Какие были местные пуримы в еврейской истории?

КАКИЕ БЫЛИ МЕСТНЫЕ ПУРИМЫ В ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ?

А. Грибер

Пурим - это самый радостный еврейский праздник в память о событии, когда был брошен жребий ("пур" на иврите) остаться евреям живыми или погибнуть.

Персидский царь Артаксеркс ("Ахашверош" на иврите), правивший в IV веке до н. э., выбрал себе в жёны красивую, нежную и скромную девушку Эстер, не догадываясь о том, что она еврейка. Дядя Эстер Мордехай, великий еврейский учёный и праведник, спас жизнь Ахашверошу, за что тот велел вписать имя Мордехая в царские хроники.

Первый министр Аман, человек коварный и злобный, ужасно разозлился на Мордехая за то, что тот не преклонял колени и не кланялся ему. Аман задумал погубить не только Мордехая, но и всех евреев. Он составил указ, в котором повелевалось погубить, уничтожить, смести с лица земли всех евреев, и скрепил его царской печатью.

Мордехай, узнав об этом, попросил Эстер пойти к царю и умолить его отменить страшный указ. Царице удалось уговорить Ахашвероша подарить жизнь ей и её народу. Аман был казнён, а царь издал новый указ, в котором евреи предписывалось быть готовыми к защите от врагов и убивать тех, кто поднимет на них руку.

Так и случилось. Все, кто рассчитывал поживиться за счёт евреев, были перебиты. А Мордехая царь Ахашверош назначил первым министром. Так скорбь и плач обернулись для еврейского народа победой и радостью.

Но в еврейской истории в разное время и в разных странах происходили свои чудеса избавления евреев от уничтожения, так называемые местные Пуримы.

В XI веке в Гранаде жил руководитель еврейской общины, визирь, главнокомандующий, близкий друг и помощник местного халифа Шмуэль а-нагид. Так как халиф Бадис почти не занимался государственными делами, Шмуэль а-нагид был фактическим правителем Гранады. Правители Севильи, главного соперника Гранады, проводили антиеврейскую политику. В 1039 году Шмуэль а-нагид начал войну против Севильи и одержал трудную победу. 24 августа 1039 года в Гранаде заговорщики совершили покушение на Шмуэля а-нагида, но он не пострадал. В память об этом чудесном спасении городские евреи установили "гранадский Пурим".

29 февраля 1236 года в Нарбонне произошёл еврейский погром из-за ссоры между евреем и христианином, в результате которой христианин был убит. Погибших, к счастью, не было, но имущество евреев подверглось ограблению. В ознаменовании того, что всё относительно закончилось благополучно, еврейская городская община установила "нарбоннский Пурим".

2 февраля 1420 года евреи Сарагосы были обвинены в неуважении к королю. Им было предписано встретить короля со свитками Торы. Однако местные юдофобы заявили, что футляры для Торы пусты. Евреи тут же предъявили королю футляры со свитками Торы. Злопыхатели были посрамлены. В память об этом событии, которое расценивалось как чудо, евреи установили ежегодный «сарагосский Пурим».

Турецкий правитель Каира грозился перерезать всех евреев, если они не внесут крупный выкуп. 3 марта 1524 года он был убит солдатами. Этот день отмечался ежегодно еврейской общиной Каира как «египетский Пурим».

В субботу 14 ноября 1541 года флот испанского короля Карла V пытался захватить крепость Алжир. Если бы это произошло, то местным евреям пришлось бы либо креститься, либо погибнуть. Они постились и молились в синагогах. Вдруг разразилась буря, и испанский флот погиб. С тех пор этот день отмечался как "алжирский Пурим".

В начале XVII века отношения между евреями и христианами во Франкфурте-на-Майне резко ухудшились. Городской патрициат покровительствовал евреям, уровень жизни которых повышался, несмотря на общую стагнацию экономики города. Не представленные в муниципалитете цеха, которые возглавляли христиане, видели в евреях опасных конкурентов.

