Апология Ивана Ефремова Часть 1
Эпоха «посткоммунизма» и торжество в РФ карикатурного варианта «общества всеобщего потребления» накладывает свой отпечаток на рефлексию фанов, просто читателей и любопытствующих критиков. Подчас эта реакция чрезвычайно нервна и враждебна, как идеям советского писателя-ученого, так и его поклонникам. С детства, относясь к последним, я отчетливо сознаю, что в большинстве случаев спорить с такого рода «наездами» попросту бессмысленно. Как говорится другие «группа крови», «порода», стиль мышления, интересы – все, что угодно. Образ писателя и его идеи отторгаются на каком-то инстинктивном уровне. Не нравится – и точка! Это совершенно понятно – о вкусах ведь не спорят.
К примеру, мне, мягко говоря, несимпатичны другие корифеи советской фантастики – братья Стругацкие. И что мне не говори, но я творчество этого дуэта никогда не полюблю. Но это вовсе не значит, что я буду просто отмахиваться от этой литературы как от несуществующего культурного и социологического феномена, изрядно характеризующего тип хомо советикус, и, в частности, пресловутых «шестидесятников».
Творческое наследие Ивана Ефремова можно сравнить с запущенным в разгар космической эры исследовательским аппаратом, несущим какое-то важное послание и, по ходу дела, зондирующего окружающий Универсум. Но большие и малые метеориты (просто по природе своей!) несутся навстречу ему, норовя сбить с курса и уничтожить носителя этого крайне важного мессиджа. Трудно казать, увидит ли кто-то золотую пластину – это письмо о надеждах Земли или она сгинет в бесконечности космоса.
Впрочем, довольно лирики о заведомо Неведомом. Поклонников Ивана Антоновича пока больно ранят и даже приводят в смущение отравленные стрелы, направленные в их любимого автора. Это вовсе не значит. Что Ефремов – это какой-то гуру и его нельзя критиковать, с ним нельзя спорить. У него полно сомнительных идей и концепций, смешных и /или нелепых деталей. Человек не всеведущ и безгрешен, а именно от такой посылки часто отталкиваются его критики, ранее не редко бывшие поклонниками. Но, прежде всего, важно понять, ПОЧЕМУ в произведениях писателя, ЧТО стояло за ними, какой смысл заключен в том или ином фрагменте или концепте, поражающем обитателя современной Рашки вопиющей нелепостью.
Можно привести немало возмущенных голосов, кричащих, что заидеологизированности, нелитературности, устарелости автора «Туманности Андромеды». Критика зубодробительная и отличающаяся изрядным хамством, совсем по моде сегодняшнего дня. Нет смысла приводить список опусов такого рода. Но в качестве репрезентативных можно привести лихие очерки Питера Брейля и Романа Апокрифа (псевдонимы, однако!) или неплохо написанное эссе декларирующей свое мещанство Ольги Мареичевой. Кому надо - поисковые машины легко найдут эти тексты. Я прочел их с немалым отвращением и большим вниманием.
Есть еще опусы некоего неутомимого производителя текстов по имени Дмитрий Володихин, но он кажется настолько неадекватным и не понимающем сути проблем, что дискуссия с ним попросту абсурдна, впрочем, как и обсуждение отвратительной пародии, сочиненной Вячеславом Рыбаковым – выучеником ленинградских «братцев», поклонником спецслужб и пропагандистом «китайщины».
Запись, которая затеряется в пучине блогосферы, в отличие от развернутой статьи в серьезном издании, освобождает меня от необходимости приводить длинные списки и вести развернутую полемику. Поступим проще: определим наиболее болезненные точки ефремовского наследия, по которым чаще всего бьют его критики (число неназванных гораздо больше упомянутых), и попробуем поразмышлять, ПОЧЕМУ именно ИАЕ написал именно так.
К числу основных независимых переменных, повлиявших на это отнесем:
- веру в коммунистический идеал и задачу создать не противоречащую ему картину грядущего;
- влияние окружающих условий, положение в стране и мире в 1950-е до начала 1970-х, порой подспудное;
- особенности жанра НФ, позволяющие фантазировать, используя очень дальние временные горизонты. Это позволило отказаться от глупостей «ближнего прицела», но поставило автора в условия, когда научный прогноз на тысячелетия попросту невозможен.
