О фильме Профессия репортёр М. Антониони - 1975
В любом «плохом», как известно, всегда есть элементы «хорошего». Всегда. Надо только уметь их найти. Вот вчера, перебрав сорок кабельных каналов на своём телевизоре, выругался про себя, взял ноутбук и настучал клавишами в поисковике - « Профессия: репортёр» Антониони в хорошем качестве».
И с первых кадров как в восторге открыл рот , так и не смог закрыть его до конца фильма. А ведь, скажу без ложной скромности, я - ещё тот киноман…
… В Африке журналист узнаёт о смерти соседа в гостинице и переклеивает фото в паспортах, благо внешне имеется сходство. Так журналист становится торговцем оружия. Преследования, погони, увлечение… Впрочем, сюжет, как и во всех фильмах великих режиссёров, не самое важное в этой работе Микеланджело Антониони.
«Профессия: репортёр» (в англоязычных странах фильм шёл под названием «Пассажир») вновь создаёт особую «антонионивскую» атмосферу. Фильм продолжает то, что подготовленный зритель ощутил в предыдущих чёрно-белых картинах мастера «Ночь» и « Затмение».
Есть , правда, одно «но», которое делает «Репортёра» более удивительным. Это Цвет.
Фильм цветной. С первых кадров Антониони просто завораживает пиршеством цветовых оттенков в природе, интерьере, одежде… Благо по сюжету действие происходит то в пустыне, то в испанской жемчужине Барселоне, то в Лондоне, то в других экзотических местах с шикарными пейзажами и архитектурными изысками.
Его играет Джек Николсон, который до сих пор считает эту роль очень значимой в своей судьбе. Её - бесподобная Мария Шнайдер, ставшая известной после съёмок в культовом фильме Бертолуччи «Последнее танго в Париже». В фильме Антониони она молода, красива и непредсказуемо загадочна. Удивительная способность режиссёра точно выбирать актёров!
И вновь в центре фильма ощущения, чувства, которые трудно передать словами, но которые лучами идут с экрана, проникая в сердце и сознание. ( Любопытно, что существуют две версии фильма – более длинная с откровенными любовными сценами, и обычная, шедшая в массовом прокате )
На фоне современных надуманных «кукольных» поделок с претензиями, фильм Антониони 1975 года даёт яркое ощущение реальной жизни. Операторская работа Товоли, насыщенная различными техническими новшествами, удивительно точно реализует замысел режиссёра. Портреты, планы, перспективы… Прямо кожей чувствуешь , что то, что происходит на экране, вполне могло происходить или происходило и с тобой. Эти неясные отношения между мужчиной и женщиной, которые практически ничего не знают друг о друге, их сближения и отдаления , восторги и разочарования…
Можно соглашаться или не соглашаться с тем, что происходит на экране, но одно бесспорно – фильм заставляет думать, разгадывать загадки сценария, искать причины одиночества главных героев и их не всегда понятного поведения. Безусловно, эта работа даёт основание кинокритикам делать обобщения философского масштаба.
Совершенно завораживают последние сцены картины. Эта бесподобная съёмка на фоне оконной решетки… Люди, появляющиеся и исчезающие… Метания и сомнения героини … Странная смерть героя… Сколько внутренней энергии и смысла!
Заметил, что режиссёр практически не использует в фильме музыкальное оформление. Только в конце фильма тихо звучит гитара.
Многие считают этот фильм творческой вершиной в карьере Антониони. Есть и такие, у кого противоположное мнение.
Вот и я – прохладно воспринял фильм при первом просмотре двадцать лет назад…
Теперь не пойму, почему.
Октябрь 2012
Другие рецензии на кинофильмы - http://proza.ru/avtor/tektonika&book=7#7
Свидетельство о публикации №212102200890
Людмила Василенко 26.10.2012 20:54 Заявить о нарушении
Спасибо, Мила!
Сергей Горцев 26.10.2012 23:09 Заявить о нарушении