образование, воспитание

      
      

      
      
      Ученье свет, а неученье -
      
      потёмки, косность и рутина;
      
      из этой мысли исключение -
      
      образование кретина.
      
      Губерман
      
      
      
      
      
      Образование людей должно бы начинаться пословицами и кончаться мыслями. - Сенека
      
      ------
      
      Не мыслям надобно учить, а мыслить. - Кант
      
      ------

      Ослу образованье дали.
      Он стал умней? Едва ли.
      Но если раньше как осёл
      Он просто чушь порол,
      То ныне, с важностью педанта,
      Он в каждой глупости своей
      Ссылается на Канта. - Саша Чёрный

      ------
      
      Мы не хотим отвадить любознательных от учёных книг... Пусть читают, если воспримут их как чистый вымысел. - Сирил Н. Паркинсон
      
      
      
      Ученье приносит пользу только тем, кто преподаёт за деньги.
      
      ------

      Знания, за которые платят, запоминаются дольше. - Н. Брацлав

      ------      
      
      Детьми мы научаемся словам и понятиям не потому, что нам их объясняют, а потому, что мы ими пользуемся. - Гейзенберг
      
      ------
      
      Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили. - Эйнштейн
      
      ------
      
      Учиться нужно, покуда ты недостаточно учён, то есть - по пословице - всю жизнь. - Сенека
      
      ------
      
      Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. - Дистервег
      
      ------

      Школа - это место, где учителя требуют от ученика знаний по всем предметам, в то время как сами знают по одному. -?

      ------
      
      Кто больше всех учит, тот меньше всех знает. - Б. Шоу
      
      ------
      
      Умный любит учиться, дурак - учить. - Чехов
      
      ------
      
      Учитель - это не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. - ?
      
      ------
      
      Оценка- это ружьё направленное в лоб ученика. - Галькони
      
      ------
      
      Учебник можно определить как книгу, непригодную для чтения. - Б. Шоу
      
      ------
      
      Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применить. - ?
      
      ------
      
      Всё, что излишне, понятие наше хранить не умеет. - Гораций
      
      ------
      
      Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. - А. Франс
      
      ------
      
      Вколачивать в человека ненужную ему премудрость так же вредно, как кормить его опилками. - Б. Шоу
      
      ------
      
      Доказывать человеку необходимость знания - это всё равно, что убеждать его в полезности зрения. - Горький
      
      ------
      
      Нет пользы в том, в чём не находишь удовольствия, и учиться надо лишь тому, что приходится нам по душе. - Шекспир
      
      ------
      
      Тот, кто не научился у течения времени, не научится уже ничему ни у какого наставника. - Рудаки
      
      ------
      
      Сын твой, когда ему пять лет, - твой повелитель; когда ему десять - твой раб; когда ему пятнадцать, - твой двойник; но потом уже - одно из двух: либо друг, либо враг, в зависимости от воспитания. - Хасдай
      
      ------
      
      Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. - Фалес
      
      ------
      
      Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел. - М. Твен
      
      ------
      
      Мы охотно поклоняемся древности, но не потомству, только отец не завидует таланту сына. - Гёте
      
      ------
      
      Родители, которые замечают, что их сын хочет стать профессиональным поэтом, должны пороть его до тех пор, пока он либо не бросит стихоплётство, либо не станет великим поэтом. - Лихтенберг
      
      
      
      Много говорят о просвещении и желают побольше света. Но, боже мой, какой толк от этого, если у людей либо нет глаз, либо те, у кого они есть, нарочно зажмуриваются.
      
      
      
      Поистине, говорит Даламбер, даже сносные учебники логики полезны лишь для тех, кто может обойтись и без них. Благодаря знанию перспективы слепые не станут зрячими.
      
      
      
      Разве то, что человек может знать, и есть именно то, что он должен знать?
      
      
      
      Он так оттачивал свой ум, что тот в конце концов стал тупым, прежде чем стал острым.
      