Кто-нибудь из фантастов справился с такой задачей? А Ефремов пытался, веря, что «надо мечтать».
Итак, в каких основных моментах уязвимы эти писательские/читательские МЕЧТЫ?
КОММУНИЗМ. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ.
Пожалуй, для начала здесь стоит обозначить (для некоторых), что автор этого поста в блоге, хоть и изучал научный коммунизм, но не относится к адептам этой утопии. Коммунистический эксперимент завел нашу Родину в страшный тупик, стоил огромных жертв и страданий и платим мы за него поистине ужасную цену. До сих пор не расплатимся. Иные поняли это сразу, другие по ходу дела, третьи после «гласности», четвертые не поняли вообще. Но при всем этом стоит осознать, что эксперимент с ВОРом в 17-м году возник не на пустом месте и не мановению руки каких-то злых колдунов.
Негативные черты старого порядка обернулись ГУЛАГом и продовольственными талонами. В стране возник криминальный режим, сначала убийц, потом «несунов». Но на смену провалившемуся «социализму» пришел не обещанный либеральный рай, а криминальный «капитализм» ворюг и коррупционеров. Есть ли реальный выход из тупика? Пока не видно – только умозрительные схемы. Но зато критика провалившегося эксперимента оглушительна именно со стороны консервативно-религиозно-монархической (положения, приведшего к социализму) и либерально-рыночно-западнической (так и не обеспечившей России выхода из тоталитарного тупика). Остаются ли в этих условиях актуальными поиски социального идеала? Ефремов искал.
Спросим все же, как быть с «хорошим» коммунизмом? Возможен ли он? По-моему, его вероятность сейчас близка к осуществлению межгалактических полетов. Но в вариантах фантастики «дальнего» прицела такие допущения вполне оправданы, что и показывает популярность ефремовского творчества. Между тем, наши мещане и мещанки вопят «не хочу», как будто их вот-вот засунут в скафандр звездолетчика и заставят погрузиться в длительный анабиоз. То же самое можно сказать о «коммунистическом образе жизни».
ТЕХНИКА. НЕВООРУЖЕННОСТЬ.
Фантастика Ефремова очень сильно отличается в этом пункте от господствующей моды послевоенной НФ, представлений о кнопочном рае, роботах-киборгах и т.п. Это даже своеобразная интеллектуальная «провокация», на которую повелись критики, спеша потоптаться на этой площадке. Как же так: вместо мгновенного перемещения в искомую точку галактики (как у Стругацких) трудные и опасные экспедиции с жертвами и нехваткой ресурсов («анамезона»), робот ломается, винтолет падает, спиральная ж/д выглядит архаично, для связи по Кольцу энергия забирается у всей планеты, на Тормансе земляне не могут защитить себя от орды тамошних выродков…
Действительно, это не мейстрим жанра, где достаточно нажать кнопку - подать команду. Это – осознанная альтернатива западной цивилизации с ее одержимостью техническим прогрессом. Причины такого подхода лежит на поверхности и только недоброжелательная зашоренность мешает их увидеть. По схеме развития, изложенной в «Туманности» человечество чуть не погибло от глобальной и военной катастроф, к которым вело одностороннее, гипертрофированное увлечение техникой.
Потому, вероятно, люди будущего бросились в другую крайность: стали развивать технические средства на минимально необходимом уровне, которой иногда был угрожающе низким. Но, по-видимому, в мирах писателя люди ЭВК-ЭВР шли на этот риск, опасаясь худшей альтернативы.
Крайне удивительно для любителей другой фантастики. Что американской, что отечественной, то, что люди, отправившись в опасную поездку по другой планете, погибли, став жертвой своей беспечности (глава «Три слоя смерти» в романе «Час быка»).
