Ах, почему ОН не один, или Испытание выбором. 52

     Часть пятьдесят вторая.

     - Ну, как он тебе?
     - Это тот самый брат мужа?
     - Ну да.
     - В самом деле немного манерный… Но, в общем и целом, производит приятное впечатление.
     - В общем и целом, я с тобой согласна, но жить с ним под одной крышей очень утомительно.
     - Я, наверное, пойду?
     - Ты же сказала, что никуда не торопишься.
     - Да, но… - я кивнула в сторону лестницы.
     - Не бери в голову, - отмахнулась Катя. - У нас тут каждый сам по себе. Даже маменька с папенькой ведут независимый друг от друга образ жизни. Вначале я этому очень удивлялась, а потом решила, что меня это не касается. Я хотела рассказать, как попала в этот дом… Подробности я упущу, чтобы заново все не переживать.
     - Кать, может, сменим тему?
     Она энергично замотала головой.
     - Нет, не знаю, как скоро я снова встречу человека, который согласится меня выслушать.
     Я вежливо промолчала, хотя согласия выслушивать ее откровения, как мне казалось, не давала.
     - Знаешь, что самое неприятное? Мне завидуют. Пока училась… Ладно, это понятно. Так теперь и нынешние знакомые… Чего им-то не хватает? Пристроены, упакованы… А завидуют! Многие очень активно.
     - Это как?
     - Как?.. Напакостить всячески пытаются. Например, сплетни распускают. А для этой семейки самое главное, чтобы репутация оставалась незапачканной. Понимаешь? Втихую можешь делать все что угодно, но, не дай Бог, спровоцировать публичный скандал. Так противно…
     - Ну… Таких людей не так уж мало. Я бы даже сказала, что значительное большинство.
     - Правда?
     - Мне так кажется, - пожала я плечами.
     - Все равно противно. Что это за жизнь, если все время играешь, притворяешься…
     - А с мужем…
     - Вот именно! Ленька – яблочко от яблоньки! Поняла я это только слишком поздно.
     - Почему поздно?
     - А Мотька? Не было бы его, я давно бы отсюда… Куда глаза глядят…
     - Тебе сколько лет?
     - Двадцать четыре. А что?
     - Вся жизнь впереди.
     Ругая себя за банальности, я в тоже время понимала, что больше ничего из себя выжать не могу.  Ну не цепляла меня ее история. Слова, слова… И ничего конкретного. Все вокруг да около. А вникать и расспрашивать не хотелось.
     - Впереди-то оно, конечно, впереди… А что впереди-то?.. Мне работа нужна. Любая.
     - Любая в качестве актрисы? Или вообще любая?
     - Ну, я на актрису  все-таки училась… Мне бы хоть какую-нибудь роль, хоть самую малюсенькую. Нигде не берут, поэтому и опыта никакого. Меня же никто не знает. И первый вопрос всегда: где играла?.. А ответить-то мне нечего.
     Сейчас ей самое время было вспомнить о моей матери. Дернул же меня черт за язык в тот раз.
     - Ты ведь дочь Яновской?
     Опаньки. В десяточку.
     - Да, - осторожно призналась я.
     - Востребованная актриса.
     И это все? Могла бы для приличия что-нибудь о таланте, на худой конец, о внешности…
     - Не грузись, - будто угадав мои мысли, отмахнулась она. – Это я так, к слову. Ты же говорила, что у тебя мать актриса. А сейчас я к тебе пригляделась… Ты на нее очень похожа.
     - Так уж и очень?
     - Реально, очень похожа. Яновская, конечно, дама фактурная, яркая… Но это, я думаю, от возраста. А ты…
     - Серая мышка на ее фоне.
     - Будет тебе прибедняться-то. Ты вполне себе ничего. Даже без косметики. Порода что ли?.. А мне, чтобы выглядеть привлекательной, нужно тонну грима на физиономию наложить.
Последняя реплика заставила меня улыбнуться. Во время своего отсутствия она, видимо, где-то в укромном уголке всплакнула. И теперь неровные пятна естественной бледности, проступившие на искусно тонированном лице, придавали ее вполне милой мордашке неряшливый вид.
     - Ладно, проехали. А сама ты чем занимаешься?
     - Работаю в фирме, оказывающей архитектурные и дизайнерские услуги.
     - Почему?
     - Не поняла вопроса.
     - Почему  предпочла такую скукотищу актерской профессии?
     - Ну… А что веселого в актерстве? Ты-то вот не брызжешь жизнерадостностью…
     - Сравнила! У меня нет такой мамы… Нет, не понимаю. Все девчонки мечтают о красивой жизни.
     - А что ты понимаешь под красивой жизнью?
     - Разве не понятно? Слава, деньги, поклонники…
     Я поморщилась.
     - Нет, об этом я не мечтала.
     - Я тебе не верю.
     - Твое право…
     - Нет, не верю! – с вызовом повторила Катя.
     Начиная раздражаться, я искала повод, чтобы побыстрее свернуть визит и отправиться вовсояси.
     - Ладно, прости, - смягчив интонацию, извинилась Катя. –  Слава, поклонники… Это все дым. Мне деньги нужны. Если бы ты знала, как я хочу отсюда вырваться.
     - А муж? – снова спросила я.
     - Муж?.. Он, конечно, вполне прилично зарабатывает, и снять хорошую квартиру нам по силам. Пока предки не свалили в Австрию, у него были даже какие-то потуги…  Правда, теперь это уже не актуально. Что такое съемная квартира? Я хочу свой дом. Хочу чувствовать себя хозяйкой, а не жиличкой на птичьих правах. Ну, положим, Ленька и на дом вполне может замахнуться. Только…
