Вечерние размышления и ракушки на дне морском

Всё хорошо, что возвращает нас к вопросу о смысле жизни, и я, благодарный Галине за тему, сажусь перед компьютером, чтобы написать, что придёт в голову. Это всего лишь реакция на новый для меня текст неизвестного мне автора, следствие привычки к чтению. В конце концов, чтобы понять что-то, надо же реагировать. Тем более надо реагировать, чтобы понять друг друга.

"Мы все уже на берегу морском…"

Мои впечатления от моря, это впечатления сухопутного человека, редкого гостя на морском берегу, больше знающего о море из книг, чем из живого опыта. Примерно так же я отношусь к живописи: она мне известна по репродукциям, картинкам в журналах, по фильмам и нечастым посещениям выставок. Я не художник, не искусствовед, знаю ничтожно мало. Впрочем, всё зависит от того, с чем сравнивать: в рамках моей частной жизни и живопись, и море занимают заметное место, но по-разному. Живопись больше связана с людьми, с искусством и художниками, а море — с природой, в том числе с природой вещей, то есть с метафизикой, с моделью мира, в пределы которой попадает всё, что приходит в голову. Так что, в голове у меня шум морской, как в раковине. Это подсказка не расположенному ко мне читателю.

Морские отмели, коралловые острова в океане, песок на дне, в песке ракушки — двустворчатые, мерно приоткрывающие и смыкающие створки, в которых замкнута нежная плоть, чреватая жемчугом. Живые ракушки очищают воду от бактерий и микроорганизмов и осаждают отходы в виде ила. Ракушкам нужна холодная чистая вода, они очень чувствительны к химическому загрязнению. Больные и мёртвые загрязняют воду. Некоторые морские ракушки живут около века, что соизмеримо с веком человеческим.

Люди — ракушки на дне Космоса, дышащие и думающие, спящие и активные, здоровые и больные. Наше дело очищать воду жизни. Пока нам это удаётся, мы живём. Если грязи будет больше, чем чистого, жизнь человеческого рода прекратиться. В сущности, поднять муть не так уж трудно, достаточно взорвать весь ядерный арсенал, накопленный десятилетиями. Это вовсе не означает, что настанет конец света. Природа не лишится того, что позволило ей создать род человеческий — способности к отражению.

Именно способность к отражению лежит в основе существования идеального.

Идеальное, это, всего лишь, взгляд на мир: мир, способный смотреть на самого себя, выражает эту способность в эволюционном появлении сложных структур, суть которых в воспроизведении сложности мира в образах, что и приводит к усложнению самого мира. На самом деле, речь идёт об искусстве, науке и технологии, но, чтобы не уходить слишком далеко от морского берега, оставим эту тему.

Именно характер мышления определяет, здоров ли человек, очищает ли он пространство или загрязняет его. Заметим, что не только мышление, но и все явления физического мира связаны с тем, что мы называем миром идеальным, или духовным, или миром истины, так что и чистота в доме тоже имеет отношение к тому, что составляет содержание жизни человека. Кажется, в синтоизме единственный грех — это грязь. Если так, то в этом просматривается интуитивная догадка, экономия мысли: остальные грехи всего лишь следствие этого единственного. Впрочем, люди весьма произвольно разделяют друг друга на чистых и нечистых, так что, следствие не такое уж очевидное.

Вода жизни не вещественна, не имеет ни массы, ни энергии, это, говоря языком науки, информация, но она не менее реальна, чем дерево, камень, воздух. То, что мы чувствуем и принимаем в расчёт переходя улицу, это механика и геометрия, которые, между прочим, имеют идеальное, математическое выражение. Материальное и идеальное — это просто разные взгляды на мир, только и всего. Глаз видит в оптическом диапазоне, а душа видит больше.

Что касается безудержных, ничем не ограниченных фантазий, то эти иллюзии всего лишь слабое эхо мира, звук угасающий. Мышление имеет дело с реальностью, оно её воспроизводит, оно её и создаёт, причём грязь и шум остаются грязью и шумом в мире идеальном — вот вам и "бред сивой кобылы". Стерильности нет нигде, разве что в райских кущах, но вопрос о характере этих пространств я оставлю открытым, чтобы не задевать чувств людей, полагающих себя верующими. Хотелось бы, чтобы и они уважали мои чувства, но, боюсь, что соответствующие дополнения и поправки к законам рассматриваться правительством не будут.

Самое время вернуться на песок морского дна где-нибудь в Океании, где тихо, прохладно и чисто. Там происходит нужная природе работа, не регулируемая законодательством. Солнечные лучи сплетают сияющую сеть на дне, спицами проникая в зеленоватую толщу; крабы, рыбы, морские звёзды перемещаются; кораллы неподвижны; водоросли колышутся; ракушки дышат водой. Тишина и покой, если не смотреть в сторону хищников, а смотреть мы не станем, потому что ночь за окном и пора отходить ко сну. Сон продолжит тему там, куда солнечные лучи не проникают…


Рецензии
Уважаемый Владимир, извините, что не сразу отреагировала на ваш взволнованный отклик. Не было возможности подойти к компьютеру.
Я очень рада, что мой маленький рассказ вызвал такой эмоциональный взрыв, такие ассоциации и поток мыслей. Не в этом ли смысл творчества?Под многими вашими мыслями я могла бы подписаться, настолько они совпадают с моим жизненным опытом и знаниями.Мне очень понравился образ человечества - ракушки на дне океана Вселенной.Просто замечательно - ведь также выживают, также борются за выживание, уничтожая друг друга, испытывают те же чувства -Любовь, Радость, печаль, так же стремятся к продолжению рода и т.д. Это вечные темы.И этот разговор можно продолжать очень долго. Но вы, совершенно очевидно, гораздо больше меня изучали философию, я профан в этой теории отражений. Мне как физику более понятны законы термодинамики, управляющие процессами увеличение или уменьшения энтропии, которые кажутся мне изначально исходными в процессах созидания и разрушения.
Мне хотелось сказать вам только о том, что рассказ этот появился совсем не из моих мыслей о смысле жизни, а просто из давнего прошлого, одного дня на берегу Сердоликовой бухты, запомнившегося мне из-за переживаний, связанных с тем, что местные мальчишки , без тени сомнений вытаскивали из моря красивейшие ракушки и тут же специальными деревянными палочками вытаскивали из них по частям содержимое этих раковин, мыли их потом в море и тут же продавали туристам. А я бегала от одной группы мальчишек к другой и со слезами просила их не делать этого. И Вопросы ни о смысле жизни
, ни о природе творчества тогда меня абсолютно не волновали. Но вот прошло столько лет, и однажды села и написала этот рассказ.
Я рада, что вам понравился
С уважением, Галина

Галина Каган   15.10.2012 00:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.