Другой бы автор навесил бы на них пистолетов, бластеров, автоматов, лучеметов и посадил бы в летающий танк на фотонных двигателях. Так и поступали западные люди, завоевывая планету и до сих пор так мыслят, описывая галактическую экспансию. Ефремов мыслил иначе. Сознательно отказавшись от западноцентристских представлений, которые до сих пор кажутся многим единственно верными. С лучевыми пистолетами экипаж «Темного Пламени» покрошил бы тысячу другую аборигенов, но не выполнил бы свою задачу – вырвать Торманс из плена инферно. Экспедиция Фай Родис действовала личным примером и информационным оружием (показ фильмов, видеокристаллы, сетевая пропаганда создавали витринный эффект). И - перенесемся в наше недавнее прошлое – что смогли сделать десятки тысяч советских танков против информационного оружия спустя каких-то двадцать лет после выхода романа.
Но глупенькие фаны на Западе и в РФ по-прежнему, любят читать о супербомбах. лучеметах и грезить о досрочном изобретении автомата в жанре «альтернативной истории». Запад слишком понадеялся на силу своей техники, на время завоевал мир, но сейчас выглядит все более бессильным перед ответным ударом Востока. Про совковых подражателей, догонявших и перегонявших Запад и снявших последние портки ради лишних тонн бронестали и говорить смешно. Выдержали гонку вооружений и проиграли в холодной войне. А ведь ефремовская антиутопия указывала на выбор наиболее эффективного оружия вполне определенно.
СЕМЬЯ. ПОЛОВАЯ МОРАЛЬ.
Соответствующие места в ефремовских романах являются наиболее привлекательными для критики. Что поделаешь – люди чаще всего думают о сексе.
Брак институционализирует половые отношения, семья упорядочивает связи между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, хотя инее охватывает их полностью. По Ефремову ничего в коммунистическом будущем этого не будет. Взрослые свободно меняют спутников, а дети растут в интернатах отдельно от родителей. Ужасно? Да.
Скорее всего, автор исходил и из опыта собственного трудного детства (когда пришлось с юных лет заботиться о себе – и ничего вырос), и из практики «социалистического строительства», породившего массы беспризорников, интернаты для них и педагогические опыты А.Макаренко, но, главным, наверно, был коммунистический догмат о преодолении традиционных форм семьи и брака. Если марксистский классик Энгельс в одноименном труде связал воедино семью, частную собственность и государство, то социологика требует, что после уничтожения частной собственности (кредо коммунистов), «отмирания государства» и замены его «общественным самоуправлением» - неизбежна и трансформация традиционной моногамной семьи, которая держалась вышеназванными институтами.
Вопрос здесь не о морали, а о логике. Определенному типу общества соответствует определенный тип семьи. Если три элемента прошлого нельзя уничтожить без необратимых для общества последствий. То, значит, что и коммунистический идеал, как он виделся в недалеком прошлом, и в далеком будущем реализовать невозможно. Или – теоретически возможно? Фантастический роман приобретает форму философско-этического трактата, заставляет думать, спорить. И это хорошо.
Конечно, для нынешних читателей превращение всех детей в сирот при живых родителях, остров матерей на Яве, или разъяснения в «Часе быка» об особенностях сексуального поведения землян в далеком будущем может вызвать культурный шок. Но речь, повторим, идет о тысячелетнем горизонте. А попробуем взять более скромный рубеж – в одно столетие. Как думаете, в приличном обществе начала ХХ века не вызвало бы шока нынешний масштаб распространения сожительства без заключения брака, уровень разводов, число матерей-одиночек, пропаганды гомосексуализма и т.д., а также характерное для нынешней Россиянии бедствие беспризорности и низкой рождаемости.
А ведь прошло всего столетие, отмеченное цепью революций, в том числе «сексуальной» (влияние которой на сознание и поведение людей, хотя бы подспудного, не могло не быть в 50-60-е годы). А за тысячу лет? То ли еще будет…
Свидетельство о публикации №212100702566
Так уж получилось, что решил перечитать "Час Быка". Карантин, знаете ли. Увы! Вино потеряло свой вкус — и то, что лет тридцать тому назад было свежим и неожиданным, ныне производит впечатление того, что множество раз уже было прочитано, услышано, передумано, оценено.
Не спешите укорять. Я один из немногих, читавших этого автора вдумчиво — а это многого стоит в наши смутные времена. Не буду утомлять вас долгим вступлением, но постараюсь выстроить полемику в старом добром "форумном" ключе, по пунктам. Увы, даже это искусство становится архаичным, в эпоху лайков и мемчиков.
