Коллеги

Среди моих коллег было много интересных людей со сложной судьбой, а то и просто интересными случаями в жизни. Вот капитан Косенко, лет тридцати- тридцати двух, среднего роста, красивый на лицо, с небольшой каштановой бородкой, с хорошим, общительным характером. Он житель одного из небольших южных городов побережья моря на Северном Кавказе, где-то близ Краснодара.
Вот какую историю мы услышали от него.
Жили они вдвоём с женой, детишек не было. То ли сами не хотели связывать себе руки, хотелось пожить пока молоды, то ли ещё по какой причине, в это мы не вдавались.
Началась война, и он - командир батальона стрелкового полка. Начальником штаба полка был его друг, хотя он узнал его с начала войны, но часто встречаясь, стали хорошими друзьями. Вместе они и шагали по дорогам войны, и пока всё для них было благополучно.
В одном из боёв под Новороссийском Косенко тяжело ранили в голову. Очнулся он после того, как ему сделали операцию, удалили осколок из головы. Тут он начал быстро поправляться. Молодой, сильный организм победил недуг.
Очнувшись, он обнаружил, что никаких документов у него нет. Они лежали в планшете, планшетка потеряна. Так что в госпитале все данные были записаны с его слов. Находился он недалеко от своего города, а врачи пообещали, что предоставят ему отпуск домой на заживление раны, примерно на месяц.
Он не стал сообщать об этом жене и решил явиться сюрпризом.
Вот уже он бежит с вокзала по улицам родного города домой, к так знакомому, дорогому домику, прячущемуся в роскошной зелени южных растений. Вот до боли знакомое родное крылечко. Звонит, приготовившись обнять свою жену.
На звонок выходит солидный мужчина, по национальности то ли грек, то ли армянин. Вероятно, квартирантов пустила, - подумал капитан, - жить тяжело. Много ли она зарабатывает, а квартира большая. Хорошо она сделала, по-хозяйски. А может, обменяла на меньшую. Всё может быть.
- Скажите, здесь живёт Татьяна Михайловна Косенко?
- Да, здесь.
- Где же она сейчас?
- Она на работе.
- Когда же она будет дома?
Мужчина взглянул на часы и ответил:
- Через два часа она должна прийти. А что вам нужно от Татьяны Михайловны?
- Да, извините, я не представился вам, я муж Татьяны Михайловны.
-  Бывший муж Татьяны Михайловны, храбрый русский офицер, пал смертью храбрых. Теперь я муж Татьяны Михайловны.
Это признание ошеломило меня, - рассказывает товарищ Косенко. – Во мне боролись разные чувства. Хотелось истоптать эту жирную тушу, так легко говорящем о том, что я погиб, а он воспользовался моей женой, как наследством. Но  в то же время хотелось знать, как же она решилась на это. Ведь жили мы с ней не плохо.
- Разрешите тогда всё же дождаться её – сказал ему я.
-   В таком случае проходите в квартиру. Но будьте благоразумны, я очень не люблю, когда стреляют.
-  Можете не беспокоиться, постараемся объясниться без эксцессов, без стрельбы и всякого подобия мордобоя. Как культурные люди.
И вот, мы сидим и ждём, два мужа одной жены, прихода её с работы. Вот, наконец, появилась и она. Ну, сразу в слёзы.
-  Чего же ты плачешь? - говорю ей, - сейчас многие жёны остались без мужей, а тебе определённо везёт, двух мужей имеешь.
-  Вот смотри, - показала она сообщение о моей гибели. - Даже место похорон, братской могилы указано. Что же я могла делать, на кого надеяться.
Я взглянул на дату извещения и спросил, когда же вы вступили в брак. Вышло что-то около недели.
-  Недолго же ты пробыла вдовой. Значит, у вас уже было и до этого извещения. Ну, вот что. На вашем пути я не стою. Ничего нас с тобой не связывает, детей у нас нет. То, что неожиданно к вам заявился, извиняюсь. Был тяжело ранен, не приходил в сознание. Сделали операцию, вытянули осколок из черепа. Быстро пошёл на поправку, пообещали месячный отпуск на заживление раны, ну, думаю, обрадую. Приеду сюрпризом, а то не знает, где я. Я же не мог писать, так как всё время находился без сознания. Но, оказывается, здоровье не подвело. Выпутался, от костлявой, спасся. Сюрприз действительно удался, только не в мою пользу. И за это спасибо! Буду в следующий раз умнее.
- Куда же ты сейчас? - спросила жена.
- На вокзал, и буду искать свою часть.
-  А как же положенный тебе отпуск для заживления раны и восстановления здоровья после ранения?
-  Считаю, не удался. Поеду в свою часть, там со своими ребятами будет спокойнее, отдохну.
-  Нет, дорогой товарищ, - вступился новый муж моей жены, - мы не допустим, чтобы храбрый русский офицер уехал из нашего дома так. Нет! Наш дом, твой дом, товарищ Косенко. Отдыхай здесь, сколько тебе надо, мы постараемся тебе создать все условия для отдыха. Ну, что поделаешь, если так случилось. Из-за этих обстоятельств нельзя быть врагами. Мы тебя не пустим, живи, сколько надо, пока не надоест. Ты воин, ты заслужил свой отдых своей кровью, которую пролил, защищая Родину, а, следовательно, и нас.