      ------
      
      В работе учителя должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. - Ушинский
      
      ------
      
      Чтобы стать джентльменом, нужно окончить три колледжа: один- вы, другой - ваш отец, а третий колледж - ваш дед. - /Английская максима/
      
      ------
      
      Опыт есть совокупность наших разочарований. - Оге
      
      ------
      
      Опыт - учитель, очень дорого берущий за уроки, но зато никто не поучает лучше его. - Карлейль
      
      ------
      
      Ребёнок умеет любить того, кто его любит, - и его можно воспитать только любовью. - Дзержинский
      
      ------
      
      Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится. - Ксенофонт
      
      ------
      
      Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. - Эмерсон
      
      ------
      
      Воспитывать - значит говорить людям правду об их жизни и о жизни всего мира. - Казакевич
      
      ------
      
      Детей не отпугнёшь суровостью, они не переносят только лжи. - Л. Толстой
      
      ------
      
      Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании. - ?
      
      ------
      
      Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению. - Конфуций
      
      ------
      
      Образование есть то, что мудрецу открывает, а от глупого скрывает недостаточность его знаний. - Бирс
      
      ------
      
      Единственный стоящий способ научить чему-нибудь других - это выступать в качестве примера, пусть даже отрицательного, если ничего другого не остается. - Эйнштейн
      
      ------
      
      Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат. - Черчилль
      
      ------

      Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов — пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. - Сергей Капица


      Почти четверть века на физтехе я заведовал кафедрой физики. И предлагал, хотя не слишком серьезно, вступительный экзамен проводить только по литературе, причем с единственной темой - "Зачем я поступаю на физтех?" Именно сочинение может показать, как у молодого человека устроено мышление, а физике и математике, если голова имеется, мы сумеем быстро научить.

      ------
      
      Я никогда не был способен хорошо учиться в школе. Я всегда был в числе последних в классе. Я чувствовал, что учителя мне не симпатизируют и что мой отец думает, что я глуп, и я почти решил, что я , должно быть тупица. - Эдисон
      
      ------
      
      В выпускном свидетельстве Гегеля говорится, что его познания в философии весьма посредственны. - /из биографии/
      
      ------
      
      В нынешней школе учатся только для того, чтобы разучиться что-нибудь понимать. - Ключевский
      
      
      
      Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую.
      
      ------
      
      Ничто так сильно не расширяет весь горизонт наших понятий о природе и о человеческой жизни, как близкое знакомство с величайшими умами человечества, к какой бы отдельной области знания или творчества ни относилась деятельность этих первоклассных представителей нашей породы. - Писарев
      
      
      
      Всякая школа, а народная тем более, имеет замечательную способность превращать самую живую науку в самый мёртвый учебник или в самую приторную хрестоматию.
      
      
      
      Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий.
      
      
      
      Если старшие члены семейства - люди дельные, умные и образованные, то лучшею первоначальною школою для детей будет та комната, в которой отец и мать работают, читают или разговаривают.
      
      
      
      Уровень преподавания немедленно понижается, как только школа начинает делаться доступною для большинства.
      
      
      
      Чем невежественнее преподаватель, тем менее имеет он средств, сделать учение привлекательным для учеников; а чем скучнее и несноснее учение, тем сильнее должен быть педагогический террор, потому что, разумеется, только боль и страх могут сколько-нибудь противодействовать тому естественному отвращению, которое внушает отрокам и юношам бессмысленные уроки, непонятные даже самому преподавателю.
      
      
      
      У нас принято измерять и взвешивать плоды учения, а так как умственное развитие нельзя прикинуть ни на аршин, ни на безмен, то оно и считается мифом и роскошью. Нам подавай знания, чтобы ученик говорил на экзамене полчаса, не переводя духа, и чтоб он мог проговорить два или три часа, если только его не остановят. Это мы любим, и этого мы достигаем.
      
      
      
      Учитель изливает море слов и, убаюканный его величественным шумом, перестаёт понимать то, что он делает, перестаёт чувствовать подавляющую нелепость своего занятия.
      
      
      
      Учитель не спрашивает об умственных потребностях ребёнка, не старается их пробудить и не заботится об удовлетворении тех потребностей, которые уже пробудились сами собою. Учение не отвечает на вопросы ребёнка и никогда не бывает расположено так, чтобы ребёнок сам понимал его необходимость. Ребёнку говорится с самого начала, что он должен учиться для своей же пользы.
      
