В прошлом веке мы были студентами!

        Первого сентября, в день, когда школьники садились за парты, мы – студенты первого курса зооинженерного факультета сельскохозяйственной академии им.К.А.Тимирязева, сидели на улице под деревьями (кто на сумках, а кто и на ступеньках, сделанных на небольшой горочке), ожидая приказа занимать автобусы. Ожиданьем мучились студенты из двух групп нашего факультета. Остальных уже увезли, а с нами что-то не сильно торопились.

         Вот сидели, тоскливо смотря по сторонам,  все веселые разговоры давно закончились, да и сколько можно шутить аж с восьми утра! Подступило обеденное время, а команды на отъезд все никак не было. Мы были настолько разные, что мне показалось даже, что это вовсе не студенты, так как в моем понимании (ну, в киношно-книжном представлении) студенты должны были быть не такими. 

         Мои сокурсники были разного возраста, разных национальностей и воспитания. Были и люди, которые решились на получение образования, проработав уже по  нескольку лет на производстве. На первый курс поступила и моя одноклассница Ира. Мы попали с ней в разные группы, но пока сидели и обменивались впечатлением (мы – городские жители и поступили в этот вуз из-за вполне сложившегося взгляда на работника сельского хозяйства, ну в нашем понимании).

          Привлекала внимание одна первокурсница, которая привела с  собой собаку породы боксер. Студентка, с таким непростым именем Раиса, стала непосредственной владелицей пса и, на данный момент,  происходило  привыкание собаки к новым условиям существования (нам, видимо, крупно повезло – мы  удостоились чести присутствовать при этом). А вообще это был у них чуть ли не третий совместный день и это привыкание с  «установлением господствующих связей» между ними начинали ощущать все. Это было просто невыносимо, потому как, эта собака не могла спокойно сидеть или лежать. Барбос постоянно шнырял между студентами, тыкался слюнявой мордой во все вещи, а так как мы сидели на ступеньках, а значит  - в «свободном доступе», то, естественно, совершались попытки засунуть свой нос нам всем в лица. Вот в таком «безумном» общении мы наконец-то дождались приказа занимать места в автобусах. Девушка с собакой тоже села, но не в мой автобус (это меня обрадовало – сильно суетливая была собака). И поехали мы  все навстречу сельским трудностям.

           Первое курсовое собрание было проведено еще  тридцать первого августа, а теперь нам всем предстояло испытание «колхозом». Эта поездка на сельскохозяйственные работы была очень важна, даже  с точки зрения помощи хозяйствам, где численность сельского населения не только  не восполнилась с момента Великой Отечественной войны, а, наоборот, с каждым годом уменьшалась. Сказывалось нежелание молодежи проживать в «каменном веке» и «слепота» властей в отношении поднятия деревни. Это был одна тысяча девятьсот семьдесят седьмой год – деревни нашей Смоленской области только начинали мечтать о человеческих условиях проживания. К слову сказать, буквально вчера, пятого марта две тысячи двенадцатого года, по телевидению сказали, что наконец-то газифицировали последнюю,  из остававшихся  без газа, деревню.  На все это действо понадобилось почти тридцать пять лет!…

            Начиналась теплая осень, но с осадками. Хотя было только начало сентября, погода была мрачная  с мелким противным дождиком.  Деревня, куда привезли студентов  первого курса для помощи в сборе урожая картофеля, и, как потом оказалось, для уборки льна, была полупустой. Это был самый далекий и заброшенный район области,  и впечатление было такое, будто бы здесь никогда не слышали ни о городе, ни о достижениях науки. Автобусы, еле проехавшие по дорогам, на которых царствовали тракторы ДТ-75, быстренько  уехали обратно и вместе с ними «исчезла связь с цивилизацией».

             Преподаватель физкультуры, которому отведена была роль руководителя в этой группе,  приехал на собственном мотоцикле и, как-то стало понятно, что периодически он будет  уезжать. Но пока он приказал всем построиться и сделал перекличку. Основной костяк группы составляли парни, отслужившие армию и две девушки, далеко не школьного возраста. Эти люди стали студентами первого курса, уже имея за плечами  трудовой стаж и проучившись один год  на подготовительном отделении. Вторая часть группы была представлена бывшими школьниками – несколько парней и девчонок. Вот такая разномастная публика приехала в совхоз для помощи  и одновременно для «укрепления  дружеских связей внутри группы», на целый месяц, а  может  быть и на больший срок.

