Юрий Малозёмов

МАЛАЯ ПРОЗА ЮРИЯ МАЛОЗЁМОВА

Малая проза, которую исключительно писал и пишет Юрий Малозёмов, – жанр не самый лёгкий и не такой уж простой. Повторение чеховского определения «краткость – сестра таланта» не прибавит оригинальности слову автора о другом авторе. Но, убеждаюсь в очередной раз – краткость, действительно, подтверждает талант, если текст ёмок по содержанию, по вложенным авторским эмоциям и ответному читательскому резонансу.
Я намеренно беру для рассмотрения не первоначальные байки (очень забавные!), в духе анекдота из жизни, которыми известен Юрий Малозёмов по многим публикациям. Рассказ о писателе, самобытном, природно-талантливом хочется начать с последних его работ.
Стопка распечаток – шесть страниц без общего заголовка. Десяток эссе. Именно эссе, хотя современниками размыты границы этого жанра. Короткие, буквально из нескольких предложений, авторские размышления философского толка, психологической направленности. Между тем, каждая миниатюра имеет сюжет – со вступлением, развитием действия, кульминацией и развязкой. Причём сюжет всегда оригинальный, а развязка неожиданная. На развязке обычно заканчивается рассказ, как обрубается – на высокой ноте. Не впадая в нравоучение, автор несёт читателям высочайшие моральные принципы, диктуемые самой жизнью. В основе каждого сюжета у Юрия Малозёмова стоит личный опыт – реальная ситуация, конкретный жизненный случай. Но сюжеты так разнообразны, настолько небанальны, что диву даёшься, как богат пройденный автором путь, и, главное, насколько чутка его душа к каждому проявлению жизни. Там, где рядовой человек видит лишь жизненную прозу, нелепую случайность или обычную глупость людскую, писатель Ю. Малозёмов различает полутона и оттенки – фарс, трагикомедию, лирику, драму, буффонаду. Жизнь, в его понимании, не зла и не добра, но справедлива. Она, жизнь, балансирует на грани реальности и метафизики: рассказы «Венера», «Толина могила», «Ведьма», «Дембельские доски»; на грани психоанализа и психопатии: «Чайник, труба и кувалда»; на сюрреалистической грани между философией и филологией: «Косноязычие», «Современники», «Русский алфавит». Миниатюры Юрия Малозёмова – не просто пересказы необычных, хотя и реальных событий. Сюжет каждой пронизан идеей, как красной нитью, которая и держит повествование в тонусе. Слегка отстранённый авторский взгляд на жизнь, без оценки событий, но с внутренним убеждением, верой в высшую справедливость.
Ясность мысли автора даёт ему возможность изъясняться таким же ясным языком. Ну, а мастерство рассказчика позволяет точно донести мысль. Имея дар замечать и подмечать, главное, вслушиваться в речь окружающих, Юрий Малозёмов создаёт великолепные психологические портреты своих героев, живых, буквально живущих за нашей стенкой.

Я писала эту речь о творчестве Юрия Полиектовича Малозёмова, получив для прочтения последние рукописи. Теперь держу в руках новую книгу «Юре верю» и с радостью отмечаю, что она - долгожданная у читателей. Замечательный рассказчик, чистосердечный и просто сердечный человек, умеющий заметить и забавное, и трагичное в повседневности, автор давно любим и востребован. Его пара сборничков стала «хитом», и важно, что удалось их поместить в одно издание с новыми рассказами и эссе. И по качеству издания, внешнему оформлению книга получилась замечательная, с чем и поздравляю Юрия Полиектовича!

Юрий Малозёмов. Юре верю: рассказы, записки, зарисовки. – Вологда, 2012. – 143 с.
Малоземов Ю. Пожарные записки: Зарисовки из жизни. Вологда, 2004. – 47 с.
Малоземов Ю. Неизбранное: Рассказы, зарисовки. - Вологда, 2008. – 63 с.


Рецензии
Светлая память Юре!Очень его не хватает.

Ольга Олевская   07.11.2021 22:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.