      
      
      Мечтающие о торжестве новых идей посредством школы, упускают из виду только одно крошечное обстоятельство, именно то, что школа везде и всегда составляет самую крепкую и неприступную цитадель всевозможных традиций и предрассудков, мешающих обществу мыслить и жить...
      
      
      
      Они смотрят на свои уроки как мужики на барщину: "Нельзя же без этого; добром не сделаешь, так насильно заставят".
      
      
      
      Человек - не пустая бутылка, в которую можно влить какую угодно жидкость.
      
      ------

      Уже доказано, что мозг более интенсивно развивается, если ребёнок СЛУШАЕТ или ЧИТАЕТ, а не смотрит, к примеру, фильм. Связано это с тем, что в момент ЧТЕНИЯ (или прослушивания сказки) мозг ребёнка активно создаёт СВОЮ картинку, СВОИ образы, а не впитывает то, что придумано сценаристом, режиссёром и артистом. То есть в это время активно работает воображение маленького человека, формируется и отлаживается его мыслительный процесс. При просмотре же видео или фильма ребёнок лишь созерцает картину, созданную воображением взрослого дяди или тёти (Башмаков 2018). Ещё одним положительным моментом чтения является возможность в любой момент остановиться и обдумать непонятный вопрос или эпизод, чтобы затем двигаться дальше. - ?

      ------
      
      Мы учимся - увы! - для школы, а не для жизни. - Сенека
      
      ------
      
      Для человеческого ума менее вредно совсем не учиться, чем учиться слишком рано и слишком много. - Толстой
      
      ------
      
      Очень многих я видел на своём веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания. - Монтень
      
      ------
      
      Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать? - Макаренко
      
      ------

      Когда слово не бьёт, то и палка не поможет. - Сократ

      ------
      
      Воспитание развивает способности, но не создаёт их. - Вольтер
      
      ------
      
      Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казённую форму, а сообразно натуре того человека. - Достоевский
      
      ------

      Вы можете сколько угодно откармливать человеческую скотину, постилать ей подстилки до самого брюха и даже золотить её конюшни - она всё-таки останется скотиной. - Флобер
      
      ------
      
      С умом и образование, и воспитание приносит пользу, а без ума - вред. - Сократ
      
      ------
      
      Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума. - Шопенгауэр
      
      
      
      Как мало они должны были думать, чтобы иметь возможность так много читать.

      ------      
      
      Чем образованнее человек, тем меньше выступает в его поведении нечто только ему свойственное и именно потому случайное. - Гегель
      
      ------
      
      Хорошее воспитание надёжнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. - Честерфилд
      
      ------
      
      Самая важная наука та, которая учит отучаться от зла. - Антисфен
      
      ------
      
      И Лейбниц, и Спиноза, и Декарт, и Бруно, и Кампанелла не были профессорами философии. Напротив, университеты изо всех сил противодействовали проникновению в них света новой философии. - Фейербах
      
      ------
      
      В газетах и энциклопедиях, в школах и университетах ошибочное всегда на поверхности, ему уютно и привольно оттого, что на его стороне большинство. - Гёте
      
      ------
      
      Он, должно быть, очень невежественный человек, поскольку отвечает на все вопросы, которые ему задают. - Вольтер
      
      ------
      
      Теперь я понимаю, чего некогда искали прежде всего, когда искали учителей добродетели. Хорошего сна искали себе и увенчанной маками добродетели. - Ницше
      
      
      
      Наши недостатки суть лучшие наши учителя: но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным.
      
      
      
      "Классическое образование!" Что же мы видим! Вещь, которая не даёт никакого результата, кроме освобождения от воинской повинности и титула доктора.
      
      
      
      Людям по большей части кажется, что они делаются более высокими натурами, давая воздействовать на себя этим прекрасным, спокойным предметам: отсюда погоня за Италией, путешествия и т. д. , всяческое чтение и посещение театров. Они хотят формироваться - таков смысл их культурной работы!
      