     Небрежно махнув рукой, она снова налила себе коньяку и выпила.
     - Может тебе домой вернуться?
     - Домой?.. Нет у меня дома.
     - Что? Совсем?
     - Считай, что совсем. В общем, если без подробностей… Отец погиб в аварии. Мама тоже чуть на тот свет не отправилась. Машина вдребезги. Квартира заложена. Как тебе ситуация?
     - И как же ты?..
     - Семнадцать лет… В Москве ни родных, ни знакомых. Денег с гулькин нос. Шок. А Закревские: «Успокойся, девочка… Мы тебя не оставим, девочка…» Предложили мне пожить в их доме. Не по доброте душевной – адвокат посоветовал. Я не сказала - это они были виновниками аварии.
     - Закревские – это родители мужа?
     Катя кивнула.
     - Ты же догадываешься, что они люди со связями? Дело замяли. А я оказалась в Москве без жилищных заморочек и материальных тоже. Да чего грех таить… Я даже в какой-то степени обрадовалось, что все так сложилось. Отца было не вернуть, мама выкарабкалась… Они же меня и в Щуку устроили без экзаменов и прочей волокиты. Не думаю, что меня так уж сложно понять. А осуждать…
     - Я не осуждаю…
     - Не осуждает она!.. А ты хоть близко с чем таким сталкивалась?!
     Повисла пауза. Я поднялась, собираясь уйти, но Катя взяла меня за руку, удержав.
     - Прости, -  уже без вызова смущенно сказала она. 
     Вздохнув, я снова села.
     - Первые два года все было хорошо. Я была довольна. Порхала себе мотыльком; даже не заметила, что они превратили меня в бесплатную прислугу. Потом и вовсе… Ленька, младший сын, стал оказывать мне недвусмысленные знаки внимания. А я в него уж давно влюблена была. Практически с первого взгляда. Ты Славку видела. Хорош собой, правда? Они с Ленькой очень похожи. Только Славка такой ширококостный, массивный, а Ленька стройный, легкий, и язык у него хорошо подвешен. Поженились.
     - А потом?
     - Потом?.. Вот ты все муж, муж… Нет, он относился ко мне не плохо. Только будто по инструкции. Ну, чтобы холодильник хорошо работал за ним надо правильно ухаживать: время от времени мыть, проветривать и всякие прочие профилактики… Понимаешь? Красивые добротные шмотки, правильное питание, два раза в год отдых на море… Но при всем при этом он меня-то как бы и не замечал вовсе. Как тот же холодильник. Ты много на него внимания обращаешь? Купила, поставила на место… Функции свои выполняет? Чего еще? Стоит себе и стоит. В общем, у него своя жизнь, у меня своя…
     - И ты все эти четыре года…
     - Если бы! Прозрела я совсем недавно и совершенно случайно, а до этого пребывала в полной уверенности, что у меня благополучная семейная жизнь.
     - Что же случилось?
     - Случилось… Случилось услышать его разговор с братом.  Слышала бы ты, с каким цинизмом он говорил, объясняя Славке, почему именно я устраиваю его в качестве жены. Понимаешь, у него с самого начала не только любви ко мне не было, но и, вообще, никаких романтических чувств. Холодный расчет.
     - Говорят, что браки по расчету самые крепкие.
     - Если расчет с обеих сторон.
     Мне почему-то не верилось, что со стороны Кати расчета не было, но озвучивать я это не стала.
     - Ну, все равно. Не стоит из-за одного случайно подслушанного разговора перечеркивать всю свою жизнь. Ты же не знаешь подоплеки этого разговора. Вполне вероятно, что его словам найдется объяснение…
     - Да какая там подоплека? Теперь я очень хорошо понимаю, что никогда ему не была нужна.
     - Подожди, если был расчет, то, стало быть, именно в тебе у него была потребность?
     - Вот-вот… Именно потребность. Не женатые мужики плохо движутся по карьерной лестнице. Ему об этом очень прозрачно намекнули. Быстренько сориентировавшись, он на мне и женился. Вариант под рукой весьма подходящий оказался. Внешность у меня вполне презентабельная, полной дурой тоже не назовешь… И еще один огромный плюс: всегда под зад коленкой можно дать…
     - Как это?..
     - Да очень просто! Какие у меня могут быть претензии? Как вошла в этот дом голой, так и вылечу отсюда в чем мать родила. Вот так вот. Жила себе – порхала, как та стрекоза из басни… А теперь все изменилось. Похоже, я его больше не устраиваю.
     - Почему вдруг?
     - Я пока не могу этого даже себе самой объяснить, но я чувствую.  Последнюю пару недель я все время нахожусь…
     - Пару недель? Все это случилось пару недель назад?
     - Ну да. Что тебя так удивило?
     - То есть вскоре после нашей встречи на Чистых прудах?
     - Не вскоре, а накануне. А в то утро…
     - У меня тогда тоже…
     - Что тоже?
     - В общем, произошло нечто, что сильно изменило мою жизнь.  Но теперь, кажется, все возвращается на круги своя…
     - Нет, подруга, ничего никогда не возвращается. Это только нам кажется… А на самом деле все уже идет совсем по-другому.
     - Ты, правда, так думаешь?
     - Да.
     - Может, ты и права.


