотистые береговые огни быстро удалялись, среди них прощально моргал яркой зелёной звездой – маяк.

Весь следующий день  мы плыли в открытом море. Оно призывно маячило своей волнующейся синью в иллюминаторе и в открытом люке-двери коридора, отражало солнечный блеск,  манило своим безоглядным простором, ровной круговой линией горизонта.
 Куда ни глянь – везде море. А мобильник периодически приветствовал нас  «смс-ками» от МТС: «Добро пожаловать в Румынию» , «Добро пожаловать в Болгарию». . .  А так бы хотелось пожаловать!
 Но кругом море. И,  видимо, территориальные воды этих стран.

 Во время обеда, когда опять выстроилась длиннющая очередь дальнобойщиков, нас торжественно и нежно опять подвели сразу к прилавку, со словами : «Мужики! Неужто мы девушек стоять заставим?!»
 За завтраком тоже было так, но безмолвно. Хвост просто расступился перед нами. А тут - более торжественно. И опять было приятно и подумалось – «Как же хорошо, когда мужчин большинство!» Обычно бывает наоборот.
  Дальнобойщики были очень живописные – в тренировочных штанах, майках, футболках, с татуировками на загорелых мускулистых руках.
 Но, на удивление – мата почти не было  слышно и вони соляркой, как в порту, тоже не отмечалось.
 Видно отмылись в своих каютных душах и надушились, выбрились и  прифрантились перед редкими пассажирками.
 Примерно наполовину было русских и турецких водителей, и очень мало, ещё более нафранчённых, немцев и французов, которые стояли особнячком.
После обеда дальнобойщики на верхней палубе устроили очень интересное действо  -  достали шланг со служебной палубы, видимо с  разрешения матросов, открыли воду и поливали себя и всех окружающих, сидящих и лежащих на лавочках. Мы с соседкой быстренько надели купальники, и тоже подверглись блаженному обливанию прохладной водой на горячей палубе. Это было не хуже бассейна на шикарном пароме!
 Так было весело, задорно , приятно, что уходить не хотелось. С шутками, смехом и прибаутками.
 В конце забавы все улеглись на отмытую, в сверкающих лужах , палубу, а один «дежурный» поливал всё лежбище «котиков». Я , проплывшая  на десятке изысканных паромов и теплоходов немало морей, никогда не забуду этот душ из шланга на простеньком, рабочем паромчике  и чистую, в сверкающих брызгах, голубую палубу с огромным ,жёлтым кругом посередине, вместо бассейна.
После ужина, на котором перед нами снова расступился огромный хвост и мы насладились очередным пюре с полуфабрикатами( кстати, на обеде давали очень вкусную солянку и настоящее мясо, а на ужин – опять поскупились), мы снова вышли на палубу.
  Там дул приятный ветерок, жара уже спала, и покрасневшее солнышко собиралось окунуться в море.
 На вечернем ветру  развевался и играл  австралийский флаг.
 Наш паромчик, оказывается, был приписан ещё и к австралийскому порту.
 Я долго  пыталась припомнить, что это за странный флаг  на корме у нашего корабля, потом мне подсказали дальнобойщики.
  На палубе намечалось новое развлечение – все фотографировались на фоне закатного солнца, держа его на ладони или зажимая между пальцами. А девушки – даже целуя солнышко.
 Вскоре наметился мастер, который великолепно делал такие снимки. К нему установилась очередь Все позировали, потом рассматривали фотографии и восхищались. Через час все подружились так, словно знали друг друга годы.
 Никаких аниматоров не надо! На шикарных паромах редко возникает такое дружеское расположение. . .
 Солнышко зашло, но взошла полная луна. Фотографировались и с ней в обнимку, и на фоне серебристой лунной дорожки, благо цифровые фотоаппараты ночную съёмку теперь позволяют.
 Расходиться не хотелось, и долго ещё гуляли по палубе под луной и звёздами, посреди огромного тёплого моря в лунных бликах, шутили и смеялись.

Утром я проснулась, словно по зову, и сразу в иллюминатор увидела приближающиеся берега заветного Босфора. Быстро одевшись, выскочила на палубу, где уже толпились пассажиры с фотоаппаратами, пристроилась у борта и снимала, снимала. . . То с одного борта , то с другого. Проплывавшие мимо турецкие древние крепости, посёлки, лесистые изрезанные берега и скалы.
 На этом прекрасном фоне и меня фотографировали, и я  - других.
 И вот посёлков стало всё больше, и вдали показался долгожданный Царьград. Действительно – Царьград.  Он вольготно раскинулся на обоих берегах Босфора, а вдали, за ним синело бескрайнее море.
 Но уже Мраморное. Наконец-то я его увидела!

Мы причалили в грузовом порту на азиатском берегу Босфора.
 Снова началась процедура пересечения границы – пограничники, таможенники. . . Но всё гораздо быстрее и оперативнее, чем на украинской стороне.
 Порадовало меня то, что для русских въезд в Турцию был свободен, а украинцам пришлось оплачивать визу в 30 долларов. Украинцы смотрели на меня с завистью, а я гордилась, когда мне сказали: «Русский паспорт? Нет проблем! Проходите свободно.»   Мелочь – а приятно! Хоть где-то российский паспорт -  в приоритете!