Мне не дали даже заикнуться о немедленном отъезде. Мой соперник оказался замечательным человеком. Почти две недели праздновали мы их свадьбу.
-   Теперь как будто всё в порядке, - говорил он, - на свадьбе присутствуют все: жених, невеста и бывший муж, никто не обойдён, никто не в обиде!
Наконец попрощавшись с ними, как с добрыми друзьями, я поехал в свою часть. Наша армия была на отдыхе, поэтому первым долгом я обратился в штаб нашей армии. Я уже говорил, что никаких документов у меня не сохранилось, кроме госпитальных, которые были составлены после того, как я пришёл в сознание. В отделе кадров армии мне сообщили, что капитан Косенко, командир первого батальона такого то полка и дивизии, пал смертью храбрых в боях. Указан населённый пункт и похоронен в братской могиле там-то. Сведения поступили из штаба дивизии.
Я стал настаивать и доказывать, что я то налицо. Обозвал их всех бюрократами, что не верят живому человеку, если у него бумажки нет. Выходит, без бумажки, ты букашка, а с бумажкой человек!
Но тут моим делом занялся особый отдел нашей армии. Снова запросили дивизию, и снова такой же ответ. Начались нудные, изматывающие душу допросы обо всех подробностях моей жизни. Проверяли их, подтверждаются. Думал это поможет делу. Но в результате мне заявили, вы хорошо знаете биографию капитана Косенко, но скажите откровенно, кто вы на самом деле и чего вы добиваетесь?
Оказывается, снова в тупике. Я настаиваю на своём. Снова идут запросы и снова тот же ответ. Начальник штаба дивизии помимо официальной сводки пишет: “Сколько раз будете спрашивать о капитане Косенко? Я сам участвовал на его похоронах”.
Я спросил, кто сейчас начальником штаба дивизии. Мне назвали фамилию моего товарища, с которым мы находились в одном полку с начала войны. Я попросил вызвать его в особый отдел, чтобы он тут при мне рассказал, как это он похоронил меня, если я жив.
Его вызвали, сначала говорили с ним наедине, и он снова подтвердил то, что писал в сообщениях. А затем его провели в комнату, где находился я, и сказали: “Посмотрите внимательнее, знаете ли вы этого человека?”
Он посмотрел, вскрикнул и бросился ко мне обнимать. Но я прежде ударил его, чуть не свалив с ног, а затем стал его целовать, говоря: “А это я тебе дал за то, что ты живого похоронил меня. Из-за тебя, негодяй, я потерял жену. Получив похоронку, она вышла замуж. Как же ты меня похоронил?”
-   Ты знаешь, какой там был бой? Потери были большие. От кого-то узнал, что ты убит, но найти не мог. А тут, когда похоронная команда стала подвозить убитых к братской могиле, пошёл туда и я. Смотрю, и ты лежишь сверху. Голова разбита, но известная всей дивизии твоя бородка, торчит. И на тебе плащ накидка, а череп тебе разворотило. Простился я тут с тобой, не выдержал, поплакал. Ведь сколько километров с тобой вместе прошагали, сколько боёв выдержали, и на тебе. А как это у тебя получилось?
-   Да так ранен я был в том же бою, и тоже мне в череп осколок ударил, и я пришёл в сознание только после удачно проведённой операции. Из госпиталя мне дали месячный отпуск на выздоровление. Меня видимо подобрала другая часть. Документов при мне никаких не оказалось. Они были в планшете, а его, наверное, разнесло. Сведения обо мне заполнялись в госпитале из устного сообщения. Госпиталь находился не так далеко от нашего городка, а так как я стал после операции очень быстро поправляться, то я решил не сообщать жене, что приеду,  а явиться сюрпризом. Но, вот видишь, по твоей вине сюрприз оказался палкой о двух концах. Ещё раз подчёркиваю, что получил сюрприз я. Жена, поверив твоему сообщению, вышла замуж. Я приехал на отдых, а моё место около жены уже было занято.
-   Так бы ты его и её с ним вместе. Не могла подождать!
-   А чего ждать? Ты ведь убедил. Даже могилу указал. Вскипело сначала у меня, а потом одумался. Вошёл в её положение. Вон сколько мужиков погибает ежедневно, а её дело женское. А тут попался человек, кстати, очень хороший, добрый и о ней заботится, значит любит её. Нас с ней ничего не связывало, детей у нас нет. Две недели я пробыл у них, свадьбу жены справил. За две недели узнал и её нового мужа. Хороший человек. Не отпускали они меня до конца отпуска, но самому уже неловко стало. Расстались друзьями. Думал, приеду в часть, тут забудется горечь потери жены. А тут опять по твоей милости меня за какого-то шпиона диверсанта приняли. А ты себе отписываешься и отписываешься, бюрократ.
-    Ну, вот что, идём в отдел кадров, за назначением ехать надо.
В отделе кадров по его просьбе меня направили в наш полк на прежнюю должность, командиром первого батальона. Место было вакантное. Ну, а потом снова бои, снова госпитали. И вот, я здесь.


Рецензии
Очень трогательно и просто написано. Люблю подобный повествовательный стиль. Похоже на Шолохова. Еще напишите, как серию подобных историй простых людей.Удачи Вам.

Кочерга   06.10.2012 11:29     Заявить о нарушении