     Продолжение следует... http://proza.ru/2012/10/20/1238


Рецензии
Ирина, продолжаю Вас читать, осилила все опубликованное.
По сюжету - не очень поняла сцену в ночном клубе с Павлом. Особенно долгие объяснения и взаимные извинения после того, как Аглая вышла из уборной. Слова Павла мне показались нескольу надуманными и нереалистичными. За свою жизнь не слышала ничего подобного от мужчины, тм более от спортсмена, все таки спортивное прошлое накладыввет на человека определенные поведенческие шаблоны, Павел должен на мой взгляд вести себя несколько прямолинейнее и жестче, а о сейчас это выглядит несколько по-девичьи.
Второй момент - отношения с Дмитрием. Не очень ясны его мотивы, плохо понимаю героиню по отношению к нему, терзаюсь вопросом, было ли что-то между ними или нет, потому как из повествования это неясно.
Пока после прочтения всх 52 частей у меня сложилось впечатление, что Аглая это сто процентный "спасатель" (знаете психологическая модель жертва-преследователь-спасатель). Поэтому все пытаются плакаться ей в жилетку, звонят чтобы она приехала и приготовила пироги, просят забрать из бара среди ночи. Этот порочный круг сложно разорвать, но рядом с такими женщинами мужчины либо набираются сил и двигаются дальше уже без них, либо становятся алко-нарко зависимыми, для того чтобы можно было продолжать их спасать. Что будет с Аглаей в этом ключе почитать интересно.
По поводу названия - я бы сократила до просто "испытание выбором", хотя возможно, когда я прочитаю все произведение родится что-нибудь еще.