О коммунизме и социальном идеале. Вы верно заметили, что Иван Антонович искал; но упустили из виду то, что он искал тогда, когда искали все. Ведь по воспитанию и убеждениям он из двадцатых. Тогда Россия действительно была впереди планеты всей по социальному экспериментированию. Разумеется, эдакие эксперименты, когда людей загоняли в рай кнутом, породили гигантский лагерь озлобленных врагов. Они расплатились за обиды по полной, когда пришло время. Это естественно; другое дело, насколько справедливыми были поношения...
Убедительным описанием принципиальных схем коммунизма для меня служит роман Герберта Уэллса "Остров доктора Моро". Добрый доктор превращает зверей в людей при помощи хирургического ланцета, подбадривая их прогулкой в т.н. "Дом страданий", внушающий бедным зверям ужас. Процесс очеловечивания — бесчеловечен. Коммунизм именно таков. И таким он стал не вчера. Еще с седой иранской древности, когда последователи лжепророка Маздака впервые подняли на щит системный коммунизм, он всегда оставался одним и тем же (учением). Полагаю, что любителям коммунизма будет неприятно узнать, что Маздак проповедовал возвращение к "доброй арийской старине", главными элементами которого, помимо грубой уравниловки было еще и обобществление жен. Позже компания нивелляторов обогатилась такими личностями, как Платон, рекомендовавшего разводить людей, как скотину и сеньором Кампанеллой, рекомендовавшим нечто худшее в "Городе Солнца". И уж совсем непристойным оказалось наличие в ней нецензурных личностей, вроде любителей военных поселений, столь язвительно высмеянных незабвенным Михаилом Евграфовичем (Салтыковым-Щедриным) в "Истории одного города". Причем, это всегда шло автоматическим "припевом"; об обобществлении жен толковали и Маркс, и Энгельс; и все они всегда и всюду проповедовали ненависть к презренному желтому металлу.
Хотя, среди ненавистников желтого металла отметилась зловещая Спарта, неодолимый рок Эллады, приведший ее к печальному концу — а себя к повальной коррупции и гибели от орлов победоносного Рима. Замечу — все это неоригинально; СССР погиб по такой же схеме.
Таким образом, это явно архаическое учение, прямым родом чуть ли не из палеогена. Странно считать, что строй, эффективный при полной нехватке ресурсов, да еще умозрительно построенный в пору, когда о нем мало что знали может быть хорош для развитого общества. Но И.Ефремов-то не при чем, он-то не призывал заточать людей в концлагеря и не призывал держать их в "черном теле" до наступления эры всеобщего блаженства? Разумеется, коммунизм его весьма неортодоксален. Но странным выглядит следующее.
Во-первых, он повторяет все принципиальные схемы: тут мы находим то же самое "обобществление", правда, поданное чуть ли не как величайшее благо для людей будущего. И это при том, что последние исследования явно показывают: не имеющий имущества склонен мало уважать его вообще. Ефремовские люди, прекрасны и совершенны, как боги, да. Но они люди. Автор совершенно недвусмысленно показывает, что этот новый дивный мир обошелся без трансгуманизма, и прочих прелестей киберпанка — хотя, некоторые симптомы все же имеются, но некритические. Итак, перед нами люди. Со всем набором присущих им достоинств, которые представляют собой продолжение недостатков. Столь идеально поведение настолько неестественно, что сразу же ставит вопрос о его принципиальном осуществлении. Вновь возвращаясь к тени М.Е.Салтыкова-Щедрина сразу же вспоминаются его легендарные "нивелляторы ежовых рукавиц" и возникает законный вопрос: уж не ими ли объясняется это богоподобие и не найдем ли мы в этом шкафу скелетов куда более скверного свойства, вроде каких-нибудь "трех рабов, положенных по закону даже бедному земледельцу"?
Как воскликнула одна моя приятельница, человек склада ума довольно игривого: "...читала Таис (Афинскую, М.А.). Она занимается элитарной проституцией — сие великолепно. Приветствует Александра Македонского, спалившего пол-Азии, это тоже одобряется. Поджигает Персеполис — аплодисменты! Что бы она не делала, все великолепно, все хорошо, все правильно. Вдобавок, спортсменка и комсомолка! Меня удушает эта вечная правильность и вечная правота!..".