Пряничник Винцент Фетмильх, который называл себя "новым Аманом", являлся лидером ремесленников-христиан. Он потребовал от городского патрициата изгнать евреев из города якобы за то, что они подкупили муниципалитет. Это, по утверждению Фетмильха, привело к тому, что евреи таким образом получили возможность безнаказанно нарушать ограничительные законы и наживаться за счет христиан.

Когда патрициат отверг это требование, начались нападения как на евреев, так и на членов муниципального совета. 4 мая 1614 года группа ремесленников-христиан Франкфурта-на-Майне пыталась ворваться в местное еврейское гетто, но была отброшена. 22 августа 1614 года большая толпа погромщиков под предводительством Винцента Фетмильха вновь атаковала еврейский квартал. Его обитатели, которые защищались с оружием в руках, вынуждены были искать убежища в домах христиан и на кладбище. Погромщики разграбили имущество евреев и сожгли то, что не смогли унести.

24 августа 1614 года Винцент Фетмильх, который фактически захватил власть в городе, приказал изгнать из города евреев. Еврейские женщины и дети уже были ранее заблаговременно вывезены в безопасные места. 1380 человек, в основном мужчины, покинули Франкфурт-на-Майне. Все изгнанники обосновались в окрестных городках и деревнях.

Примерно через полтора года, 10 марта 1616 года евреи в сопровождении отряда правительственных войск при звуках труб и барабанов торжественно вступили во Франкфурт-на-Майне. По указу императора Маттиаса лидер ремесленников Винцент Фетмильх был четвертован, а части его тела были выставлены напоказ в разных частях города. Его дом был снесен, а на этом месте установили позорный столб со стихотворением на немецком и латинском языках, которое описывало казнь Фетмильха.

Император Маттиас взял под своё покровительство франкфуртских евреев и навсегда запретил муниципалитету изгонять тех из них, кто прожил во Франкфурте-на-Майне более трех лет. Он также вменил городским властям в обязанность обеспечивать безопасность еврейской общины. Император приказал выплатить евреям в качестве компенсации 175 тысяч золотых за счёт городского бюджета. В память о событиях 1614–16 годов евреи города учредили ежегодный "франкфуртский Пурим".

10 августа 1684 года в городе Падуе на северо-востоке Италии распространились слухи о том, что евреи помогали туркам во время осады Буды. Толпа напала на еврейское гетто, но армия и часть горожан остановили погром. Для того чтобы прекратить бесчинства, власти ввели смертную казнь для погромщиков. В память о своем спасении евреи Падуи ежегодно отмечали "день благодарения", так называемый "Пурим ди Буда".

29 декабря 1690 года морской порт Анкона в Италии, был разрушен землетрясением. Еврейская община города чудесным образом избежала гибели. В память об этом спасении в этот день празднуется "Пурим Анкона".

25 августа 1743 года Сулеман-Паша после 83 дней осады отвёл свои войска от осаждаемой им почти три месяца Тверии. Через три дня он умер. С тех пор евреи Тверии празднуют в эти дни местный Пурим.

В 1953 году в СССР Сталин, идя по стопам Гитлера, планировал "окончательное решение еврейского вопроса". 6 марта должен был состоятся суд над врачами-убийцами, которых заставили признаться в несовершенных преступлениях. Так называемое "дело врачей-вредителей" должно было подготовить "общественное мнение" страны к выселению евреев из всех республик СССР в Якутию, в район Верхоянска и в другие районы Сибири и Дальнего Востока, где морозы доходили до минус 68 градусов. Значительную часть еврейского населения планировалось уничтожить в пути руками озверевшей толпы. Всё было готово, чтобы перемолоть евреев в прах.

5 марта 1953 было объявлено о смерти Сталина. Ещё один Аман умер, а евреи спаслись.