      
      
      Уже достигнуто многое, если большому количеству людей /всех сортов тупицам и быстро срабатывающим кишкам/ наконец привито это чувство, говорящее им, что они не ко всему могут прикасаться, что есть священные события, перед которыми они должны снимать обувь и держать подальше свои нечистые руки, - это почти высшая степень, которой они могут достигнуть в сфере человечности. Напротив, ничто не возбуждает большего отвращения к так называемым интеллигентам, исповедующим "современные идеи", как отсутствие у них стыда, спокойная наглость взора и рук, с которой они всё трогают, лижут и ощупывают.
      
      
      
      Отвратительная невоздержанность, затаённая зависть, грубое самооправдывание - три качества, служившие во все времена неотъемлемой принадлежностью плебейского типа, - всё это должно перейти к детям столь же неизбежно, как испорченная кровь; и с помощью самого лучшего воспитания и образования можно достигнуть лишь обманчивой маскировки такого наследия. А к чему же иному стремится нынче воспитание и образование! В наш слишком народный, лучше сказать плебейский век "воспитание" и "образование" должно быть по существу своему искусством обманывать - обманывать насчёт происхождения, обманчиво скрывать унаследованное душой и телом плебейство.
      
      
      
      Мне, во всяком случае, ненавистно всё, что только поучает меня, не расширяя и непосредственно не оживляя моей деятельности.
      
      
      
      Быть образованным означает ныне: не давать заметить, как жалок и дурён современный человек, как он хищен в своих стремлениях, как ненасытен в накоплении, как своекорыстен и бесстыден в наслаждении.
      
      
      
      Единственная критика философии, которая возможна и которая действительно что-либо доказывает, - именно попытаться, можно ли жить согласно её учению, - никогда не преподаётся в университетах, а всегда лишь словесная критика слов. И теперь представьте себе юношескую голову, не имеющую большого жизненного опыта, в которой сохраняются одновременно и в беспорядке пятьдесят словесных систем и пятьдесят их критик, - какое опустошение, какое одичание какая насмешка над философским воспитанием!
      
      ------
      
      Инстинкт разрушения - это, в большинстве случаев, разрушенный воспитанием инстинкт созидания. - Рухваров
      
      
      
      С серьёзным видом тупицы школа пускает на ветер десять лет жизни ребёнка.
      
      
      
      Школа - дешёвая игра за жалкие гроши, где главное правило - закрывать глаза на бессмыслицу происходящего.
      
      
      
      Освободить родителей от детей для работы - хорошо упрятанный смысл школы.
      
      
      
      В начальной школе учат писать; в высшей школе - переписывать.
      
      
      
      Больно видеть детей серых людей не потому, что им трудно живётся, а потому, что в них прорастает плебейство.
      
      
      
      Взрослый зарождается в ребёнке с заявления: "Я сам". Ребёнок завершается в человеке с осознания: "Я один".
      
      
      
      Хороший учитель считает себя учеником.
      
      
      
      Нос преподавателя запачкан мелом, а голова знанием.
      
      
      
      Воспитание, обычно, заключается в том, что на словах ребёнка учат тому, что опровергают на деле.
      
      
      
      Социализация - главная теоретическая декларация школы и побочный продукт её практики.
      
      
      
      Для детей настоящая жизнь в игре и практическом деле, а наше школьное обучение - это отчуждение.
      
      
      
      Разделение труда превратило школу жизни, в школу - профессию детства.
      
      
      
      Всеобщее образование коренным образом преобразило мир: мир дураков превратился в мир образованных дураков.
      
      ------
      
      Гордиться знанием - значит ослепнуть от света. - Б. Франклин
      
       ------
      
      Я охладел к научным книжкам
      
      не потому, что стал ленив;
      
      ученья корень горек слишком,
      
      а плод, как правило, червив.
      
      - Губерман
      
      
      
      Весомы и сильны среда и случай,
      
      но главное - таинственные гены,
      
      и как образованием не мучай,
      
      от бочек не родятся Диогены.
      