"Мэри Сью" — вот что глумливо заметили бы представители поколений новейших. Плохо то, что поколение "П" было бы право.
Все это я считаю следствием принципиальной позиции И.Ефремова. Он был космистом, поддерживающим отношения с четой Рерихов и полный восхищения перед Фридрихом Ницше и тантра-йогой. Это породило не-каноничность ефремовского коммунизма, но не позволило ему выйти за рамки его основных положений.
Вопрос крайне враждебного отношения его к монотеизму (иудаизму, христианству и исламу) — совершенно особый, и его еще коснусь.
Резюмирую: при общей оригинальности многих идей, И.Ефремов все же остался в русле своей эпохи. И что хуже, идеи эти ведут не к Туманности Андромеды — а прямиком на планету Торманс, хотя создатель этих миров подобного сценария, разумеется, не желал.
О технике. Как юмористически заметил создатель "Зияющих вершин...", оруэлловский кошмарный коммунизм невозможен по причине того, что следящие камеры были бы вечно неисправны. Да, люди нового времени у Ивана Антоновича весьма ответственны. Остается загадкой, чем вызвана эта сознательность. Ибо, как я заметил выше, они все те же самые люди, а значит, что все человеческое им не чуждо...
И при этом они, словно всамделишный Максим Каммерер, получают в условно-личное пользование весьма совершенное механизмы. Боги, олимпийские боги!
Семья и половая мораль.
Лучше уж за меня ответит мсье Вольтер:
– Как вы думаете, – спросил Кандид, – люди всегда уничтожали друг друга, как в наше время? Всегда ли они были лжецами, плутами, неблагодарными, изменниками, разбойниками, ветрениками, малодушными, трусами, завистниками, обжорами, пьяницами, скупцами, честолюбцами, клеветниками, злодеями, развратниками, фанатиками, лицемерами и глупцами?
– А как вы считаете, – спросил Мартен, – когда ястребам удавалось поймать голубей, они всегда расклевывали их?
– Да, без сомнения, – сказал Кандид.
– Так вот, – сказал Мартен, – если свойства ястребов не изменились, можете ли вы рассчитывать, что они изменились у людей?
Человек как биологическое существо относится к приматам, близким родичам шимпанзе. Это не моя выдумка. Это наука. Кстати, я биолог — а поскольку профессиональный ученый, зоолог — то нисколько не преувеличиваю и не занимаюсь биологизаторством. Чем, кстати, страдали все деятели гуманитарного плана. Итак, человек есть примат, высокоорганизованное социальное животное. У социума есть правила. Они довольно суровы. Наш социум держится на иерархии доминирования, общего для всех высокоорганизованных позвоночных животных. В этом социуме по определению есть альфы и омеги, верхние и низшие, конкуренция и соперничество. В том числе, и половая. Высокоранговые самки весьма разборчивы и не желают совокупляться с самцами низкоранговыми. Также они отвергают генетически близких самцов. Для нашего вида также свойственна приобретенная моногамность. Причем — это свойство приобретенное недавно, и весьма нестабильное. Полагаю, что и дальше оно будет таким, ибо универсальность и сальто через голову обеспечивают гибкость.
Ведь альтернатива иерархии доминирования — муравейник или пчелиный улей...
Вопрос — с чего это И.Ефремов, сам профессиональный биолог взял, что этот дар эволюции, да еще "секретное оружие" нашего неотенического вида — забота о крайне медленно развивающихся детях, моногамность окажутся совершенно ненужными в далеком будущем?
С чего бы? Должно быть хоть какое-то вменяемое объяснение того, что высокоорганизованный вид лишился своей половой стратегии и заменил его фаланстером. Но этого объяснения нет.
Вместо него мне приходится читать очередное популярное изложение идей старого грека и мизогиниста Платона (вот куда способен завести игривый ход мысли даже завзятого женолюба).
Продолжу в ваших последующих частях.
С уважением,
Мехти Али.
Мехти Али 12.04.2020 21:01 Заявить о нарушении