Рецензии
Хаг Пурим Самеах!Дорогие друзья!Я от всего сердца поздравляю Вас с праздником Пурим!Я желаю Вам веселого и кошерного праздника.
ПУРИМ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Когда в Мюнхене, в самом начале прихода нацистов к власти, Гитлер произносил одну из своих пламенных речей, он не мог не заметить, как сидящий в первом ряду человек строит ему рожи и громко смеется. Поведение этого человека вызвало замешательство, а потом раздражение фюрера. Когда речь была закончена, Гитлер в гневе приказал привести того, кто мешал ему, и возмущенно спросил, что это за человек.
- Я - еврей, - сказал тот невинно.
- Тогда вам бы следовало относиться к моим словам серьезней, - предупредил Гитлер,- Вы что, не верите, что я выполню свои угрозы об уничтожении евреев?
- Вам следует понять, - ответил еврей, - вы - не первый антисемит, пытающийся уничтожить наш народ. Вспомните, что в Египте великий фараон пытался превратить евреев в рабов. В знак его поражения и нашего спасения мы едим мацу и справляем праздник Песах. Другим нашим врагом был Аман, и он сам уготовил себе гибель. Мы едим вкуснейшие гоменташи, и праздник Пурим напоминает о нашем избавлении от Амана. Пока я слушал ваши ядовитые обличительные речи, я думал, какое угощение придумают евреи и какой праздник мы устроим в честь вашего падения?
ЗАПРЕТ НАЦИСТОВ ОТМЕЧАТЬ ПУРИМ
Празднование Пурима в 1941 г. в Польше напоминало о временах инквизиции, когда евреи Испании и других стран вынуждены были тайно отмечать свои праздники, собираясь в подвалах и на чердаках, рискуя быть схваченными во время молитвы соглядатаями деспотических правителей.
Гитлер запретил публичные чтения Свитка Эстер (эта история казалась похожей на современную ситуацию, хотя карьеру Гитлера еще не постигла участь, аналогичная участи Амана), и также было запрещено использование трещоток и всех прочих шумов при упоминании имени Амана.
По приказу нацистов в день полной оккупации Польши были закрыты и опустошены все синагоги.
ПРОРОЧЕСТВО ГИТЛЕРА
В своей речи З0 января 1944 г. Гитлер сказал, что если нацисты будут побеждены, то евреи смогут праздновать "второй триумфальный Пурим".
ПУРИМ И ХОЛОКОСТ
Очередная попытка "окончательного решения еврейского вопроса" была совершена нацистами в годы Второй Мировой войны. Шесть миллионов евреев, погибших в Катастрофе - трагический итог гитлеровских злодеяний. Но как и две тысячи лет назад, планы врагов еврейского народа оказались несбыточными. После поражения под Сталинградом Гитлер истерически заявлял: "Даже если мы все погибнем и не останется ни одного немца, ни один еврей не придет отметить праздник Пурим плясками на нашей могиле, ибо не останется ни одного еврея". Через несколько месяцев после выступления фюрера по приговору военного трибунала в Киеве были повешены 12 гитлеровских офицеров (количество соответствует семье Амана), обвиняемых в уничтожении мирного населения Украины, в том числе двух миллионов евреев.
В конце 1946 года по решению Нюренбергского трибунала были повешены десять нацистских преступников, принимавших участие в Холокосте. Один из них, Юлиус Штрайхер, взойдя на эшафот, крикнул: "Пурим 1946 года!" Знал ли он, что в Пурим празднуют не казнь его предшественника Амана, а спасение еврейского народа?
ЧТЕНИЕ СВИТКА ЭСТЕР В АНГЛИЙСКИХ БОМБОУБЕЖИЩАХ
Во время вражеских налетов в Лондоне и в маленьких городках Пурим продолжали отмечать в традиционной манере, даже если Свиток Эстер приходилось читать под землей, в бомбоубежищах. Газеты придавали большое значение празднованию Пурима; так, например, газета "Ивнинг Стандарт" писала, что "история Пурима предвещает конец Гитлера".