  Нас, пассажиров, перевезли по знаменитому подвесному мосту через Босфор на европейский берег  к морскому вокзалу, который стоял прямо на берегу знаменитого залива Золотой Рог.
 Там нам официально поставили штамп въезда в Турцию в паспорт и выпустили в город. Мы пошли по набережной Золотого Рога, любуясь знаменитыми мечетями на холме за заливом, потом перешли по мосту на другой берег  и попали в центр города
 Там  наши пути разошлись. Мои попутчики пошли устраиваться в отель, а я, отплывавшая сегодня же обратно, побежала к своей заветной цели – Византийскому собору Святой Софии.
Путь перекрывал огромный оптовый рынок, где   обычно отовариваются наши «челноки». Поэтому всё и продаётся огромными оптовыми партиями.
 Мне нужна была сумка по-больше, и мне едва согласились продать одну, а не оптом, за смешную цену в четыре динара, это около двухсот рублей.
 Сумка большая, модная, очень «косящая» под кожаную. При покупке меня усадили за низенький стол, гордо поднесли зелёный чай, который я выпила с удовольствием. Жарища была! Ручки у модной сумки оторвались быстро, но она до сих пор со мной и напоминает о жарком Стамбуле.
 
После посещения базара я пошла вверх, на холм, где зашла сначала в одну старинную мечеть, потом добежала до знаменитой «голубой» мечети, среди своих тонких минаретов похожей на прекрасный цветок.  Налюбовавшись её красотой , пошла к своей заветной цели – византийскому собору Святой Софии, построенному ещё в шестом веке при императоре Константине. Туда и наши князья приезжали учиться православной вере, тогда и называли этот прекрасный город – Царьградом.
 Поэтому особенно странно было видеть вокруг «Софии» четыре минарета.
 И её превратили в мечеть !
Смотреть на  них не хотелось, выглядели они нелепо и мешали.
 И внутри – прекрасная византийская мозаика, с ликами православных святых, соседствовала с мусульманскими символами.
 По «Софии» я бродила долго. Присоединялась к нескольким «русским» экскурсиям, а потом даже взяла аудиогид, но половину достопримечательностей не нашла.
 Уходить не хотелось. Такая красота и древность! История великой империи!
 Одна из русских цариц-княгинь – Софья Палеолог была византийкой. . .
В возвышенных чувствах выйдя из «Софии» , я прошла мимо дворца султана с гаремом, даже не поняв, что это знаменитый дворец. . .
 Только потом прочитала, в путеводителе.
 Хотя видела султанские бани.
 Плохо без экскурсии! Половину пропускаешь!

Время уже было ограничено, и я выбежала на берег Мраморного моря, решив хотя бы окунуться в него.
 Мне говорили, что на пляж надо ехать на электричке, здесь море грязное, но времени не было, и я решила искупаться здесь, на огромных камнях.
 По камням бродили рыбаки, было и несколько загорающих – отдыхающих.
 Один турок не сводил с меня глаз всюду шёл за мной, прятаться от него было некогда, и я деловито искупалась при нём, разочаровав жаждущего зрелищ тем, что оказалась в купальнике, и моментально оделась. А, окунувшись в море, сразу покинула каменистый берег. Пройдя за мной ещё немного, разочарованный отстал.
 А я быстро пошла вдоль набережной, где везде жарили вкусно пахнущую рыбу на углях.
 Я не выдержала и попробовала  вкуснятину и ещё усыпанный маком солоноватый турецкий бублик.
Солнце уже клонилось к закату, когда я снова подбежала к заливу Золотой Рог и мор. вокзалу.
 Уезжать не хотелось, но уже ждал автобус на паром.
 Запоздало купив путеводитель по Стамбулу, в котором я и прочитала, сколько всего интересного пропустила. И уверила себя, что поплыву в Царьград ещё раз, на шумном пароме с дальнобойщиками! Но уже не на один день, а на три! И всё – всё увижу! И на пляж на электричке съезжу!
 Нас снова перевезли по мерцающему разноцветными огнями мосту через Босфор.

С палубы парома, опять наполненного большегрузами и весёлыми дальнобойщиками, я долго смотрела на ночной Стамбул - Константинополь, на его сверкающие в темноте мечети и величественную византийскую «Софию».. .

 До встречи, Царьград!


Рецензии
А я и не знала, что можно путешествовать на паромах! Знакомые бывали в Турции, но все на самолетах. Правда, ни один из моих знакомых не был в Стамбуле. Все ездят на пляжи, покупаться в море, поваляться на песочке. Конечно и там можно получить новые впечатления, составить некоторое представление о другой стране и другой природе. Но я такие поездки все же не считаю путешествием.
Тоже не так давно просматривала в Интернете туры в Стамбул, но показалось мне, что все дороговато, и я отложила это до лучших времен. А такого варианта - про поездку на пароме, я даже не видела. Наверное, не там искала!
Как интересно и контрастно, Ирина, проходят твои путешествия: то на шикарных кораблях, то в довольно спартанских условиях. Есть что вспомнить и не только достопримечательности, описанные в путеводителях.

Носкова Елена   17.03.2015 17:09     Заявить о нарушении
Сейчас это сложнее,т.к. паром с Украины,с Ильичёвска,что под Одессой.
Сейчас в Турцию лучше брать "горящую" путёвку. Осенью за 12-15 тысяч предлагали. И в Египет такие же. Но я предпочла во Вьетнам съездить за 26. с перелётом и отелем на 14 дней. Считаю.что тоже очень дёшево в такую даль.

Ирина Шабалина   17.03.2015 21:58   Заявить о нарушении