      ------

      Как-то раз, приехав к нам в Москву, Шаталов увидел у меня книгу-отчёт о химической школе, куда школьников отбирали со всего Союза и на химфаке МГУ учили академики. Шаталов посмотрел статистику и говорит: а у меня за это же время из двоечников, только донецких, столько же кандидатов наук получилось! Одинаковое количество, около 70 – разницы нет, но одни вышли из отличников, а другие из двоечников. И у меня, говорит, 12-14 докторов наук, а там всего несколько. И кроме того, из шаталовских учеников 64 мастера спорта, а из химиков — ни одного. Виктор Фёдорович воспитывал разносторонне: среди его учеников и философы, и экономисты, и врачи, спектр широчайший. - https://cont.ws/@mikluho/2471475

      ------
      
      Неграмотный легко воспринимает новые идеи. - Мао Цзедун
      
      
      
      Сроки обучения следует сократить, нужно осуществить революцию в образовании. На лекциях можно разрешить студентам дремать.
      
      
      
      Экзамены не нужны, какой смысл в экзаменах? Без экзаменов лучше!
      
      
      
      На некоторых экзаменах я подавал чистый лист; на экзамене по геометрии я нарисовал куриное яйцо. Разве это не геометрия? Ведь одним росчерком пера я быстрее всех выполнил экзаменационную работу.
      
      
      
      Совсем не надо залезать в фолианты и брошюры, наберитесь элементарных знаний, и хорошо.
      
      
      
      Посудите сами, кто стоит выше по уровню знаний? По уровню знаний выше стоят всё-таки малограмотные люди.
      
      
      
      Солдатом достаточно послужить полгода. Какой смысл долго служить? За полгода можно всё усвоить, затем год побыть крестьянином, второй год - рабочим, вот это и будет настоящий университет! Настоящие университеты - это заводы и деревни.
      
      ------
      
      Диплом позволяет ошибаться значительно увереннее. - Лигов
      
      ------
      
      Свет разума пробивался сквозь щели просвещения. - Малкин
      
      ------
      
      Сколько его не учили, он всё равно считал себя самым образованным. - Леонидов
      
      ------
      
      С этим ребёнком будьте поласковей. Вы имеете дело с чувствительным, легко возбудимым гадёнышем. - ?
      
      ------
      
      Запись в дневнике пятиклассника: "Вчера проводил с отцом беседу на сексуальные темы. Дуб дубом!" - ?
      
      ------
      
      Я родился в очень бедной семье. Если б я не был мальчиком - у меня бы вообще не было игрушек. - ?
      
      ------
      
      "Для вас, девицы на выданье! Изысканные манеры, образная речь, вышивание гладью и прочая хренотень" - ?
      
      ------
      
      Школьный лозунг: Знания - Силой! - Крутиер
      
      ------

      Ученье – свет, а неученье – приятный полумрак. - Жванецкий

      ------

      Цель средней школы - средний ученик. - Тамара Клейман
      
      ------

      Не нужно нас учить-мы и сами прекрасно ошибаемся! - Анди

      ------

      Люблю детей! В хорошем смысле слова. - Наталья Резник


      Ребенок мой. Хотя подпорчен школой…

      ------

      Корабль как корабль, но по сценарию на нем были не обычные учащиеся мореходок, а сплошь дети королей, президентов и миллиардеров. Высокопоставленные папы разумно решили, что опыт жизни, полной тягот и лишений, будет весьма полезен их детям в обычной жизни. Разумеется, никто из курсантов никогда в будущем ничем подобным заниматься не будет и полученные навыки им совершенно точно нигде не пригодятся. Но останется нечто неуловимое, ради чего все это приключение и затевалось. - ?

      ------
      
      Все наши "высшие" школы рассчитаны на самую двусмысленную посредственность, с их учителями, учебными планами, учебными целями. И всюду царит неприличная торопливость, точно будет что-нибудь упущено, если молодой человек в 23 года ещё не "готов", ещё не знает, что ответить на главный вопрос": какое призвание? - Высшая порода людей, с позволения сказать, не любит "призваний", именно потому, что сознаёт себя призванной. - Ницше
      
      


Рецензии
Сначала, хорошие учителя и тренера, хорошо стоят! Потом, за подающего большие надежды ученика готовы сами платить!

Федор Радецкий   15.04.2016 20:35     Заявить о нарушении