О фильме Профессия репортёр М. Антониони - 1975

            
   В любом  «плохом», как известно,   всегда есть   элементы  «хорошего».  Всегда.  Надо только уметь их найти.  Вот   вчера, перебрав  сорок кабельных  каналов   на своём телевизоре, выругался про себя, взял ноутбук и настучал клавишами в поисковике -  « Профессия: репортёр»  Антониони в хорошем качестве».

И с первых кадров как в восторге открыл рот , так и не смог закрыть  его до конца фильма. А ведь, скажу без ложной скромности, я - ещё тот  киноман…

…  В Африке журналист  узнаёт о смерти  соседа в гостинице и переклеивает фото в паспортах, благо внешне имеется сходство.  Так журналист становится торговцем оружия. Преследования, погони, увлечение…    Впрочем, сюжет,  как и во всех фильмах великих режиссёров, не самое важное в этой работе Микеланджело  Антониони.

«Профессия: репортёр» (в англоязычных странах фильм шёл под названием «Пассажир») вновь  создаёт особую  «антонионивскую»   атмосферу.   Фильм  продолжает  то, что подготовленный  зритель  ощутил в предыдущих чёрно-белых картинах мастера  «Ночь» и  « Затмение».

Есть ,  правда, одно «но», которое делает «Репортёра»  более  удивительным.  Это Цвет.

Фильм цветной.  С первых кадров  Антониони просто завораживает  пиршеством цветовых оттенков в природе, интерьере,  одежде…    Благо по сюжету действие происходит то в пустыне, то в испанской жемчужине Барселоне, то в Лондоне, то  в других экзотических местах с шикарными пейзажами и архитектурными  изысками.

Его играет Джек Николсон, который  до сих пор считает эту роль  очень значимой в своей судьбе. Её  -  бесподобная  Мария  Шнайдер,  ставшая известной после съёмок в культовом фильме Бертолуччи  «Последнее танго в Париже».   В фильме  Антониони  она молода, красива и непредсказуемо загадочна. Удивительная способность режиссёра  точно выбирать актёров!

 И вновь в центре фильма  ощущения,  чувства, которые  трудно  передать словами, но  которые  лучами идут с экрана, проникая в  сердце  и  сознание. ( Любопытно, что существуют две версии фильма – более длинная с откровенными любовными сценами, и обычная, шедшая в массовом прокате )

 На фоне современных  надуманных «кукольных» поделок с  претензиями,  фильм Антониони  1975 года даёт яркое ощущение реальной жизни. Операторская работа  Товоли,  насыщенная различными  техническими новшествами,  удивительно точно реализует замысел режиссёра. Портреты, планы, перспективы…  Прямо кожей чувствуешь  , что то, что происходит на экране, вполне могло происходить  или происходило и с тобой.  Эти неясные отношения  между мужчиной и женщиной, которые практически ничего не знают друг о друге, их сближения и отдаления ,  восторги и разочарования… 

Можно соглашаться или не соглашаться  с тем, что происходит на экране, но одно бесспорно – фильм  заставляет  думать, разгадывать загадки сценария, искать причины одиночества главных героев и  их  не всегда понятного  поведения.  Безусловно,  эта  работа  даёт  основание  кинокритикам  делать обобщения философского масштаба.

Совершенно завораживают  последние  сцены  картины. Эта бесподобная съёмка на фоне оконной решетки…  Люди, появляющиеся и исчезающие… Метания и сомнения  героини … Странная смерть героя… Сколько внутренней энергии и смысла! 

Заметил,  что режиссёр практически не использует  в фильме музыкальное оформление. Только в конце фильма  тихо звучит гитара.

Многие считают этот фильм творческой вершиной в карьере Антониони. Есть  и  такие,  у кого противоположное мнение.

Вот и я  –   прохладно воспринял фильм при первом просмотре двадцать лет назад…

Теперь не пойму, почему.

 

 Октябрь 2012

Другие рецензии на кинофильмы - http://proza.ru/avtor/tektonika&book=7#7


Рецензии
Сергей, благодаря Вам с неизменным удовольствием возвращаюсь в те славные времена и вспоминаю что-то забытое. Спасибо!

Людмила Василенко   26.10.2012 20:54     Заявить о нарушении
Лучше возвратиться без меня, ещё раз посмотрев фильм. Уверен, что фильм вновь удивит.)
Спасибо, Мила!

Сергей Горцев   26.10.2012 23:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.