Астер Аплекманн   18.10.2012 03:47     Заявить о нарушении
Еще было бы интересно понаблюдать за изменениями в героине, ее личностным ростом, изменением внутреннего монолога, с учетом этих изменений. Пока мы видим текущее состояние и узнаем о прошлом (окружение, воспитание, привычки), хотелось бы и развития в этом ключе.
Еще интересно было бы в одном из внутренних монологов узнать о любовном прошлом героини, это добавило бы недостающих красок, стало бы более поняно почему она такая, какая есть. Что повлияло на нее и почему она ведет себя так или иначе: неудачное расстование, предательство, безответная любовь? Что в прошлом мешает ей жить на полную катушку в настоящем? Говорить о своихьчувствах открыто, а не утаивать их, проявлять инициативу.
Еще в некоторых местах Аглая ведет себя саркастично' что-ли (сцена с Маратом, когда он заехал за ней утром, например) неочень понятно, с чем связаны ее такие перепады, может быть лучше стоит прописать эмоции.
Ну и начиная со сцены в клубе диалоги стали несколько тяжеловаты. Как-то надуманне, что-ли. Возможно, это связано с тем, что сцены эмоциональны, но описания эмоций Аглаи в таком случае мало. Диалоги хочется облегчить и эмоционально расрасить. Даже с той же Катей. Если бы она заурила, или ходила кругами по комнате, а Аглая бы в это время томилась от скуки и языком тела об этом говорила (вертелась на дивание, играла приборами и т.д.) сцена была бы сочнее и ярче.
П.с. прошу прощенияза очепятки, сижу с планшета, не очень удобно. В рецензии старалась быть конструктивной, но если что-то показалось резким - я не хотела обидеть).

Астер Аплекманн   18.10.2012 04:08   Заявить о нарушении
Милая Астер, как выражаются некоторые мои персонажи, мне Вас Бог послал. Я уж и надежду почти потеряла на столь позитивно-конструктивную критику. Спасибо Вам огромное за внимание.
Теперь по сути. Некоторые Ваши мысли совпадают с моими. Например, эпизод с Катей, меня смущал: то ли что-то лишнее, то ли, наоборот, какая-то недосказанность... Но Вы мне, так сказать, раскрыли глаза. Он статичен!Вполне возможно, что и в других местах я грешу подобным, но давнее не так памятно. Я ведь начала писать сей "опус" очень давно, но забросила, т.к. жизненные обстоятельства изменились, и стало не до этого. Теперь вот пытаюсь восстановить и довести до конца, и Ваши подробные замечания для меня, как долгожданный отзыв на почти уже безнадежное "Ау" заплутавшего в лесной чаще человека. Вы уж не бросайте меня, пожалуйста.
Благодоря Вам, материала для осмысления у меня теперь достаточно. Пойду думать. Не знаю хватит ли мне ума и способностей, чтобы усовершенствовать свое творение до приемлемого уровня? Но желание огромное, т.ч. пытаться буду.
С искренней признательностью, Ирина.

Ирина Гришина   18.10.2012 10:26   Заявить о нарушении
Ирина, добрый вечер!
Продолжаю читать. Честно говоря, последние три-четыре главы дались нелегко. Очень много воды, чужих историй, пустословия, ненужных действий... Вы проделали титанический труд, написали пол авторского листа - это хороший объем. Но рассказать о чем все это было, я едва ли смогу. Сухой остаток прочитанного не вычленю, либо сведу это до фабулы "Попрощалась с Димой - сходила в кино - встретила там Катю - сходила к ней в гости - поехала спасать к гриппующей подруге". Пока, сложилось такое ощущение, что до 45-47 части выписали долго и размеренно, а потом ускорились, по крайней мере по содержанию и тексту складывается такое ощущения. В чем смысл действий героя? Она не решает/не думает о собственных "проблемах", а все время убегает от себя прячась за помощью другим. Вы это имели в виду? Если да, что все слишком топорно - можно было бы ту же мысль донести с помощью оттенков, например, как Аглая думала о своем, тут у нее зазвонил телефон и она с радостью переключилась на звонок и т.п. Если же вы имели в виду что-то другое, то я теряюсь.
Еще, мне кажется, что вы наплодили слишком много лишних второстепенных героев. По моему мнению все они должны помогать восприятию главного героя и/или событий, отображать его внутреннее развитие, изменения мировоззрения и т.п. В разрезе этого более менее ясно зачем нужна Катя, Оля, Маша и вереница Аглаиных мужчин, воспоминания о няне, но зачем стая коллег по работе, разнокалиберных "дедушек" и прочих старичков, брат мужа Кати, директор клуба, гардеробщик... Зачем все эти лица? Они перегружают повествование и оттягивают на себя львиную долю внимания, притом совершенно зря. Чтобы изменилось для меня, как для читателя, если бы их не было? Ничего. Что бы изменилось для меня, как для читателя, если бы на месте дедушки в деревне была бабушка, а на месте брата мужа Кати, сестра? Ничего.
""Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать."" писал Антон Павлович Чехов. Если вы сократите количество этих "мертвых душ", произведение от этого только выиграет. Либо напишите о них так, чтобы Аглая с их помощью становилась более объемной, появлялись новые оттенки ее поведения, пока Аглая слишком монохромная.

