Эротика Библии - табу или пиар?

Именно эротичность библейских текстов послужила Библии в самую первую очередь, сделав её бестселлером всех времён. Эротичность эта не всегда явная, как в «Песне Песней», а чаще подспудная, сублимативная. Как тут не пожать руку З.Фрейду, прозорливцу сублимации как неотъемлемой функции психики человека...

Книга «Бытия» открывает  библейское повествование о цели и сути отношений Бога и человека. Само название «Бытие» кладёт первый камень фундамента Завета Бога с человеком – быть: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю...» (Быт.1:27-28).
 
Уже это первое упоминание двух полов и самого смысла их существования ставит перед фактом желательности и необходимости их соития. Бог, однако, не диктует людям, что и как им делать друг с другом для достижения желаемых результатов. Такая фома обращения уподобилась бы натуралистическому жанру.
 
Форма же Его обращения к человеку почти сослагательная: обращение мыслится как «это было бы хорошо, если бы вы последовали моему пожеланию для вас». Поэтому глубинное значение Его обращения следует искать в сопутствующей, коннотативной семантике, которая будит поэтическое в человеке – его воображение.
 
При ближайшем рассмотрении этого обращения видим также, что текст его, во-первых, абсолютно реалистичен: «...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; …» (Быт. 1:24-31).

Во-вторых, пожелание Бога следует после Его благословения, то есть соитие полов разрешено, оно дозволено и потому легитимно.

Следовательно, реалистичность и легитимность воображаемой половой близости – сослагательные эротического как в жизни, так и в искусстве, в том числе и в библейской литературе.

Было бы, однако, неуместно ограничивать реалистический фактор эротичного только соитием полов. Здесь необходимо учитывать также способность психики человека замещать половую близость, или сублимировать, по З.Фрейду.

Мощный сублимативный фактор – это власть. Стремление к власти носит также компенсационный характер, то есть уже является продуктом замещения либидо, продуктом сублимации.

«Ветхий Завет» полон примеров властных проявлений Яхве, приводящих в трепет почти животного страха как ветхозаветных людей, так и свидетельствующих о Его власти сегодня. Если учесть, однако, что власть – это уже продукт сублимации властного Субъекта, тогда становится объяснимым и мощный эффект власти в роли вторичного сублимативного фактора.

Обратная сторона «властной медали» – подчинение, обеспечивающее саму возможность власти. Мотивация подчинения разнообразна. Она может основываться на страхе перед наказанием, на привычке к повиновению, на вере в необходимость подчинения, на авторитете, вызываемом власть предержащими у подчиненных, на идентификации объекта с субъектом власти.

Развивающееся человечество браво демонстирует все названные типы мотивации подчинения власти Всевышнего: от страха перед наказанием – до идентифицации себя с Ним. И вот что интересно, сублимация при этом у сравнительно более развитой личности не только не теряет в силе замещения либидо, она усиливается.

Ресурсы власти также разнообразны, как и мотивация подчинения: принудительные (силовые), экономические, социальные, культурно-информационные.

И если Яхве в «Ветхом Завете» апеллирует к ресурсам силовым в сцепке с близкими им по сути экономическим и социальным, то Христос в «Новом Завете» делает ставку на духовное просветительство (информирование) отдельно взятого индивида на избранной культурной почве. Тем самым Он возводит в ранг решающего ресурса власти – ресурс человеческий. При этом Он от власти ни в коем случае не отказываестя. Только Его власть состоит в примате власти не-реальной, в смысле не материализованной в предметах быта и труда или в формах социальных отношений.

Мало того, Он принял смерть от власти земной (силовой, экономической, социальной), чтобы показать едино-личную власть не-материального, то есть власть с одним единственным лицом – Его лицом.

Тогда как власть Яхве дву-лична.

Первое из Его лиц заключается в побуждении объекта человека к определенным, угодным Субъекту действиям, например, идти «правыми путями»: «… пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены» (Книга Притчей Соломоновых 4:20-29).

Второе лицо состоит в обеспечении бездействия подвластных, блокировании нежелательных для Высшего руководства видов их поведения, вплоть до их полной деструктивизации и последующего уничтожения, и тогда «...плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились; отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их» (Иер. 6:29-30).

Но власть духовная не менее эротична, чем власть материальная. Эротичность её заключается в не-реалистичности, то есть в замещении реализма жизни воображаемой правдой бытия после или вне жизни.
 
Половых отношений нет в бытии также, что освобождает человека от гнёта желания соития полов, - и сублимация достигает апогея как раз в силу отмены необходимости «плодиться и размножаться», отмены половых отношений, которые до этого были жёстко регламентированы законами Яхве, полны запретов и табу от Него.

Отмена эта лигитимирована харизматической властью Христа, явившего пример жизни вечной.

Получается, что составляющие эротичности библейских текстов – это:

1) Реалистичность и легитимность воображаемой или сублимированной половой близости,
2) как и вера в жизнь вечную, то есть в бытие человека после жизни.

Первое условие определяет ноту, взятую Яхве в Его «Ветхом Завете». Второе – ноту Христа, которая взята выше и для миров тоже высших. Как раз об этом говорила Премудрость уже в ветхозаветные времена в Притчах Соломоновых «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (4:23), имея в виду жизнь вечную.

Как видим, в «сладости» (эротичности) «Новый Завет» не уступает «Ветхому Завету». Поэтому в Откровении Иоанна всё ещё читаем: «И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (10:10).

Сладким же во чреве может быть только Знание горькое, которого в концепции Библии пиаром не предусмотрено. Потому что горькое не эротично. На него нет спроса.

Подведём итоги немногому здесь сказанному.

- Сладка лепёшка табуизированного и запретного от Яхве.

- Сытны хлеба веры и рыба знаний о мире высшем от Христа.

- Горек хлеб Знания, очищенного от плевел табу и библейского пиара.

И только тебе, читающий эти строки, судить и выбирать между сладким от Дву-ликого, прислаженным от Едино-властного или горечью Без-ликого вездесущего Духа Абсолюта.

В постскриптуме позволю себе ещё одно замечание: природа Абсолюта – женская ...


Рецензии
древнеиндийское слово «bhoga», от которого ведёт родословную слово «Бог», означает также «женские половые органы», а образованное от него словосочетание «бхагаяджня» обозначает соответствующий обряд и ритуальные церемонии, посвященные женским гениталиям, что является несомненным отголоском матриархальных отношений и поклонения Великой Матери.

Эдуард Снежин   12.10.2012 11:27     Заявить о нарушении
...или матриархальные отношения суть слепок с миров тонких, собственно, как и патриархальные - этажи только разные...

Спасибо за Ваш отклик, Эдуард.
С уважением
Аир Эл

Аир Эль   12.10.2012 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.