            Перед выстроившимися студентами выступил кто-то из сельского совета, рассказав,  сколько и за что  можно заработать денег, а также обратили внимание на то, каким образом будут вестись расчеты за питание и проживание. Показали места проживания.  Поселили всех  в сельском клубе: парней в зале, а девчонок  в какой-то комнате,  где посередине стояла русская печь, при правильной эксплуатации которой,  должно было быть всегда тепло. Рассказав все это и пожелав нам трудовых подвигов, администрация покинула нас, пообещав прислать баранину на кухню.

              Выслушав проникновенно весь инструктаж, наш старший по колхозу, приказал далеко не расходиться и собраться, теперь уже на собственное, собрание. Ну… уселись мы на крыльцо этого сельского клуба и приготовились слушать. Неподалеку от  нас расположились несколько местных жителей (из любопытных), которые просто стояли и в упор рассматривали городских.  Один наш студент с очень симпатичной внешностью, но далеко не скромными высказываниями,  тут же стал «прикадриваться» к местной красотке. В последствии, эта молодая женщина, разведенная, стала привечать нашу мужскую часть группы то напитками, собственноручного приготовления, то еще чем-то…. Но это все будет потом, а пока в ее адрес сыпались  комплименты, она мужественно краснела, хихикала и… не уходила.

Увидев, что все внимание направлено на эту красавицу, наш  руководитель громко высказался: - Местное население может присутствовать на нашем собрании, но не отвлекать. Если у кого из местных есть предложения, то мы их обязательно рассмотрим, только не сегодня. А если есть просьбы на оказания каких-то услуг, то подойдите после собрания.

После этого «зрители» стали расходиться. Мы остались одни. Анатолий Иванович, так звали нашего руководителя, был преподавателем кафедры физкультуры. Внешность у него была очень запоминающаяся, как впрочем, у всех тех, кто много лет занимался лыжным спортом (это на тот момент нам так казалось).

Те вещи, о которых он нам вещал, были скучны, не интересны и все сводилось к тому, чтобы мы никуда не сбегали и никуда не совали свои носы. И еще было много слов о том, что надо вести себя прилично (это в большей степени относилось к парням, так как им всем было хорошо за двадцать) и не затевать ссор с местными мужчинами. А тема выпивки деликатно  не вспоминалась.

После инструктажа, Анатолий Иванович отъехал в  город – поговаривали, что у него молодая жена и менять ее на группу студентов и сельскохозяйственные работы он не собирался. Так и остались мы одни, зная, что есть местные жители и где-то в нескольких километрах от нас есть еще одна группа. Наши парни, после  распаковывания сумок, тут же отправились в гости: за ними пришла местная красавица. Возвратились они поздно вечером и пьяные, но безумно веселые и счастливые. Красотка приглашала их не только в гости, но и на выполнение различных работ,  так что весь совхозный период для них должен был стать очень даже счастливым.

Мы, девчонки, стали осматривать то помещение, в котором нам предстояло  жить. В этом нам стали помогать два местных школьника. Один юноша (Евгений) учился в 10 классе (на тот момент школа была десятилеткой), а второй ученик был довольно-таки странным. Ему было  15 лет, звали его Сеня, а вел он себя как настоящий мужичок, хотя уже несколько лет сидел в 6 классе. Да и выглядел он очень живописно: невысокого роста, коренастый, даже  по одному взгляду можно было сразу сказать – парень очень сильный. Рассуждения его были очень интересны и убедительны. В последствии оказалось, что его боялось население не только  его собственной деревни, но и  соседних деревень. Его боялись взрослые мужики! Но это мы узнали позже, а пока он нам стал помогать во всем. И так было это здорово: он быстро  разжег печь, принес воды, помог в расстановке кроватей. Евгений был таким утонченным юношей, с красивым лицом. Он проигрывал по внешности Сенечке, но приятно удивил своей образованностью, учитывая, что жил и учился он все-таки на окраине области.

  Вот в таких хлопотах, в новых знакомствах и прошел первый день нашего пребывания в деревне. День прошел и наступил вечер, который принес много неожиданных открытий.


Рецензии
Всё описано в мельчайших подробностях!
Я тоже хорошо помню тот самый первый наш заезд в колхоз на первом курсе. Как жили в этих походных условиях, как работали, сколько было смешных анекдотичных случаев. Всё ж здорово было! Спасибо, что напомнила, Марианна!😊

Наталина Смолл   05.10.2021 02:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.