Астер Аплекманн   22.10.2012 21:06   Заявить о нарушении
Внутренние монологи героя.
Я хорошо воспринимаю литературу того жанра, в котором вы пишите(люблю Француазу Саган, Викторию Токареву, Людмилу Улицкую, Януша Вишневского, Сергея Минаева, Машу Свешникову и т.д.)В большинстве произведений этих авторов присутствует много размышлений героя, внутренних монологов и т.д. Но их отличает то, что они целостные. В них мне ясно, что герой хочет сказать, что он говорит, что чувствует на самом деле. Ведь герой романа и автор произведения это все же два разных человека, даже если произведение ведется от первого лица.:)
Героиня может кричать своему возлюбленному "Я тебя ненавижу!", а читатель за этими словами видит, что на самом деле она его любит и не хочет отпускать. Монологи Аглаи же очень смутные, мною они воспринимаются весьма сложно. Повторюсь, я не понимаю, что она чувствуют по отношению к Диме, если она, конечно, что-то чувствует. Были ли у них какие-то *романтические отношения* (поцелуи, объятия и т.д.)?
"Любовь это невероятное чувство, такие ощущения абсолютно невероятные, странные, в первую очередь это желание прикасаться, прикасаться руками, телами, прикасаться душой..."(с)
Если было, то написано это смутно и как-то сумбурно, если нет, то зря. Это опять-таки уплощает героев. Притом и Аглаю, и Диму. С учетом того, что не раз упоминалось о том, что Аглая привлекательна и хороша собой, то отсутствие флирта, влечения, внимания, сто стороны мужчин очень и очень странно.
Складывается такое ощущение, что героиня сама боится или стесняется озвучивать свои реальные мысли даже во внутренних монологах и это странно.
"Я поняла, что люблю Диму и боюсь его потерять", "Я не знала, что чувствовала к Диме, но мысли о том, что моя привязанность к нему - это серьезно, меня пугала", но метания Аглаи в бессоннице в квартире Маши и у себя в постели, когда к ней зашел Дима довели ее до слез. Почему? Что произошло? Не ясно.
На мой взгляд, в произведении все должно быть стройным и следовать друг за другом. И я говорю не о банальном последовательном описании ежедневной жизни, а о смысле, событиях, формирующих картину и т.д.
Я, например,люблю флэшбеки и в кино, и в фильмах, но только когда они обоснованы и помогают восприятию, а не запутывают или рассказывают о том, что дорого автору (воспоминания о дедушке, рассказы о музыкальном замке, няниных пирогах и т.д. кажутся мне таковыми, а о маме, жизни с няней - нет).

Надеюсь, не очень вас расстроила:) Повторюсь, если все же расстроила - не хотела этого. Исходя из текста и героев. складывается впечатление, что вы еще очень юны. Это так? Если так и это ваше первое серьезное произведение, то обязательно закончите его. Писательский талант нужно оттачивать, нет тех, кто рождается в совершенстве владеющим словом.
Удачи, жду продолжения.