Члены еврейской молодежной организации Англии "ха-Боним" обратились к своим лидерам с просьбой не использовать в этом году при чтении Свитка Эстер обычные трещотки, так как производимый ими шум был идентичен звукам важного сигнала - отбой воздушной тревоги.
ОТКАЗ ПАЛЕСТИНЫ ОТ ПРАЗДНИЧНОГО ВЕСЕЛЬЯ
Пурим, традиционно радостный и веселый праздник, на этот раз был отмечем в Палестине тихо и скромно. Национальный Совет (Ваад Леуми) принял официальное решение об отмене всех праздничных мероприятий по всему ишуву (еврейская община) в связи с трагической гибелью 759 еврейских беженцев из Румынии на борту судна "Струма", которое Британские власти отказались принимать у берегов Палестины.
Когда Главный раввинат провозгласил о начале Поста Эстер, в еврейских общинах Палестины провели службы в память погибших.
ПУРИМ И ДЕЛО ВРАЧЕЙ
В январе 1953 года в Советском Союзе гремело "дело врачей". Газеты и радио были переполнены жуткими разоблачениями "врачей-отравителей", которые покушались на жизнь ведущих военных и государственных деятелей. Было арестовано десять советских врачей, восемь из которых были евреями.
Сталинский план уничтожения советских евреев был поистине грандиозным: выслать всех евреев - три миллиона человек - в Сибирь (в январе месяце!), попутно спровоцировав погромы и приготовить публичную казнь врачей на Красной площади к 1 марта.
По приказу Сталина в Сибири, в окрестностях Верхоянска был построен целый город бараков, в которых не было никаких средств обогрева. Сталин предполагал, что часть евреев погибнет во время погромов, часть - в дороге от морозов и только незначительная часть достигнет Сибири. Таким было "окончательное решение" еврейского вопроса по Сталину.
Однако тут произошло то, чего Сталин предвидеть не мог. Пурим в 1953 году выпал на воскресенье 1-е марта. Ночь субботы 28 февраля на 1-е марта (ночь Пурим) Сталина хватил удар.
Через пять дней, 5-го марта, на Красной площади, на том самом месте, где советский Аман хотел повесить "врачей-отравителей", состоялись похороны Сталина... Дело "врачей-отравителей" было признано фабрикацией.
ВОЙНА В ЗАЛИВЕ
Зимой 1990-1991 года неожиданно для всего мира Ирак напал на Кувейт, спокойное и крохотное государство на границе с Ираком. Началась война, которая вошла в историю как "Война в Персидском заливе". И странное дело, воюет Ирак с Кувейтом, а ракеты почему-то падают на Тель-Авив и Рамат-Ган. США открыто вступилась за Кувейт, американские солдаты проводят операцию "Буря в пустыне", а в Израиле вот уже месяц не прекращаются ракетные атаки. Что же это за война? Может Саддам Хуссейн, президент Ирака с лицом, до странности похожим на портрет Сталина, решил показать свою безнаказанность всему миру: завоюю Кувейт, а там, глядишь, и Израиль недалеко! Саддама Хусейна можно понять, если вспомнить, что современный Ирак находится на территории бывшего Вавилонского царства, когда-то первым изгнавшего евреев из Эрец-Исраэль. Но второго "вавилонского изгнания" у Саддама не вышло.
Начался день 28 февраля 1991 года, день Пурим... В 2.30 ночи в спальне президента Израиля Ицхака Шамира зазвонил телефон. На другой стороне провода израильский посол в Вашингтоне сообщает главе правительства о том, что Ирак объявил о прекращении огня и готовности вывести свои войска из Кувейта.
Президент Шамир сказал в то утро: "Пурим. Только я еще не вижу дерева для петли".


Роза Левит   22.02.2013 22:08     Заявить о нарушении
Ваша рецензия, Роза, в полной мере является сборником пуримских произведений. Благодарю Вас за такое прекрасное добавление к моему очерку! Сразу чувствуется рука литератора. Всего Вам самого доброго!

Альфред Грибер   27.02.2013 21:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.