Астер Аплекманн   22.10.2012 21:46   Заявить о нарушении
За внимание, конечно, спасибо. Но, честно говоря, после Ваших последних критических замечаний нахожусь в полной растеряности. Очень уж все безнадежно выглядит. Не вижу точку опоры, за которую могла бы зацепиться. Скучные невыразительные диалоги, нереалистичные сюжетные линии, "мертвые души", неинтересная героиня с непонятными заморочками... Нет, я вовсе не обижаюсь, не подумайте. Наоборот, очень благодарна, что потратили на меня время и тем более нашли его для столь подробного анализа. Без всякой иронии, поверьте. Только, если все действительно так утомительно и скучно, стоит ли дальше испытывать терпение читающей публики?
С неизменным уважением, Ирина.

Ирина Гришина   22.10.2012 23:03   Заявить о нарушении
Продолжаю читать. 56 часть мне понравилась больше, чем предыдущие. Она более выразительная что ли. В ней есть динамика.
По поводу моих замечаний, во первых это просто мои мысли, как читателя, не более того. Не принимайте их близко к сердцу. Давайте объясню, почему я вас читаю:) Мне нравится сюжет - по крайней мере то, что я прочла. Выбирать из трех мужчин и читать про это приятнее, чем убиваться по их отсутствию.) К героине я привыкла и ее судьба мне стала не безразлична.
В первую очередь это ваше произведение и ваша героиня и вы вправе оставить все как есть и не вносить никаких корректив. Но мне кажется, что если вы более детально проработаете основных персонажей, без сожалений сократите лишнее и добавитьте обличенных в слова чувств, Ваше Произведение заиграет новыми красками.
Фаулз написал роман за месяц. Горький писал свой роман более 10 лет. Книга по объему переросла «Войну и мир», но так и осталась незавершенной. Сап писатель говорил примерно следующее: если меня и будут помнить в будущем, то только как автора «Жизни Клима Самгина». Но роман так и остался мало кем читанным.
Продолжать писать или нет - это вопрос, на который можете ответить только вы. Если вы продолжите писать, я продолжу читать.:)

Астер Аплекманн   24.10.2012 18:44   Заявить о нарушении
Спасибо, Астер. Ваше внимание "греет душу". Вот такой я неуверенный в себе человек. Боюсь, что и поделать-то уже ничего нельзя, хотя внутренняя борьба с этим недостатком продолжается. По крайней мере от критики не прячусь, стараясь реагировать на нее адекватно.
Упоминание столь громких имен рядом с моим сочинением весьма лестна. Нет, я понимаю, что речь идет не о сравнении, но все равно приятно. Фаулза очень люблю и прочла, кажется, все, что было у нас на русском языке. Интересно какой роман он написал за месяц? Но, это так, в порядке любопытства. А вот за Горького все же обидно... Я из тех немногих, видимо, кто осилил его "Клима Самгина", и считаю это произведение весьма выдающимся. Полагаю, что читают этот роман неохотно именно потому, что он не закончен. Вполне логично, что тратить время на такой объем и так и не узнать, чем же вся эта история закончится, охотников найдется мало. А посему... Повесть свою постараюсь закончить, дабы потомков не постигло подобное разочарование. Ха-ха... Это у меня юмор такой.
Теперь о моем "детище". Если Вам в самом деле последняя часть понравилась больше предыдущих, а не написали Вы так, чтобы меня немного утешить... Значит я не такая уж плохая ученица, и Ваши замечания не прошли даром. Очень хотелось бы и впредь не лишится Вашего участия. Пока у меня в планах продолжение. Но и оглядываться назад я также собираюсь, чтобы довести свой труд до большего совершенства. Вот только времени, как всегда, не хватает на все.
С ОГРОМНОЙ признательностью и уважением, Ирина.

Ирина Гришина   25.10.2012 10:43   Заявить о нарушении
Ирина, последнюю часть прочла с удовольствием) Вижу, что вы учли мои комментарии и у вас получилось здорово. Боюсь перехвалить, но отрывок действительно играет новыми красками, более живой, яркий и с описанием чувств, эмоций, прикосновений у вас здорово получилось. Продолжайте писать!

Астер Аплекманн   25.10.2012 18:41   Заявить о нарушении
Кстати, Фаул за месяц написал Коллекционера.

Астер Аплекманн   25.10.2012 18:53   Заявить о нарушении